ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2022 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2022) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты.
В чём заключается особенность педагогической деятельности
Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.
Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель — это еще и социальный работник.
Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.
Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.
Квалификационные характеристики должностей работников образования 2021
1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых.
1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых.
Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, требования к прохождению повышения квалификации и квалификационной аттестации, а также требования к стажу работы.
Квалификационные характеристики должностей работников образования
Должностные обязанности:
- Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
- Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
- Оценивать результативность обучающихся по предмету.
- Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
- Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
- Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
- Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
- Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.
Квалификационные требования к работникам профобразования
Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:
- работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
- организует учебно-производственный процесс;
- осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
- проводит профориентационные мероприятия.
Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.
Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:
- СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
- ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
- обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
- прохождение проверки знаний охраны труда.
Квалификационные характеристики должностей работников школы и детского сада
. Квалификационные характеристики должностей работников содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям к квалификации педработника ДОУ, предусмотренным квалификационной характеристикой, работодатель со ссылкой на эти квалификационные требования может отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.
Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих педагогических должностей в детском саду, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Путеводитель по конкурсам на замещение должностей в образовательных учреждениях 2022.
Сотрудник отдела кадров опирается на 2022 Классификатор должностей и профессий при работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и т.д. Классификатор ОКПДТР (2022) с поиском по фамилии доступен на сайте Министерства труда и социальной защиты.
Единый классификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) представляет собой перечень квалификационных характеристик (должностные обязанности и требования к знаниям и квалификации) руководителей, специалистов и служащих по направлениям деятельности. Дополнительные разделы UCS вводятся соответствующими постановлениями Министерства труда. На сегодняшний день самым последним является приказ от 10.05.2022 г. № 225н, которым утверждены «Квалификационные характеристики личного состава воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Периодичность обновления справочника законом не регламентирована. Таким образом, документ, в который внесены изменения вышеупомянутым приказом, теперь является квалификационным справочником должностей рабочих и служащих 2022.
Обязанности. Осуществляет методическую работу в образовательных учреждениях всех типов и видов, мультимедийных библиотеках, методических, дидактических и методических кабинетах (центрах) (далее — учреждения). В нем анализируется состояние дидактико-методической (учебной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатываются предложения по повышению ее эффективности.
Мэр (директор, управляющий, начальник) образовательного учреждения Заместитель мэра (директора, управляющего, начальника) образовательного учреждения Руководитель (начальник, управляющий, директор, руководитель) структурного подразделения Старший мастер III. ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ Педагог-организатор Педагог социальный педагог Педагог-дефектолог (включая старшего) Педагог-психолог Воспитатель (включая старшего) Воспитатель Библиотекарь Старший вожатый Педагог дополнительного образования (включая старшего) Учитель музыки Концертмейстер Инструктор по физической культуре Методист (включая старшего) Инструктор (включая старшего) Инструктор по труду Инструктор по безопасности жизнедеятельности Тренер (включая старшего) Ученический мастер IV.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 26 августа 2022 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Характеристики квалификационных характеристик должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2022 г., регистрационный номер 18638.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 26 августа 2022 года утвержден Единый справочник квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Характеристика квалификационных характеристик должностей работников образования». Данный документ был выпущен взамен предыдущего от 14 августа 2022 года.
Обязанности. Способствует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры студентов (выпускников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности учащихся, выпускников, детей в учреждениях (организациях) и на дому, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, в том числе информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Осуществляет учебную, воспитательную и другую деятельность на основе достижений педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методов обучения. Организует работу детских кружков, клубов, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность учащихся (студентов, детей) и взрослых. Школа руководит работой по одному из видов деятельности учебного заведения: технической, художественной, спортивной, туристической, экскурсионной и т.д. Школа поощряет права учащихся (выпускников, детей) на создание ассоциаций и детских союзов. Организует вечера, праздники, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы учеников, выпускников, детей в проведении досуга, отдыха и развлечений, ориентируясь на личность ученика, выпускника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность студентов (выпускников, детей), в том числе исследовательскую, интегрирует проблемное обучение в образовательный процесс, способствует установлению связи между наукой и практикой. Анализирует достижения учеников, студентов и детей. Оценивает эффективность своего обучения на основе развития опыта творческой деятельности, познавательных интересов обучающихся (учащихся, детей), использования в своей деятельности компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц. Участвует в работе педагогических и методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Привлекает сотрудников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц их заменяющих), общественность к работе с учащимися (выпускниками, детьми). Поддерживает детские формы организации работы учеников (выпускников, детей), организует их каникулярное время. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (выпускников, детей) в образовательном процессе. Соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
При составлении должностных инструкций с использованием КСД можно уточнить перечень работ для образовательного учреждения с учетом характеристик и особенностей каждой должности, а также разработать дополнительные требования к специализированной подготовке персонала.
DES: Наиболее важные и приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, нормативно-правовая база, связанная с образовательной деятельностью в учреждении. Принципы гражданской обороны при различных видах катастроф, аварий и бедствий. Методы оказания первой помощи.
В Российской газете 20.10.2022 опубликован приказ МЗСР России от 26.08.2022 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Характеристика квалификационных характеристик должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2022, регистрационный № 18638)
При разработке должностных инструкций допускается определять перечень работ, присущих данной должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулы, не совпадающие с отпуском работников, отмена занятий для студентов, выпускников, изменение режима учебного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим причинам и т.д.), а также определять требования к необходимой специализированной подготовке работников.
Рекомендует осторожно подходить к составлению документа, который будет называться «Правила аттестации работников». Для того чтобы избежать возможной неблагоприятной судебной практики и сделать оценку работы сотрудников на своей должности максимально понятной как для работников, так и для самого работодателя, целесообразно включить следующие разделы:
Профессиональная деятельность работника должна оцениваться в соответствии с квалификационными требованиями занимаемой им должности. Следует учитывать личный вклад работника в достижение целей организации, а также сложность и трудоемкость выполняемой работы.
Универсальный квалификационный справочник должностей работников образования 2022.
Если должностные функции, назначенные в обобщенной должностной функции, относятся к более чем одному квалификационному уровню, то должностной функции, относящейся к самому низкому квалификационному уровню, присваивается номер 01. Пример: A/01.6 — это код первой трудовой функции, связанной с шестым квалификационным уровнем и являющейся частью обобщенной трудовой функции A.
5.
При разработке должностных инструкций допускается определять перечень работ, присущих данной должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулы, не совпадающие с отпуском работников, отмена занятий для студентов, выпускников, изменения в учебном процессе на санитарно-эпидемиологическом, климатическом и ином фоне и т.д.), а также определять требования к необходимой специализированной подготовке работников.
Виды высшего образования
Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.
Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:
- степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
- степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
- степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.
Система классификации и кодирования
Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:
— блока идентификации;
— блока наименования объекта классификации;
— информационного блока.
Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации.
Структура кода классификатора
Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Структура кодового обозначения профессий рабочего (должности служащего) в классификаторе:
где:
1-й знак (разряд) — профессия (должность);
2 — 5-й знаки (разряды) — серийно-порядковый номер объекта классификации;
6-й знак (разряд) — контрольное число (КЧ).
Для кодирования профессии рабочего используются значения кода, соответствующие 1 или 3.
Для кодирования должности служащего используется значение кода, соответствующие 2 или 4.
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.
Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.
В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.
Информационный блок профессий рабочих включает в себя фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определенным позициям Общероссийского классификатора занятий — ОКЗ (ОК 010-93).
Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает в себя четыре знака.
Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:
- виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС — два знака (фасет 01);
- тарифные разряды — один знак (фасет 02);
- классы (категории) квалификации — один знак (фасет 03);
- формы и системы оплаты труда — два знака (фасет 04);
- условия труда — один знак (фасет 05);
- степень механизации труда — один знак (фасет 06);
- производные профессии — один знак (фасет 07).
Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.
Пример кодирования профессии рабочего
Код 19149 6 02 7223 5 12 1 2 означает профессию токаря,
где:
1 — профессия;
9149 — токарь;
6 — контрольное число;
02 — 2-й выпуск ЕТКС;
7223 — базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования);
5 — 5-й тарифный разряд;
12 — сдельно-премиальная система оплаты труда;
1 — нормальные условия труда;
2 — рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.
Форма и пример записи позиций для первого раздела ОКПДТР
Код | КЧ | Наименование профессии | Диапазон тарифных разрядов | Код выпуска ЕТКС | Код по ОКЗ |
---|---|---|---|---|---|
19149 | 6 | Токарь | 2 — 6 | 02 | 7223 |
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 (редакция от 15.05.2013)
Введение
Общие положения
Раздел I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
- ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия
Финансовый директор (заместитель директора по финансам)
Главный бухгалтер
Главный диспетчер
Главный инженер
Главный конструктор
Главный металлург
Главный метролог
Главный механик
Главный сварщик
Главный специалист по защите информации
Главный технолог
Главный энергетик
Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Директор гостиницы
Директор котельной
Директор по связям с инвесторами
Директор типографии
Заведующая машинописным бюро
Заведующий архивом
Заведующий бюро пропусков
Заведующий жилым корпусом пансионата (гостиницы)
Заведующий камерой хранения
Заведующий канцелярией
Заведующий копировально-множительным бюро
Заведующий научно-технической библиотекой
Заведующий общежитием
Заведующий производством (шеф-повар)
Заведующий складом
Заведующий столовой
Заведующий фотолабораторией
Заведующий хозяйством
Заведующий экспедицией
Заместитель директора по капитальному строительству
Заместитель директора по коммерческим вопросам
Заместитель директора по связям с общественностью
Заместитель директора по управлению персоналом
Корпоративный секретарь акционерного общества
Мастер контрольный (участка, цеха)
Мастер участка
Менеджер
Менеджер по персоналу
Менеджер по рекламе
Менеджер по связям с инвесторами
Менеджер по связям с общественностью
Начальник автоколонны
Начальник гаража
Начальник (заведующий) мастерской
Начальник инструментального отдела
Начальник исследовательской лаборатории
Начальник производственной лаборатории (по контролю производства)
Начальник лаборатории (бюро) по организации труда и управления производством
Начальник лаборатории (бюро) социологии труда
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
Начальник нормативно-исследовательской лаборатории по труду
Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов
Начальник отдела автоматизированной системы управления производством (асуп)
Начальник отдела информации
Начальник отдела кадров
Начальник отдела капитального строительства
Начальник отдела комплектации оборудования
Начальник отдела контроля качества
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела материально-технического снабжения
Начальник отдела организации и оплаты труда
Начальник отдела охраны окружающей среды
Начальник отдела охраны труда
Начальник отдела патентной и изобретательской работы
Начальник отдела подготовки кадров
Начальник отдела по связям с инвесторами
Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации
Начальник отдела по связям с общественностью
Начальник отдела сбыта
Начальник отдела социального развития
Начальник отдела стандартизации
Начальник планово-экономического отдела
Начальник производственного отдела
Начальник ремонтного цеха
Начальник смены
Начальник технического отдела
Начальник финансового отдела
Начальник хозяйственного отдела
Начальник центральной заводской лаборатории
Начальник цеха (участка)
Начальник цеха опытного производства
Начальник юридического отдела
Производитель работ (прораб)
Руководитель группы по инвентаризации строений и сооружений
Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) - ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Администратор
Аналитик
Аудитор
Аукционист
Биржевой маклер
Брокер
Брокер торговый
Бухгалтер
Бухгалтер-ревизор
Дилер
Диспетчер
Документовед
Инженер
Инженер-конструктор (конструктор)
Инженер-лаборант
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
Инженер по автоматизированным системам управления производством
Инженер по защите информации
Инженер по инвентаризации строений и сооружений
Инженер по инструменту
Инженер по качеству
Инженер по комплектации оборудования
Инженер по метрологии
Инженер по надзору за строительством
Инженер по наладке и испытаниям
Инженер по научно-технической информации
Инженер по нормированию труда
Инженер по организации труда
Инженер по организации управления производством
Инженер по охране окружающей среды (эколог)
Инженер по охране труда
Инженер по патентной и изобретательской работе
Инженер по подготовке кадров
Инженер по подготовке производства
Инженер по ремонту
Инженер по стандартизации
Инженер-программист (программист)
Инженер-технолог (технолог)
Инженер-электроник (электроник)
Инженер-энергетик (энергетик)
Инспектор по кадрам
Инспектор по контролю за исполнением поручений
Инспектор фонда
Инструктор-дактилолог
Консультант по налогам и сборам
Лаборант
Математик
Методист по физической культуре
Механик
Оценщик
Оценщик интеллектуальной собственности
Переводчик
Переводчик-дактилолог
Переводчик синхронный
Профконсультант
Психолог
Социолог
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)
Специалист по защите информации
Специалист по кадрам
Специалист по маркетингу
Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности
Специалист по связям с инвесторами
Специалист по промышленной безопасности подъемных сооружений
Специалист по связям с общественностью
Техник
Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Техник-конструктор
Техник-лаборант
Техник по защите информации
Техник по инвентаризации строений и сооружений
Техник по инструменту
Техник по метрологии
Техник по наладке и испытаниям
Техник по планированию
Техник по стандартизации
Техник по труду
Техник-программист
Техник-технолог
Товаровед
Транспортный экспедитор
Физиолог
Художник
Художник-конструктор (дизайнер)
Шеф-инженер
Экономист
Экономист вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности
Экономист по договорной и претензионной работе
Экономист по материально-техническому снабжению
Экономист по планированию
Экономист по сбыту
Экономист по труду
Экономист по финансовой работе
Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности
Эксперт
Эксперт дорожного хозяйства
Эксперт по промышленной безопасности подъемных сооружений
Юрисконсульт - ДОЛЖНОСТИ ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (ТЕХНИЧЕСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Агент
Агент коммерческий
Агент по закупкам
Агент по продаже недвижимости
Агент по снабжению
Агент рекламный
Агент страховой
Агент торговый
Архивариус
Ассистент инспектора фонда
Дежурный бюро пропусков
Дежурный (по выдаче справок, залу, этажу гостиницы, комнате отдыха, общежитию и др.)
Делопроизводитель
Инкассатор
Калькулятор
Кассир
Кодификатор
Комендант
Коммивояжер
Копировщик
Крупье
Машинистка
Нарядчик
Оператор диспетчерской движения и погрузочно-разгрузочных работ
Оператор диспетчерской службы
Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов
Секретарь-машинистка
Секретарь незрячего специалиста
Секретарь руководителя
Секретарь-стенографистка
Статистик
Стенографистка
Табельщик
Таксировщик
Учетчик
Хронометражист
Чертежник
Экспедитор
Экспедитор по перевозке грузов
Раздел II. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
- ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ, НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОБЩИЕ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Директор (начальник) учреждения (организации)
Заместитель директора (начальника) учреждения (организации) по научной работе. Главный инженер учреждения (организации)
Ученый секретарь
Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (отделением, лабораторией) института
Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (лабораторией) учреждения; заведующий (начальник) научно-исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (отделения, лаборатории) института
Главный научный сотрудник
Ведущий научный сотрудник
Старший научный сотрудник
Научный сотрудник
Младший научный сотрудник
Заведующий аспирантурой
Заведующий (начальник) отделом стандартизации
Заведующий (начальник) отделом научно-технической информации
Заведующий (начальник) планово-экономическим отделом
Заведующий (начальник) отделом кадров
Заведующий техническим архивом
Заведующий фотолабораторией
Ведущий инженер
Ведущий экономист
Инженер
Экономист
Переводчик
Художник
Техник
Лаборант - ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОЕКТНЫХ, КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Главный конструктор проекта
Главный инженер проекта. Главный архитектор проекта
Главный ландшафтный архитектор проекта
Заведующий конструкторским отделом
Заведующий отделом (бюро) оформления проектных материалов
Заведующий чертежно-копировальным бюро
Начальник (руководитель) бригады (группы)
Главный специалист в основном отделе (архитектурно-планировочной мастерской)
Ведущий конструктор
Инженер-проектировщик
Архитектор
Ландшафтный архитектор
Техник-проектировщик
Чертежник-конструктор - ДОЛЖНОСТИ РАБОТНИКОВ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Руководитель подразделения
Главный редактор
Научный редактор
Редактор
Технический редактор
Художественный редактор
Выпускающий
Младший редактор
Корректор
Описание и справочные данные
- Наименование:
- Общероссийский классификатор занятий
- Аббревиатура:
- ОКЗ
- Обозначение:
- ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
- Число страниц:
- 339
- По-английски:
- Russian Classification of Occupations
- Ответственный:
- Минтруд России
- Основание:
- Приказ Росстандарта от 12.12.2014 №2020-ст
- Дата введения:
- 01.07.2015
- Дата окончания:
- не установлена (нет приказа об отмене классификатора или его замене новым)
- Последнее изменение:
- № 1, действует с 1 марта 2021 г
- Основание изменения:
- Приказ Росстандарта от 18.02.2021 №83-ст
О применении пункта 9 Квалификационных характеристик работников образования.
05 Апр. 2015
О применении пункта 9 Квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» В адрес республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки ежедневно поступают обращения о том, что органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования, рассматривают факты наличия в образовательных учреждениях педагогических работников, замещающих должности учителей I-IVклассов, учителей-предметников, иные должности педагогических работников, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, направление подготовки которых не совпадает с требованиями к направлению подготовки, содержащихся в квалификационных требованиях квалификационных характеристик, как нарушение пункта «д» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» и требований статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Руководителей учреждений обязывают прекращать трудовые договоры с такими работниками по пункту 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, как заключенные с нарушением установленных правил заключения трудового договора, предусмотренных статьей 84 ТК РФ (т.е. в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний). При принятии таких решений не принимается во внимание, что указанное основание для прекращения трудовых договоров применяется, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, что не может, по нашему мнению, относиться к педагогическим работникам, имеющим значительный практический опыт в занимаемых ими должностях (5 и более лет), а также систематически повышающих свою квалификацию, проходивших аттестацию на соответствие занимаемой должности либо на установление квалификационной категории. Не учитывается также, что нормативные правовые акты, на основании которых органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования в субъектах РФ, выносят свои решения о нарушении со стороны руководителей правил приема на работу педагогических работников, у которых отсутствуют документы о требуемой квалификации, были приняты значительно позже возникших с работниками трудовых отношений. Следовательно, нормативным правовым актам придается обратная сила, что недопустимо. Так, Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966, вступило в силу 7 ноября 2013 г., а требования к квалификации педагогических работников с учетом направления подготовки, содержащиеся в квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, вступили в силу с 31 октября 2010 г.. Соответственно, указанные нормативные правовые акты могут применяться лишь к отношениям, возникшим после даты вступления их в силу. Положения, определяющие возможность назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки, закреплены теперь и в пункте 23 Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014, регистрационный № 32408) (далее – Порядок аттестации). Установлено, что аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью. С учётом изложенного, при проведении тарификации на новый учебный год, настоятельно рекомендуем руководителям образовательных организаций (учреждений) не спешить с расторжением трудовых договоров с работниками, чей образовательный ценз, направление профессиональной подготовки не соответствует требованиям, предъявляемым действующим сегодня законодательством, еще более не допустимой является ситуация, когда руководитель настаивает на увольнении работника по собственному желанию, а разбирать каждую ситуацию индивидуально, предусматривать варианты иного трудоустройства, извещать контролирующие органы об обучении работника, рекомендовать повысить образовательный уровень, заручаться рекомендациями аттестационной комиссии организации о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, принимать взвешенное и юридически обоснованное решение в каждом конкретном случае. |
Единый квалификационный справочник должностей 2022 в образовании
Должностные обязанности. Осуществляет методическую работу в образовательных учреждениях всех типов и видов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах) (далее — учреждениях). Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.
ЕЙ Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения Старший мастер III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Учитель Преподаватель Педагог-организатор Социальный педагог Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) Педагог-психолог Воспитатель (включая старшего) Тьютор Педагог-библиотекарь Старший вожатый Педагог дополнительного образования (включая старшего) Музыкальный руководитель Концертмейстер Руководитель физического воспитания Инструктор по физической культуре Методист (включая старшего) Инструктор-методист (включая старшего) Инструктор по труду Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Тренер-преподаватель (включая старшего) Мастер производственного обучения IV.
Единый квалификационный справочник должностей работников образования 2022 г
5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.