Шпаргалка по земельному праву.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шпаргалка по земельному праву.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Читайте также:  Невменяемость в уголовном праве. Комментарий юриста

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Сервитут на земельный участок

Сервитут, согласно ст. 274 ГК, – это ограниченное право собственника земли на использование соседних или других земельных наделов. Необходимость в его установлении часто обусловлена обеспечением проезда или прохода к участку, осуществлением строительства на нем, или иных форм эксплуатации, не противоречащих целевому назначению и не нарушающих прав третьих лиц.

Сервитут на участок возникает на основании договоренности с собственником участка и подлежит обязательной государственной регистрации.

По решению государственных или местных органов власти может быть установлен публичный сервитут. При этом он не ограничивает собственника в его вещных правомочиях, позволяя свободно распоряжаться, владеть и пользоваться участком.

Сервитут обладает следующими характеристиками:

  • основанием для его возникновения является невозможность надлежащей эксплуатации надела без вмешательства в пользование другого участка, вызванная безысходностью ситуации;
  • предполагает узкоцелевое использование участка, условия которого оговариваются соглашением, например, только проезд или обустройство инженерных коммуникаций;
  • не может выступать самостоятельным предметом – его нельзя продать, внести в качестве залога или иным образом отчуждать;
  • это придаточное вещное право, с момента прекращения собственности на землю он также прекращается;
  • сам по себе не наделяет дополнительными правами на земельный участок.

Как правило, такое правомочие устанавливается до устранения причин, которыми он был обусловлен.

Прекращение вещных прав

ППНВ и ППБП имеют общие основания прекращения. Согласно ст. 45 ЗК, основанием для этого может послужить добровольный отказ землепользователя/землевладельца, заявление о котором подается в Росреестр.

Любые другие основания носят принудительный характер прекращения и могут быть связаны с:

  1. Нарушениями законодательства при использовании земли, в том числе:
    • использованием не по целевому назначению;
    • загрязнением и порчей земель;
    • неисполнением возложенных законом обязанностей по рекультивации и улучшению земель, по приведению в необходимое состояние;
    • возведением самовольных построек или отказом от их сноса в установленные законом сроки;
    • неиспользованием земли по назначению на протяжении трех лет и так далее.
  2. Изъятием земель для государственных или муниципальных нужд.

В отношении сервитута установлены несколько иные правила. Согласно ст. 48 ЗК, сервитут прекращается:

  • по истечении срока его действия или отпадении оснований, на которых он был установлен;
  • через суд (ст. 276 ГК), если этот вид прав препятствует использованию участка по целевому назначению;
  • в случае принятия решения органом, установившим публичный сервитут, если прекращена деятельность, для которой он установлен, за него не внесена плата или сам обладатель отказался от него;
  • если собственник участка требует его прекращения, что связано с нарушением порядка установления сервитута, возникновением трудностей с использованием участка и по другим причинам, указанным в ст. 48 ЗК.

Собственники. Право собственности на земельный участок

Права собственника земельного участка включают права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Последнее особенно важно, поскольку право распоряжения земельным участком ─ прерогатива собственника. Не являющийся собственником владелец земельного участка не вправе им распоряжаться, если иное не предусмотрено законом. Он осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Собственник земельного участка имеет право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду и распоряжаться своей землей любым иным образом (разумеется, при условии, что она не исключена из оборота или не ограничена в обороте на основании закона).
Сам факт наличия права частной собственности на землю в условиях многоукладной рыночной экономики имеет огромное значение. Без этого вовлечение земельных ресурсов в полноценный гражданский оборот было бы невозможно.
Землепользователи. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Но возникшее у граждан до вступления в силу ныне действующего ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, сохраняется.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать его в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. При этом все созданное этим лицом для себя недвижимое имущество является его собственностью.
Еще одно право, которым могут обладать землепользователи, ─ право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Перечень видов земельных участков, которые могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование, установлен статьей 24 «Безвозмездное срочное пользование земельными участками» ЗК РФ. Это участки как из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так и находящихся в собственности граждан или юридических лиц. И предоставляться они могут как гражданам, так и юридическим лицам.

Землевладельцы. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Иногда выражение «право пожизненного наследуемого владения земельным участком» видоизменяют, немного сокращают и говорят ─ право пожизненного пользования земельным участком. Действующим Земельным кодексом установлено сохранение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до вступления Кодекса в силу. После введения ЗК РФ в действие, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается. Владелец земельного участка, обладающий правом пожизненного наследуемого владения, имеет права владения и пользования земельным участком. Так, например, если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, он вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Земельный участок ─ право получить и право предоставить

Право на получение земельного участка реализуется через возможность приобретения прав на землю, находящуюся в государственной и муниципальной собственности. Земельные участки из состава таких земель предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Право предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ─ за деньги или бесплатно ─ принадлежит исполнительным органам государственной власти или органам местного самоуправления.
В случаях и в порядке, установленных законами субъектов Российской Федерации, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатный земельный участок, в т. ч. для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
Ограничение прав на земельные участки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничение оборотоспособности земельных участков относятся к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений.

Бывают и разновидности

  • Право пожизненного (наследуемого) владения землей. Это стабильное вещное право. Касается лишь частных лиц. Практически идентично праву собственности. Согласно данному праву, надел принадлежит владельцу на протяжении всей жизни, а после кончины правообладателя наследуется согласно воле усопшего. Соблюдение перехода по наследству гарантируется государством и охраняется законом. Имея право пожизненного владения земельным участком, хозяин обладает самыми обширными возможностями, в пределах закона. Стороннее вмешательство в хозяйствование правообладателя на его наделе исключено. Владелец права пожизненного обладания землей может использовать участок по своей прихоти в рамках закона.
  • Право постоянного (бессрочного) пользования землей. Этим правом могут обладать как отдельные лица, так и объединения. Отличается меньшей стабильностью землепользования. У возможности получить такое право оснований будет меньше.
    Право бессрочного землепользования в любой момент может быть остановлено по распоряжению госоргана или муниципального органа.

    Право бессрочного землепользования тоже можно унаследовать.

  • Сервитуты. Это вещное право, имеющее ограниченный характер. Его разновидностей существует несколько, все они находятся в подчинении у конкретных факторов: источник (частный сервитут, утвержденный гражданским законодательством или публичный сервитут, утвержденный законом, или иными документами нормативного характера);
  • срок (временный или постоянный);
  • субъект (утвержденный договором собственников наделов земли или по постановлению суда).

Обоснований для установления сервитутов несколько:

  • перемещение через надел;
  • эксплуатация надела с целью необходимых манипуляций с коммунальными или частными коммуникациями;
  • выполнение мелиоративных работ на наделе;
  • пользование водными ресурсами на наделе;
  • перемещение, выпас скота, а также сенокос на наделе в обозначенные периоды;
  • краткосрочное использование надела для проведения исследовательских и иных работ;
  • постройка объекта недвижимости оговоренной высоты на прилегающем наделе;
  • устройство на наделе природоохранных объектов;
  • другие сервитуты.

Сервитуты обязательно проходят госрегистрацию. Такой форме вещного права надлежит минимально стеснять хозяев прилегающего надела. Обладатель надела земли, где действует сервитут, имеет право взимать фиксированную плату от субъектов, в чьих интересах этот сервитут принят. Если сервитуты приняты в пользу лиц, которые проживают в сельской местности, а также для их объединений, то оплата взиматься не должна. Когда обоснования, на которых сервитут был заявлен, исчезнут, хозяин земельного надела может требовать прекращения действия этой формы вещного права.

Читайте также:  Возражения на апелляционную жалобу

Бывают ситуации, когда эксплуатация земель в соответствии с их назначением невозможна из-за принятого сервитута. Тогда владельцу предоставлена возможность ходатайствовать об остановке действия такого вещного права через суд.

Необходимые документы и порядок действий

Регистрация права собственности на землю проводится на основании заявления гражданина или юридического лица – предполагаемого собственника земельного участка. Заявление подается отдельно по каждому земельному участку.

Если право собственности на земельный участок приобретается одновременно с приобретением права собственности на жилой дом, здание или сооружение, достаточно одного заявления (на строение и на землю).

Для проведения такой регистрации подаются оригиналы следующих документов:

  • паспорта обеих сторон (необходимо проконтролировать своевременность вклеенных фотографий);
  • идентификационные коды каждой из сторон;
  • документы, удостоверяющие право собственности на землю;
  • оценка эксперта стоимости земли необходима при возникновении налога у продавца;
  • извлечение из Государственного земельного кадастра.

Важно! Нотариус проводит регистрацию сразу после удостоверения сделки, на основании которой возникло права собственности на землю.

Для оформления земельного участка также может понадобиться:

  1. В случае, если земля является совместной собственностью и/или покупатель состоит в браке, то обязательным является заявление о согласии второго супруга. Для оформления такого заявления нужен второй супруг с идентификационными документами (паспорт, ИНН, свидетельство о браке).
  2. Если же участок находится в совместной собственности у нескольких юридических или физических лиц, то при продаже доли нужны отказы других владельцев от преимущественного права покупки.
  3. Если необходимо оформить землю на несовершеннолетнюю особу, то нужно согласие его родителей (в их роли может также выступать усыновитель или попечитель), кроме этого необходимо согласие органов опеки или попечительства.
  4. При выборе земельного участка для строительства, необходима справка об отсутствии на нем каких-либо построек.
  5. Если же целью оформления является ведение сельского хозяйства для личных целей –нужна справка, что земля не является паем.

После оформлении сделки купли-продажи у нотариуса, у продавца должна быть на руках копия договора купли-продажи и квитанция об оплате налогов, если возникло обязательство по его оплате.

Покупатель же получает оригинал договора купли-продажи и информационная справка из государственного реестра, которая подтверждает право собственности.

Прекращение права собственности на землю

Прекращение прав на землю урегулировано главой 22 ЗК. Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:

  • добровольный отказ собственника от права на земельный участок;
  • смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника;
  • отчуждение земельного участка по решению собственника;
  • обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;
  • отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
  • конфискация по решению суда;
  • неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных ЗК.

В соответствии со статьей 142 ЗК прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной общины осуществляется по его заявлению в соответствующий орган.

Этот орган в случае согласия на получение права собственности на земельный участок заключает соглашение о передаче права собственности на земельный участок.

Кодекс не устанавливает форму этого соглашения, но исходя из норм гражданского права мы считаем, что это должен быть договор дарения, заключенный с учетом требований ст.132 ЗК. Соглашение о передаче права собственности на земельный участок подлежит нотариальному заверению и государственной регистрации.

Принудительное прекращение прав на земельный участок осуществляется в судебном порядке, в частности, в случае:

  • использования земельного участка не по целевому назначению;
  • несоблюдения требований относительно устранения нарушений, допущенных при использовании такого участка (например, его загрязнении);
  • выкупа (изъятия) земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
  • принудительного обращения взысканий на земельный участок по обязательствам собственника этого земельного участка.

Ст.145 предусматривает, что если к лицу переходит право собственности на земельный участок, который по этому ЗК не может находиться в его собственности (земли сельскохозяйственного назначения для иностранцев), этот участок подлежит отчуждению его собственником в течение года с момента перехода такого права.

В случаях, когда земельный участок этим лицом в течение установленного срока не отчужден, такой участок подлежит принудительному отчуждению по решению суда. При этом под отчуждением, наверное, следует понимать только продажу (в принципе, возможна и мена, но не дарение).

Еще одним способом прекращения права собственности на земельный участок является его конфискация. Земельный участок может быть конфискован исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом.

В пункте 2 статьи 260 ГК РФ введено ограничение реализации прав правообладателей земельных участков в части их использования в соответствии с целевым назначением. Указано, в частности, что «на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением».

Нарушение правила об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением может повлечь за собой его изъятие у собственника или прекращение прав иных правообладателей (ст. ст. 285, 287 ГК РФ).

Исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению приведен в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ:

1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

Неделимый земельный участок — это земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (ст. 39.20 ЗК РФ). В отношении такого земельного участка невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом.

Делимый земельный участок — это участок, который может быть разделен на части и при разделе образует два или более самостоятельных земельных участка, разрешенное использование которых по целевому назначению возможно без осуществления перевода в состав земель иной категории.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ.

Комментарий к Ст. 261 ГК РФ

1. Прежде чем земельный участок станет объектом права собственности в гражданских правоотношениях, он должен быть индивидуализирован в земельных правоотношениях — определены цель его использования, размер (площадь) и границы (местоположение), его кадастровый номер. Условия и порядок формирования земельного участка предусмотрены земельным законодательством.

2. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда могут находиться только в федеральной собственности.

Специальный закон.

Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

4. Согласно ст. 40 ЗК собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Отсюда следует вывод, что собственник земельного участка не обладает правом собственности на лес, произрастающий на его участке.

Судебная практика.

Объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории РФ. Что касается использования природных ресурсов, находящихся в границах земельного участка, то собственник в соответствии со ст. 40 ЗК получает на них определенные права, перечисленные также в Водном и Лесном кодексах. Участки недр в границах земельного участка являются государственной собственностью и не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») (Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П).

Читайте также:  Что изменится с введением новых Правил эксплуатации электроустановок в 2023 году

Земельное право тесты. Тест по земельному праву

1.Земельное законодательство состоит из:
А. Земельного кодекса РФ, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Б. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
В. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов муниципальных образований.

2.Предмет земельного права—это:
А.Общественные отношения по поводу планеты Земля.
Б. Общественные отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В.Общественные отношения по поводу границ территориальных образований.

3.Объктами земельных отношений являются:
А.Планета Земля.
Б.Земельный фонд.
В.Земельные участки.

4.Виды государственной собственности на землю:
А.Федеральная.
Б.Федеральная и субъектов Российской Федерации.
В.Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. К формам земельной собственности относятся:
А.Государственная, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная.
Б.Государственная, частная и муниципальная.
В.Частная, государственная, муниципальная и иные.

6.Правовые формы использования земельных участков—это:
А.Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.
Б.Собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.
В.Собственность, аренда, пользование, владение.

7. Землеустройство-это:
А.Устройство земельных дамб.
Б.Мероприятия по повышению плодородия почв.
В.Мероприятия по установлению границ на местности и организации рационального использования земли гражданами и юридическими лицами.

8.Земельный участок на право пожизненного наследуемого владения:
А. Можно получить в любое время;
Б. Можно продать и совершать другие сделки;
В. Можно передавать по наследству и приобрести в собственность, другие сделки запрещаются.

9.Государственный земельный кадастр-это:
А.Реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории.
Б.Количественный и качественный учёт земельных участков и субъектов права землепользования.
В.Показатель стоимости земли.

10.Земельные участки на праве аренды могут иметь:
А.Только российские граждане.
Б. Российские физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства;
В.Любые лица, достигшие 15-летнего возраста.

11.Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в собственности юридических лиц, может предоставляться:
А.На срок договора о землепользовании.
Б. На срок не более 49 лет.
В. На период действия трудовых отношений.

12.Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может предоставляться:
А На срок не более 10 лет.
Б. На срок не более года.
В .На срок не более 49 лет.

13.Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность физических и юридических лиц:
А.Только за плату.
Б. Бесплатно.
В. За плату и бесплатно.

14. Земельные участки в России могут находиться в собственности:
А.Только граждан России.
Б.Граждан России, а также иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
В.Только иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

15. Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:
А.На всей территории Российской Федерации.
Б.В границах Российской Федерации за исключением приграничных территорий и иных особо установленных территорий.
В.В специально отведённых территориях.

16.Нормы (максимальные и минимальные) предоставления земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности:
А.Не устанавливаются.
Б.Устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В.Устанавливаются органами государственного и муниципального управления по заявлениям граждан.

17.Виды платы за землю, установленные законодательством:
А.Земельный налог и арендная плата.
Б. Земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли..
Б. Земельный налог, арендная плата, кадастровая стоимость, рыночная стоимость.

18.Виды земельного контроля в соответствии с земельным законодательством:
А.Государственный, производственный, муниципальный, общественный.;
Б.Государственный, ведомственный, производственный, муниципальный, общественный.;
В.Мониторинг, контроль, привлечение к ответственности.

19.Земли сельскохозяйственного назначения находятся:
А.За чертой поселений.
Б.Внутри поселения.
В.И внутри поселения, и за его чертой.

20.Виды ответственности за земельные правонарушения:
А. Гражданско-правовая, административная, уголовная.
Б. Земельно-правовая.
В. Гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная.
Тест № 1

«Предмет, метод, принципы, система учебной дисциплины «Земельное право».

1. Предметом земельного права являются:

А) правоотношения по предоставлению, использованию и прекращению прав на земельные участки и охране земель;

Б) способы воздействия норм земельного права на поведение участников земельных отношений;

В) система, которая содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли права в целом.

Тест по земельному праву

Б. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

В. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов муниципальных образований.

2.Предмет земельного права—это:

А. Общественные отношения по поводу планеты Земля.

Б. Общественные отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В. Общественные отношения по поводу границ территориальных образований.

3.Объктами земельных отношений являются:

А. Планета Земля.

Б. Земельный фонд.

В. Земельные участки.

4.Виды государственной собственности на землю:

Б. Федеральная и субъектов Российской Федерации.

В. Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. К формам земельной собственности относятся:

А. Государственная, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная.

Б. Государственная, частная и муниципальная.

В. Частная, государственная, муниципальная и иные.

6.Правовые формы использования земельных участков—это:

А. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.

Б. Собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.

В. Собственность, аренда, пользование, владение.

А. Устройство земельных дамб.

Б. Мероприятия по повышению плодородия почв.

В. Мероприятия по установлению границ на местности и организации рационального использования земли гражданами и юридическими лицами.

8.Земельный участок на право пожизненного наследуемого владения:

А. Можно получить в любое время;

Б. Можно продать и совершать другие сделки;

В. Можно передавать по наследству и приобрести в собственность, другие сделки запрещаются.

9.Государственный земельный кадастр-это:

А. Реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории.

Б. Количественный и качественный учёт земельных участков и субъектов права землепользования.

В. Показатель стоимости земли.

10.Земельные участки на праве аренды могут иметь:

А. Только российские граждане.

Б. Российские физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства;

В. Любые лица, достигшие 15-летнего возраста.

11.Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в собственности юридических лиц, может предоставляться:

А. На срок договора о землепользовании.

Б. На срок не более 49 лет.

В. На период действия трудовых отношений.

12.Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может предоставляться:

А На срок не более 10 лет.

Б. На срок не более года.

В. На срок не более 49 лет.

13.Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность физических и юридических лиц:

А. Только за плату.

В. За плату и бесплатно.

14. Земельные участки в России могут находиться в собственности:

А. Только граждан России.

Б. Граждан России, а также иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

В. Только иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

15. Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

А. На всей территории Российской Федерации.

Б. В границах Российской Федерации за исключением приграничных территорий и иных особо установленных территорий.

В. В специально отведённых территориях.

16.Нормы (максимальные и минимальные) предоставления земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности:

А. Не устанавливаются.

Б. Устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В. Устанавливаются органами государственного и муниципального управления по заявлениям граждан.

17.Виды платы за землю, установленные законодательством:

А. Земельный налог и арендная плата.

Б. Земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли..

Б. Земельный налог, арендная плата, кадастровая стоимость, рыночная стоимость.

18.Виды земельного контроля в соответствии с земельным законодательством:

А. Государственный, производственный, муниципальный, общественный.;

Б. Государственный, ведомственный, производственный, муниципальный, общественный.;

В. Мониторинг, контроль, привлечение к ответственности.

19.Земли сельскохозяйственного назначения находятся:

А. За чертой поселений.

Б. Внутри поселения.

В. И внутри поселения, и за его чертой.

20.Виды ответственности за земельные правонарушения:

А. Гражданско-правовая, административная, уголовная.

В. Гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *