Пожарная проверка организаций: от А до Я
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожарная проверка организаций: от А до Я». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверка проводится на основании распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки объекта защиты. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года (месяца), указанного в ежегодном плане проверок, в течение которого соответствующему органу ГПН необходимо провести проверку объекта защиты.
Внеплановая пожарная проверка
Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку.
Основания для проведения внеплановой проверки:
- Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
- Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
- В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
- В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
- В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
- И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
Правила проведения проверки
- Инспекторы имеют право выполнять проверку только в рабочее время и в присутствии проверяемого — частного предпринимателя либо уполномоченного лица от организации.
- Ход внеплановой проверки пожарной безопасности можно фиксировать средствами аудио- и видеотехники.
- Мероприятие не может быть проведено, если руководство организации не было уведомлено о нем минимум за сутки.
- Руководитель имеет право задавать проверяющему лицу любые вопросы и знакомиться с результатами проверки сразу же после ее окончания.
- Если руководитель фирмы не согласен с некоторыми фактами, перечисленными в акте, он имеет право поставить соответствующую отметку на всех экземплярах акта и представить свои возражения в течение 15 дней после получения акта.
- Если проверяемое лицо считает, что проверяющий инспектор нарушил его права, оно имеет право подать жалобу в орган Госпожнадзора.
На что имеет право пожарный инспектор
Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при проверке имеют право:
- запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
- беспрепятственно посещать территорию и объекты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
- выдавать предписания об устранении нарушений;
- составлять административные протоколы, рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.
- Если коротко инспектор имеет право проверить и принять меры, а вот, что не вправе перечень намного длиннее. Итак, проверяющий при проведении проверки не вправе:
- проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
- осуществлять проверку в случае Вашего отсутствия при ее проведении;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.
За что предусмотрена административная ответственность
Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:
- 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
- 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
- частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
- частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
- 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
- 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
- 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
- частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
- частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
- 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
- 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
- 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
- частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.
Внеплановая пожарная проверка
Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку.
Основания для проведения внеплановой проверки:
- Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
- Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
- В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
- В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
- В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
- И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
Оформление результатов пожарных проверок
После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.
В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:
- протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
- бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
- объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
- предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
- рапорт на увеличение срока проведения проверки,
- документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
- иные бумаги, связанные с этим процессом.
Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.
Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.
Обжалование проверки МЧС
Завершающим этапом ревизии является составление акта, а в случае выявления нарушений, вручается еще и предписание.
Как показывает практика, полное отсутствие нарушений пожарной безопасности является редкостью. Но зачастую, руководство фирмы считает, что требования об устранении нарушений со стороны инспектора не законны. В этом случае законодательством предусмотрен внесудебный или судебный порядок обжалования.
Обжалование в вышестоящий орган
Если вы не согласны с результатами или действиями проверяющих в ходе мероприятий, то подавайте жалобу. Срок подачи 15 дней с момента выдачи решения на руки или совершения определенных действий. Как правило, заявление направляется руководству Госпожнадзора, или руководителю вышестоящего органа.
Жалоба должна быть составлена в соответствии с законом, во избежание приостановления рассмотрения.
Ответить обязаны в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. После рассмотрения, жалобу удовлетворяют, либо отказывают.
Данный порядок обжалования занимает меньше времени и менее затратный, чем судебный. Но в то же время он и менее результативный. Ведь, как правило, вышестоящее руководство редко отменяет решение в добровольном порядке. Кроме того, обжалование не приостанавливает действие вынесенного предписания.
В случае отказа от удовлетворения заявления остается только судебный порядок. Обжалование возможно в течение трех месяцев со дня как вы узнали о нарушении прав.
Что проверяют в ходе проверки
Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):
- условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
- полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
- наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
- общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
- также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
- наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.
Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации. В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:
- наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
- уровень защиты от коротких замыканий,
- системы вентиляции и отопления,
- соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.
Оформление результатов пожарных проверок
После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.
В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:
- протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
- бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
- объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
- предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
- рапорт на увеличение срока проведения проверки,
- документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
- иные бумаги, связанные с этим процессом.
Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.
Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.
Документы для проверки МЧС
Помимо закупки огнетушителей, обязательно наличие документов, подтверждающих выполнение установленных требований.
Приказом МЧС № 644 предусмотрены документы, которые проверяют сотрудники надзорного органа. Так, организация должна предоставить:
- учредительную документацию;
- документы, подтверждающие право на объекты;
- декларацию по пожарной безопасности (для объектов, по которым проводится экспертиза проектной документации);
- инструкцию о мерах пожарной безопасности;
- приказ о назначении ответственного за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные инструкции;
- договоры на установку систем защиты, лицензию устанавливающей организации;
- документы по энергоснабжению, водоснабжению, установке систем предотвращения и защиты от пожара;
- сертификаты соответствия на продукцию.
Плановая проверка пожарной безопасности.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Он находится в свободном доступе в Интернете. Любое предприятие может посмотреть числиться ли оно в графике на текущий год. Это дает возможность заблаговременно подготовиться к ревизии.
Основанием включения в план является истечение трех лет со дня регистрации организации, начало осуществления деятельности, требующей уведомления надзорных органов, а также окончание срока проведения последней ревизии.
По общим правилам плановая ревизия проводится не больше одного раза в 3 года. Но, определенные организации проверяются чаще, в связи с повышенной пожарной опасностью (например, организации дошкольного образования могут проверяться один раз в год).
Согласно Постановлению № 290 периодичность проверочных мероприятий зависит от присвоенной категории риска:
- не больше одного раза в 3 года – высокого (например, учреждения образования);
- один раз в 4 года –значительного (к примеру таможенные терминалы);
- не чаще одного раза в 7 лет –среднего риска (граничащие с лесами СНТ);
- не более одного раза в 10 лет –умеренного (объекты до 15 метров высотой)
- В отношении объектов низкого риска плановые проверки не проводятся вообще.
Важно знать: с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2020 г. плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса проводиться не будут. Можно сказать, что установлены «надзорные каникулы».
Этапы прохождения проверки Государственного пожарного надзора
1. Получили уведомление о начале проведения проверки.
2. Созвонились с инспектором, назначили день приезда (заранее, как например, в ГИТ никакую документацию не предоставляли).
3. В день приезда у нас запросили всю исполнительную документацию на все имеющиеся пожарные системы, план-схемы нашего предприятия, расчет категорий по пожарной и взрывопожарной опасности, расчет рисков, расспрашивали про установленные системы, про периодичность испытаний, про технологию производства.
4. Кроме того запросили предоставить скан-копии документов:
4.1. Свидетельство о собственности на здание и землю.
4.2. Устав предприятия.
4.3. Свидетельство о регистрации юридического лица.
4.4. Свидетельство о постановке в налоговой.
4.5. Протолок + приказ о назначении генерального директора на должность.
4.6. Приказ о назначении ответственных лиц за обеспечение требований ПБ.
4.7. Протоколы обучения ответственных лиц.
4.8. Акт ввода в эксплуатацию зданий.
4.9. Технический паспорт объекта.
4.10. Договора на монтаж технических систем (период строительства).
4.11. Расчеты легкосбрасываемых конструкций.
4.12. Расчёт категорий по пожарной опасности.
4.13. Расчет рисков.
4.14. Сертификаты на мягкую кровлю.
4.15. Сертификаты на ламинат.
4.16. Сертификаты на огнезащитную обработку+ протоколы испытаний.
4.17. Договор на водопотреблением с водоканалом.
4.18. Журналы по обслуживанию пожарных систем.
4.19. Акты об окончании работ+ ввод систем в эксплуатацию.
Ваши права при проведении проверки пожарным инспектором
При проведении в отношении Вас проверки имеете право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
- получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки;
- указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
- обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
- на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.