Система взимания платы Платон — вопросы и ответы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система взимания платы Платон — вопросы и ответы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во многих странах мира платный проезд по автомобильным дорогам был внедрен гораздо раньше, чем в России система «Платон». Это стандартная практика, которая позволяет поддерживать дорожное полотно в хорошем состоянии. А поскольку именно большегрузные транспортные средства являются основной причиной преждевременной деформации асфальтового покрытия, логично, что плата взимается именно с них. И, даже несмотря на то, что в других странах тариф гораздо выше чем в России, а платить зачастую приходится даже автомобилям с общей массой от 3 тонн, именно в нашей стране неоднократно производились забастовки перевозчиков.
Что из себя представляет система «Платон» и в чем заключается ее принцип действия?
«Платон» — это система взимания платы на возмещение ущерба, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами дорожному полотну. Данная аббревиатура расшифровывается как «плата за тонну». Под контроль системы берутся грузовые автомобили, чья масса превышает 12 тонн. «Платон» действует на федеральных трассах, полученные средства идут на ремонт и строительство дорожного полотна, а также на создание инфраструктуры. Дополнительная функция системы — контроль над недобросовестными перевозчиками, которые работают по серой схеме без оформления необходимых документов на транспортировку грузов большегрузными транспортными средствами.
Система «Платон» в России внедрена с 2015 года и за первый год функционирования под данным Росавтодора было отремонтировано 1000 и более автомобильных дорог, 3 путепровода и 28 мостов. Изначально тариф для транспортных средств свыше 12 тонн единый тариф составлял 1, 53 руб./км. Несколько раз данная единица подвергалась незначительной индексации. Актуальный на сегодняшний момент курс тарифа следует уточнять на официальном портале «Платона».
Принципы работы системы
«Платон» в автоматическом режиме осуществляет сбор, хранение, обработку и оперативную передачу точных данных о передвижении транспорта массой более 12 т по федеральным автомобильным дорогам. Для проезда многотонника по трассам федерального назначения, владелец фуры должен зарегистрировать себя и автотранспортное средство в Реестре системы взимания платы.
Оборудование спутниковой навигации позволяет собрать информацию о передвижении грузовика, которая затем обрабатывается в автоматическом режиме. В Центре информационной поддержки каждый владелец фуры может получить бортовое устройство, которое может при помощи ГЛОНАСС/GPS фиксировать координаты движущегося авто. Для этого надо заключить с оператором договор безвозмездного использования.
Важная информация! Движение многотонного транспорта без бортового устройства разрешено только при наличии оформленной предварительно маршрутной карты.
Машины, которые затрагивает «Платон»
Как уже было сказано, рассматриваемая система касается только работы большегрузов. Согласно нормативным актам, отвечающим на вопрос о том, как работает «Платон», транспортные средства менее 12 тонн не попадают под действие системы. Под регулирование попадают большегрузы, вес которых превышает обозначенную цифру с учетом водителя и пассажиров.
Какие машины здесь следует выделить? Согласно статье 31.1 ФЗ-257, это:
- армейский и военный транспорт;
- машины спецслужб: пожарников, полиции, скорой помощи, газовых служб и т.д.;
- специальные машины для перевозки людей, за исключением транспорта грузопассажирского типа.
Стоит отметить, что изначально закон касался только дальнобойщиков.
Примеры употребления на «Секрете»
«Наше первое требование — полная отмена «Платона». У нас уже и так есть транспортный налог и акцизы в топливе. Если всё же оставить «Платон», то платить должны только транзитные большегрузные авто».
(Дальнобойщик Михаил Курбатов во время протестов против «Платона» в 2017 году.)
«Если «Платон» собирает данные о движении грузовиков с массой выше 12 тонн, то «Автодата», согласно проекту, будет отслеживать все транспортные средства, которые используют юрлица и ИП для любых видов перевозок. Физлица, по некоторым данным, будут предоставлять информацию о своём авто по желанию».
(Операционный директор ПЭК Илья Бартош — о планах властей запустить новую систему контроля за коммерческим транспортом).
Техническая база (бортовые устройства, маршрутные карты) и способы контроля
Система «Платон» использует единственный тип бортовых устройств — бортовое устройство БУ 1201. Для повышения точности
устройства предусмотрено использование спутниковой системы навигации. Внутри бортового устройства находятся коммуникационный модуль GSM/GPRS, навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, предусмотрена двухсистемность.
Маршрутная карта — документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте, предоставляемых владельцем транспортного средства, и являющийся основанием для расчёта платы в счёт возмещения вреда при отсутствии бортового устройства.
Маршрутная карта содержит данные:
- о государственном регистрационном знаке транспортного средства,
- дате и времени выдачи маршрутной карты,
- срок её действия с указанием даты и точного времени,
- общей протяжённости участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут,
- описании маршрута в привязке к участкам федеральных дорог, для прохождения которого выдан данный документ и размере платы.
Оформление маршрутной карты возможно в Центрах обслуживания пользователей, через терминалы самообслуживания, в Личном кабинете на сайте системы «Платон».
Основную часть оборудования для системы «Платон» Россия закупает за рубежом с последующей локализацией производства. Технологическим консультантом по проекту является словацкая компания SkyToll, обслуживающая крупную европейскую сеть платных дорог.
РТИТС проверяет наличие системы «Платон» следующими способами:
- при проезде фур через стационарные рамки;
- путём мобильного контроля через специально оборудованные автомобили.
К концу 2015 года на дорогах было смонтировано 20 стационарных рамок, после 15 июня 2017 года их число достигло 481 единицы. Мобильный контроль включает 100 автомобилей, они работают на трассах с момента запуска системы.
Можно ли увильнуть от уплаты?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Использование глушилок
Действенный и простой в применении способ. Нужно уточнить информацию о приборе, который поставили в машину. А именно, на каких частотах он работает. И подобрать модель глушилки, подавляющую эти частоты. По мере необходимо, включать и выключать систему глушилкой. Сейчас на рынке представлено большое количество моделей глушилок. Они отличаются радиусом подавления, размерами, частотами подавления, временем работы от аккумулятора и от сети. Главное здесь выбрать подходящий вариант.
Например, глушилка Мгла. Защищает информацию о местоположении, передвижениях с помощью блокировки gps, Glonass маяков и трекеров. Имеет широкий частотный диапазон, подавляет сигналы в радиусе до 20 метров, может работать до 3 часов от аккумулятора, можно подключать в прикуриватель или к 220. Имеет шесть внешних антенн и монитор на корпусе, где отображаются температура, подавляемые частоты, уровень зарядка аккумуляторной батареи. Плюс небольшая по размерам: 148 x 84 x 53 мм (без антенн), масса 467 грамм.
Можно ли увильнуть от уплаты?
Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
- Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
- Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.
Если ни один способ вас не удовлетворяет, за передвижение на большегрузном транспорте придется платить.
Если вспомнить предыдущие годы, то вокруг системы “Платон”, точнее тарификации было много разговоров, которые сопровождались многочисленными забастовками по всей стране.
Изначально Правительство РФ за каждый километр пути планировало брать с владельцев грузовых машин по 3,73 рубля. Массовые протесты дальнобойщиков прокатились по стране и тариф был снижен до 1,53 руб. за километр. В таком размере он продержался до апреля 2020 года, после чего его повысили, и стоимость пройденного километра стала составлять 1,90 руб. Такой тариф действует и в начале 2020 года, однако ходят упорные слухи о том, что сумма будет проиндексирована на коэффициент инфляции с 1 июля 2020 года. По данным Росстата инфляция за 2020 год — 4,3%
Для полноценного функционирования и пополнения бюджета средствами из оплаты транзита большегрузных автотранспортных средств был разработан целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:
- собственно сам центральный офис, в котором происходит аналитика всех поступаемых данных о передвижении зарегистрированных в системе транспортных средств со всех устройств спутниковой связи;
- на российской территории открыты 138 представительств ПЛАТОН по обслуживанию водителей большегрузов;
- ультрасовременная система информирования о местонахождении авто по геоданным со спутников системы ГЛОНАС и GPRS;
- уникальное программное обеспечение по всем расчетам (российской разработки);
- единовременный контроль примерно за 100 видов транспорта;
- выделено до 480 единиц технического спецоборудования;
- разработан единый общероссийский интернет ресурс и службы помощи автовладельцев;
- создано более 500 оборудованных терминалов по обслуживанию клиентов по всей России ;
- система работает с партнерами, за расчеты электронной платежной системой Qiwi можно получить бонусы по оплате;
- аренда или покупка бортовых электронных устройств;
- разработка удобной маршрутной карты следования транспортного средства.
Как производится оплата?
Система взимания платы за «Платон» строится на двух вещах:
- — Маршрутная карта;
- — Бортовое устройство.
- Маршрутная карта подразумевает, что маршрут, по которому будет ехать водитель, уже заранее проложен и должен быть предварительно оплачен.
- Куда проще обстоят дела с бортовым устройством: если на счету перевозчика, который создаётся автоматически при регистрации на официальном сайте, есть необходимая сумма денег, то оплата производится автоматически по мере движения грузовика.
Как пополнить деньги на личном счете системы «Платон»? Это можно сделать как минимум четырьмя способами:
1. Банковский перевод. Достаточно распечатать необходимые реквизиты в форме квитанции, заполнить её и оплатить в кассе того банка, который принимает взносы для системы платы «Платон».
2. Интернет-банкинг. Чтобы пополнить счёт через интернет-банкинг нужно установить приложение банка, услугами которого вы хотите воспользоваться, прикрепить карту и совершить оплату.
3. Личный кабинет «Платон». Сперва нужно авторизоваться в личном кабинете на официальном сайте тарифной системы. Затем необходимо прикрепить к профилю все данные карты. Тогда можно будет пополнять счет через официальный сайт в кабинете «Платон» или мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android OS.
4. Терминал. Многие платежные системы, имеющие свои терминалы, типа QIWI, принимают платежи для пополнения счета системы «Платон», правда, само собой, взимают с этого дополнительную комиссию, которую устанавливают сами.