ПИСЬМО Роструда от 24.01.2020 № ПГ/37449-6-1
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПИСЬМО Роструда от 24.01.2020 № ПГ/37449-6-1». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
Обучение проходит дистанционно.
- Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
- Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
- Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.
Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.
Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:
— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.
Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.
Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.
Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.
Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.
Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
-
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
-
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
-
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
-
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
-
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
-
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
-
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
-
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
-
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
-
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Согласно ФЗ № 76 как переподготовка, так и повышение квалификации производится в соответствии с решением нанимателя. Такое указание содержит Трудовой кодекс РФ. В статье 196 ТК РФ также прописано, что необходимость прохождения оценки уровня образования определяет лицо или организация, нанимающие сотрудника на службу. Второй абзац той же статьи уточняет, как это происходит. Первоначальное установление реальной компетентности производится исключительно с письменного согласия самого персонала.
Конкретные порядки могут быть определены:
- коллективным договором;
- контрактом с определенным человеком;
- дополнительными соглашениями, регулирующими такую область взаимодействия.
Длительность обучения для педагогов и медсестер
В целом, требования к продолжительности курсов повышения квалификации для преподавателей и медицинских сестер не отличаются от общепринятых. Их минимальная продолжительность — 16 академчасов, а максимальная длительность не установлена.
Разница заключается в периодичности получения дополнительного образования. Педагоги обязаны повышать квалификацию раз в 3 года, а медработники — раз в 5 лет. Однако для этих профессий существуют и другие нюансы, связанные с регулярным переобучением.
Так, если медсестре для работы понадобится освоить принципиально новый навык или получить новые знания, она обязана пройти стажировку вместо повышения квалификации. То есть, стажировка необходима для допуска к работе в новых условиях, но повышение квалификации все равно придется пройти.
Бывают ситуации, когда образование медработника по каким-то пунктам не соответствует квалификационным требованиям, но у него имеется непрерывный многолетний стаж по специальности. Если стаж такого сотрудника более 10 лет, то продолжительность повышения квалификации, независимо от формы обучения, должна быть от 100 до 500 академчасов. В данном случае подойдут только долгосрочные курсы (один или несколько).
В переобучении педагогов также есть особенности, связанные со сроками. Их деятельность регулируется, в частности, ФГОС. Это значит, что для каждого учебного предмета и на каждую категорию обучающихся существуют отдельные образовательные стандарты. В свою очередь, по каждому стандарту, с которым связана работа педагога, нужно проходить отдельную программу переобучения.
Например, у учителя начальных классов обычной общеобразовательной школы среди учеников есть один ребенок-инвалид. В данном случае учитель должен раз в 3 года проходить не только курсы, связанные с преподаванием в начальной школе, но и программу по работе с детьми-инвалидами. То есть, минимальная продолжительность повышения квалификации увеличивается вдвое — 32 часа.
Такое же требование распространяется и на учителей-предметников, которые преподают по несколько дисциплин (например, математику и физику).
При получении удостоверения об окончании курсов повышения квалификации следует убедиться, что в нем указано точное количество часов пройденного обучения.
Дополнительное образование дистанционно.
Особенности программы
Срок обучения по программе составляет от 250 до 2000 академических часов.
Для программ профессиональной переподготовки медицинских работников срок обучения установлен в количестве не менее 576 академических часов.
Для некоторых программ срок подготовки составляет не менее 1080 часов и до 2000 академических часов.
Как правило, особенностью программы профессиональной переподготовки в отличие от программ второго высшего образования является исключение базовых дисциплин и освоение исключительно сугубо профессиональных компетенций.
Профессиональная подготовка должна проводиться на основании профессиональных стандартов, которые необходимы работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Цели и задачи повышения квалификации персонала
Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?
- Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
- Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
- Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
- Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
- Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.
Отличия повышения квалификации от профессиональной подготовки
Часто люди считают, что эти два понятия – одно и то же. Это не так, разница между ними серьезная. В чем она заключается, посмотрим далее.
№ п/п | Тип обучения | Суть | Сроки |
1 | Повышение квалификации | Проводится для того чтобы усовершенствовать знания в профессии, умения и навыки | 72 — 100 акад. часов |
2 | Переподготовка персонала | Позволяет приобрести новые навыки либо профессию | 500 — 1000 акад. часов |
Оба этих процесса направлены на совершенствование и развитие персонала. Но в первом случае специальность остается прежней, только усовершенствуются знания и навыки, а при втором варианте есть возможность получения новой профессии.
Какие гарантии предусмотрены работникам, проходящим повышение квалификации?
В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Право работников учреждения на повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключать со своим работником ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор должен содержать:
- наименования сторон;
- указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником;
- обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
- обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
- срок ученичества;
- размер оплаты в период ученичества;
- иные условия.
Когда и каких работников направляют на повышение квалификации
Повышение уровня квалификации сотрудников может проводиться по инициативе руководства предприятия в целях получения новейших профессиональных навыков, улучшения качества производственного процесса или предоставления услуг населению.
Но для иных профессий она является необходимостью, предусмотренной ст. 196 Закона о Труде. К ним относят:
- Водительский состав штата сотрудников. Правила дорожного движения в чертах крупных городов постоянно претерпевают изменения, поэтому для обеспечения безопасности всех автомобильных перевозок, в том числе с пассажирами на борту, водители обязаны повышать свое профессиональное мастерство вождения в новых условиях. Занятия могут проводиться ежегодно, если иное не предписано федеральным законодательством или иными правовыми актами местной власти.
- Научных и педагогических сотрудников коллектива. Изучение новых подходов, методик и способов преподавания в области педагогики является неотъемлемой частью работы преподавателей, а научным руководителям отдельных подразделений необходимо изучать новые разработки технологических производственных процессов регулярно. Поэтому курсы повышения профессиональных знаний для этой категории сотрудников проводятся 1 раз в 5 лет.
- Сотрудники государственных подразделений органов местного самоуправления проходят переподготовку раз в 3 года. Для этой группы работников необходимо изучение новых норм законодательства и правильное применение их на практике.
- Медицинские и фармацевтические работники среднего звена обязаны повышать свой уровень знаний раз в три года, а лица с высшим образованием — ежегодно. Это обусловлено заботой о здоровье наших граждан, поскольку в медицинской сфере постоянно изменяются, например, методы диагностики, что в свою очередь влечет назначение новых лекарственных препаратов, ранее отсутствующих и не применяющихся в сфере здравоохранения.
- Переподготовкой профессиональных знаний должны заниматься специалисты сферы по физической культуре и спортивным достижениям на периодической основе.
- Судейский и прокурорский состав правоохранительной системы государства – важнейшее звено органов исполнительной власти, поэтому обучение для них является профессиональной необходимостью. Изучение вступивших в силу сводов законов, их изменение и применение на практике проводятся регулярно.
Список профессий, для которых повышение уровня квалификации в той или иной области может быть намного расширен. Каждый сотрудник должен понимать, что без новых технологий, методик и знаний трудно стать настоящим профессионалом своего дела.
Долгосрочное профессиональное развитие
Время занятий — от 100 до 500 часов. Долгосрочное повышение квалификации направлено на углубленное изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности с целью обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых должностных функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, имеющих некоторый опыт работы и не имеющих практических навыков и знаний.
По окончании курса студенты сдают контрольную, экзамен или пишут и защищают реферат по теме материалов программы. Если участник курса успешно завершает сертификационные мероприятия, ему выдается сертификат, подтверждающий, что он прошел повышение квалификации.