Особенности международной перевозки опасных грузов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности международной перевозки опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.
Типы классов опасности грузов
В международной и национальной практике разделение классов опасности осуществляется согласно положениям правил перевозки опасных грузов (dangerous goods regulations), разработанными в соответствии с резолюциями 618, 619 Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта (ИАТА) совместно с техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (DOC 9284) (ТИ ИКАО). Различают следующие типы опасных грузов:
- Взрывчатые вещества с опасностью взрыва по массе, охватывающего весь объем, могут характеризоваться разбрызгиванием, возгораться.
- Газы, способные воспламеняться при взаимодействии с воздухом. Находящиеся при низких температурах невоспламеняющиеся газы.
- В класс легковоспламеняющихся жидкостей входят суспензии, лаки, растворы или пары с повышенным уровнем воспламенения. В эту категорию входят такие популярные товары, как керосин, бензин и даже лаки для ногтей.
- Твердые вещества, которые отличает склонность к легкому воспламенению, в том числе при контакте с водой.
- Окисляющиеся перекиси и органические вещества, способные к воспламенению при контакте с другими веществами. В этот перечень входят, например, некоторые компоненты белой краски.
- Инфекционные и токсические вещества, содержащие болезнетворные микроорганизмы, никотин, цианид и другие составляющие.
- Радиоактивные материалы.
- Вещества, имеющие коррозийные свойства, поражающие ткани, кожные покровы.
- Прочие опасные предметы и вещества, которые не входят в указанный перечень (например: литий-ионные, литий-полимерные батареи, магниты, конденсаторы, потребительские товары, двигатели внутреннего сгорания, транспортные средства).
Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:
-
Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.
-
Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.
Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
-
Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.
-
Контакты и адрес фактического расположения компании.
-
Класс опасности согласно международным стандартам.
-
Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).
-
Тип транспортного средства.
-
Контакты отправителя и получателя груза.
-
Подтверждение указанной категории товара.
-
Договор между владельцем груза и транспортной компанией.
-
Товарно-транспортная накладная (3 копии).
-
Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.
- Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.
К категории опасных относят различные материалы, отходы, вещества, способные нанести существенный вред и ущерб окружающей среде, животным, а также человеку. Они делятся на взрывоопасные, отравляющие, способствующие возникновению заболеваний и пр. Чтобы упростить разграничение и внести конкретику в понятие опасного груза, была разработана специальная классификация. Согласно принятым нормам, все опасные грузы разделили на 9 классов. Начиная от 1 до 9, это:
- взрывчатые и взрывоопасные различные материалы;
- сжатые, сжиженные газы;
- жидкости, обладающие свойством легко воспламеняться;
- легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, а также самовозгорающиеся и выделяющие чрезвычайно опасный, способный легко воспламениться газ при попадании в водную среду;
- окисляющиеся;
- ядовитые и инфекционные;
- грузы с радиоактивными свойствами;
- едкие и коррозийные;
- иные.
В зависимости от конкретного класса перевозимого по ЖД опасного груза, подбираются соответствующие и отвечающие всем нормам ёмкости, контейнеры и резервуары для их транспортировки. К ним применяются различные меры по обеспечению надлежащей и эффективной безопасности. Потому класс груза имеет ключевое значение в вопросе организации грузоперевозок железнодорожным и любым другим транспортом. Только грамотная и профессиональная организация перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом позволяет предотвратить аварийные и опасные, несущие в себе угрозу ситуации. Потому вопрос транспортирования следует доверять только тем перевозчикам, которые имеют специальные разрешения, допуски, а также располагают материально-технической базой для организации доставки опасных веществ.
Ни одна перевозка опасных грузов по железной дороге не может осуществляться без наличия специальной документации, которая делится на разрешительную и сопроводительную. В зависимости от конкретной ситуации, в документы вносится соответствующая информация, и могут потребоваться дополнительные бумаги. Но основной набор сопроводительной и разрешительной документации состоит из:
- лицензии;
- разрешения от Минтранса;
- накладной;
- разрешений от ЖД станции;
- свидетельства о надлежащем техническом состоянии вагона;
- удостоверения о выполненном ремонте (если делался ремонт);
- акта технической экспертизы (актуально для новых вагонов);
- документов для подтверждения личности и юридического статуса при сопровождении груза;
- разрешений от МВД (требуется при доставке груза особой опасности).
Чтобы грузоперевозчик получил право на реализацию подобных грузоперевозок, где фигурируют опасные вещества и материалы, ему потребуется специальная лицензия. Выдаётся документ представителями Управления железнодорожного надзора. Также необходимо разрешение от Минтранса. Оно выдаётся в отделении ведомства после предъявления маршрута, лицензии, документов на ЖД транспорт и дополнительных бумаг. Разрешение нужно и от руководителей железнодорожной станции. Его выдают только после написания заявления с приложенными документами. Этот пакет документации передаётся начальнику станции на подпись. Лучше сделать это минимум за 1 день до загрузки товара.
3.1.1. Прием к перевозке и выдача опасных грузов должны проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов.
3.1.2. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования.
3.1.3. Конкретный опасный груз должен быть предъявлен грузоотправителем к перевозке только теми видами отправок, которые определены Правилами перевозок грузов, в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.
3.1.4. Запрещается погрузка и выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов.
3.1.5. Принятые с подъездных путей от грузоотправителей и прибывшие в адрес обслуживаемых грузополучателей вагоны с опасными грузами класса 1 не должны находиться на станции более двух часов с момента поступления на станцию.
3.1.6. В случае отгрузки опасных грузов повагонными или мелкими отправками, а также в контейнерах с разгрузкой их на местах общего пользования начальник железнодорожной станции отправления обязан иметь телеграфное или письменное согласие станции приема груза.
4.2.1. При перевозках опасных грузов класса 2 должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов, а также нормативно-технической документации, касающейся техники безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозок конкретных опасных грузов этого класса.
4.2.2. После заполнения вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры.
Все рабочее оборудование вагона-цистерны цехом наполнения должно быть приведено в транспортное положение. Верхний люк и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпаками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона-цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо убедиться в исправности экипажной части, соответствии маркировки, герметичности котла цистерны, наличии предохранительных колпаков над арматурой, которые должны быть заперты на замок и опломбированы.
4.2.3. Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.
4.2.4. При передаче вагона-цистерны ее владельцем другому предприятию для разовой перевозки опасных грузов класса 2 последнему должно быть послано телеграфное извещение с указанием номера транспортной накладной, заводского и регистрационного номеров, а также сроков технического освидетельствования цистерны, арматуры и регулировки предохранительного клапана, которое хранится у владельца вагона-цистерны и у отправителя продукции до завершения перевозки продукта.
4.2.5. Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейнера-цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно-технической документацией для данного груза.
В накладной на порожнюю вагон-цистерну грузополучатель обязан записать: «Вагон-цистерна слита полностью. Давление в котле… МПа».
4.2.6. При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением вагон-цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии.
На вагонах-цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: «Газосброс не закрывать».
4.2.7. После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом (тамбуром), шкаф должен быть закрыт на замок и опломбирован пломбой грузоотправителя.
При возврате таких вагонов-цистерн в порожнем состоянии грузополучатель обязан закрыть на замок и опломбировать арматурный шкаф (тамбур) в порядке, предусмотренном для груженых цистерн.
Применение правил перевозки перевозки опасных веществ железнодорожным транспортом
Основные правила следующие:
- При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
- Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
- При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
- Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.
Перевозка опасных веществ по ж/д регламентируется СМГС.
Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:
- Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
- Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
- Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
- Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.
Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:
- Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
- На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
- Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
- Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
- Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
4.2.1. При перевозках опасных грузов класса 2 должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов, а также нормативно-технической документации, касающейся техники безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозок конкретных опасных грузов этого класса.
4.2.2. После заполнения вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры.
Все рабочее оборудование вагона-цистерны цехом наполнения должно быть приведено в транспортное положение. Верхний люк и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпаками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона-цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо убедиться в исправности экипажной части, соответствии маркировки, герметичности котла цистерны, наличии предохранительных колпаков над арматурой, которые должны быть заперты на замок и опломбированы.
4.2.3. Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.
4.2.4. При передаче вагона-цистерны ее владельцем другому предприятию для разовой перевозки опасных грузов класса 2 последнему должно быть послано телеграфное извещение с указанием номера транспортной накладной, заводского и регистрационного номеров, а также сроков технического освидетельствования цистерны, арматуры и регулировки предохранительного клапана, которое хранится у владельца вагона-цистерны и у отправителя продукции до завершения перевозки продукта.
4.2.5. Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейнера-цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно-технической документацией для данного груза.
В накладной на порожнюю вагон-цистерну грузополучатель обязан записать: «Вагон-цистерна слита полностью. Давление в котле… МПа».
4.2.6. При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением вагон-цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии.
На вагонах-цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: «Газосброс не закрывать».
4.2.7. После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом (тамбуром), шкаф должен быть закрыт на замок и опломбирован пломбой грузоотправителя.
При возврате таких вагонов-цистерн в порожнем состоянии грузополучатель обязан закрыть на замок и опломбировать арматурный шкаф (тамбур) в порядке, предусмотренном для груженых цистерн.
Установленные классы опасных грузов
Опасными грузами считают вещества, материалы или производственные отходы, которые могут наносить вред окружающей среде, людям и животным. Они могут быть взрывоопасными, отравляющими, вызывающими заболевания и т. д.
Выделяют несколько классов опасных грузов:
- первый представлен взрывчатыми материалами;
- 2-й – сжатыми газами, сжиженными и растворенными под давлением;
- 3-й – легковоспламеняющимися жидкостями;
- 4-й – легковоспламеняющимися твердыми веществами, самовозгорающимися веществами, веществами, что выделяют воспламеняющийся газ при попадании воды;
- 5-й – окисляющимися веществами и органическими пероксидами;
- 6-й – ядовитыми веществами и инфекционными веществами;
- 7-й – радиоактивными материалами;
- 8-й – едкими и коррозийными веществами;
- 9-й – иными опасными веществами.
Охрана труда при ЖД перевозках опасных грузов
Организуя поездную и маневренную работу с вагонами, что содержат опасные грузы, стоит следовать установленным правилам, учитывая особые отметки, отраженные в перевозочной документации.
Правила пропуска поезда и осуществления маневров вагонов с веществами класса 1, извещения сотрудников станции, пункта техосмотра, локомотивной бригады, проводника, что сопровождает груз, о приеме и отправке поезда устанавливает МПС РФ. Такие правила отражают в распорядительных актах станций.
В документации на груз может стоять отметка «Сгорки не спускать». Этого требования стоит в таком случае придерживаться. А маневры осуществляются толчками.
Требование к скорости при маневрах – не больше 5 км в час или даже менее (в зависимости от класса груза).
Подавая вагоны для погрузки опасного груза, маневровые диспетчера должны быть уверены в том, что транспорт осмотрен и является годным для транспортировки.
При закреплении вагонов стоит придерживаться правил, что действительны на железной дороге. Действовать следует в соответствии с техническим распорядительным актом станции, инструкцией об обслуживании.
Обязательно наличие радиосвязи. Если такова отсутствует, маневры возможны при соблюдении мер безопасности – используется небольшое количество вагонов, бригада должна состоять из 2 и более человек.
Вагоны должны быть прикрыты вагонами с неопасным грузом (кроме длинномерного груза) или быть порожними (кроме платформ).
В инструкциях прописываются правила оповещения сотрудников станции
Обязательно наличие инструкции о ликвидации аварийной ситуации с опасным грузом.
Выделяют также аварийные пути, чтобы можно было осуществлять действия, отраженные в аварийной карточке.
Если в пути следования будет выявлено неисправность вагона, стоит составить акт с участием проводника. Устраняют технические и коммерческие неисправности либо с отцепкой вагонов, либо без отцепки. При этом соблюдают правила безопасности.
Каждый проводник, что сопровождает груз, обязан знать все об опасных свойствах груза, мерах оказания первой медпомощи, мерах безопасности.
Обязательство отправителя груза – обеспечить проводника необходимыми защитными средствами, инструментами, запасными материалами, инструкциями. Если проводник отсутствует, вагоны задерживаются до того времени, пока он не прибудет.
Требования к техническому состоянию средств транспортировки опасных грузов
Цистерны, спецконтейнеры для перемещения и выгрузки грузов под давлением и при температуре до 50 гр. должны соответствовать требованием эксплуатации сосудов под давлением. Перевозки сжиженных, сжатых, растворенных под давлением газов осуществляются согласно установленных правил для каждого конкретного груза.
Перед погрузкой экипажная часть подвижного состава (колесные пары, рама, автосцепка, тормозное оборудование) должна быть обследована работниками вагонного хозяйства с соответствующим документированием о техсостоянии.
За техсостояние кузовной части вагонов, их внутреннего и наружного оборудования несет ответственность их собственник или арендатор.
Используемые для транспортировки контейнера должны соответствовать установленным ГОСТам, техусловиям по их эксплуатации. Запрещено использовать специализированные контейнеры не по назначению.
Ответственность за соответствие параметров, техническое состояние контейнеров несет грузополучатель.
Применяемые для упаковки средства (мелкая тара) также должны соответствовать нормам и стандартам и применяться для конкретных материалов.
Специализированные вагоны должны применяться для транспортировки грузов, указанных в техдокументации, и иметь место приписки к станции по месту нахождения их владельца или арендатора.
Международные железнодорожные перевозки
Безопасность международных перевозок обеспечивается соблюдением международных законов.
Правила перевозки должны соответствовать Соглашению о Международном Грузовом Железнодорожном сообщении, действующем на территории стран-подписантов.
Основной регламентирующий документ – Приложение 2 к СМГС. В приложении 2 указан перечень разрешенных к перевозке опасных грузов, в приложении 10 – перечень опасных грузов 1 класса. Не вошедшим в список разрешенных, но имеющим сходные характеристики, материалам и веществам, присваивается номер ООН. Условия перемещения по железной дороге устанавливаются для этого номера.
Осуществлять услуги по транспортировке компании могут при наличии документов:
- Лицензии на перевозки;
- Разрешения Минтранспорта РФ на перевозку опасных грузов;
- Разрешения МВД на перемещение особо опасных грузов.
От загрузки до выгрузки опасные грузы имеют вооруженное сопровождение и охрану.
Перевозка опасных грузов по железной дороге позволяет свести к минимуму любые риски, выполнить доставку товаров в срок, с наименьшими затратами.
Ответственность и последствия
Ответственность за нарушение правил по перевозке опасных грузов определяет КоАП, и на ж/д транспорте она такая:
Субъекты | Штраф |
---|---|
Для граждан штраф | 100 – 300 рублей |
Для лиц должностных | 300 – 500 рублей |
Для лиц юридических | 3000 – 5000 рублей |
Применение правил перевозки перевозки опасных веществ железнодорожным транспортом
При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.
Основные правила следующие:
- При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
- Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
- При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
- Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.
Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:
- Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
- Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
- Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
- Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.
Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:
- Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
- На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
- Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
- Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
- Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
Правила оформления документации
В период осуществления перевозки содержимого багажа, у перевозчика должна быть в наличии накладная на каждый вид опасного товара. Такой документ оформляет и предоставляет сторона отправителя. В накладной важно прописать полное название опасного груза. Если название содержит в себе общий характер, то рядом с общим названием, при заполнении документа, отправитель обязан написать название согласно техническим условиям товара. Дополнительным приложением к накладной будет аварийная карточка. Она прикладывается только в том случае, если номер аварийного листа не указан в Алфавитном указателе . В фактуре нужно сделать обозначение, в графе «Наименование» , что аварийная карточка была приложена. Чтобы обозначить, что перевозиться небезопасный груз, отправитель обязан поставить в верхней части фактуры оттиск, гриф красного цвета.
Образец путевого листа на опасный груз