Cубсидии на возмещение затрат в приоритетных сферах деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Cубсидии на возмещение затрат в приоритетных сферах деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.
Комментарий к ст. 78 БК РФ
Комментируемой статьей регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.
Разъяснения о порядке применения комментируемой статьи даны в совместном письме Минфина России и Минэкономразвития России от 29.08.2008 N 02-01-04/2523, 12064-АП/Д05.
Несмотря на то что статьей 78.1 БК РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям, субсидии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям могут быть предоставлены на основании положений комментируемой статьи.
Случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, предусматривает именно закон (решение) о бюджете, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.
Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.
Так, например, в соответствии с комментируемой статьей получателям средств из бюджета (в том числе некоммерческим организациям — объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий.
Комментируемая статья не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), в том числе созданным в форме фонда.
Например, закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете), с учетом требований комментируемой статьи, может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) в целях оказания содействия субъектам малого предпринимательства в качестве добровольного имущественного взноса на учреждение государственного или муниципального фонда поддержки предпринимательства, фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), фонда для приобретения паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и иных видов объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение их деятельности.
На практическом уровне это означает, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит БК РФ.
В письме от 27.03.2014 N 02-03-09/13602 Минфин России пояснил, что случаи и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг должны быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, требования к условиям и порядку предоставления субсидии устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующими предоставление указанных целевых средств.
Следовательно, осуществление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации деятельности, связанной с предоставлением субсидии, не относится к предмету правового регулирования Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Аналогичный вывод сформулирован и в письме Минфина России от 27.03.2014 N 02-03-09/13605: требования к условиям и порядку предоставления субсидий из местного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг (далее — субсидии) должны быть установлены муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, регулирующими предоставление указанных целевых средств.
Таким образом, выполнение органом местного самоуправления функций, связанных с предоставлением субсидий, не может рассматриваться как муниципальная услуга, а относится к обязанности данного органа в соответствии с решением о местном бюджете осуществить финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в интересах публично-правового образования.
Пример.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность помимо производства (реализации) подакцизных товаров, имеет право на получение субсидии.
Соглашение о предоставлении субсидии
Как мы указали в преамбуле, субсидия предоставляется учреждению на основании соглашения, заключенного между учреждением и учредителем. Эта норма осталась неизменной. На федеральном уровне типовая форма соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н. На уровне субъектов РФ и муниципалитетов имеются аналогичные нормативные акты. Положениями пп. «д» п. 4 Общих требований установлено, что соглашение о предоставление целевой субсидии должно содержать:
1) цели предоставления субсидии с указанием наименования национального проекта (программы);
2) значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть достигнуты, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации);
3) размер субсидии;
4) сроки (график) перечисления субсидии;
5) сроки представления отчетности;
6) порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением;
7) основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения учредителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
8) основания для досрочного прекращения соглашения по решению учредителя в одностороннем порядке, в том числе:
-
в связи с реорганизацией или ликвидацией учреждения;
-
в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
При каком доходе можно оформить субсидию
Распространено мнение, что на помощь от государства могут претендовать только малоимущие. Что касается субсидии на оплату ЖКУ, это не так, хотя такая возможность действительно связана с доходом. Даже если он выше прожиточного минимума, есть шанс получить субсидию. Это зависит от того, какова доля допустимых расходов на оплату ЖКУ.
Размер компенсации зависит от отношения дохода семьи к прожиточному минимуму и соответствия расходов на ЖКУ региональному стандарту стоимости коммунальных услуг. При расчете субсидии во внимание принимается не только зарплата, но и все надбавки и премии, а также доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы от инвестиций, продажи сельскохозяйственной продукции со своего огорода, проценты по депозитам, пособия на детей и алименты.
При расчете субсидии учитывается совокупный доход до вычета налогов всех членов семьи за шесть месяцев, даже тех, кто живет в другом месте. К членам семьи относятся супруги, родители или усыновители несовершеннолетних детей и сами несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные.
Как получить субсидию
Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю необходимо предоставить копии документов:
- паспорт гражданина, который подает заявление на субсидию, и паспорта всех членов его семьи. Для детей младше 14 лет — свидетельства о рождении;
- документы на жилье (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации);
- справки о размере доходов заявителя и членов его семьи старше 16 лет за полгода, предшествующих дате подачи заявления;
- документы, подтверждающие отсутствие задолженности за коммунальные услуги (последние квитанции об оплате);
- реквизиты счета в банке, куда будет перечисляться субсидия;
- иностранцам дополнительно нужно предоставить документ о том, что они являются гражданами другого государства.
Что делать, если в субсидии отказали?
Если на заявление пришёл отказ в назначении субсидии, то в первую очередь надо узнать причину. Если недостаёт документов или у каких-то из них вышел срок, то надо донести.
Сложнее, если возникла путаница с собственниками и прописанными. В таком случае надо смотреть по ситуации: кто собственник, каков его доход, кто прописан, какие у них доходы, и как они его подтверждают, есть ли у них возможность прописаться в другом месте.
Например, бывает так, что в квартире живёт одна пенсионерка, а прописаны все её дети с мужьями, жёнами и детьми. За коммунальные услуги платит сама, а права на субсидию не имеет, поскольку учитываются доходы всех членов семьи. Останься она одна прописанной в этой квартире — часть оплаты за ЖКХ вернулось бы.
По мере поступления бюджетных средств в бухучете предприятия делаются такие проводки: Дебет 76 – Кредит 86 (начислено субсидирование), Дебет 51 – Кредит 76 (получение субсидирования), Дебет 86 – Кредит 98 («Прочие доходы» – включение субвенции в доходную часть предприятия).
Если же дело касается возмещения имеющихся затрат, которые понесло предприятие в других отчетных периодах, субсидирование ведется на счету 91 «Прочие доходы», не использовав при этом счет 86.
Но тогда усложняется возможность аналитики. Поэтому в таких случаях специалисты рекомендуют полученную сумму средств отражать на Кредит 86.
Например:
Суть | Кт | Дт | Сумма |
Задолженность по субвенции | 86 | 76 | 6 230 тыс. руб. |
Приход денег из бюджета | 76 | 51 | 6 230 тыс. руб. |
Условия получения и возврата
Предоставление бюджетной поддержки коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям регламентируется положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Если же субсидии выдаются из нижестоящих бюджетов (региональных и местных), то помимо указанной нормы нужно руководствоваться и нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта РФ и отдельных муниципальных образований.
Субсидии предоставляются на основании соответствующего договора (соглашения), в котором содержатся права, обязанности и ответственность сторон. Такой порядок выделения субсидии предусмотрен независимо от «уровня» бюджета.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидия выдается на безвозмездной и безвозвратной основе. Но такая безвозмездность весьма условна. Дело в том, что обязательным условием предоставления субсидии является целевой характер ее использования (ст. 38 БК РФ). И если получатель нарушает это условие, то деньги могут быть взысканы обратно в бюджет. Это прямо предусмотрено в п. 3.1 ст. 78 БК РФ.
А что будет в ситуации, когда получатель субсидии частично нарушит условие о целевом расходовании бюджетных средств? То есть если не по целевому назначению истрачена не вся субсидия, а только часть?
В законодательстве нет ответа на этот вопрос. Поэтому решать его приходится в судах. По мнению арбитров, в такой ситуации бюджет может претендовать на возврат только той части субсидии, которая реально потрачена не по назначению. Причем суды считают, что требовать возврата всех денег нельзя, даже если договором (соглашением) установлено обязательство получателя возвратить полученную сумму в полном размере. Например, такой вывод содержится в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А64-2562/2016.
Вернуть деньги придется не только при нецелевом расходовании субсидии, но и при нарушении прочих условий, установленных при ее выдаче (п. 3.1 ст. 78 БК РФ). Но и здесь есть свои нюансы. Так, в договоре (соглашении) о выделении субсидии может быть предусмотрена обязательная отчетность получателя. Суды считают, что непредставление установленной договором (соглашением) отчетности само по себе не влечет обязанности возвратить субсидию. Конечно, при условии, что деньги израсходованы по целевому назначению (Определение Верховного суда РФ от 23.11.2016 № 308-ЭС16-16453 по делу № А32-28228/2015).
А теперь перейдем к вопросам налогообложения.
В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом с использованием части средств гранта «Агростартап», внесенных крестьянским (фермерским) хозяйством в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:
- оборудование для производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
- оборудование в области аквакультуры (рыбоводства), по номенклатуре, определенной Минсельхозом России;
- сельскохозяйственная техника, специализированный транспорт, фургоны, прицепы, полуприцепы для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членам данного сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:
- сельскохозяйственные животные (кроме свиней) и птица;
- рыбопосадочный материал;
- специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции (кроме свиноводческой продукции);
Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).
- специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для промышленного производства овощей в защищенном грунте, в том числе мини-теплицы площадью до 1 га;
Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется уполномоченным органом.
- посадочный материал для закладки многолетних насаждений, включая виноградники;
- племенная продукция (материал), за исключением племенной продукции (материала) племенных свиней.
Бухгалтерский учет государственной помощи, предоставляемой в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» . Согласно п. 7 этого документа указанные виды финансовой помощи следует рассматривать как средства целевого финансирования. При этом возможны два варианта признания бюджетных средств:
- по мере их фактического получения (при получении целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств);
- по мере возникновения целевого финансирования (отражается задолженность по этим средствам).
Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
В соответствии с п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Бюджетные средства, предоставленные в порядке финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (п. 10 ПБУ 13/2000), то есть предполагается запись Дебет 76 Кредит 91-1. Однако, на наш взгляд, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности. Поэтому считаем целесообразным сделать в бухгалтерском учете строительной компании следующие проводки:
- Дебет 76 Кредит 86 — отражена задолженность по выделенным из бюджета денежным средствам;
- Дебет 86 Кредит 91-1 — увеличены прочие доходы строительной компании (на дату принятия решения о выделении компенсации);
- Дебет 51 Кредит 76 — на расчетный счет поступили денежные средства в счет возмещения платежа по договору лизинга.
Налоговые последствия при получении бюджетных субсидий
78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидия носит безвозмездный характер и отвечает требованиям п. 8 ст. 250 НК РФ.
Таким образом, предоставленная строительной компании субсидия на возмещение затрат на уплату первого взноса по договору лизинга должна включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на дату поступления денег на расчетный счет организации (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Данные выводы подтверждаются разъяснениями финансового ведомства (Письма от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63).
Обратите внимание! Минфин придерживается следующей позиции: полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (Письмо от 14.08.2009 N 03-03-05/156).
Кому и на что предоставляется
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
- проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
- возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
- компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
- обеспечение выполнения государственного задания.
Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.
Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.
С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.
Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Операции |
Д/т |
К/т |
По капвложениям |
||
Отражена задолженность по возврату субсидии |
||
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа |
||
Восстановлена сумма субсидии |
||
По текущим затратам |
||
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии |
||
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов |
Порядок проведения квалификационного отбора
Для получения субсидии в следующем году организация в период с 1 августа по 31 августа текущего года направляет в РЭЦ заявку на участие в квалификационном отборе с использованием платформы «Мой экспорт». При этом для планирования поставок продукции и расчетов планового показателя, необходимого для предоставления субсидии, и суммы субсидии, предоставляемой организации, в качестве отчетного периода принимается период планирования поставок с 1 августа текущего года по 31 июля следующего года.
Распределение объемов государственной поддержки по отраслям промышленности (распределение выражается в процентах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минпромторга РФ как получателя средств федерального бюджета, в том числе дополнительных лимитов) выражается следующим образом:
- отрасль машиностроения – 48%;
- обрабатывающие отрасли промышленности (химическая промышленность, металлургическая промышленность и лесопромышленный комплекс) – 45%;
- прочие отрасли промышленности (в том числе фармацевтическая промышленность) – 7%.
Для участия в квалификационном отборе организация заполняет на платформе «Мой экспорт»:
- форму заявки на участие в квалификационном отборе;
- форму программы поставок продукции организации.
Важным показателем для дальнейшего ранжирования организаций и формирования реестра получателей субсидии является показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии (далее – показатель результативности), который определяется на основании объема фактически поставленной продукции, планового объема поставленной продукции и заявленного размера субсидии.