Контроль и надзор за перевозчиками опасных грузов – штрафы, разрешения, права
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль и надзор за перевозчиками опасных грузов – штрафы, разрешения, права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.
При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.
Режим транспортировки
Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:
- Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
- Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
- Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
- Наличие общих и специальных огнетушителей.
- Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
- Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
- Установленная законом документация от грузоотправителя.
Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:
- Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
- Для транспорта Армии РФ.
- Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
- Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
- Для перевозки отходов действующих предприятий.
- Для перевозки пустой тары.
- Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
- При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает. Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза. При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.
Нарушение | Штраф водителя | Штраф должностного лица | Штраф компании |
Отсутствие необходимых документов | до 1500 руб | 5-10 тысяч руб | 200-250 тысяч руб |
Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке | 2500 руб | 20 тысяч руб | 500 тысяч руб |
Плохое состояние авто | 10 000 руб | 30-50 тысяч руб | 50-100 тысяч руб |
В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев. В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов. Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.
Техническое состояние ТС
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.5 ч.1 | Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 статьи 12.5 КоАП РФ | Предупреждение или 500 руб. |
12.5 ч.2 | Управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) | 500 руб. |
12.5 ч.3 | Управление ТС, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения | Лишение прав на 6 — 12 месяцев, конфискация ТС |
12.5 ч.3.1 | Управление ТС, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных ТС | 500 руб. |
12.5 ч.4 | Управление ТС, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) | Лишение прав на — 18 месяцев, конфискация |
12.5 ч.4.1 | Управление ТС, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид» | 5000 руб., конфискация |
12.5 ч.5 | Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения | Лишение прав на 18 — 24 месяца, конфискация ТС |
12.5 ч.6 | Управление ТС, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб | Лишение прав на 12 — 18 месяцев |
12.5 ч.7 | Управление ТС, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси | 5000 руб. |
12.31 ч.2 | Выпуск на линию ТС, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения | На граждан штраф не распространяется |
12.31 ч.3 | Выпуск на линию ТС с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения | На граждан штраф не распространяется |
14.43 ч.1 | Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 О техническом регулировании» | 1000 — 2000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.43 ч.2 | Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 и статье 14.47 О техническом регулировании» | 2000 — 4000 руб., конфискация (или без конфискации) (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.43 ч.3 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43. Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 и статье 14.47 О техническом регулировании» | 4000 — 5000 руб., конфискация (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
Состояние опьянения и отсутствие права управления
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.7 ч.1 | Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) | 5000 — 15000 руб. |
12.7 ч.2 | Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС | 30000 руб. или административный арест до 15 суток либо обязательные работы 100 — 200 часов |
12.7 ч.3 | Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенному такого права | 30000 руб. |
12.8 ч.1 | Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека | 30000 руб., лишение прав на 18 — 24 месяца (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.8 ч.2 | Передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме челове ка | 30000 руб., лишение прав на 18 — 24 месяца (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.8 ч.3 | Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Примечание. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 12.8 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека | Административный арест на 10 — 15 суток или 30000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.32 | Допуск к управлению ТС водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления ТС | На граждан штраф не распространяется |
12.32.1 | Допуск к управлению ТС водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения | На граждан штраф не распространяется |
Движение по автомагистрали
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.11 ч.1 | Движение по автомагистрали на ТС, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка ТС на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки | 1000 руб. |
12.11 ч.2 | Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали | 1000 руб. |
12.11 ч.3 | Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали | 2500 руб. |
Какие разрешения нужно получить для транспортировки опасных грузов?
Чтобы законно перевести опасные грузы, водителю нужно иметь при себе целый пакет документов:
- Договор перевозки опасных грузов (заключается между заказчиком и перевозчиком);
- ТТН опасных грузов (товарно-транспортные накладные на товары);
- Путевой лист с красной пометкой «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» (в строках 20 и 21 должен быть указан путь следования ТС с опасным грузом);
- Паспорт безопасности материала (документ состоит из 16 разделов и содержит требования к производству, доставке, хранению и утилизации вещества);
- Инструкции для перевозки ОГ (оформляются в письменном виде согласно правилам ДОПОГ);
- Свидетельство ДОПОГ о допуске ТС (выдает ГИБДД сроком на один год после прохождения ТО);
- Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (водитель получает удостоверение после обучения и прохождения экзаменов);
- Информационные таблички опасности (знак «ОПАСНЫЙ ГРУЗ»);
- Спецразрешение на перевозку ОГ (выдается на один год в УГАДН по месту регистрации грузоперевозчика).
Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей
В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.
За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.
Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)
Пример 3: оштрафовали за перевозку без ДОПОГ
Отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ — это одно из самых частых нарушений, и штрафуется оно строго. За него также может наступить административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем дело против «Югорской транспортно-экспедиционной компании», которое было завершено несколько месяцев назад.
Летом 2020 года на автомобильной дороге «Нефтеюганск-Мамонтово» сотрудники ГИБДД остановили седельный тягач, который перевозил опасный груз. И в ходе проверки выяснили, что у водителя нет международного свидетельства ДОПОГ, а значит — и нет права перевозить опасные грузы. Кроме водителя, в таких случаях наказывают и компанию-перевозчика. «Югорской транспортно-экспедиционной компании» присудили 400 000 рублей штрафа. Несмотря на апелляции и кассационные жалобы, первоначальное решение суда оставили без изменений (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1218/2021).
Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.
Наказания за нарушения перевозки опасных грузов другими видами транспорта
Наказания за неправильную перевозку ОГ другими видами транспорта предусмотрены ст. 11.14 КоАП РФ и указаны в таблице.
Виды транспорта | Часть ст. 11.14 КоАП РФ | Размер штрафа, тыс. руб. | ||
гражданам | ответственным сотрудникам | организации | ||
Воздушный | 1 | 0,5–1 | 1–2 | 10–20 |
Внутренний водный | 2 | 0,3–0,5 | 0,5–1 | 5–10 |
Железнодорожный | 3 | 0,1–0,3 | 0,3–0,5 | 3–5 |
Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:
- Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
- Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
- должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
- транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
- в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
- как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
- ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
- окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
- наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
- запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
- если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.
Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.
- ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
- Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
- в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
- производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.
В каких случаях предусмотрено уголовное наказание?
При неверном соблюдении правил перевозки ответственность может быть и уголовной. Информация об этом отражена в ст.189, 222, 247, 250, 254 УК РФ. Привлекаются к уголовной ответственности и водители, которые позволяют себе перевозить опасный груз в пьяном виде.
Особенно велика ответственность в тех случаях, когда допущенные нарушения послужили причиной аварий, происшествий. Особняком стоят действия, в результате которых погибли или пострадали люди. Для этого случая предусмотрены такие меры наказания, как лишение свободы на срок от 2 до 9 лет. Тяжесть наказания определяется в зависимости от наличия жертв в результате противоправных действий шофера, тяжести нанесенных увечий, количества пострадавших, а также от того, был ли летальный исход.
Если управляющий транспортным средством, замеченный в нетрезвом состоянии, ранее уже привлекался к ответственности в связи с данным правонарушением, а потом вновь попал в поле зрения надзорных органов по схожему поводу, он будет обязан заплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. Такое наказание может быть заменено на лишение свободы на 24 месяца. Подробную информацию можно найти в ст. 264.1 УК РФ. А само наказание выносит районный суд, согласно N 509-ФЗ от 27.12.2018.
Наибольшая ответственность за груз и его провоз в любом случае лежит на юр. лице. Транспортная организация целиком и полностью отвечает за все проблемы, связанные с доставкой груза, его безопасностью и оформлением документов для него. Любые инциденты оборачиваются серьезным материальным ущербом. Поэтому не удивительно, что все транспортные компании с большой ответственностью подходят к соблюдению требуемых мер безопасности.
Сотрудники компаний обязаны в надлежащем порядке проходить инструктаж, в котором имеются все правила провоза опасных грузов. Все же случаются и недоразумения, упущения, человеческий фактор порой играет достаточно неприятную роль. В результате проводятся судебные разбирательства и назначаются наказания виновным.
Уровень ответственности
На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:
- Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
- Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
- Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
- Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.
Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.
Перевозка грузов является одной из наиболее развитых и успешно развивающихся отраслей российского малого предпринимательства. Это объясняется тем, что она используется в качестве связующего звена между производителем и поставщиком сырья с одой стороны или покупателем с другой.
При этом, данное направление регулярно подвергается множеству рисков, которые можно классифицировать следующим образом:
- Одним из основных факторов можно назвать человеческий. На первый взгляд возникновение штатной ситуации, предусмотренной трудовым законодательством может привести к срыву условий сделки, а значит возникновению ответственности исполнителя перед грузоотправителем. В качестве примера можно привести вариант внезапного заболевания водителя и отсутствие его замены. В этом случае, перевозчик попадает под вышеупомянутый риск неисполнения своих обязательств.
- Не меньший риск затрагивает техническое состояние транспортных средств перевозчика. Не стоит объяснять, что свойство «ломаться» присуще даже новым механизмам, поэтому гарантии от этого быть просто не может.
- Не менее значимым можно выделить фактор, подразумевающий слабую законодательную базу:
- если взять в пример аналогичную ситуацию, происходящую в Европе, здесь взаимоотношения сторон регулируются согласно требованиям Конвенции о договоре транспортировки груза автомобильным транспортом. Документ, помимо общих требований, ограничивает размер максимального лимита ответственности перевозчика перед заказчиком в случае ущерба, принесённого в виде частичной или полной утраты товара. Его величина не должна превышать 8,93 евро за 1 кг;
- Российское законодательство определяет стоимость груза размером, указанным в счёт фактуре или договоре. При этом материальная ответственность транспортной компании прописана тексте ст. 796 ГК РФ. Хотя, в данной ситуации именно она и является наиболее уязвимой с точки зрения происходящего. Причём в ряде факторов отрасль подвергается риску, не зависящему от перевозчика.
- Ещё одни условием, влияющим на несовершенство отношения российских перевозчиков к страхованию груза это недоверие к страховщику:
- несмотря на широкий перечень компаний, занимающихся данной деятельностью и предоставляющих аналогичные услуги, при возникновении страхового случая, каждая из них стремится отказать в выплате или в худшем случае, снизить её размер. В большинстве случаев они добиваются своего, так как со стороны закона имеют большую защиту, чем перевозчик или грузоотправитель;
- таким образом, небольшие транспортные компании игнорируют страхование груза, принимая всю ответственность на себя;
- позволить приобретение полиса могут лишь крупные логисты, компенсирующие его стоимость за счёт объёма перевозок.
С другой точки зрения риск можно охарактеризовать по иному:
- Объективный – попадание под стихийное действие (землетрясение, ураган, наводнение, извержение вулкана, экологическая катастрофа), сюда относится и политический, а так же военный риск.
-
Субъективный – предусматривающий участие человеческого фактора. В свою очередь он разделяется на 2 категории:
- целенаправленный (мошенничество, грабёж, разбой, хулиганство, кража и иные действия за которые предусмотрена уголовная ответственность);
- непредумышленный, допускающий возникновение внештатной ситуации, произошедшей без злого умысла (ДТП, пожар, ошибки транспортировки, например перевозка насыпного груза без борта).