Когда менять летние шины на зимние в 2022 — 2023 году по закону в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда менять летние шины на зимние в 2022 — 2023 году по закону в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», летние шины (без маркировки М&S) могут использоваться с марта по ноябрь, зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) – с сентября по май, зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) – круглый год. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены региональными органами государственного управления государств–членов Таможенного союза.
Когда менять резину на зимнюю по закону
За использование летней шины в зимнее время года водителям грозит штраф в размере 500 рублей. Если раньше можно было устанавливать разные покрышки попарно на две оси, то теперь должен использоваться зимний комплект с одинаковыми колесами, включаю запаску. Соответствующие поправки были приняты в 2021 году.
При замене летних шин на зимние нужно учитывать и технический регламент Таможенного союза. Он освещает вопросы безопасности эксплуатации колёсного транспорта. Регламент указывает, при какой температуре менять шины и категорически запрещает ездить в зимние месяцы на летних колёсах.
Если на нешипованных зимних шинах маркировка M+S, то они могут эксплуатироваться круглый год. Требуется менять резину на зимние шипованные шины в период с сентября по ноябрь.
Эксплуатировать летние колёса после 15 числа в ноябре, нельзя, поэтому надо переобуться до этой даты. Придётся поменять все четыре колеса не позже того дня, когда после ночных заморозков на проезжей части образуется наледь.
Автовладельцам следует в точности соблюдать установленные нормы во избежание аварийных ситуаций на дороге, — гласит технический регламент Таможенного союза.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Различия отдельных типов шин
Прежде чем ответить на вопрос о сроках замены отработавших шин на новые покрышки, детальнее познакомимся с различными вариантами автомобильных шин. На рынке представлен широкий ассортимент моделей от разных производителей. Все варианты можно условно разделить на 3 основные категории:
- зимние шины;
- летние шины;
- всесезонные.
Шины из первой группы еще подразделяются на шипованные и фрикционные (так называемые «липучки»).
Все шины отличаются по своим эксплуатационным свойствам, так как имеют различный рисунок протектора, особый состав резиновой смеси, соответствующий характеру эксплуатации. Например, зимой важно, чтобы автомобиль сохранял высокую проходимость по глубокому снегу, мог свободно проезжать по снежной каше и грязи, эффективно тормозил на льду и так же быстро разгонялся. В связи с этим шины, используемые в холодное время года, оснащаются следующими характеристиками:
- крупные блоки и глубокий протектор;
- большое число разнонаправленных ламелей в рисунке;
- использование компаунда, сохраняющего эластичность при низких температурах.
Кроме требований нормативных документов при выборе сроков смены шин нужно руководствоваться еще и здравым смыслом, учитывать погодные условия. Если на дорогах в марте лед и снег, не стоит переобувать машину в летнюю резину. Лучше дождаться, когда зима закончится. Оптимальное время для замены колес на летние – когда температура воздуха уверенно перевалит отметку +5 градусов и дороги очистятся от снега и льда. Когда осенью температура опустится ниже этого предела – можно переобуваться обратно. Это связано со свойствами резиновой смеси, из которых изготовлены сезонные покрышки. Летняя смесь более жесткая, она хорошо противостоит износу на шершавом асфальте, но при низких температурах «дубеет» и теряет сцепные свойства.
Зимняя смесь, напротив, очень мягкая, она прекрасно работает в мороз, а вот в теплое время быстро изнашивается. Поэтому эксплуатация зимних фрикционных шин летом хотя и допустима, но экономически невыгодна.
Где использовать шиповки, а где «липучки»
Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.
В регионах с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрываются льдом, лучше остановиться на шипованной резине. Тем, кому придется в основном ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту, стоит отдать предпочтение «липучкам». В центральных регионах страны можно ориентироваться по такому правилу: в мегаполисах, где дороги обрабатывают реагентами, можно использовать нешипованные «липучки», на загородных трассах предпочтительнее шиповки.
Стоит ли брать Run Flat
Технология Run Flat предполагает возможность использования шины даже при проколе. Такие шины отличаются усиленными боковинами, способными выдерживать нагрузку при потере давления в колесе. На проколотых шинах с технологией Run Flat можно проехать около сотни километров со скоростью до 80 км в час. Кроме того, они позволяют избавиться от запаски в багажнике. Такие шины стоят гораздо дороже и обычно ими оснащаются премиальные автомобили.
Непрокалываемые шины есть в гамме многих производителей, но сама технология может называться по-разному: Run-Flat, RunOnFlat или SSR (Self-Supporting Runflat). Шины Run Flat плохо поддаются ремонту и требуют особой квалификации от механика. А в большинстве случаев после серьезного прокола оказываются вовсе неремонтопригодными и требуют замены.
Что говорит закон о сроках замены шин
Многие автовладельцы Беларуси до сих пор не знают, что с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В этом законе есть приложение №8, в которое регламентирует требования сезонности шин. Согласно этому документу в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на легковых автомобилях, участвующих в дорожном движении должны быть установлены зимние шины.
Так как Республика Беларусь входит в Таможенный союз, то данное правило действует и на территории нашей страны. Соответствующие изменения внесены ПДД в 2014 году и вступили в силу с 01.01.2015 года.
То есть по закону не позднее 1 декабря машину нужно переобуть в зимнюю резину и с 1 марта допускается сменить её на летнюю. Так что с 1 декабря 2023 года пощады не ждите, Госавтоинспекция активно штрафует за нарушение требований ПДД – летнюю и «лысую» резину. Информацию о размерах штрафов вы найдете ниже.
При какой среднесуточной температуре пора менять резину
Если поставить зимнюю резину слишком рано, она будет быстро изнашиваться, поэтому торопиться не стоит. Но если не успеть до первого снега, вы рискуете попасть в аварию, а кроме того, при похолодании во всех шиномонтажах будут очереди, похожие на те, которые выстраиваются перед магазинами Apple в день старта продаж нового iPhone.
Чтобы подгадать с заменой покрышек, следите за среднесуточной температурой. Как только она установится на уровне 5-7̊C, можно ехать в шиномонтаж. Однако это не значит, что, когда вы увидите на градуснике 5̊C, сразу нужно «переобуваться». Речь о средней температуре: утром она может опускаться до нуля, а в полдень подниматься до десяти градусов. Дайте пять-семь дней, чтобы погода устоялась, убедитесь, что это не временное похолодание, и меняйте резину.
В зависимости от региона время «икс» может наступить раньше или позже. Не ориентируйтесь на формальные даты, учитывайте особенности климата в вашей полосе. Но помните: даже если вы живете в южных широтах, ездить на летней резине после середины ноября – неразумно. Может показаться, что зима выдалась необыкновенно теплая, но это впечатление обманчивое. Велик риск, что похолодание произойдет внезапно. Сегодня вы ездите по сухому асфальту, а завтра улицы завалит снегом.
Количество зимних покрышек, которые можно поменять вместо летних
Многие автовладельцы часто пытаются сэкономить и хотят понять, можно ли использовать всего одну пару колес при регулярной замене зимней резины. Но, во-первых, это запрещено вышеуказанным регламентом. Во-вторых, подобная экономия может обернуться дополнительными расходами.
Клиенты часто думают, что роль зимних шин сводится к тягово-тормозным качествам в прямолинейном направлении. Конечно, если бы автомобиль ездил по невидимым рельсам, так бы и было и можно было бы обойтись одной парой зимней резины. Однако протектор зимних покрышек рассчитан на максимальное сцепление не только в продольно-поперечном направлении, но и при любом положении ведущих и управляемых колес. А вот летние покрышки, при попадании на скользкую дорогу не имеют сцепления с поверхностью ни в одном направлении.
Представьте на минутку, что автомобиль — это физическая система, одно сторона которой устойчиво расположена на поверхности, а вторая — вращается вокруг первой словно маятник. В худшем случае — это заднеприводный автомобиль на ведущей оси, на которой зимняя резина (хуже всего, если это передняя ось, но так почти никто не делает). При самом слабом сцеплении передних колес на летней резине задняя ось будет уходить вперед по произвольной траектории, а передняя провернется вокруг задней. Иными словами, при надавливании педали газа, машину будет постоянно заносить.
Вот почему даже самые рачительные автовладельцы не ставят зимние колеса на заднеприводную машину. Но когда речь о переднем приводе, ведущие и управляемые колеса расположены на одной оси. Она тянет машину, а не толкает, что снижает риски заносов при разгоне. В таких ситуациях задние колеса можно сравнить с прицепом.
Шины какой фирмы лучше приобрести
На сегодняшний день одними из лучших считаются изделия следующих производителей шин:
- Итальянская компания Pirelli выбрала в качестве основного вида деятельности производство шин для гоночных автомобилей. Однако среди ее продукции имеется немало моделей, которые отлично себя зарекомендовали на дорогах общего пользования. Шины данного производителя отличаются устойчивостью на высоких скоростях и высокими показателями управляемости.
- Шины Continental относятся к изделиям премиум-класса. Далеко не каждый автовладелец может позволить себе покупать данную резину. Однако, покупая продукцию «Континенталь» можно быть уверенным в ее безупречном качестве, впечатляющих тягово-сцепных свойствах и достойном уровне комфорта при езде.
- Концерн Michelin является вторым производителем шин в мире. Продукция этого бренда заслужила много хороших отзывов. Она обеспечивает высокий уровень комфорта во время поездок по любым дорогам. Отличной рекламой может послужить факт участия изделий этого концерна во многих гоночных состязаниях, включая «24 часа Ле-Ман».
- Японская компания Bridgestone с 2007 года является лидером по производству шин. При этом она не ограничивается продукцией только для легкового транспорта. Среди выпущенных ей изделий имеются шины для грузового транспорта, легких грузовиков и внедорожников. Отличительными особенностями шин данного бренда можно назвать устойчивость к повреждениям, управляемость и высокое качество изготовления.
- Компания Goodyear является мультинациональным холдингом, выпускающим шины для всех сезонов и на все типы колесной техники. Эти шины отличаются выносливостью и эксплуатационными характеристиками. Качество шин Goodyear сильно зависит от страны, где они выпущены. Наиболее качественными считаются изделия, произведенные в Западной Европе. Выпущенные в странах Балтии шины довольно хорошие, но уже хуже. Самыми непопулярными являются изделия, выпущенные на территории Российской Федерации.
Нужно ли ставить зимнюю резину зимой? Есть ли закон?
Закон о зимней резине существует. Называется он «Технический регламент Таможенного Союза — ТР ТС 018/2011». Кроме прочего, в Приложении №8 к данному нормативному акту, в пункте 5.1 содержится информация:
- Запрещается эксплуатировать ТС летом на шинах, имеющих шипы противоскольжения.
- Нельзя ездить зимой на колесах, не имеющих маркировку зимней резины.
Тут нужно пояснить:
- В документе четко прописано, что лето – это июнь, июль и август. Зима, соответственно, декабрь, январь и февраль.
- В летнее время запрет распространяется не на зимнюю резину вообще, а именно на шипованные вариации.
- Правила относятся ко всем колесам транспортного средства.
- Государствам – членам ЕАЭС или их регионам разрешается ужесточать данные нормы (увеличивать количество месяцев) в соответствии с климатическими особенностями.
Сразу скажем, что на данный момент правом ужесточения условий не воспользовалась ни одна страна / регион.
Можно ли получить штраф за неправильные шины
Поскольку в законодательстве не указаны сроки замены резины на зимнюю, то и штрафов за езду с шинами «не по сезону» нет. Но в некоторых случаях можно получить штраф за езду с неправильными шинами.
- Если высота протектора меньше допустимой (1,6 мм для авто до 3,5 тонны, 1 мм для авто более 3,5 тонны, 2 мм для автобусов, 0,8 мм для мотобайков).
- Если есть порезы или шишки и другие повреждения на резине.
- Размер, индекс нагрузки и тип покрышек не соответствуют полной снаряженной массе автомобиля.
- На одной оси установлены колеса с разным типоразмером и конструкцией.
- На разных осях одновременно используются шины с шипами и без.
Когда нужно менять шины на зимние для въезда в другие страны
Если вы собираетесь въезжать на машине в другие страны, то нужно знать сроки смены шин в конкретной стране. Иначе можете получить штраф за неправильную резину.
Перечисляем сроки, когда в разных странах Европы нужно иметь зимние шины на авто:
- Австрия – с 01 ноября до 15 апреля;
- Чехия – с 01 ноября до 30 апреля;
- Словения – с 15 октября до 15 апреля;
- Румыния – с 01 ноября до 31 марта;
- Германия – замена обязательна после начала заморозков;
- Латвия – с 01 декабря до 01 марта;
- Эстония – с 01 декабря до 01 апреля;
- Финляндия – с 01 декабря до 01 марта;
- Швеция — с 1 декабря до 31 марта.
Когда менять шины на зимние в 2022 году
Каждый осенний период любители автомобилей задаются одним и тем же вопросом — когда менять летнюю резину на зимнюю. Общая рекомендация такова: когда среднесуточная температура достигает +5 градусов по Цельсию. Именно поэтому на многих современных транспортных средствах при понижении температуры до +4 градусов на панели приборов появляется предупреждение в виде мигания этого самого значения, сопровождаемое звуковым сигналом.
Если вы по тем или иным причинам оказываетесь со своим автомобилем в зоне действия такой температуры, особенно на трассе, пора задуматься о том, что нужно смонтировать зимние шины. В населенных пунктах на летней резине удается передвигаться и до первых заморозков. Рекомендовать такое эксперты не могут, но как вынужденная мера — это вполне себе нормальный вариант.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств 018/2011, в частности пункт 5,5 предписывает — запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период — июнь, июль и август».
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
Ротация шин при замене
При смене шин не забывайте об их периодической ротации — перестановке, схему которой можно найти в инструкции к автомобилю. Перестановка колёс обеспечивает равномерность их износа, что продляет срок эксплуатации всего комплекта. Стандартные схемы ротации шин представлены ниже, но лучше свериться с инструкцией именно вашей машины. Менять шины местами рекомендуется каждые 10 000 км пробега.
На задне- и полноприводных машинах передние шины переставляются на заднюю ось по диагонали (схема A), либо меняются по перекрёстной схеме (B). На машинах с передним приводом ситуация обратная: задние шины переставляют вперёд по диагонали (схема C).
Шины с направленным рисунком протектора развернуть без перебортирования не получится. Для их ротации без снятия с дисков передние колёса просто меняют местами с задними на каждой из сторон машины (схема D).
Если автомобиль укомплектован полноразмерным запасным колесом, а не докаткой, и вы купили комплект из пяти новых шин, обязательно включите «запаску» в ротацию (схемы E и F), переставляя колёса каждые 10 000 км. Это позволит дольше использовать комплект и без проблем заменить запасным колесом любое из основных в случае порчи — их износ будет одинаковым. Благодаря такой схеме покупка пяти шин в итоге оказывается выгоднее, чем четырёх, за счёт более длительной эксплуатации.
Чтобы соблюсти ротацию, пометьте старые шины цветным маркером до того, как их снимут с машины; если забыть об этом, то разобраться, где какая покрышка стояла, будет трудно.