Первая категория учителя требования и критерии в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первая категория учителя требования и критерии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для учителей в 2024 году предусмотрено установление общих баллов на 1 категорию. Категория учителя зависит от его квалификации и опыта работы. Критерии и требования для набора баллов определены в соответствующих документах.
В процессе оценки общих баллов на 1 категорию для учителей в 2024 году применяются следующие критерии:
Критерий | Описание |
---|---|
Профессиональные знания и навыки | Учитываются знания учителя в предметной области, способы и методы обучения, умение адаптировать материал к потребностям учащихся. |
Качество планирования и организации учебного процесса | Оценивается способность учителя структурировать учебный материал, составлять уроки и обеспечивать их последовательность и прогрессивность. |
Взаимодействие с учащимися | Учитывается способность учителя создавать доброжелательную и поддерживающую обстановку в классе, устанавливать эффективные отношения с учащимися и налаживать вертикальную коммуникацию. |
Управление классом | Оценивается способность учителя поддерживать дисциплину в классе, контролировать поведение учащихся и эффективно разрешать конфликты. |
Самообразование и профессиональное развитие | Учитывается активность учителя в самообразовательной деятельности, участие в профессиональных конференциях, семинарах и других мероприятиях. |
Оценка по каждому критерию осуществляется по 10-балльной шкале, принимая во внимание демонстрируемые учителем навыки и качества в данной области.
Действующие нормативы
В настоящее время существует ряд действующих нормативных документов, которые регулируют процесс расчета общих баллов на 1 категорию для учителей в 2024 году.
Одним из таких документов является Постановление Правительства РФ от 10 августа 2013 года № 706. В этом документе определены основные требования, которые необходимо соблюдать при расчете баллов. Для получения 1 категории необходимо набрать определенное количество баллов, которое зависит от квалификационных требований и задач, выполняемых учителем.
Кроме того, при расчете общих баллов учитывается Методическое пособие по оценке профессиональных компетенций учителя, утвержденное Министерством образования и науки РФ. В этом документе указывается, каким образом оцениваются различные аспекты работы учителя, такие как методическая компетентность, организационные навыки, личностные качества и т.д.
Важно отметить, что действующие нормативы постоянно обновляются и дорабатываются, учитывая изменения в образовательной системе и потребности педагогического сообщества. Поэтому перед расчетом общих баллов на 1 категорию для учителя в 2024 году необходимо ознакомиться с актуальными нормативными документами и методическими рекомендациями, чтобы быть в курсе требований и соблюдать их при проведении оценки.
Сроки подачи заявлений
Для учителей, желающих принять участие в оценке общих баллов на 1 категорию в 2024 году, сроки подачи заявлений устанавливаются в соответствии с графиком, утвержденным региональными органами управления образованием.
Подача заявлений осуществляется в электронной форме на официальном сайте регионального органа управления образованием, указанном в информационном письме, распространяемом среди участников оценки.
Важно отметить, что заявление должно быть подано в установленные сроки, указанные в графике. Поздняя подача заявления может привести к невозможности участия в оценке общих баллов на 1 категорию в данном году.
Подача заявлений возможна только для учителей, которые соответствуют требованиям указанным в информационном письме и являются педагогическими работниками в образовательных организациях региона.
Презентация от Минобрнауки говорит о том, что новая аттестация педагогов будет лучше стимулировать учителей с 2024 года к повышению категории. Главный стимул – привязка заработной платы к уровню квалификации.
Формирование зарплаты будет происходить с учетом трех составляющих:
- базовая ставка;
- региональные надбавки;
- компенсационные и стимулирующие выплаты.
Базовая ставка оплаты учительского труда как и ранее будет устанавливаться региональными властями, поэтому может существенно отличаться в разных субъектах РФ.
По результатам аттестации педагоги смогут претендовать на следующие уровни доплат:
Аттестация | Доплата |
на соответствие должности | до 10% |
на учителя-методиста | до 25% |
на учителя-наставника | до 40% |
Причины отказа в проведении аттестации
Чтобы понимать случаи, в которых педагогическому работнику могут отказать в аттестации и установлении категории, необходимо четко представлять себе положения Порядка проведения аттестации педагогов. Соответствующие разъяснения сформулированы Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования, №08-1933/505 от 03.12.14 года.
В указанном выше документе отсутствуют основания, по которым у учителя могут не принять заявление на прохождение проверки для установления квалификационной категории.
Педагогу имеют право отказать в прохождении подобной аттестации уже после рассмотрения комиссией заявления. Для этого Порядок проведения аттестации устанавливает следующие причины:
- специалист не имеет первой квалификационной категории и впервые направляет заявление для присвоения высшей категории – правило установлено пунктом 30 Порядка проведения аттестации;
- учитель в первый раз обращается для прохождения аттестации на высшую категорию, но после присвоения первой квалификационной прошло менее двух лет – пункт 30 указанного документа;
- со дня принятия аттестационной комиссией отрицательного решения прошло менее года, при этом педагог повторно подает заявление для установления той же квалификационной категории – пункт 43;
- заявление поступает от специалиста, который на данный момент не является педагогом в образовательной организации – пункт 1.
- заявление направлено работником, должность которого не входит в профессиональную квалификационную группу должностей педагогических работников – состав данной группы зафиксирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 года № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
- педагог является сотрудником организации, которая не считается образовательной – у нее нет лицензии на реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального или основного общего, среднего (полного) общего образования, либо начального и среднего профессионального образования, а также на ведение дополнительных образовательных программ.
Отличия аттестации и подтверждения на соответствие занимаемой должности
Бывает, что человек несколько лет успешно ведет уроки и не хочет аттестоваться. Для таких случаев разработали другую обязательную аттестацию – получение статуса «Соответствие занимаемой должности» (СЗД).
Основные отличия двух процедур заключаются в следующем:
- получение статуса СЗД проходит на уровне образовательной организации в специально собранных для этого аттестационных комиссиях, тогда как уровень квалификации присваивают на уровне области;
- при получении статуса СЗД оплата труда гораздо ниже, чем при наличии даже первой категории;
- проведение тестирования на подтверждение занимаемой должности сильно упрощено по сравнению с оформлением портфолио (индивидуальной папки) и сбором нужных для аттестации документов.
Кому нужно проходить аттестацию педагогических работников в 2023 году
В 2023 году аттестация обязательна для всех педагогов общеобразовательных учреждений, у которых истекает срок предыдущей аттестации и которые занимают определенные должности.
Следующие должности подлежат аттестации:
- Учитель, преподаватель.
- Педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог.
- Преподаватель-организатор ОБЖ.
- Инструктор-методист, инструктор по физкультуре.
- Мастер производственного обучения.
- Музыкальный руководитель.
- Педагог дополнительного образования.
- Тренер-преподаватель и другие.
Кроме того, в 2023 году также предусмотрена добровольная аттестация педагогов для получения квалификационных категорий.
Учитель может подать заявление на аттестацию для подтверждения текущей категории (обязательную аттестацию) или для получения более высокой категории (добровольную аттестацию). Если аттестация не подтверждает текущую категорию, то она снимается.
Критерии для присвоения квалификационных категорий определяются действующим приказом Министерства образования и науки.
- Первая категория присваивается, если педагог демонстрирует высокие достижения своих учеников и вносит личный вклад в улучшение качества образования.
- Высшая категория учителя и требования 2023, требует не только высокого уровня знаний учеников, но и их постоянного роста, а также активного участия педагога в методической работе и профессиональных конкурсах.
Литература. «Программа непомерно тороплива»
Антон Скулачев, учитель литературы, председатель «Гильдии словесников» (Москва):
— Общее ощущение, что официальная жизнь идет где-то параллельно, тогда как подлинная жизнь учителей — в школе, в классе, и в этом процессе учителя объединяются в малые группы, чтобы друг друга поддержать.
Я вижу невероятное количество чатов, где коллеги обмениваются вопросами, советами, рабочими листами, делятся сканами учебников, учебных пособий, программ, рабочих тетрадей, в том числе труднодоступных. Это среда постоянной взаимной поддержки.
Реальные проблемы все равно далеки от инициатив сверху, и на местах эти проблемы бывают катастрофичны. В школах до 60% детей-инофонов, для которых русский язык второй. Огромный процент детей с дисграфией и дислексией, с СДВГ. Эти дети не могут читать большие тексты — особенно далекие от них по тематике, про какие-нибудь крестьянские страдания. Много нечитающих детей. Добавим сюда конфликты с родителями и непомерно большую нагрузку. И коллеги понимают, что никто им справиться не поможет — всё придется решать самим.
Начальная школа. «Программа стала сложнее»
Кирилл Арефьев, учитель начальных классов в школе № 158 (Москва):
— В целом год прошел спокойно. Мы начали работать по новым ФГОСам. Немного изменились учебники, материал чуть-чуть усложнился, какие-то темы из третьего класса, например, добавили во второй. Если раньше во втором классе мы проходили таблицу умножения только на 2-3, то теперь мы должны ее пройти полностью. И в русский язык добавили новые темы — например, состав слова полностью, а раньше мы его проходили на год позже. В чтение включили некоторые новые произведения, а некоторые убрали.
Думаю, рано делать выводы о том, хорошо это или плохо. Мне непривычно. Я 11 лет работал по одной и той же программе, так что пока перестраиваюсь.
Год педагога и наставника как-то пролетел мимо нас. Говорили, что для учителей будет льготная ипотека, что документально будет закреплен «неприкосновенный» статус учителя (как он бывает нужен в общении с родителями!), что будет повышаться престиж профессии. Но, кроме конкурсов, форумов и семинаров, лично я никаких изменений не заметил, проблемы у учителей начальной школы остались те же: администрация, зарплаты, родители, работа со сложными детьми.
Новые правила аттестации педагогов
В Разделе II Порядка аттестации «Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории» появились новые положения:
сроки действия квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию, не установлены (т.е. квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно);
педагогический работник может подать заявление в аттестационную комиссию, в том числе посредством ФГИС «ЕПГУ» либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ;
заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию; при этом указанное право педагогического работника каким-либо сроком не ограничено;
проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, либо призеры конкурсов профессионального мастерства, осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие наград и сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Что появится с сентября 2024-го?
Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2024 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.
Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.
И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».
Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.
Выбор оптимальных курсов и семинаров
Необходимо учесть следующие факторы при выборе курсов и семинаров:
Тематика Выбирайте мероприятия, которые связаны с вашей областью преподавания. Например, если вы учитесь математике, то выберите семинар по математике или курс о новых методиках преподавания математики. Продолжительность Оцените, насколько долго будет длиться образовательное мероприятие. Учтите свой график работы и возможность уделить достаточно времени обучению. Аккредитация Узнайте, имеет ли образовательное мероприятие официальную аккредитацию. Это может быть важным фактором при продлении высшей категории. Репутация Проведите небольшое исследование организаторов образовательного мероприятия. Узнайте об их опыте, репутации и отзывах участников предыдущих семинаров или курсов. Стоимость Сравните стоимость разных курсов и семинаров. Выбирайте образовательные мероприятия, которые соответствуют вашему бюджету. Помните, что выбор оптимальных курсов и семинаров – это индивидуальный процесс. Учитывайте свои потребности, желания и возможности, чтобы получить максимальную пользу от образовательных мероприятий и успешно продлить высшую категорию учителя в 2024 году.
Подготовка к аттестационным испытаниям и портфолио
Продление высшей категории учителя в 2024 году требует успешного прохождения аттестационных испытаний и составления портфолио. Это важный этап в процессе повышения квалификации и подтверждения высшей квалификационной категории.
Для подготовки к аттестационным испытаниям рекомендуется:
1. Изучить требования и критерии аттестации:
Ознакомьтесь с документами, регламентирующими процедуру проведения аттестации и требования к высшей категории. Понимание критериев и ожиданий экспертов поможет сосредоточиться на необходимых аспектах.
2. Обратить внимание на предметы специализации:
Аттестация проводится по предметам специализации, поэтому необходимо изучить учебные программы, программы повышения квалификации и научно-методическую литературу в соответствующей области знания.
3. Проверить свои знания и умения:
Организуйте самостоятельную проверку своих знаний и умений. Это могут быть тесты, практические задания, решение примеров из учебников и другие формы проверки.
4. Закрепить преподавательский и методический опыт:
Освежите свой преподавательский и методический опыт, обратив внимание на лучшие практики, использование современных методов обучения, эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и другие инновации в образовательном процессе.
При составлении портфолио рекомендуется:
1. Собрать материалы о своей профессиональной деятельности:
Включите в портфолио документы, отражающие вашу учебно-методическую, научно-исследовательскую и организационную работу. Это могут быть учебные программы, учебно-методические разработки, публикации, участие в научно-практических конференциях и другие материалы.
2. Зафиксировать свои достижения и развитие:
Подготовьте анализ своих достижений, внесите изменения и улучшения в работу. Фиксируйте свои профессиональные достижения, профессиональное и личностное развитие, участие в профессиональном сообществе и другие аспекты.
3. Подготовить рекомендательные письма или отзывы:
Включите в портфолио рекомендательные письма или отзывы от коллег, учеников, родителей, администрации и других лиц, с которыми вы сотрудничали в процессе преподавания и развития.
4. Оформить портфолио:
Составьте портфолио в электронном или печатном формате с учетом требований и рекомендаций вашей организации. Уделите внимание структуре, оформлению и понятности представленных материалов.
Подготовка к аттестационным испытаниям и составление портфолио являются ответственным и трудоемким процессом, требующим систематической работы и профессионального роста. Однако, учет рекомендаций и хорошая подготовка позволят повысить шансы на успешное продление высшей категории учителя.
Общая информация об аттестации педагогических работников
Аттестация педагогических работников – это процедура оценки квалификации и профессионального уровня педагогов, проводимая с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности и определения их категории.
Аттестация является обязательной для всех педагогических работников, независимо от их стажа и предыдущих аттестаций. Важно отметить, что аттестация проводится в соответствии с установленными критериями и требованиями, которые регулируются законодательством и отраслевыми нормативными актами.
Основными критериями аттестации являются:
- Профессиональные компетенции:
- Умение разрабатывать и реализовывать образовательные программы;
- Умение организовывать и проводить уроки, занятия и другие формы образовательной работы;
- Умение работать с детьми различных возрастных групп и с особыми образовательными потребностями;
- Навыки оценки учебных достижений учащихся и осуществления внутришкольного контроля;
- Умение работать с родителями и педагогическим коллективом;
- Повышение профессиональной компетентности и самообразование.
- Научно-методическая и инновационная деятельность:
- Умение самостоятельно овладевать и применять новыми методиками и приемами обучения;
- Активное изучение и внедрение новых технологий в педагогический процесс;
- Умение проводить исследовательскую работу и разрабатывать методические материалы для педагогов;
- Участие в научных и практических конференциях, семинарах и других мероприятиях, направленных на развитие педагогической науки.
- Организационная и управленческая деятельность:
- Умение организовывать работу педагогического коллектива;
- Участие в разработке и выполнении образовательных программ и проектов;
- Развитие профессионального мастерства других педагогических работников;
- Умение участвовать в аттестационных комиссиях и проводить методическую работу с коллегами.
- Воспитательная и социально-педагогическая работа:
- Умение разрабатывать и внедрять программы воспитательной работы;
- Умение создавать благоприятные условия для формирования личности учащихся;
- Работа с детьми с трудностями в обучении и социальными рисками;
- Развитие позитивных межличностных отношений и взаимодействия с семьями учащихся.
На основе результатов аттестации педагогические работники могут быть назначены на соответствующую категорию и получить соответствующие преимущества и льготы в своей профессиональной деятельности.
Похожие записи: