Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году: новые правила ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году: новые правила ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормы транспортировки несовершеннолетних закреплены на законодательном уровне. В 2021-2022 годах действует актуальная редакция ПДД. В части перевозки детей на переднем сиденье требования не менялись с 2017 года, они определены пунктом 22.9 ППД РФ.
Требования к перевозке детей на первом сидении
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли перевозить ребенка на переднем сидении. Данный процесс разрешается при учете разных требований. К ним относятся следующие:
- В правилах не указывается, где именно можно располагать детское сидение в машине, поэтому допускается пользоваться им на переднем сидении.
- Если младенец находится в люльке, то он должен смотреть в салон автомобиля.
- Когда малышу уже больше одного года, то для него можно пользоваться стандартным автокреслом, которое прикрепляется к сидению автомобиля. Фиксироваться ребенок должен ремнями, имеющимися на удерживающем устройстве.
- Автокресло в обязательном порядке нужно применять для переднего сидения до того момента, пока маленькому пассажиру не исполнится 7 лет.
- В возрасте от 7 до 12 лет необходимо пользоваться специальным бустером, с помощью которого несовершеннолетний немного приподнимается, поэтому ремень находится на уровне плеча, а не на шее.
- С 12 лет разрешается ездить на переднем сидении таким же образом, как и всем взрослым людям, но рост детей должен находиться в пределах от 150 см.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Требования к перевозке детей на первом сидении
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли перевозить ребенка на переднем сидении. Данный процесс разрешается при учете разных требований. К ним относятся следующие:
- В правилах не указывается, где именно можно располагать детское сидение в машине, поэтому допускается пользоваться им на переднем сидении.
- Если младенец находится в люльке, то он должен смотреть в салон автомобиля.
- Когда малышу уже больше одного года, то для него можно пользоваться стандартным автокреслом, которое прикрепляется к сидению автомобиля. Фиксироваться ребенок должен ремнями, имеющимися на удерживающем устройстве.
- Автокресло в обязательном порядке нужно применять для переднего сидения до того момента, пока маленькому пассажиру не исполнится 7 лет.
- В возрасте от 7 до 12 лет необходимо пользоваться специальным бустером, с помощью которого несовершеннолетний немного приподнимается, поэтому ремень находится на уровне плеча, а не на шее.
- С 12 лет разрешается ездить на переднем сидении таким же образом, как и всем взрослым людям, но рост детей должен находиться в пределах от 150 см.
Можно ли использовать адаптеры?
Нет, запрещено!
Адаптеры ФЭСТ и другие не отвечают требованиям безопасности ЕЭК, поскольку на них не выдаются соответствующие сертификаты. Если вы встретите новости о том, что можно перевозить детей в машине посредством адаптера, без штрафа ГИБДД – то это ложь! Любой остановивший вас инспектор сразу обнаружит нарушение, и обязательно выпишет штраф за несоблюдение пункта 22.9 ПДД.
Вообще, адаптеры ФЭСТ запрещены для использования на территории РФ. Однако в некоторых магазинах всё еще продаются такие «направляющие лямки». Если вы увидите такие – ни в коем случае не покупайте. Лучше чуть переплатить, но приобрести качественное и сертифицированное автокресло, чем рисковать жизнью и здоровьем ребёнка, который пристёгнут с помощью слабого в плане защиты адаптера ФЭСТ.
С применением никаких проблем возникнуть не должно. В развернутом виде оно напоминает трапециевидную накладку с пуговицами. С помощью этих пуговиц можно отрегулировать размер непосредственно под параметры сына или дочери.
Адаптер крепится на штатные ремни в трех точках с помощью тех же пуговиц или кнопок. Дополнительная лямка обхватывает бедра малыша.
Устройство ФЭСТ сделано из мягкой ткани, так что никакого дискомфорта дети испытывать не будут.
Чтобы оно прослужило как можно дольше, запрещено делать следующие действия:
- пристегивать одним ремнем двоих или более пассажиров;
- подвергать его каким-либо негативным воздействиям — пытаться разорвать, жечь, резать ножницами;
- нельзя применять в тех случаях, если ребенок находится на руках у взрослых;
- пристегивать им детей, чей рост не достиг 110 сантиметров.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Детское автомобильное кресло – это устройство для перевозки детей в автомобилях. Оно устанавливается на стационарное сидячее место и фиксируется штатными ремнями безопасности. На некоторых автокреслах предусмотрены дополнительные ремни безопасности.
Это устройство относится к детским удерживающим устройствам (ДУУ).
В зависимости от веса и роста ребёнка, ему нужен тот или иной вид детского кресла. Дети младенческого возраста ездят в люльках, в положении полулёжа, а дети постарше – сидя.
Кроме того, в зависимости от возраста ребёнка и ДУУ становится несколько проще. Например, дети в возрасте 10 – 12 лет могут ездить на бустерах.
Это такое специальное сиденье, не имеющее спинки, но также крепящееся к стационарному сиденью ремнями безопасности.
Если кресло мало но ребенку еще нет 12
Как уже упоминалось, ориентироваться нужно не на возраст и рост ребёнка, а на его вес. Максимальный вес, для которого предусмотрены автокресла – это 36 кг. Столько весит среднестатистический ребёнок в возрасте 12 лет ростом 150 см.
Но, стоит учитывать особенности детей. Например, мальчик может достичь отметки в 150 см и веса 36 кг в возрасте 10 лет, а девочки и в 14 будут весить меньше.
Поэтому если ребёнку ещё не исполнилось 12 лет, но он уже достиг всех необходимых критериев, то он может ехать и без кресла, но обязательно пристёгнутым.
Мало встретиться инспекторов ГИБДД, которые увидев ребёнка без автокресла, станут его взвешивать и измерять ему рост, и проверять его возраст по паспорту родителя.
Но, если будет выявлено несоответствие (то есть, ребёнок уже весит более 36 кг и рост у него уже более 150 см, а возраст ещё менее 12 лет), то родители должны будут заплатить штраф.
Госавтоинспекция разъясняет правила перевозки детей-пассажиров в легковых автомобилях
ГИБДД информирует!
Пункт 22.9 ПДД РФ гласит: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств)».
Таким образом, на переднем сиденье автомобиля разрешено перевозить детей, не достигших возраста 12 лет, только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу.
Ребенка до 7 лет можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих его росту и весу, как на переднем сиденье, так и на заднем сиденье автомобиля.
Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье автомобиля разрешено перевозить не только с использованием детских удерживающих устройств, но и с использованием трехточечного штатного ремня безопасности. В данном случае, при выборе пассивных мер безопасности водитель обязательно должен учитывать вес и рост ребенка.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), требования которого в России обязательны для исполнения, штатный ремень безопасности, должен таким образом использоваться в отношении ребенка, чтобы отсутствовала возможность соскальзывания диагональной ветви ремня с плеча в результате смещения пассажира вперед или его подныривания под ремень безопасности. Главное предназначение ремня безопасности – это функция удержания тела пассажира или водителя в неподвижном состоянии при резком торможении или столкновении. Эта функция должна выполняться и при использовании его в отношении детей.
В том случае, если комплекция тела ребенка не позволяет штатному ремню безопасности выполнять эту функцию, необходимо использовать детское удерживающее устройство.
Что касается детских удерживающих устройств, то теперь в ПДД четко регламентировано, что установка в легковом автомобиле детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в строгом соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). То есть, при размещении удерживающего устройства и ребенка в нем, должна быть обеспечена неподвижность в случаях резкого торможения или столкновения, как самого детского удерживающего устройства, так и ребенка в нем.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», детские удерживающие устройства являются «компонентами транспортных средств» и подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации. Сертификат должен удостоверять, что детское удерживающее устройство соответствует требованиям Правил Европейской экономической комиссии ООН № 44-04 (в общеевропейском обозначении – стандарт безопасности ЕСЕ R 44.04).
На сертифицированном детском удерживающем устройстве обязательно будет табличка, доступная для обозрения без вскрытия упаковки, подтверждающая его соответствие стандарту безопасности.
Напомним, что единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах содержатся в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТР 41.44-2005, где детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:
1 группа 0 (group 0) — для детей массой менее 10 кг;
2 группа 0+ (group 0+) — для детей массой менее 13 кг;
3 группа I (group I) — для детей массой 9-18 кг;
4 группа II (group II) — для детей массой 15-25 кг;
5 группа III (group III) — для детей массой 22-36 кг.
Ещё одно важное требование к любому ДУУ
Помните, выше мы перечисляли в числе нужных нам нормативных актов Техрегламент? Именно он содержит главное условие для возможности перевозки детей в любом удерживающем устройстве, без соблюдения которого ДУУ равносильно отсутствию.
Итак, согласно регламенту детская система должна быть сертифицирована по ГОСТу или Правилам ЕЭК ООН. Это значит, что на этикетке кресла или бустера должно быть одно (любое) из обязательных обозначений:
- ЕЭК ООН №44-04 либо ГОСТ Р 41.44-2005 – для отечественных автокресел и бустеров,
- ECE R44/04 – европейский стандарт для импортных ДУУ.
Есть ли альтернативные варианты
В качестве конкурента бустера можно рассматривать автокресло. Законодатель склоняется больше ко второму варианту устройства. Это связано с тем, что кресло способно обеспечить повышенный уровень безопасности малыша. Использовать их можно для самых маленьких детей. Для небольших моделей авто на рынке разработаны компактные кресла. Важно обратить внимание на то, что при выборе альтернативы, нужно учитывать возрастную категорию детей.
Если это группа от 0 до 7 лет, что допускается использование кресла или другого устройства удерживающего типа. Автокресло разрешено ставить как вперед, так и назад в машине. Когда ребенок находится в возрасте от 7 до 12 лет, то у законных представителей есть возможность перевозить его сзади без использования кресла или бустера. Необходимо применять штатные ремни. Кроме того, допускается использование любого из названных устройств.
Правила перевозки новорожденных детей
Ремни безопасности, которыми оборудованы большинство современных автомобилей, рассчитаны на пассажиров ростом не менее полутора метров, поэтому, благодаря конструктивным особенностям, такие устройства не выполняют свою основную функцию по отношению к маленьким пассажирам.
Детские удерживающие устройства являются единственным альтернативным вариантом обеспечения безопасности передвижения детей на автомобиле. Правило надежной фиксации малыша в салоне машины позволит сберечь ребенка во время непредвиденных ситуаций на дороге.
Есть еще несколько правил, которых стоит придерживаться при поездках с детьми:
- обязательно блокируйте двери и стеклоподъемники, независимо от того, стоите вы или находитесь в движении;
- установите дополнительное зеркало заднего вида для контроля за ребенком во время движения;
- не позволяйте ребенку пить и перекусывать на ходу;
- никогда не оставляйте ребенка одного, даже если собираетесь отойти всего на несколько минут.
Правила перевозки детей в машине
Несовершеннолетним разрешено находиться в салоне легковой машины или кабине, если это грузовик. Ни в кузове, ни в прицепе детей размещать нельзя. Перевозка ребенка в машине на руках не допускается. В случае ДТП, если произойдет столкновение, возможность удерживания юного пассажира в стабильном положении сводится к нулю. Поэтому для повышения безопасности перевозки детей в автотранспортных средствах, были разработаны автокресла.
В ПДД содержится пункт, в котором указана информация о перевозке детей в автокреслах, которые относятся к возрастной группе до 7 лет. Таких пассажиров разрешено брать в легковой автомобиль или кабину грузовой спецтехники, где есть ремни безопасности или была интегрирована удерживающая система ISOFIX. Это система со встроенными в кресла направляющими из металла с замками.
Перевозка детей 7-11 лет должна выполняться с применением удерживающих устройств либо ремней безопасности. Если маленький пассажир находится на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен с помощью детского удерживающего устройства.
Рассмотрим подробно специфику перевозки каждой возрастной группы: