Оформление бухгалтерскими проводками начисление и перечисление налогов и сборов.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление бухгалтерскими проводками начисление и перечисление налогов и сборов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Единый налоговый счет
Единый налоговый счет (ЕНС) — счет, на котором учитываются, с одной стороны, все обязательства компании или ИП перед бюджетом: налоги взносы, пени, штраф и проценты. С другой стороны, учитываются все перечисленные денежные средства для оплаты обязательств в качестве ЕНП.
Пополнить ЕНС организация может банковским переводом денежных средств или в личном кабинете налогоплательщика. ИП дополнительно могут пополнить наличными в банке, МФЦ или почтовом отделении. При переводе денежных средств для пополнения счета указываем ИНН и сумму платежа. Реквизиты получателя для всех компаний и ИП одинаковые. Суммы обязательств организаций и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.
Порядок списания обязательств с единого счета:
- Налоговая задолженность — начиная с наиболее ранней
- Текущие налоги, авансовые платежи, страховые взносы, сборы — по мере возникновения обязанности по их уплате
- Пени
- Проценты
- Штрафы.
Отдельные особенности начисления страховых взносов
По выплатам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в 2020 году установлен максимальный предел начисленного дохода. Так, если работнику за год была начислена зарплата в сумме, превышающей 1 292 000 рублей, то далее в пенсионный фонд перечисляется не 22, а только 10%. То есть, начиная с того месяца, когда достигнут предел, с зарплаты работника будет удерживаться уже 10%.
Что касается Фонда социального страхования, то здесь порог дохода установлен на уровне 912 000 рублей. От суммы его превышения страховые взносы уже не платятся.
Итоги.
Страховые взносы уплачивают все работодатели на вознаграждения, выплачиваемые сотрудникам, а также предприниматели в фиксированном размере. Страховые взносы уплачиваются на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Для каждого вида страхования установлен определенный процент.
2. Тезисы. Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию».
Учет начисленных взносов и зачтенных расходов осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для обобщения информации об отчислениях на государственное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала и в Фонд занятости населения РФ.
Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в разрезе каждого вида расчетов.
Счет 69 предназначен для учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.
К счету 69 вам необходимо открыть субсчета:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Фонд социального страхования, и взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – для учета расчетов по взносам на пенсионное страхование, перечисляемым в Пенсионный фонд;
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Федеральный (до 2012 г.) и территориальный фонды обязательного медицинского страхования
К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка.
Для учета расчетов с Фондом социального страхования по страховым взносам и взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний субсчет 69-1 разбейте на субсчета:
69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования по страховым взносам»;
69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Вопросы для закрепления:
13. за счет каких средств работник будет получать выплаты при наступлении страхового случая?
14. назовите максимальный предел начисленного дохода, при котором применяется размер тарифа страховых взносов 22%. ?
15. какой счет предусмотрен для учета страховых взносов?
Для подготовки к самостоятельной работе:
14. Выучить лекцию.
2.Подготовиться к тестированию по пройденному материалу.
1.1. Классификация и характеристика налогов и сборов
В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как «налогообложение», главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1, с. 8]
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [1, с. 8]
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.
В Налоговом Кодексе РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы [1, с. 12]:
-
Федеральные;
-
Региональные;
-
Местные.
Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся:
-
налог на добавленную стоимость;
-
акцизы;
-
налог на доходы физических лиц;
-
единый социальный налог;
-
налог на прибыль организаций;
-
налог на добычу полезных ископаемых;
-
водный налог;
-
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
-
государственная пошлина.
Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят [1, с. 14]:
-
налог на имущество организаций;
-
транспортный налог;
-
налог на игорный бизнес.
К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся [1, с. 15]:
-
земельный налог;
-
налог на имущество физических лиц.
Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
Объект налогообложения — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Он может состоять из одного или нескольких периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (в том числе по объектам ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации). [1, c. 615-616]
Как правило, налоги определяются путем умножения законодательно установленных процентных ставок налога на некоторую сумму, называемую налоговой базой.
Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
По форме взимания различают налоги:
-
прямые;
-
косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:
-
налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
-
налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
-
налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
-
налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
-
налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);
-
налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;
-
налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
По степени обложения выделяют три группы налогов:
-
прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
-
пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
-
регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:
-
общие;
-
специальные.
Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие либо иные нужды, кроме указанных в законе.
В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете.
По времени уплаты налоги бывают:
-
текущие;
-
единовременные;
-
чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением каких либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.
1.2. Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.).
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов (таблица 1).
Таблица 1
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
по дебету |
по кредиту |
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
08 Вложения во внеоборотные активы 10 Материалы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 44 Расходы на продажу 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 75 Расчеты с учредителями 90 Продажи 91 Прочие доходы и расходы 98 Доходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки |
Бухгалтерский учет налогов и сборов
Основной обязанностью бухгалтера, состоящего в штате любой организации или временно сотрудничающего с ИП, ООО и прочими юридическими лицами, является составление налоговых деклараций и проведение всех платежей. Обязанность по бух.учету налагается на компании, действующие на территории РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ. Освобождаются от ведения бухгалтерской документации адвокаты, занимающиеся частной практикой, индивидуальные предприниматели. Таким образом, все ЮЛ должны уплачивать налоги, но не всем вменяется в обязанность вести бух.учет.
Бухгалтерский учет налогов и сборов контролируется на нескольких уровнях.
Федеральные законы являются определяющими, именно от них необходимо отталкиваться в сложных спорных ситуациях. Положения о бухгалтерском учете являются скорее упорядочивающими деятельность специалистов. Рекомендации и указания находятся в методичках, выпускаемых Министерством Финансов. Самым последним уровнем можно назвать внутренние постановления компании, распоряжение директоров и учредителей. Налоги и сборы также отдельно контролируются сводом законов НК РФ. При противоречии их Федеральным законам, больший вес имеют последние.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) устанавливает порядок начисления и уплаты налогов в бюджет. Выделяются федеральные, региональные и местные налоги. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ; их уплата обязательна на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги устанавливает НК РФ и законы субъектов Российской Федерации о налогах; их уплата обязательна на всех территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах; их уплата обязательна на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Их уплата обязательна на соответствующих территориях, они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами местных органов власти.
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения включает в себя специальные налоговые режимы. Особенность их заключается в том, что определен и закреплен на законодательном уровне ряд ситуаций, когда предусмотрен особый порядок уплаты налогов, либо обозначены ситуации об освобождении от уплаты определенных видов налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Комитетом государства. При бухгалтерском учете налогов и сборов важно внимательно изучить ряд пунктов специальных налоговых режимов, чтобы избежать лишних выплат. Рассмотрим специальные налоговые режимы:
- Единый сельскохозяйственный налог, затрагивает работу сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Упрощенная система налогообложения
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Существуют соглашения о разделе продукции. При их своевременном выполнении система налогообложения предусматривает специальный налоговый режим
- Работа по патенту
Учет налогов и сборов по всем этим ситуациям обозначается счетом 68 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам». Важно знать, что для работы по каждому налогу на счете 68 открывается отдельный субсчет. Уплаченные в бюджет налоги отображаются в зависимости от источника, который уплачивает налог.
Особенности активно пассивных счетов бухгалтерского учета
Одна из характеристик бухгалтерского счета, приводящего в замешательство начинающего бухгалтера, представлена кодом «А-П». «А-П» — означает, что счет является «активно-пассивным». Причина замешательства, я думаю, кроется в следующем.
Основной способ изучения бухучета, особенно бух счетов и проводок происходит методом запоминания. А если подсчитать, сколько единиц информации начинающие бухгалтера пробуют запомнить, то неудивительно, что ничего не получается. В итоге, потом и простые моменты из теории оказываются неимоверно трудными.
Посудите сами, в плане счетов бухгалтерского учета от 60-ых счетов, в среднем по 3 субсчета и 5 характеристик. Получается, мы предлагаем своему мозгу запоминать в среднем (60*3*5) от 900 единиц информации. К тому же запоминая без понимания, мы напрасно теряем силы и время.
Вот так и с характеристикой «активно-пассивный» у счетов. На таких счетах «ломается» строгое правило, принятое для чисто активных и пассивных счетов бухгалтерского учета. Теряется уверенность, правильно ли поставлен счет в проводке: в Дебет или Кредит. А по мне, так все кажется гораздо проще:
Во-первых. На «активно-пассивном» (АП) счете теперь не стоит заботиться об указанной сумме в проводке. Больше она или меньше будет в «Дебете» или в «Кредите», чем разрешено правилами. Все просто — ошибок не будет.
Во-вторых. Для бухгалтерского баланса сумма с «активно-пассивных» счетов пойдет в таблицу «Актива», если остаток на счете будет в Дебете. А в таблицу «Пассивы» — если остаток будет в Кредите.
И, даже эти очевидные шаги для начинающих бухгалтеров не важны, поскольку бухгалтерский баланс они не делают. А вот главным бухгалтерам требуется знать, куда пойдет сумма в Баланс с активно-пассивного счета.
К тому же «чистых» «активно-пассивных» счетов не много. Как оказывается, с большинством из таких счетов работает главный бухгалтер. Вот основной список «активно-пассивных счетов», используемых на всех предприятиях: 68, 69, 71, 75, 84, 99. А 40 счет на производственных предприятиях.
Суть «активно-пассивных счетов» (АП) в том, что информация на них может «перетекать» из «Актива в Пассив» и наоборот. Давайте посмотрим, как это происходит на таких распространенных счетах, как 71, 68 и 69.
Как правильно прочитать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам
В справке о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам организаций и ИП содержатся итоговые суммы на дату запроса, по одному или по нескольким налогам, штрафу или пени, которые могут отражаться как с положительным сальдо, так и отрицательным сальдо.
Суммы, обозначенные в справке со знаком минус, означают недоимку, а положительные суммы означают переплату.
Форма данной справки и порядок ее заполнения налоговым органом утверждены в приложении № 1 приказа ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@.
Порядок учета расчетов по налогу на имущество
Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса РФ.
Предприятие платит налог на имущество с остаточной стоимости основных средств.
Остаточную стоимость имущества рассчитывают так:
Первоначальная стоимость основных средств, отраженная на счете 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств».
Виды имущества, которые не облагают налогом, установлены пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса. К ним относят:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные ресурсы), принадлежащие организации;
2) государственное имущество, используемое исполнительной властью для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.
Чтобы рассчитать сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет за отчетный или налоговый период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), предприятие определяет среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества за этот период.
Ставку налога устанавливают региональные власти.
Предприятие ежеквартально подает в налоговую инспекцию налоговые расчеты, а по итогам года – декларацию по налогу.
Налоговый расчет по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев подается в течение 30 дней по окончании каждого квартала. Налоговую декларацию по итогам года представляют не позднее 30 марта следующего за отчетным года.
Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ФСС
Предприятие обязано уплачивать в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они начисляются из расчета суммы заработной платы и иных выплат в пользу работников и установленного коэффициента по группе риска. Сумма указанных взносов относится на расходы производства или издержки обращения.
Заработную плату и другие доходы, начисленные сотрудникам организации, облагают взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма выдачи выплат, вознаграждений и других доходов, как денежная, так и натуральная, при исчислении взноса значения не имеет. В большинстве предприятий форма выплат только денежная.
Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляют в Фонд социального страхования РФ.
Сумму взноса, которую нужно заплатить в Фонд социального страхования РФ, определяют исходя из тарифа, который в настоящее время равен 2,9%.
Объект обложения для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных за отчетный период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Взносы в ФСС России предприятие уплачивает ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на выплату зарплаты за истекший месяц.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями.
Сумму страховых взносов предприятие перечисляет в ФСС РФ не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем, за который производится выплата.
Учет ведется на субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».
Начисление взносов оформляется записью:
Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69-1.
Перечисление взносов в бюджет оформляется записью:
Д 69-1 К 51 перечислены взносы по социальному страхованию.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. Следовательно, тема организации ведения учета расчетов с бюджетом по федеральным налогам является актуальной.
Предметом исследования в данной работы является процесс организации учета по федеральным налогам.
Цель работы – изучение учета расчетов по федеральным налогам. Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы и
2. Оценить организацию учета расчетов с бюджетом по федеральным
3. Выявить основные проблемы налогообложения предприятия.
4. Рассмотреть порядок синтетического и
5. Дать рекомендации по совершенствованию учета
Объектом исследования является охранное предприятие «Щит-1». Вид деятельности заключается в том, что данное охранное предприятие предлагает комплексные услуги по физической охране, пультовой охране магазинов, квартир, офисов, складов, СТО и обеспечению безопасности предприятий и фирм в городе Чите Забайкальского края Российской Федерации.
Период исследования длился с 15 июня 2011 года по 1 июля 2011года.
Структура курсовой работы состоит из трех глав:
Глава 1 – теоретические основы, в которых раскрывается роль и сущность федеральных налогов, нормативное регулирование, учет расчетов с бюджетом.
Глава 2 – практическая, в которой говорится о характеристике и структуре деятельности организации, документации, синтетическом и аналитическом учете расчетов по налогам и сборам.
Глава 3 – рекомендательная по совершенствованию учета расчетов по федеральным налогам.
А также курсовая работа состоит из введения, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Элементы актуальности для темы «Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам»
Чтобы написать, почему тема ВКР актуальна, необходимо открыть несколько работ по заданной теме, посмотреть и скопировать то, что там написано по поводу актуальности к себе, а потом ответить на 2 вопроса выше.
Прочитав подобные куски информации из разных статей, нужно просто понять, как именно может произойти негативное изменение, и как это негативное изменение будет изменено с помощью того, что указано в теме.
Так, можно взять следующие элементы актуальности из разных источников в интернете для темы
«Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам».
Налоги должны способствовать формированию фондов бюджета, стимулированию научно-технического прогресса, ограничению роста цен и инфляции. С помощью налогов обеспечивается сбор денежных средств как с предприятий, организаций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов как физических, так и юридических лиц. Правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах. Поэтому актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью правильных и своевременных расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам, плательщиком которых данное предприятие является. Цель данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом по налогам и сборам., источник
Актуальность темы дипломной работы. Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства. Вопросы, связанные с учетом расчетов с бюджетом в организации являются актуальными для многих предприятий. Объект исследования – ООО «Престиж-Ремонт», Предмет исследования – расчеты предприятия с бюджетом., источник
Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налогообложение юридических лиц представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и неграмотность бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта., источник
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство., источник
Актуальность темы объясняется тем, что налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как «налогообложение», главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами., источник
В системе расчетных взаимоотношений организаций денежные расчеты с бюджетами осуществляются в императивной форме, поэтому этому разделу бухгалтерского учета уделяется особое внимание. В связи с этим, бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам обязан обеспечить формирование полной и достоверной информации на всех этапах учетной работы.
По объекту налогообложения налоги классифицируют следующим образом: налог на имущество; налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц и другие.
По способу учета налоги делятся на: включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; включаемые в продажную цену продукции, работ, услуг и относимые на финансовые результаты.
В рамках этих классификаций организуется бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам.
Основным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учета и налоговой отчетности является Учетная политика, в разделе которой «для целей налогообложения» отражаются все особенности определения налогооблагаемых баз.
Все расчеты с бюджетом по налогам и сборам учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, в частности, по кредиту счета отражаются обязательство перед бюджетом, а по дебету – погашение обязательств. Сальдо по счету показывает задолженность перед бюджетом (кредитовое сальдо) или задолженность бюджета (дебетовое сальдо). Каждый налог учитывается на отдельном субсчете.
Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты:
в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль,
— в корреспонденции со счетом 91 «Прочие налоги и сборы» — налог на имущество, земельный налог, прочие налоги.
— в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет в корреспонденции со счетами денежных средств (50, 51), а также на суммы налоговых вычетов, например, в отношении НДС, по дебету счета 68 происходит списание со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет организуется в рамках налогового учета по общим правилам его ведения — обеспечение информативности в рамках счета, субсчета. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов с учетом требований налогового законодательства.
Ст. 153 Налогового кодекса РФ устанавливает различные налоговые ставки и определяет требования ведения раздельного аналитического учета НДС. После введения в действие нового Плана счетов, правила бухгалтерского учета определяют особенности формирования бухгалтерской отчетности для целей финансового учета, что не совпадает с порядком формирования налоговой базы по налогам и сборам по НК РФ. Такие разночтения привели к необходимости организации самостоятельной учетной системы в целях налогообложения.
В финансовой (бухгалтерской) отчетности расчеты с бюджетом по налогам и сборам отражаются в виде задолженности по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» раздела V «Краткосрочные обязательства» пассива бухгалтерского баланса.
Формой налоговой отчетности является декларация по отдельному налогу, в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Рассмотрим организацию учета расчетов предприятия с бюджетом по основным налоговым платежам.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Правила исчисления НДС определяются главой 21 НК РФ.
Объектом
- реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
передача на территории Российской Федерации товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При определении налоговой базы налога на добавленную стоимость Продолжение таблицы 1.2 Налог на прибыль организаций является прямым налогом для юридических лиц и относится к федеральным налогам. Определение налогооблагаемой базы и порядок начисления налога на прибыль определяется положениями главы 25 НК РФ.
На организации могут быть возложены обязанности налогового агента. Например, при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (организацией, арендующей указанное имущество) отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога18.
Статья 164 НК РФ устанавливает следующие налоговые ставки по НДС: 0 процентов, 10 процентов, 18 процентов.
По ставке 0 процентов налогообложение производится в случаях реализации товаров (работ и услуг) вывезенных в режиме таможенного экспорта, в т.ч. товаров, помещенных в таможенной зоне.
Налогообложение производится по ставке 10 процентов при реализации социально значимых товаров (некоторые продовольственные товары, товары для детей, медицинские товары).
В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18%.
Сумма НДС при определении налоговой базы исчисляется как
Исчисление НДС производится методом начисления. Документом, подтверждающим реализацию товаров, работ, услуг для целей налогового учета является счет-фактура. Счет-фактура является документом, являющимся основанием для начисления НДС и предъявления налога к вычету/возмещению.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (начисленная и уменьшенная на сумму налоговых вычетов), определяется по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации, в т.ч. передачи товаров (работ, услуг) для собственных нужд.
В таблице 1.2 приведены основные корреспонденции счетов по операциям, связанным с НДС.
Таблица 1.2
Синтетический учет по операциям с НДС
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций, в соответствии со ст. 247 НК РФ, признается доход, уменьшенный на величину расходов, произведенных при получении дохода.
К доходам относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг, активов и имущественных прав.
Доходом от основной деятельности признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и ранее приобретенных с целью перепродажи. Иные доходы, как и выручка от реализации имущественных прав (если это не является основной деятельностью) называются прочими доходами.
Перечень доходов, учитываемых и неучитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, представлен в ст. 251 НК РФ.
Правила формирования доходов и расходов коммерческих организаций регламентируется ПБУ 9/9920 и ПБУ 10/9921 соответственно.
В соответствии с ПБУ 9/99 доходами признается увеличение экономических выгод в результате реализации, поступления активов и в иных случаях.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычной деятельности и от прочей.
Согласно ПБУ 9/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходы подразделяются на четыре группы: материальные расходы; расходы на оплату труда и отчисления от ФОТ; начисленная амортизации ОС и НА; прочие расходы.
Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения определяется ст. 271—273 НК РФ.
Налог на прибыль начисляется исходя из налоговой базы и ставки налога, которая в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 20 процентов (в федеральный бюджет — 2.0%, в бюджеты субъектов – 18.0%).
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Организации определяют налоговую базу по данным налогового учета. Налоговым учетом признается система обобщения информации для определения налоговой базы по данным первичных документов (первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы), рассмотренным гл. 25 НК РФ.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения22.
В случае, если Учетная политика для целей финансового учета и для целей налогового предусматривает применение различных методов признания доходов и расходов, применяется ПБУ 18/0223.
ПБУ 18/02 в частности определяет понятия: налоговый актив и налоговое обязательство.
Налоговое обязательство представлено в ПБУ вычитаемыми и налогооблагаемыми временными разницами.
Под временными разницами понимают доходы и расходы, которые формируют финансовую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговая база учитывает другие отчетных периоды. При этом, временные разницы приводят к образованию отложенного налога. Под отложенным налогом рассматривают обязательства перед бюджетом, подлежащие уплате в следующих отчетных периодах.
Налогооблагаемые временные разницы образуют отложенный налог на прибыль, который уменьшит обязательства в следующем периоде.
Вычитаемые временные разницы образуются в результате применения разных методов оценки затрат для целей бухгалтерского и налогового учетов: применения разных способов начисления амортизации;
применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости;
убытка, перенесенного на будущее;
при использовании метода начисления и кассового метода.
Похожие записи: