Государственное социальное обслуживание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственное социальное обслуживание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством или любым другим обязательным соглашением, которое обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с преклонным возрастом, потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей. Он также может предложить доступ к лечебной или профилактической медицинской помощи.
Согласно определению Международной ассоциации социального обеспечения, социальное обеспечение может включать программы социального страхования, программы социальной помощи, универсальные программы, схемы взаимной выгоды, национальные сберегательные фонды и другие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой, являются частью системы социального обеспечения страны.
Первые программы социального обеспечения, основанные на обязательном страховании, были созданы в Европе в конце 19-го века. Однако в 20-м веке национальные программы социального обеспечения получили более широкое распространение во всем мире, не в последнюю очередь в результате деколонизации и создания новых независимых государств после Второй мировой войны. Развитие социального обеспечения также поддерживалось различными международными конвенциями и инструментами, а признание социального обеспечения в качестве основного права человека было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948. В некоторых странах, например в Германии и Бразилии, социальное обеспечение является правом, гарантированным Конституцией. Сегодня в большинстве стран есть система социального обеспечения. Во всем мире наиболее распространенным типом программ являются пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, за которыми следуют программы по выплате пособий по производственным травмам и профессиональным заболеваниям, по болезни и материнству, по семейным пособиям и по безработице.
Функция социальной пенсии такая же, как и у трудовой, она имеет своей целью компенсировать заработок. Главное отличие социальных выплат от трудовой пенсии в том, что на счету у человека нет пенсионных баллов или они имеются в недостаточном количестве. В Законе сказано, что пенсия предоставляется человеку в качестве средства обеспечения его жизнедеятельности. Социальные пенсии бывают трех разновидностей:
- по старости при отсутствии стажа или его малом объеме;
- по инвалидности, подтвержденной медицинской комиссией;
- по случаю потери кормильца.
Получение социальной пенсии обеспечивается гражданам при соблюдении следующих условий:
- наличие инвалидности I, II, III группы, инвалидности с детства – назначается пенсия по инвалидности;
- ребенок – инвалид, несовершеннолетний до 18 лет ВИЧ – инфицированный приравнивается к статусу «ребенок-инвалид» – в этом случае оформляется пенсия по инвалидности;
- ребенок до 18 лет, если обучается по очной форме, то до 23 лет, лишившийся родителей – в этом случае назначается пенсия по потере кормильца;
- человек, принадлежащий к категории малочисленных северных народов, проживающий на данной территории, сохраняющий культуру этноса, достигший пенсионного возраста – в этом случае назначается пенсия по старости;
- человек, достигший пенсионного возраста, но не имеющий трудового стажа – в этом случае назначается пенсия по старости.
Что такое и кто получает
Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учётом стажа работы.
Бюджетная помощь сейчас оказывается на следующих условиях:
- Претендент имеет подтверждённую категорию инвалидности;
- Продолжительность социального обеспечения зависит от периода
установления нетрудоспособности;
- Потенциальный льготник постоянно пребывает в одном из российских регионов и на длительный срок ограничен в трудоспособности.
Получателями соцпенсии являются:
- Инвалиды 1 группы, всецело зависящие от помощи окружающих;
- Инвалиды 2 группы, менее зависимы от помощи окружающих, но лишённые возможности полноценно трудиться;
- Инвалиды 3 группы, работающие в специально созданных условиях;
- Дети-инвалиды, получившие данный статус до наступления
совершеннолетия;
- Достигшие восемнадцатилетия нетрудоспособные субъекты, в отношении которых используется термин «инвалиды с детства».
Дополнительное материальное обеспечение
Ежемесячное допобеспечение имеет неизменную ставку – 1000 или 500 рублей.
Большая выплата положена:
- Тем, кто участвовал в Великой Отечественной войне, а также заработавшим там серьезное заболевание;
- Лицам, травмированным по итогам военных сражений;
- Субъектам, являвшимся несовершеннолетними заключенными тюрем в военные годы.
Меньшую получают:
- Солдаты времен ВОВ, которые не числились в рядах действующих войск;
- Супруги инвалидов ВОВ, скончавшихся в военные годы;
- Пожилые люди, выжившие в блокаде Ленинграда;
- Субъекты, которые являлись совершеннолетними заключенными в военных тюрьмах.
Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:
- Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
- Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
- Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
- Создание негосударственных пенсионных фондов.
- Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
- Выделение средств многодетным семьям.
Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Трудовой стаж – это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности (как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, причем независимо от того, где и когда она протекала и имелись ли в ней перерывы), а также других периодов, указанных в законе.
Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).
Выделяют несколько видов трудового стажа:
1) общий трудовой стаж;
2) страховой стаж:
А) смешанный страховой стаж;
Б) специальный страховой стаж;
3) специальный трудовой стаж;
4) непрерывный трудовой стаж. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится календарно. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица страховой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности, атакже иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (двенадцать месяцев). При этом каждые тридцать дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые двенадцать месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, учитывается один из таких периодов, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.
Пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется всоответствии сусловиями и нормами, установленными федеральным законодательством.
Среди документов, необходимых для назначения трудовой пенсии, важнейшими являются документы, подтверждающие страховой стаж. Такой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке и подтверждается документами. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и стаже работника. Пенсия производится без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.
Выплата трудовой пенсии производится за текущий месяц.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п. 1 ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом кнему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Выплата трудовой пенсии приостанавливается вследующих случаях:
1) при неполучении установленной трудовой пенсии в течение шести месяцев подряд – на весь период неполучения пенсии, причем начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок;
2) при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование ворган Государственной службы медико-социальной экспертизы – на три месяца, причем начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.
Виды пенсий: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; социальная пенсия; гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ; дипломатическим работникам; пенсии лицам, содержащимся в исправительных учреждениях; пенсии в районах Крайнего Севера идр.
Ветераны Великой Отечественной войны
Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.
Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:
- Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
- Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
- Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
- Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.
Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.
Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны — имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как регулируется законом
Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ. В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.
А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.
К примеру:
- ФЗ-178, принятый в 1999 году и отредактированный в конце 2020 года – об государственной социальной помощи;
- ФЗ-181 – регулирует социальную защиту инвалидов РФ;
- ФЗ-442 – утвердил основы в социальном обслуживании населения с полномочиями государственных институтов;
- №164-р – этим правительственным распоряжением определена стратегия действий федеральными органами, субъектами государственной власти, обеспечивающих интересы старшего поколения.
Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:
- оказывают социальную поддержку малоимущим;
- назначают пособия;
- предоставляют компенсации;
- утверждают льготы.
Внимание! Список законов, указов и постановлений, которые регулируют соц. обеспечение льготной категории граждан, регулярно составляет и публикует Минтруд совместно с соцзащитой РФ.
Государственные выплаты разделяют на парочку форматов, видов и даже подвидов. Некоторые компенсации даже начисляются в индивидуальном порядке, а в качестве источника используются бюджетные и внебюджетные средства.
Социально-финансовая помощь предназначена для следующих льготных категорий:
- Гражданин оформил инвалидность. Это касается детей, у которых родители-инвалиды, а также граждан, которые ухаживают за инвалидами.
- Сироты, в случае если они несовершеннолетние.
- Студенты дневной очной формы обучения с детьми.
- Многодетные семьи, при условии, что они параллельно являются малообеспеченными.
- Пенсионеры, при условии, что они нетрудоспособные.
Размеры выплат установлены законодательно, часть пособий подлежат индексации (например, пособие по инвалидности). Между тем в некоторых перечисленных случаях поддержка оказывается лишь на региональном уровне (например, для малообеспеченных семей). Более подробные сведения указаны в таблице:
Название | Описание |
Нетрудоспособность | Лица могут получить пособие по временной нетрудоспособности |
Беременность и роды | Выплаты по родам и беременности |
Ранний срок беременности | Единоразовая выплата для девушек, которые встали на учет на ранних сроках |
После рождения малыша | Единоразовая выплата, приуроченная рассматриваемому событию |
При уходе за малышом | Ежемесячные пособия для обеспечения ухода за крохой |
Полученные профессиональные травмы |
Пособие, которое получают люди по причине временной нетрудоспособности ставшей следствием несчастного случая, проф. болезни |
Погребение | Пособие, что государство выделяет на компенсацию расходов на погребения усопшего |
Доплата за дополнительные четыре дня |
Возмещение трат, что понесли родители, взяв дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом |
Отпуск |
Оплата дополнительного отпуска (более чем используется ежегодно) при условии, что он был потрачен на само лечение или проезд к месту где оно будет проходить |
Предупреждающие меры |
Страхователям компенсируют расходы, потраченные на меры, предупреждающие травматизм на производстве, заболеваемость сотрудников (если они работают с вредными веществами) |
Дополнительные расходы страхователей |
Компенсация дополнительных расходов, которые несут страхователи на внесение пособий по нетрудоспособности. Выполняется в счет федерального бюджета и трансферов между разными бюджетами |
Возмещение при страховании погребения | Страхователю будут возмещены расходы, которые он понес при оплате погребения |