Кто и за что оплачивает водный налог
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и за что оплачивает водный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Особенности калькуляции ВН на 2023 г.: основные применяемые формулы
Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.
Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.
Формулы,
для целей |
применяемые калькуляции | ||
действительной ставки |
квартального ВН при заборе воды для продажи |
квартального ВН по водоснабжению населения |
квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды |
базовая ставка * множитель | показатель объема забора воды (иное) * ставка | объем забора воды * 141 рубль. |
лимит * ставка * 1,1 |
Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.
Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2023 году? Декларация по водному налогу
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2023 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м 3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м 3 )*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.
Кому придется покупать лицензию?
Налог на воду из скважины или колодца будут платить не все люди. Каждое юридическое лицо, пользующееся водой будет обязано приобретать лицензию и оплачивать абонентскую плату. К 2023 году ожидается удорожание стоимость тысячи кубометров воды, в настоящее время оно зависит от конкретного водного бассейна, в среднем составляется всего 270-280 рублей.
Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства – тоже будут обязаны приобретать лицензию и оплачивать использованные кубометры воды. Конечно, придется устанавливать водоизмерительные приборы, что также повлечет финансовые затраты.
Обратите внимание! Платить налог на воду придется садовым товариществам и прочим объединениям, которые используют природный ресурс для наполнения цистерн и обеспечения системы водопровода с целью предоставления возможности гражданам поливать свои участки.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Кто освобождается от налога
Основанием для уплаты сбора является лицензия на пользование участком недр в целях добычи подземной воды. Порядок уплаты и размер налога регламентируется Налоговым кодексом.
Сочетание двух направлений права позволяет сформировать список ситуаций, когда собственники водозабора освобождаются от водного налога:
- эксплуатация скважин, не требующих лицензирования, в целях обеспечения питьевой и технической влагой частных домовладений;
- расход воды на тушение пожара, ликвидацию аварий, последствий стихийных явлений;
- добыча жидкости, содержащей редкоземельные минералы, лечебные вещества;
- орошение сельхозугодий, водопой животных и птиц;
- водопользование для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.
Глава 25.2 НК, посвященная налоговым льготам, никаких послаблений в отношении сбора не предусматривает. Но ст. 333.9 устанавливает список действий с расходом водного ресурса, не учитываемого при расчете налога. Ст. 333.12 предусматривает пониженную ставку при водоснабжении населения.
До какой глубины разрешение не нужно
Закон не регламентирует расстояние водного горизонта от поверхности, начиная с которого, лицензия на скважину становится обязательной. Допустимыми для использования без разрешений считаются водоносные пласты верхнего горизонта грунтовых вод, если они не являются водозаборными для населенного пункта.
Разделение уровней по высотным отметкам различается даже на участках одной территории. Нужно знать усредненные данные по количеству метров от поверхности до водоносных пластов в некоторых горных породах – значения указаны среднестатистические:
6-12 – песчанистые грунты;
18 – слои гравийных отложений;
16-44 – известняковые массивы;
45-100 и более – плотные скальные породы, создающие давление на водные залежи: скважины на этот горизонт называют артезианскими.
Из представленного списка следует, что оформлять разрешение не нужно, если глубина выработки не превышает 20 м. Другой вывод из анализа – на артезианские скважины, включая те, которые пробурены на дачах, требуется получение лицензии на недропользование. Необходимо учитывать, в скольких метрах окажется второй пласт на водах, прописанных в государственном балансе запасов, – это интервал 20-44 м. Например, в окрестностях Москвы 2 водоносный горизонт находится в 15-30 м от поверхности.
Почему он вообще возник сейчас? Для понимания этого нужно вспомнить, что недра земли (в том числе и вода) — это государственная собственность. А поскольку эти недра ограничены, а их дальнейшая разведка требует постоянного финансирования, то государство устанавливает конкретные платежи за пользование природными ресурсами. Детали регламентирует Закон «О недрах». Нас в этом законе интересует регулятор деятельности с использованием подземных вод. Потому что в общем случае все водные объекты Российской Федерации делятся Водным кодексом на наземные и подземные.
Возьмем простейший пример — дачный колодец частного дома. Он будет отнесен к участку водной подземной среды регионального значения. Ибо он использует водоносный горизонт с водой питьевого и бытового назначения, а забор воды частником в данном случае не превышает значения 500 кубометров воды в сутки.
Особенности уплаты авансов через ЕНС: уведомление
Как было сказано, есть налоги с авансовой системой расчетов. Для распределения единого налогового платежа предусмотрена подача налогоплательщиком Уведомления об их исчисленных суммах.
Данное уведомление содержит всего 5 реквизитов – ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и срок уплаты. Это в 2,5 раза меньше реквизитов, чем в платежке, которой в 2022 году перечисляют авансы по налогам.
Форму и электронный формат уведомления об исчисленных суммах налогов утвердит приказ ФНС России.
Представить уведомление можно:
- по ТКС;
- через ЛК;
- учетную систему налогоплательщика (ERP-система);
- на бумажном носителе.
В ЕНС уплата предусмотрена только на единый налоговый платёж – ЕНП. Поэтому переплаты на налогах не будет. Для распределения ЕНП в налоги с авансовой системой расчетов (УСН и др.) предусмотрена подача плательщиком указанного уведомления. Поэтому исключены случаи самовольного зачета ФНС «якобы переплаты» в счет недоимок по пеням, образуя недоимку уже по налогу УСН.
Как известно, недоимка возникает со следующего дня после срока уплаты. Следовательно, подача уведомления об исчисленных суммах налогов до срока уплаты, но ранее чем срок уплаты, не может привести к возникновению недоимки.
ИП и организации смогут продолжить уменьшать УСН страховыми взносами. Уплаченная сумма взносов будет определена в соответствии с установленными правилами распределения ЕНП. И ЕНП будет распределен во взносы на основании уведомления об исчисленных суммах налогов.
Варианты ставок водного налога
Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:
- виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
- экономическому району (для поверхностных и подземных);
- принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).
Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.
Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.
Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.
Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:
- для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
- для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.
В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.
Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы. Его распределение происходит следующим образом:
- 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
- 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.
Установление ставок налога зависит от области, экономического района, вида деятельности, типа объекта и других факторов. Ставки отображаются в Налоговом кодексе в российской денежной единице – в рублях за одну меру налоговой базы.
Стандартные ставки применяются в тех случаях, когда использование воды находится в указанных рамках. Если же объемы забранной воды превышают верхнюю границу, то все ставки умножаются на 5.
Вода, которая используется для бытового применения населением, облагается налогом, в 2023 году это 122 рубля, для примера за 2017 год было 107 руб., за 2018 – 122 руб. за 1 тыс. м3 воды. Ставки длительностью в 1 год действуют тогда, когда используется акватория поверхности воды. Что касается конкретного периода уплаты налогов (квартала), то их размер рассчитывается как определенный процент от годовой суммы.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.