Поддержка малого бизнеса в 2023 году: что можно получить и на каких условиях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поддержка малого бизнеса в 2023 году: что можно получить и на каких условиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.
Что выбрать для грузоперевозок — ООО или ИП
Универсальной методики, позволяющей выбрать наиболее выгодную организационную форму бизнеса не существует. Тем, кто решил открыть бизнес по грузоперевозке, прежде, чем выбирать, нужно обратить внимание на множество факторов: размер своего стартового капитала, его источник, предполагаемый доход, возможность выполнять требования к отчетности, а также на число участников бизнеса и количество имеющихся в их распоряжении работников и единиц транспорта. Можно дать лишь общие рекомендации. Для личного бизнеса на начальном этапе лучшим вариантом будет открытие ИП. Оптимальный вариант для создания несколькими предпринимателями более крупного бизнеса с привлечением больших финансовых средств, использованием автопарка и перспективами расширения — лучше выбрать ООО.
ФНС откажет в регистрации ООО, если:
- Один из учредителей является государственным служащим: чиновник, военнослужащий, нотариус, судья, полицейский, работник прокуратуры или ФСБ.
- Учредитель не достиг 18 летнего возраста. Правда в некоторых случаях это можно будет сделать если:
- Если он состояит в браке, который является основанием считать его полностью дееспособным;
- Есть судебное решение о признании вас дееспособным.
- Один из учредителей или руководитель дисквалифицирован решением суда и не может заниматься бизнесом;
- ФНС посчитает адрес регистрации общества адресом массовой регистрации юридических лиц или недостоверным;
- Неправильно выбрано название ООО (содержит запрещённые слова, противоречит нормам морали и т.д.);
- Самые частые причины отказа в регистрации ИП связаны с ошибками в документах или их некомплектностью.
Какую форму собственности выбрать?
Мелким фирмам или частникам, которые начинают бизнес на грузоперевозках, выгоднее оформить ИП – можно будет работать на специальных налоговых режимах УСН или ПСН. При увеличении штата, парка техники и прибыли, придется перейти на ООО.
При регистрации бизнеса по грузоперевозкам нужно выбирать из следующих кодов ОКВЭД:
-
49.41 — Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам
-
49.42 — Предоставление услуг по перевозкам
-
63.40 — Организация перевозок грузов.
Также необходимо оформить разрешительные документы – лицензия нужна для транспортировки опасных грузов и авиаперевозок, но не требуется для доставки в черте города и в малых объемах.
Для автомобильной грузоперевозки на дистанцию свыше 50 км требуется подготовить следующие документы:
-
путевой лист,
-
страховку,
-
накладную,
-
акт приема-передачи,
-
договор на оказание услуг.
Работа с поставщиками услуг и клиентами
Крайне желательно перед открытием своей транспортной компании поработать хотя бы пару лет наемным сотрудником в этой сфере – полученный опыт поможет набить «шишки», а заодно наработать свою собственную базу клиентов и перевозчиков.
Первое, с чем придется столкнуться – поиск водителей и собственников транспорта для перевозки грузов. Пока телефон вашего логиста не разрывается каждую минуту от заявок, покупать свои фуры и ГАЗели смысла нет. Сразу тратить на 20-тонный грузовик минимум 3 000 000 рублей или связывать себя по рукам и ногам лизинговыми платежами – сомнительное решение на старте работы. Куда проще пользоваться услугами платной биржи грузоперевозок – например «АвтоТрансИнфо». Существующая система рейтингов биржи позволит выбрать опытного перевозчика и обезопасить себя от мошенников.
Помимо взаимодействия с собственниками фур, необходимо набрать курьеров на легковых авто и небольших фургонах-«каблучках» для доставки по внутригородским маршрутам. Дело в том, что далеко не каждому клиенту будет удобно приехать и забрать груз с вашего склада, а потому важно продумать эффективную доставку до адресов. Если посылки небольшие, можно задействовать таксистов – многие сервисы, например «Яндекс.Такси» уже предлагают специальный тариф формата курьерской доставки.
Подбор сотрудников транспортной компании
На первое время можно ограничиться персоналом из 5 человек – в офисе будут трудиться менеджер по продажам, логист и специалист по работе с клиентами.
-
Менеджер по продажам. «Продажник» займется поиском клиентов (телефонные переговоры и выезды «в поля»), логист будет взаимодействовать с перевозчиками, а специалист по работе с клиентами берет на себя документооборот с действующими клиентами (прием заявок, формирование транспортных накладных и т.д.). Зарплата менеджера по продажам зависит от опыта и формируется из фиксированной ставки и процентов от приведенных клиентов, в среднем от 50 000 рублей. Однако это не потолок. Хороший сейлз менеджер может получать и свыше 100 000 рублей – при условии что генерирует поток клиентов с постоянным доходом.
-
Логист. ФОТ логиста формируется также из окладной части и процентов за перевозки, в среднем порядка 40 000 рублей.
-
Специалист по работе с клиентами как правило получает небольшой фиксированный оклад в 25 000 рублей, на данную позицию можно взять человека без опыта работы из студента, который хочет развиваться в сфере логистики.
-
Работники. На складе необходимо присутствие минимум двух человек, это грузчики, один из которых может выполнять функцию кладовщика – консолидировать грузы и сверять их согласно транспортным накладным.
-
Штатный бухгалтер на старте не столь уж важен – на первое время вы можете воспользоваться услугами специалиста на аутсорсе. Это порядка 5000 рублей в месяц.
После подготовки необходимых документов, вам нужно подписать их следующим образом:
Подписываемый документ | Кто и как должен подписывать |
---|---|
Заявление на регистрацию юридического лица | Единственный учредитель либо каждый учредитель на своем листе (непосредственно в налоговой инспекции или при заверке у нотариуса) |
Решение единственного учредителя | Единственный учредитель |
Протокол собрания учредителей | Каждый учредитель |
Договор об учреждении ООО | |
Устав ООО | Не подписывается |
Квитанция госпошлины за регистрацию ООО | Единственный учредитель либо учредитель, которому в протоколе собрания учредителей поручено осуществить регистрационные действия |
Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса | Собственник квартиры (при регистрации фирмы на домашний адрес) либо арендодатель (при регистрации компании на арендуемое помещение) |
Заявление о переходе на УСН или ЕСХН | Единственный учредитель либо учредитель, которому в протоколе собрания учредителей поручено осуществить регистрационные действия |
Что выгоднее — купить грузовик или арендовать
Выгоднее начинать бизнес с аренды машины или оформления лизингового договора. Последний вариант имеет много плюсов и пользуется популярностью в России. Лизинг техники — это аренда на долгосрочной основе, которая предполагает выкуп по остаточной стоимости. Схема подходит тем, кто не имеет финансовой возможности купить грузовик.
Если нет средств на вместительную фуру, можно остановиться на варианте поменьше. Но такой подход выгоден только для перевозок в пределах города или области.
В кредит машину имеет смысл брать, если уже набрана база постоянных клиентов, которая сможет покрыть затраты на выплату процентов банку.
Как искать клиентов для грузоперевозок
Без постоянных клиентов нельзя рассчитывать на поток заказов и бесперебойный заработок. Этим вопросом следует заняться сразу после покупки или аренды машины. Нужно сделать следующее:
-
Определиться с территориальным покрытием, направлениями маршрутов. Где будет происходить транспортировка груза, какие будут пробеги, планируется ли отправлять товар за границу.
-
Выбрать тип перевозимых грузов. Необходимо, чтобы товары соответствовали транспортным габаритам и условиям перевозок.
-
Стоит определиться, нужен ли для решения деловых вопросов офис. И если да, арендовать его.
-
Разместить объявления об услугах на разных площадках.
Преимущества и особенности транспортного бизнеса
Планируя развивать бизнес в сфере грузоперевозок каждый субъект предпринимательской деятельности должен узнать о его преимуществах и «подводных камнях»:
- отсутствие необходимости оформлять лицензии;
- жесткая конкуренция в этом бизнес-секторе;
- проблемы с кадрами (сложно найти добросовестных и «чистых на руку» сотрудников);
- необходимость в крупном стартовом капитале;
- частые поломки автомобильного транспорта (возрастают расходы на ремонт и покупку запчастей);
- постоянная реклама транспортных услуг;
- возможность сократить сумму стартовых вложений за счет привлечения к сотрудничеству арендованных машин и т. д.
Чтобы открыть транспортную компанию начинающим предпринимателям необходимо иметь большой стартовый капитал. Капиталовложения нужно делать не только в процессе регистрации, но и во время формирования материально-технической базы. Прежде чем начинать свое дело в сфере грузоперевозок, следует провести мониторинг местного рынка, благодаря чему будет получена информация о конкурентах и потенциальных клиентах. Грамотно составленный бизнес-план позволит руководителю активно развивать предприятие и через короткое время начать получать стабильный доход.
Выбор схемы работы для транспортной компании
Независимо от того, какой выбран вид грузоперевозок, транспортные компании могут действовать по двум схемам:
-
иметь собственный автопарк
Организовать работу можно путем покупки грузового транспорта или взятия его в долгосрочную аренду.
Чтобы воплотить эту идею, необходимо располагать крупными суммами.
-
предлагать экспедиторские услуги
Смысл ведения такого бизнеса заключается в том, чтобы быть посредником между заказчиком и водителями транспорта.
За предоставление услуг диспетчера компания берет свой процент, с чего и формируется прибыль.
Реализовать такой вариант можно с минимальными вложениями, ведь закупать автомобили не нужно.
Что из этого выбрать?
Первый вариант подойдет тем, кто не хочет ни от кого зависеть: имеешь свои автомобили и нанимаешь водителей, тем самым сам диктуешь условия работы.
Воплощать второй вариант целесообразно, если есть связи с водителями, которые имеют личные транспортные средства.
Порядок обложения НДС транспортных услуг
НДС в грузоперевозках следует оплачивать исходя из того, кто оказывает подобные услуги и где они производятся. Согласно законодательству, предусмотрено несколько вариантов ставок обложения, а в некоторых случаях вносить данный налог не требуется совсем, либо применяется нулевой тариф.
Согласно статье 164 НК, в некоторых случаях на грузовые перевозки применяется нулевой тариф. Он является актуальным при осуществлении международных перевозок, при перевозке нефти и природного газа из РФ или на территорию страны, а также при выполнении процедуры транзита, перевозки пассажиров с пунктов назначения и отправления вне РФ.
Облагаются по нулевой ставке, в том числе, перевозки в пригородном сообщении в РФ, некоторые перевозки в дальнем сообщении, а также внутренние воздушные перевозки, если пунктом отправления или назначения является Крым или Севастополь.
Чтобы воспользоваться льготной ставкой в 0% при перевозках за пределами страны, плательщику заранее нужно предоставить некоторые документы. Список включает копии договоров, транспортной документации, ТД. Эти сведения должны быть представлены в фискальный орган в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени представления отметки в таможне. Если плательщик не представляет своевременно документацию, он будет обязан внести НДС в бюджет.
Работать с НДС в грузоперевозках, который составляет 10%, могут лица, осуществляющие перевозки внутри страны – пассажирские и багажные. В иных случаях для ОСНО применяются ставки в 20%.
Таким образом, согласно нормам НК РФ, при оказании услуг могут применяться разные ставки, а также освобождение от сбора. Если плательщиком применяется нулевой тариф, нужно доказать правомерность его использования, иначе придется доплачивать НДС по основной ставке.
НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания реализует товары, работы, услуги и имущественные права.
Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.
Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одно юрлицо безвозмездно передает другому промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.
Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.
Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.
В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.
НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, предпринимателю все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.
Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.
Оплата за грузоперевозки с НДС или без
Ставка НДС для ИП (индивидуальных предпринимателей) и организаций может рассчитываться по тарифам в 0,10 или 20%. Применение конкретной ставки зависит от того, какой груз провозится, каким транспортом, откуда, какое место назначения и т.д.
К примеру, по нулевому тарифу может облагаться международная перевозка, а также за пределами РФ с посадкой в России, транзитные операции. Право на применение нулевого процента требуется подтвердить, представив документацию. Иногда можно отказаться от использования этого тарифа. Ставка в 20% используется в тех случаях, когда не получается применить нулевой процент или тариф в 10%.
Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно представить документы. Их перечень может различаться в зависимости от типа операции. Если осуществлялись международные перевозки, потребуется контракт на оказание услуг, транспортные документы. Если перевозка была с использованием воздушного судна с посадкой в РФ и последующим вылетом, нужен реестр перевозочных документов.
При выполнении операции транзита нужен контракт на оказание услуги, ТД, товаросопроводительные документы. При несвоевременной подаче документации потребуется заплатить тариф, который составляет 20%.