1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты несовершеннолетних
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты несовершеннолетних». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде
В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.
Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
- ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
- ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
- ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
Правовое регулирование и обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.
Услуги юриста в Москве, бесплатная юридическая консультация в Москве.
Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении, насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них – погибают, 60% -сироты, достигшие трехлетнего возраста, попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.
Актуальность исследования. Показателем приобретения Россией качества правового демократического государства является реальное ценностное отношение государства к человеку, его правам и свободам с учетом специфики их различных категорий и групп, в том числе несовершеннолетние. С одной стороны, будущее любого государства объективно связано с несовершеннолетними, с другой — они беззащитны в силу полной или частичной физической, умственной, социальной незрелости. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав ребенка входят в спектр приоритетов как для нашего государства, так и для других стран мирового сообщества.
Конституция Российской Федерации устанавливает правовой статус человека и гражданина Российской Федерации, признает и гарантирует неотъемлемость основных прав и свобод, обязывает государство поддерживать семью, материнство, отцовство и детство. При этом в современной России остается противоречие между конституционной сущностью системы защиты прав ребенка и ее эффективным функционированием. Следовательно, обществу необходимо создать действенный механизм правового регулирования конституционных прав и законных интересов детей.
Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность ювенального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей.
Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. На международном уровне этот неоспоримый факт давно осознан и закреплен во множестве нормативных правовых актов. Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Российской Федерацией отдельных положений международных правовых актов.
Степень разработанности проблемы. Проблемы познания юридического механизма обеспечения прав несовершеннолетних представлены исследованиями В.Л.Васильева, Л.С.Выготского, А.С.Гречина, Г.И.Забрянского, М.И.Еникеева, А.И.Кравченко, С.И.Курганова, B.В.Романова, М.М.Рубинштейна, С.Л.Рубинштейна и других. Различные аспекты проблемы возрождения в России ювенальной юстиции и создания института Уполномоченного по правам ребенка исследовались А.С.Автономовым, Л.И.Беляевой, В.В.Бойцовой, Г.Н.Ветровой, Э.Б.Мельниковой, В.В.Стребиж, Н.Ю.Хаманевой, Н.Л.Хананашвили и других. Вопросы гражданско-правового статуса несовершеннолетнего исследовались в работах Е.П. Андреева, Б.А.Булаевского, Л.Г.Гелукашвили, Л.А. Дульневой, Л.Г.Кузнецовой, Ю.А.Томилова, Я.Н.Шевченко и других.
Целью исследования является разработка путей совершенствования механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних.
Указанная цель данной магистерской диссертации обусловила постановку и решение следующих основных задач:
- изложить теоретико-правовые аспекты регулирования прав несовершеннолетних в России и мире,
- определеить структуру и составные элементы механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России,
- исследовать проблемы непосредственной реализации механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации
- рассмотреть особенности государственно-властной деятельности, направленной на реализацию основных направлений механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в зарубежных государствах (на примере Венгрии)
- обозначить перспективные направления совершенствования отечественного механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних с учетом опыта Венгрии.
Объектом исследования выступает защита прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.
Предметом исследования является конституционно-правовой механизм защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
В работе подробно проанализированы составные части конституционно-правового механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации: нормативную и институциональную подсистемы. На основе анализа выделены органы государственной власти, в функции которых входит защита прав и законных интересов детей на территории Российской Федерации.
Общие положения об административной ответственности несовершеннолетних
Административная ответственность является фундаментальной категорией российской правовой системы и реализуется в отношении широкого круга лиц, совершивших деликты, установленные законодательством в качестве административных правонарушений. Административной ответственности подлежат практически все категории субъектов права, в большинстве случаев – вне зависимости от особенностей их правового статуса: физические и юридические лица, не наделенные государственно-властными полномочиями; государственные служащие и должностные лица; военнослужащие; граждане, призванные на военные сборы; лица, имеющие специальные звания; иностранные граждане; лица без гражданства; иностранные юридические лица; и др. (в данном случае речь идет лишь об особом порядке привлечения отдельных категорий лиц к административной ответственности).
Конституция РФ предоставляет гражданам РФ право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18-летнего возраста (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.
Правовое регулирование и обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.
Услуги юриста в Москве, бесплатная юридическая консультация в Москве.
Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении, насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них – погибают, 60% -сироты, достигшие трехлетнего возраста, попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.
Нормативная правовая база по защите прав и законных интересов несовершеннолетних
В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.
В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.
Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.
На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.
После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.
Если у вас похожий случай, то вы можете проконсультироваться по телефону
- Президент и его роль в защите прав ребенка в России 2014 / Постникова А.Ю., Данильченко Д.С.
- Обеспечение и защита прав ребенка в России 2015 / Малыгина Е.А., Дагдаляниди Е.Л.
- Правовой статус ребёнка в Российской Федерации 2016 / Мазанко Д.А., Ильина В.С.
- Защита прав детей в деятельности Уполномоченного по правам ребенка 2016 / Балакшина Д.И., Сабахова Д.Р., Кастрыкина Е.А.
- Конституционные основы правового статуса ребенка в России 2016 / Инфантиди Г.А., Галян С.В.
New university
Economics & Law 2016. № 4 (62)
ISSN 2221-7347
УДК 340
А.В. Ветрова , А.С. Славич
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования обеспечения прав и свобод детей в России.
Ключевые слова: право, обеспечение, ребенок, права и свободы, гражданин, законодательство.
Мы живём в современном обществе, правовом государстве, где каждый человек и гражданин имеет права и свободы, в том числе личные и социальные. Личные права и свободы по своей сущности являются неотъемлемыми и присущими человеку и гражданину от рождения. Граждане Российской Федерации наделены не только личными и социальными правами, но и политическими, что является естественным правом каждого гражданина демократического государства [1, с. 56].
Дети выступают в любом государстве высшей ценностью. Поэтому отдельное место в правовой системе Российской Федерации занимает регулирование в области обеспечения прав и свобод детей. На протяжении последних нескольких лет правительство ставит перед собой задачи по решению проблем, которые затрагивают охрану прав и свобод несовершеннолетних [2, с. 303]. Их главной целью является предоставление реальных возможностей для развития, воспитания и обучения ребенка. В настоящие время на территории Российской Федерации приняты различные нормативно-правовые акты международного, федерального и внутреннего действия, направленные на защиту интересов, прав и свобод детей. К ним относятся: международные конвенции и декларации, Конституция РФ, Федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты [3, с. 165]. В первую очередь нужно рассмотреть нормативно-правовые акты международного характера, т.к. именно они согласно ст.15 Конституции РФ составной частью её правовой системы, а в случае противоречия имеют приоритет перед правовыми актами, принятыми в Российской Федерации. В 1924 году Лигой Наций была принята первая в своём роде Женевская Декларация прав ребёнка. Декларация по своей сущности не имеет обязательной силы и носит рекомендательный характер. Она состояла из преамбулы и 5 основных принципов. Впервые прозвучали положения о запрете небрежного отношения к ребенку, эксплуатации детского труда. Принципы декларации закрепили то, что ребёнок должен расти в любви и ласке и может претендовать при особых обстоятельствах получать необходимую помощь в числе первых. Неполнота данной декларации послужила одной из причин создания новой Декларации прав ребёнка принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года. В ней уже содержалось 10 принципов и преамбула. Во многом она основывалась и повторяла принципы Женевской Декларации, однако привнесла изменения, которые трудно переоценить. Появление таких принципов как право ребёнка на имя и гражданство, защиту от дискриминации и право на бесплатное и обязательное образование стали огромным скачком в развитии правового обеспечения прав и свобод несовершеннолетних. Декларация прав ребенка была главным нормативно-правовым актом на протяжении 30 лет по защите прав и свобод детей. Следующим этапом по охране прав и свобод
© Ветрова А.В., Славич А.С., 2016. Б01: 10.15350/2221-7347.2016.4
Ветрова Анастасия Владимировна — курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.
Славич Анна Сергеевна — курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.
Международное законодательство о правах ребенка | Российское законодательство о правах ребенка |
---|
Ювенальная юриспруденция. Том 3
Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.
К целям омбудсмена относятся:
- соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
- создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
- составление запросов в организации;
- получение информации на всех уровнях;
- привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.
Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.
Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс;
- закон об образовании.
Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.
К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.
Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:
- в комиссию по трудовым спорам;
- в суд.
Если нарушены права в семье следует писать:
- в суд;
- в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.
Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:
- в вышестоящее образовательное учреждение;
- в суд.
Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.
Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.
Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:
- на жизнь;
- на семью;
- на свободу слова и мысли;
- на обучение;
- на получение гражданства;
- на помощь в медицинских учреждениях;
- на государственную помощь и т.д.
Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних. В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.
Законодательные основы
Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.
Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс;
- закон об образовании.
Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.
Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция
Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:
- учителя;
- соседи;
- знакомые семьи;
- представители организаций (детский сад, школа);
- должностные лица;
- врачи и многие другие.
Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:
- Через вышестоящую инстанцию.
- Через суд.
- Через прокуратуру.
- Через Уполномоченного по правам ребенка и др.
Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:
- ФИО, контактные данные отправителя.
- Суть претензии.
- Дату, подпись.
К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию
– достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).
Подать жалобу можно всеми доступными способами:
- Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
- По обычной или электронной почте.
- С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).
По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.
Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.
В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.
Правовое регулирование и обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.
Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении, насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них – погибают, 60% -сироты, достигшие трехлетнего возраста, попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.
В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.
Какие права даются при достижении 14 лет
Дети в возрасте 16 лет являются частично дееспособными. Они могут вести половую жизнь, а при наличии особых обстоятельств вступать в официальный брак.
Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения. 14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека.
С какого возраста получают права на мотоциклы В отличии от ситуации с мопедами и легкими мотоциклами, порядок получения прав на категорию «А» строго регламентирован.
Но, есть и те права, которые человек приобретает по мере своего взросления. Чаще всего, они непосредственно зависят от законодательной структуры того государства, в котором родился и вырос ребенок. В данной статье мы рассмотрим права детей с 14 лет в России, какие особенности присущи этой возрастной категории.
В установленном порядке работодатель вправе заключать трудовой договор с лицом, не достигшим возраста 16 лет. При нарушении порядка заключения трудовой договор подлежит расторжению, если препятствия к его заключению не устранены.
Важно! По достижении возраста 15 лет работодатель вправе заключать трудовой договор с работником, если он поступает на работу для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью в одном из следующих случаев:
- после получения общего образования (окончания учебного заведения)
- в свободное от учебы время при получении общего образования
- во время каникул в период обучения в общеобразовательных учебных заведениях или средних профессиональных учебных заведениях.
Важно! По достижении возраста 14 лет с работником может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда при наличии одновременно следующих условий:
- согласия одного из родителей (попечителя),
- согласия органа опеки и попечительства,
- работа производится в свободное от учебы время,
- работа не приносит ущерба в освоении образовательной программы,
- работа не причиняет вреда здоровью.
Важно! Возможно заключение трудового договора с работником, не достигшим возраста 14 лет, при наличии одновременно следующих условий:
- работа в определенной сфере
Важно! Сферы, в которых допускается работа малолетних — организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки. Работа заключается в участии в создании и (или) экспонировании произведений. Кроме того, возможна работа в качестве спортсмена.
- согласие одного из родителей (опекуна)
- разрешение органа опеки и попечительства
- работа не приносит ущерба здоровью
- работа не приносит ущерба нравственному развитию работника.
Важно! Работодатель обязан предоставить несовершеннолетнему работнику ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день (ст. 267 Трудового кодекса РФ).
Работодатель обязан предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для работника время.
Запрещены:
- непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 4 ст. 124 ТК РФ);
- отзыв из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ);
- замена отпуска денежной компенсацией (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).