Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Недавно в ст. 69.2 БК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ (далее — Закон N 252-ФЗ). Суть их состоит в том, что на уровне Бюджетного кодекса прописаны основополагающие требования к составлению перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями.
Структура разделов, порядок формирования
В соответствии с ПП РФ № 640, форма государственного задания состоит из нескольких частей — отдельного раздела по каждой госуслуге и общих разделов. Структура госзадания такова:
- Часть 1. Сведения об оказываемых государственных услугах.
- Часть 2. Сведения о выполняемых работах.
- Часть 3. Прочие сведения о госзадании.
Так как госзадание — это свод нормативов и расчетов по госуслугам, в него, помимо основных сведений, необходимо включить:
- критерии предоставления госуслуги (потребители, перечень услуг с кодировкой, показатели качества и объемов, допустимые отклонения и т. д.);
- порядок контроля выполнения (основания досрочного прекращения, формы и сроки контроля, требования к отчетности о выполнении и прочие условия контроля).
Уточнение финансового обеспечения
Немаловажным новшеством Закона N 252-ФЗ является уточнение оценки финансового обеспечения государственного задания на уровне Бюджетного кодекса. Так, в нем прописывается требование о том, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. При этом должны соблюдаться общие требования, определенные федеральными органами власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Фактически Законом введена норма, обязывающая федеральные органы установить прозрачную методику определения стоимости государственных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат на выполнение государственного задания. При этом по решению органа власти, учредителя государственного учреждения при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются значения нормативных затрат на выполнение государственных работ.
Возникает вопрос: чем работы отличаются от услуг в понимании Бюджетного кодекса, в который внесены рассматриваемые уточнения? Ни в Законе N 252-ФЗ, ни в БК РФ нет ответа. Как правило, работой считается некая деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой же считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Такие понятные определения даны в п. п. 4, 5 ст. 38 НК РФ, и ими вполне можно воспользоваться для понимания отличий работ от услуг. Первые имеют материальное выражение и их можно измерить в натуральных показателях (характеристиках), вторые же не всегда имеют материальный результат, поэтому их сложнее измерить (как в натуральных, так и в стоимостных показателях) и проконтролировать. И если услугу сложно измерить, то можно попробовать взять на вооружение показатели работ, в частности, нормативные затраты на их выполнение для оценки объема финансового обеспечения.
Хотя допустима и иная трактовка рассматриваемого новшества Закона N 252-ФЗ. А именно КУ может заниматься как оказанием услуг, так и выполнением работ. По расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг есть Методические рекомендации (Приказ Минфина России N 137н, Минэкономразвития России N 527 от 29.10.2010). В части работ такого документа нет, поэтому если КУ выполняет какие-либо работы, то для оценки объема финансового обеспечения учредителю следует просчитать нормативные затраты именно на выполнение работ (исходя из натуральных и стоимостных характеристик), а не использовать расчет нормативных затрат на оказание КУ тех или иных услуг. И в любом случае, независимо от того, чем занимается учреждение (выполнением работ или оказанием услуг), для оценки финансового обеспечения деятельности должны использоваться нормативные затраты, что четко прописано на уровне Бюджетного кодекса.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Казенные и бюджетные учреждения: изменения в правовом статусе заказчиков
Данным законом внесены изменения более чем в 29 федеральных законов, из которых специалистов в области госзакупок интересуют в первую очередь изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
(далее — Закон № 94-ФЗ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также отдельные изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ).
В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной ) услуги необходимого качества. Государственные (муниципальные) услуги – это
«услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями»
Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями
Виды налогов и сборов | Учреждения | |
---|---|---|
Казенное | Бюджетное | Автономное |
НДС (гл. 21 НК РФ) |
Уплачивают только со средств от приносящей доход деятельности, выполняют обязанности налогового агента [п. 3, ст. 161] и уплачивают налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [п. п. 5п. 1, ст. 151] Имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (со ст. 145 НК РФ) |
|
Акцизы (гл. 22 НК РФ) |
Учреждения, осуществляющие производство спиртосодержащих лекарственных средств, отвечающих установленным в п. п. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ условиям освобождения их от обложения акцизом, не являются плательщиками акцизов по этой продукции. Кроме того, отдельные операции по реализации освобождаются от налогообложения (п. п. 6 п. 1 ст. 183 НК РФ) |
|
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) |
Признается налоговым агентом |
|
Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ) |
Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств |
Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с субсидий и целевых средств |
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ) |
Являются плательщиками при наличии объектов обложения в соответствии со ст. 333.2 НК РФ |
|
Водный налог (гл. 25.2 НК РФ) |
Признаются плательщиками учреждения, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, признаваемое объектом налогообложения (ст. 333.9 НК РФ) |
|
Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) |
Уплачивают налог при добыче полезных ископаемых по отдельным видам, приведенным в п. 2 ст. 337 НК РФ |
|
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) |
Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [ст. 356 НК РФ] |
|
Налог на имущество (гл. 30 НК РФ) |
Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [п. 2, ст. 372 НК РФ] |
|
Земельный налог (гл. 31 НК РФ) |
Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [п. 1 ст. 388 НК РФ], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [ п. 1 ст. 387 НК РФ]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков |
|
Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ) |
Не уплачивает [п. п. 1 п. 1 ст. 333.35] |
Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ |
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) |
Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит, применяется добровольно |
|
Упрощенная система налогообложения |
Не вправе применять [5, подп. 17 п. 3 ст. 346.12] |
Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12] |
Установлена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.
Статья 15.15.5-1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ определяет:
1. Невыполнение государственного (муниципального) задания —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Основные аспекты субсидирования
Сегодня органы государственной власти поддерживают муниципалитеты материальными отчислениями. Деньги нужны для выполнения социально значимых и экономически обоснованных мероприятий. Действия реализуются некоммерческими организациями, непосредственно курируемыми исполнительными органами.
Важно! При этом финансирование не ограничивается денежными отчислениями. Уполномоченные структуры также наделены и контрольной функцией
Работники отслеживают целевое расходование преференций.
Иногда зарезервированного бюджета учреждения не хватает на год. При этом поставленные задачи выполняются не в полном объеме. Тогда организация может получить дополнительную субсидию. Таким образом, недостаток средств на реализацию задач, поставленных исполнительными органами, компенсируется денежными потоками, направляемыми сверх существующих лимитов.
Например, исследовательские институты проводят большие объемы работы, но бюджетных ассигнований для этого всегда недостаточно. Поэтому помощь от государства поступает на конкретный проект, который необходимо завершить в сжатые сроки.
Правовые особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений
Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. Одновременно внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Закон № 83-ФЗ вступает в действие с 01.01.2011. В то же время законодатель пока не внес изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ все государственные (муниципальные) учреждения разделяются на бюджетные и автономные. То есть на 01.01.2011 гражданское законодательство приведено в соответствие с бюджетным. По своей правовой основе казенное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Внесение изменений в госзадание
В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:
ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.
Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:
Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.
ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.
Дополнения в части контроля и ответственности
Законом N 252-ФЗ Бюджетный кодекс дополнен ст. 269.2, которой установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним: к ним относятся Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федеральное казначейство (п. 3 ст. 265 БК РФ).
Перечисленные ревизоры уполномочены на контроль не только за соблюдением бюджетного законодательства и иных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но и за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. Можно предположить, что контролировать эти органы будут учредителей, выдавших задания своим учреждениям.
А чтобы это все не было пустым звуком, Законом N 252-ФЗ введена административная ответственность за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (новая ст. 15.15.15 КоАП РФ). В частности, на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., если будет выявлено и доказано нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания. Исключение составляет нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, за это ответственность предусмотрена отдельно (ст. 15.14 КоАП РФ).
Подведем итог. Фактически новшества Закона N 252-ФЗ в недалеком будущем приведут к «перезагрузке» формирования, финансового обеспечения и исполнения государственных заданий для всех типов государственных (муниципальных) учреждений. Для этого обновлен Бюджетный кодекс, скоро подойдет черед «апгрейда» подзаконных актов, после чего учреждениям и их учредителям придется формировать и исполнять (контролировать) государственные (муниципальные) задания по новым правилам.
Государственное (муниципальное) задание
Бюджетные учреждения создаются с целью выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Область деятельность бюджетного учреждения определяется его уставными документами. А конкретный перечень оказываемых государственных (муниципальных) услуг установлен в госзадании, которое составляет учредитель. На его основе с использованием установленных методик определяется объем финансового обеспечения в форме субсидии.
Какая установлена форма задания для государственных и муниципальных учреждений культуры
Учредитель устанавливает требования к формированию государственного (муниципального) задания. Такую норму содержит статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Учреждение не может отказаться от выполнения задания. Тем самым оно гарантирует учредителю, что будет выполнять свои задачи и служить целям, ради которых создано (ч. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и п. 2.1 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).
Государственное (муниципальное) задание составляют по унифицированной форме. Все учреждения культуры используют в качестве шаблона форму задания федеральных учреждений в соответствии с приложением № 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 (далее – Положение). Региональные и муниципальные органы управления вносят лишь незначительные правки.
Форма задания содержит три части. Это сведения об оказываемых государственных (муниципальных) услугах, о выполняемых работах, а также прочие сведения о задании. В первых двух частях есть отдельные требования к показателям услуг и работ. Третья часть задания содержит общую информацию.
С чего начать составлять задание
Учтите потребности населения в услугах и работах при составлении задания. Соотнесите их с теми услугами, которые может предложить учреждение. Потребности населения определите исходя из количества потребителей и существующего объема уже предлагаемых и востребованных населением услуг.
Услуги и работы, которые может оказывать ваше учреждение, никакими документами не ограничены. Но они не должны быть противоправными и должны соответствовать видам деятельности (для автономных и бюджетных – видам основной деятельности), предусмотренным уставом вашего учреждения. Услуги, которые учреждение включает в задание, должны быть включены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни и классификаторы государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Формулировки наименования услуг задания и базовых (отраслевых) перечней и классификаторов должны совпадать.
Внимание: вы не можете вести деятельность, не предусмотренную уставом. Если услуги, которые оказывает ваше учреждение по государственному (муниципальному) заданию, не входят в определенный уставом перечень видов основной деятельности, необходимо внести исправления в устав либо отказаться от выполнения «непрофильных» услуг.
Пример: дом культуры решил торговать алкогольной продукцией в розницу.
Такая деятельность будет противоречить основным целям учреждения. Учредитель, органы финансового контроля, иные контролирующие органы в этом случае потребуют прекращения такой деятельности и могут возбудить административное дело – в частности, за продажу алкоголя без лицензии.
Что такое перечни услуг и как их используют учреждения
Задание на 2018–2020 годы учредитель формирует по общероссийским базовым (отраслевым) перечням государственных и муниципальных услуг. Напрямую, без включения услуг из общероссийского базового (отраслевого) перечня в ведомственный. Если какой-либо услуги в базовом перечне нет, а также при необходимости включения в задание работ:
- учредитель федерального учреждения при формировании задания воспользуется федеральным перечнем государственных работ и услуг, который составляется на основе нормативных правовых актов РФ и включает услуги и работы, не вошедшие в общероссийский (базовый) перечень;
- учредитель регионального или муниципального учреждения дополнит задание услугами и работами, включенными в региональный перечень услуг и работ, которых нет в базовом перечне, но оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципальными правовыми актами.
Это следует из статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.