Организация мобилизационной работы в организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация мобилизационной работы в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За неисполнение различных обязанностей в сфере мобилизации предусмотрена административная ответственность статьями 19.25, 21.1, 21.2, 21.4 КоАП РФ. К ней может быть привлечен руководитель, другие должностные лица организации или юридическое лицо.
Понятие и формулировка
К сожалению, многие начинающие аналитики путают понятие мобилизационной подготовки и мобилизации. В Российской Федерации практически ежегодно проводятся учения по подготовке к военным действиям. Однако настоящая мобилизация – явление довольно редкое. Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе и не совершать распространенных ошибок, давайте для начала ознакомимся с двумя этими понятиями, а уже потом перейдем к их детальному разбору.
- Мобилизация – комплекс различных мероприятий, направленных на перевод экономики страны и различных субъектов в военное положение. Подобное действие может проводиться только в военное время. Основную работу по мобилизации выполняют вооруженные войска и специальные формирования.
- Мобилизационная подготовка – это все мероприятия, проводимые в мирное время. Они направленные на подготовку населения и экономики страны к возможной мобилизации. Подготовка может проводиться не только в вооруженных силах, но и в школах, больницах, на предприятиях и т. д.
Призыв на службу граждан в запасе
Итак, теперь вы знаете, что мобилизационная подготовка – это очень важное мероприятие, которое может спасти жизни многих граждан в военное время. Стоит также отметить, что во время мобилизации создается срочный призыв, которому подлежат практически все граждане, кроме тех, кто имеет неснятую судимость по особо тяжким преступлениям. Кроме того, отсрочка предоставляется следующей категории граждан:
- имеющим на иждивении более четырех детей (для женщин – один ребенок);
- матерям, которые воспитывают более двух детей до 16 лет без мужа;
- депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;
- инвалидам и гражданам с последней категорией пригодности.
Мобилизационная подготовка здравоохранения
Этот пункт заслуживает особого упоминания в нашей статье, поскольку не все до конца понимают, зачем медицинским учреждениям проводить подобную процедуру. Однако, если призадуматься, то именно во врачах нуждается любая страна, которая была втянута в конфликт. Поэтому министерство здравоохранения должно также выполнять комплекс различных процедур, направленных на подготовку к мобилизации:
- разработка методических и правовых документов в военное время;
- подготовка всех учреждений и организаций к периоду мобилизации;
- проведение различных мероприятий по подготовке особых формирований;
- накопление и создание ресурсов, необходимых в военное время;
- организация воинского учета среди обычного населения;
- бронирование граждан, находящихся в запасе.
Форма обучения | Дата | Стоимость |
---|---|---|
Очная | идет набор группы | по запросу |
Очная с выездом к Заказчику | по запросу | по запросу |
Заочная с применением дистанционных технологий | ежедневно | 4 000 руб. |
Мобилизационная подготовка здравоохранения
Этот пункт заслуживает особого упоминания в нашей статье, поскольку не все до конца понимают, зачем медицинским учреждениям проводить подобную процедуру. Однако, если призадуматься, то именно во врачах нуждается любая страна, которая была втянута в конфликт. Поэтому министерство здравоохранения должно также выполнять комплекс различных процедур, направленных на подготовку к мобилизации:
- разработка методических и правовых документов в военное время;
- подготовка всех учреждений и организаций к периоду мобилизации;
- проведение различных мероприятий по подготовке особых формирований;
- накопление и создание ресурсов, необходимых в военное время;
- организация воинского учета среди обычного населения;
- бронирование граждан, находящихся в запасе.
Мобилизационная подготовка и мобилизация
Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе военного времени.
Мероприятия по подготовке к ЧС проводятся заблаговременно в плановом порядке через мобилизационную подготовку.
Под мобилизационной подготовкойв РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно по подготовке экономики Российской Федерации (экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований), органов государственной власти (местного самоуправления и организаций), ВС РФ, к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения или удовлетворения потребности государства и нужд населения в ЧС.
Инспекторские тренировки проводятся во время проверок и инспектирования подчиненных органов управления здравоохранением или медицинских учреждений вышестоящими инстанциями.
Показные тренировки проводятся с руководителями и должностными лицами органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений, как правило, во время проведения методических сборов в министерствах, ведомствах, субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления. Такие тренировки могут проводиться и в медицинских учреждениях, руководители и должностные лица которых имеют достаточный практический опыт и наиболее подготовлены в проведении таких тренировок.
Специальные тренировки проводятся с органами управления здравоохранением различных уровней с целью исследования и изучения отдельных наиболее сложных вопросов мобилизационного развертывания медицинских учреждений.
Тренировки, исходя из количества привлекаемых органов управления различных уровней, могут быть совместными или раздельными.
Состав должностных лиц, привлекаемых на совместную тренировку, определяется исходя из темы и учебных целей тренировки. Обычно, кроме руководящего состава и должностных лиц органа управления здравоохранения, на совместную тренировку могут привлекаться начальники подчиненных структурных подразделений, начальники служб обеспечения и обслуживания, а также представители гражданской обороны, военкоматов, военных гарнизонов (частей) и министерства внутренних дел, а в пограничных районах и федеральной пограничной службы.
Открытие программы «Мобилизационная подготовка в субъекте Российской Федерации»
К сожалению, многие начинающие аналитики путают понятие мобилизационной подготовки и мобилизации. В Российской Федерации практически ежегодно проводятся учения по подготовке к военным действиям. Однако настоящая мобилизация – явление довольно редкое. Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе и не совершать распространенных ошибок, давайте для начала ознакомимся с двумя этими понятиями, а уже потом перейдем к их детальному разбору.
- Мобилизация – комплекс различных мероприятий, направленных на перевод экономики страны и различных субъектов в военное положение. Подобное действие может проводиться только в военное время. Основную работу по мобилизации выполняют вооруженные войска и специальные формирования.
- Мобилизационная подготовка – это все мероприятия, проводимые в мирное время. Они направленные на подготовку населения и экономики страны к возможной мобилизации. Подготовка может проводиться не только в вооруженных силах, но и в школах, больницах, на предприятиях и т. д.
Таким образом, мобилизация и мобилизационная подготовка в Российской Федерации неразрывно связаны между собой. Однако они имеют довольно разные формулировки понятий. Подготовка к мобилизации – это всего лишь комплекс процедур, которые проводятся в «профилактических» целях и могут никогда не пригодиться. А вот мобилизация – это серьезное мероприятие, которое проводится в военное время и направлено на защиту государства.
Как уже говорилось ранее, управление мобилизационной подготовкой играет очень важную роль для сохранения жизни граждан в случае опасности. Однако чтобы более детально разобраться в том, что собой представляет подобная процедура, необходимо изучить основные задачи и цели, которые она преследует:
- методичное и научное обеспечение гражданского населения;
- подготовка органов государственной власти к условиям военного времени;
- обучение вооруженных воинских формирований ведению боевых действий;
- разработка мобилизационных планов для поддержания экономики на войне;
- создание особых формирований для проведения мобилизации;
- оценка мобилизационной готовности государства.
Обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 63-ФЗ «Об обороне»
В статье 9-ой определены права и обязанности гражданина Российской Федерации в области обороны.
Граждане Российской Федерации:
— исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;
— принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
— могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;
— предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В разделе 2 статье 9 данного закона определены обязанности организаций, независимо от их форм собственности в области обороны.
Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
Организации независимо от форм собственности обязаны:
— организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
— создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);
— разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
— проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
— выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
— при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
— оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
— предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
— создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий исполнение Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации, а также руководство подведомственными организациями.
Руководство деятельностью гуспа осуществляет президент Российской Федерации. Координацию деятельности гуспа в пределах компетенции Правительства Российской Федерации осуществляет председатель правительства Российской Федерации.
ВОЕННОЕ ВРЕМЯ – время, наступающее с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекающее с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
МОБИЛИЗАЦИЯ – комплекс мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.
Важнейшей функцией Российского государства является поддержание обороноспособности на уровне соответствующем характеру военных угроз. Согласно положением Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы должны быть готовы к ведению локальных войн и к участию в вооруженных конфликтах. Однако доктрина допускает, что локальные войны и вооруженные конфликты при определенных условиях могут перерасти в широкомасштабную войну.
Подготовка страны к войне представляет собой сложный, непрерывный процесс, связанный с решением политических, военно-стратегических и экономических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.
Основными составными частями подготовки страны к войне и организации обороны являются мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации.
Обратимся к основным понятиям мобилизации и мобилизационной подготовки. Мобилизация – латинское слово «mobile» т.е. подвижный, отсюда и происходит название «автомобиль». В общем, понятие «мобилизация» — это проведение необходимых мероприятий в короткие сроки по концентрации средств и ресурсов для достижения поставленных целей (например: спортивная команда мобилизовала свои силы и энергию и достигла определенного спортивного результата).
· мобилизационную подготовку и мобилизацию экономики;
· мобилизационную подготовку и мобилизацию органов власти всех уровней и организаций;
· мобилизационную подготовку развертывания и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил и других войск.
Под мобилизационной подготовкой экономики понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых в мирное время, по обеспечению текущих потребностей Вооруженных Сил, других войск и накоплению запасов вооружения, боеприпасов, военной техники, военного, военно-технического имущества и другой продукции на военное время, созданию и сохранению запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, развитию и сохранению мобилизационных мощностей.
Мобилизация экономики заключается в планомерном переводе всех отраслей экономики, объединений, организаций и предприятий на работу в условиях военного времени для всестороннего обеспечения потребностей обороны страны в вооружении, боеприпасах, техники и других материальных средствах, жизнеобеспечения населения страны и других нужд государства в военное время.
Обязанности предприятий по мобилизационной подготовке
Согласно статье 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке…» (далее — Закон № 31-ФЗ), мобилизационная подготовка — это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время с целью заблаговременной готовности:
— к защите государства от вооруженного нападения;
— к удовлетворению потребностей государства и населения в военное время.
При этом статья 9 Закона № 31-ФЗ возлагает на предприятия любых форм собственности определенные обязанности, которые они должны нести в рамках мобилизационной подготовки. Например, выполнять мобилизационные задания в соответствии с заключенными договорами. Причем завод не вправе отказываться от заключения такого договора, если его возможности позволяют выполнить мобилизационное задание. Договоры заключаются с компетентными федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления (подп. 7 п. 1 ст. 7, подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона № 31-ФЗ).
В мобилизационном задании предприятия могут обязать провести, например, мероприятия:
— по созданию и сохранению мобилизационных мощностей и объектов (подп. 11 п. 3 ст. 2 Закона № 31-ФЗ);
— по созданию, сохранению и обновлению запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов (подп. 14 п. 3 ст. 2 Закона № 31-ФЗ). Создать такой запас можно, к примеру, из производимой самим предприятием продукции, которая имеет мобилизационное значение.
Произойдёт ли вторая волна мобилизации в России? Мобилизация в России последние новости на 12.05.2023 г.
Однозначного ответа на текущий момент нет – она может случиться, а может и не случиться.
Многое зависит от ряда факторов:
Успех зимней военной кампании России в зоне специальной военной операции.
Чем успешнее было наступление Армии России в рамках зимней кампании, тем меньше вероятность второй волны мобилизации. Продолжительность военного конфликта. Не секрет, что потери несут обе стороны, и потери эти рано или поздно необходимо восполнять. При критическом несоответствии числа военнослужащих в зоне СВО с числом военнослужащих, необходимых для успешного выполнения задач, вторая волна мобилизации будет объявлена.
Так, собственно, и произошло в сентябре 2022 года, когда оказалось, что численность группировки ВС РФ в зоне СВО недостаточна. Связано это во многом не с потерями, а с продолжительностью спецоперации, которая, предположительно, затянулась по времени.
Реализация целей и задач СВО.
Если говорить о защите населения новых территорий Российской Федерации, то можно их освободить и принудить Украину к миру. Правда, это не гарантирует безопасности россиянам – возможны как теракты, так и возобновление военного конфликта в обозримом будущем. В этом случая «вторая» мобилизация в России вряд ли понадобится. Если говорить о демилитаризации и денацификации, то для этого, по-хорошему, нужна полная оккупация Украины.
Для этого потребуется безоговорочная капитуляция киевского режима, а, учитывая отношение к гражданам своей страны, которые мы увидели за время СВО, Зеленский будет сопротивляться до последнего. И в этом случае вторая волна мобилизации в России очень вероятна – нужно будет контролировать огромные территории.
Стратегический резерв
Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах.
Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства.
Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений.
Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы.
Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60.
Кто подлежит призыву?
Военнообязанные, не имеющие отсрочки. В указе президента о мобилизации не указаны количество, звания, возраст и другие характеристики тех, кто будет призван на военную службу. Министерство обороны должно установить количество и сроки призыва для каждого региона отдельно.
Если гражданин уже проходит военную службу по контракту, то его контракт продолжит действовать до окончания периода частичной мобилизации.
Не подлежат призыву граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Также не состоят на воинском учете, а следовательно, не подлежат призыву граждане, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, — категория годности «Д» — и граждане, постоянно проживающие за пределами России.
Гл. инженер
Главный механик
Начальник ОК
Лицо, ответственное за подготовку и хранение запасов комплектов
Техник по ведению технических паспортов и формуляров
Зав. складом ГСМ или лицо, обеспечивающее заправку машин в исполнительный период
Бригада слесарей (ремонтники)
Лица, назначенные для сопровождения и сдачи техники.