Что такое административное выдворение и как иностранцу его избежать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое административное выдворение и как иностранцу его избежать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выдворение из РФ сроки для проведения процедуры стандартные – 5 дней. После того, как иностранный гражданин получит уведомление о принудительном возвращении на родину, он должен в течение 5 суток покинуть Россию.
Как отменить срок выдворения у иностранного гражданина, причины для отмены:
иностранному гражданину необходимо пройти лечение в России. Информация должна быть документально подтверждена;
иностранный гражданин получает образование на территории России. Рассматривается только очная форма обучения;
иностранный гражданин связан близкими родственными отношениями, имеет детей или законного супруга с гражданством Российской Федерации;
постановление о принудительной депортации было вынесено на основе некорректно принятого решения.
Если иностранный гражданин столкнулся с выдворением ранее, и находится на территории своей страны, но желает приехать в Россию, ему необходимо обратиться за помощью к миграционному юристу. Миграционный юрист выяснит какой срок выдворения из России. Специалист поможет не только обжаловать решение, но и оперативно составить новый пакет документов для въезда в Россию.
Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.
Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.
По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:
- лица, являющегося гражданином РФ;
- подданного другого государства;
- лица без гражданства;
- лица с двумя или более гражданствами.
Классификация с учетом цели процедуры:
- необходимость осуществить уголовное преследование;
- необходимость отправления правосудия;
- необходимость исполнить приговор.
Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:
- по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
- по запросу любого государства к РФ.
Основания административного выдворения
Для законного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства должны быть весомые причины. Ниже приведены основания, за которые назначается данная мера ответственности:
- нарушение правил въезда на территорию РФ
- нарушение режима пребывания на территории РФ
- нарушение иммиграционных правил
- незаконное осуществление трудовой деятельности
- совершение административного правонарушения
- нарушение в сфере осуществления предпринимательской или иным видом деятельности;
- нарушение порядка реадмиссии иностранным гражданином или апатридом
- предоставление неверных сведений, касающихся миграционного учета
- в случае, если иностранец или апатрид уклоняется от контролируемого самостоятельного выезда за пределы РФ
Срок административного выдворения за пределы РФ
После выдворения иностранный гражданин не может въехать в Россию в течение пяти лет. Если же, лицо неоднократно подвергалось административному выдворению, то срок запрета на въезд для такого иностранца будет достигать 10 лет.
- 3 года – этот срок находит свое действие, если правонарушитель находился на территории РФ более 120 дней и привлекался к административной ответственности как минимум два раза. Это самый минимальный срок, в течение которого иностранец не сможет посещать РФ.
- 5 лет – данный срок распространяется в основном, если нарушитель попался в первый раз. Этот срок довольно сложно оспорить. Это сделано для недопущения игнорировать иностранными гражданами законодательства РФ.
- 10 лет – это период времени распространяется на лиц, которые неоднократно попадались за административное правонарушение. Этот срок, как и 5-летний сложно оспорить, в основном это невозможно в виду того, что правонарушитель не первый раз совершает недопустимые законодательством РФ действия.
Стоит обратить внимание на то, что с реализацией «выезда» из РФ придется поторопиться. Согласно действующему законодательству, срок выдворения составляет 5 дней. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель получил на руки решение суда. В случае обжалования постановления все равно придется выезжать. Согласно нашему законодательству, гражданин иностранного государства не может находиться свыше указанного периода в стране при подаче апелляции. Действовать в этом случае придется через представителя. Стоит знать! Если мигрант выезжает добровольно, на него действуют аналогичные принципы. Увеличение сроков, отведенных на реализацию судебного постановления невозможно ни при каких обстоятельствах. При этом немаловажный вопрос — кто должен платить за высылку. Существуют различные варианты развития событий. Проезд до дома оплачивает:
- сам мигрант;
- сторона, которая пригласила человека в страну и взяла на себя ответственность за «гостя»;
- посольство государства иностранного лица;
- общественная организация.
Отличия депортации от выдворения за пределы РФ
Выдворение и депортация – два слова, которые часто воспринимаются как синонимы. Но на практике это не совсем правильно. Данные термины обозначают единое действие — покидание страны. Но юридический характер у них отличается. Депортация — инструмент государственного воздействия, в то время как выдворение служит своеобразным видом наказания, которое осуществляется на основании судебного постановления. Перед этим уполномоченные органы установят факт административного нарушения осуждаемым. В случае с депортацией решение относительно «высылки» принимает руководить МВД. В качестве основания достаточно просто не иметь прав законного пребывания в РФ. Кроме того, различается срок, отведенный на подачу жалобы на то или иное постановление. В случае с депортацией срок больше, чем при непосредственной отправке на родину. Дополнительно по решению судебных инстанций иностранцу могут назначить определенное наказание — запретить въезд на территорию страны после исполнения постановления в течение 3-10 лет. Этот вопрос остается на усмотрение судьи. Второй вариант дополнительного наказания — постановление о нежелательном пребывании в стране. Обычно эти две санкции встречаются относительно тех, кто неоднократно и довольно серьезно нарушал действующее законодательство. Сюда относят:
- уклонение от налоговых обязательств;
- подложные справки при въезде в страну;
- наличие непогашенной судимости в пределах России;
- иностранцу ограничили въезд на срок от 5 лет.
Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как:
– иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств;
– лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).
В практике возникают вопросы:
могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют;
могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах);
могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней).
2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:
– через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);
– в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:
– режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);
– правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);
– иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).
4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что:
1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей;
2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы);
3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2);
4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3);
5) оно назначается с обязательным учетом:
– общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);
– обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);
– обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3);
6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней);
7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено “Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства”. Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена “Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства”.
В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней).
4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) – иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ – они привлекаются к иным мерам наказания.
Как можно оспорить постановление
Если решение об административном выдворении лиц без гражданства либо иностранцев было вынесено неправомерно, оно может быть оспорено. Нужно грамотно составить апелляционное заявление и приложить к нему подтверждающие документы. В период рассмотрения дела иностранец может легально пребывать в России.
Подавать документы можно только в течение 10 дней после вынесения решения. Если иностранный гражданин по уважительной и независящей от него причине не смог в срок подать апелляцию, он может сделать это и позже, если представит ее документальное подтверждение.
Обращаться следует в вышестоящие судебные инстанции. Однако при наличии хорошей доказательной базы процедуру можно провести в стандартном судебном порядке. Если апелляция не удовлетворяется, возможна подача кассационной жалобы.
Виды административного выдворения
Существует два вида административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ – так называемое самостоятельное выдворение и принудительное:
- Когда выдворяемый иностранец покидает границы страны добровольно, но под контролем. В таком случае человек самостоятельно выезжает за границы РФ под контролем представителей УВД УМВД. Если вдруг мигрант пытается пренебречь решением о выдворении, то на него накладывают штрафные санкции и подвергают уже принудительному выдворению.
- Второй вид, соответственно, принудительное выдворение за пределы РФ. Принудительное подконтрольное выдворение назначается, как правило, тем, кто совершил правонарушение два раза за год, то есть за рецидив. До момента выезда из России в таких случаях наказуемый находится в специализированном центре.
Обжалование административного выдворения – как подать жалобу на выдворение
После вынесения постановления суда возможно обжаловать выдворение в течение 10 дней.
Жалоба на административное выдворение должна быть подана в суд, выдавший постановление. Если апелляционная жалоба на выдворение составлена корректно, материалы дела далее передаются в вышестоящий суд, где и проходит рассмотрение об апелляции.
Вместе с заявлением на отмену административного выдворения необходимо указать реквизиты оспариваемого постановления, описать детали совершенного правонарушения и также подкрепить документально доводы в пользу отмены административного выдворения из РФ, такие как свидетельство о браке с гражданином РФ, справка из ВУЗа в случае обучения, или другие документы свидетельствующие в пользу отмены постановления.
Все документы должны быть нотариально заверены. А документы иностранного происхождения – переведены.
В случае, если вышестоящий суд в результате апелляции вынес отказ, иностранный гражданин обязан покинуть Россию в течение последующих 15 суток после вынесения решения.
Миграционный форум Санкт-Петербурга
Как Вы уже поняли, депортация и выдворение – принципиально разные понятия. Существует несколько основных отличий выдворения от депортации.
Главное отличие — основание. Депортация производится на основании решения должностного лица миграционного органа России либо пограничной службы ФСБ России. Суды не принимают решений о депортации. Выдворение, являясь видом административного наказания, в большинстве случаев производится на основании судебного решения.
Следующее отличие — процедура. Выдворению предшествует целый ряд процессуальных действий. Учитывая, что выдворение – это наказание за нарушение установленных миграционных правил, оно применяется только при условии доказанности вины иностранного гражданина в совершении правонарушения. КоАП РФ возлагает обязанность по доказыванию вины на государственный орган, а сам процесс доказывания носит состязательный характер, и у иностранного поданного имеется возможность предоставлять доказательства своей невиновности, просить суд не применять к нему выдворение в силу наличия исключительных обстоятельств, как правило, связанных с его личной жизнью. При вынесении решения о депортации иностранный гражданин не присутствует. Решение о депортации принимается должностным лицом ГУВМ МВД России единолично, при наличии на то оснований. Основания депортации указаны в ст. 25.10 Закона № 114-ФЗ. Обстоятельства личной жизни иностранца, при принятии решения о депортации, как правило, не учитываются, так как, на практике, сотрудники миграционных органов действуют строго формально и не изучают сведения о личной жизни мигранта. Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении КС РФ от 02.03.2006 N 55-О (о нем мы уже рассказывали выше), российские власти при принятии решений о депортации, разлучающих семью, ограничивающих право на уважение частной и семейной жизни, должны проверять, является ли в данном случае решение о депортации оправданной мерой, соблюдается ли баланс частных и публичных интересов, и насколько данная мера ответственности соответствует характеру правонарушения, а также его последствиям. В связи с чем, установив наличие исключительных обстоятельств, связанных с личной жизнью заявителя, должностные лица из гуманных соображений вправе не депортировать иностранца, применив к нему иную меру воздействия, предусмотренную законом.
Очередным отличием является срок давности. Выдворение не может быть применено к лицу, если истекли сроки привлечения к административной ответственности. Срок привлечения к ответственности за нарушение миграционных правил составляет 1 год. Решение о депортации может быть вынесено в отношении иностранца в любой момент и сроками давности возможность депортации не ограничена.
Как указывалось, выше, процедуры депортации и выдворения различаются также по порядку обжалования. Решение, на основании которого производится выдворение, может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном порядке — в течение 10 суток с момента его вручения. На этом возможности защиты не заканчиваются. Далее вступившее в законную силу решение может быть обжаловано без ограничения срока вплоть до Верховного Суда. Решение о депортации обжалуется в ином порядке. Этот порядок установлен Кодексом административного судопроизводства. В соответствии с ним жалоба может быть подана в суд в течение 3 месяцев со дня, когда иностранному гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Во внесудебном порядке решение о депортации может быть обжаловано без ограничения срока.
Депортация и выдворение различаются и по порядку исполнения. Гражданин, подлежащий депортации, обязан выехать из России в 5-дневный срок. Обращение в суд, само по себе, не приостанавливает исполнения решения о депортации, и о применении мер предварительной защиты необходимо просить суд отдельно. Выдворение исполняется только при условии, что решение вступило в законную силу, то есть по истечению 10 суток с момента его вручения иностранцу. В случае подачи апелляционной жалобы на постановление о выдворении, административное выдворение не осуществляется до рассмотрения жалобы вышестоящим судом.
Помимо указанного выше, выдворение и депортация различаются и по основаниям к отмене соответствующих решений. Решение о выдворении может быть отменено по процессуальным основаниям, а также ввиду отсутствия события или состава правонарушения, которое вменяется в вину иностранному гражданину. Специальным самостоятельным основанием прекращения производства по делу является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Решение о депортации отменяется судом ввиду отсутствия законных оснований к депортации либо вследствие допущения существенных процедурных нарушений.
Наличие у гражданина в России семьи, в любом случае, может являться основанием к отмене выдворения и депортации при определенных условиях.
Административное выдворение и запрет на въезд – ставят ли запрет на въезд после выдворения из РФ
После административного выдворения мигрант может получить запрет на въезд в РФ от ряда ведомств, таких как ГУВМ МВД, МВД, Министерство юстиции, ФСБ.
Данные службы могут предписать либо полный запрет на въезд в Россию, либо Постановление о нежелательности пребывания данного иностранца в стране.
Причин постановления одного из этих ограничений может быть множество. В основном это последствия нарушения российского законодательства.
Некоторые из возможных причин:
- Превышение срока пребывания в России
- Два и более правонарушения за один год
- Фальсификация документов при въезде в страну
Важно!
После процедуры административного выдворения за пределы РФ запрет на въезд действует в течение 5 лет.
Важно!