Новшества в применении КВР и КОСГУ – 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новшества в применении КВР и КОСГУ – 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2013 года в России началось внедрение системы профессиональных стандартов. Первоначально профстандарты были лишь рекомендациями, однако с июля 2016 года эти документы приобрели обязательную силу — как уже принятые и утвержденные приказами Минтруда РФ, так и вновь принимаемые. Не является исключением и профстандарт бухгалтера.

Зачем нужен профстандарт для бухгалтера в бюджетном учреждении

Целями, для достижения которых внедрялся бухгалтерский профессиональный стандарт, являются следующие:

  1. Повышение качества бухгалтерского учета на предприятиях бюджетной области. Зная уровень своей текущей квалификации и требования для каждого уровня, бухгалтер сможет наметить меры, с помощью которых он может добиться большей квалифицированности, — а это, в свою очередь, открывает путь к занятию вышестоящих должностей.
  2. Создание ориентиров как для работодателей при приеме на работу, так и для учебных заведений, которые готовят специалистов в области бухучета.
  3. Унификация обязанностей. К сожалению, раньше в разных организациях на бухгалтеров возлагались разные, зачастую несовпадающие, задачи — и потому крайне трудно было оценивать, что реально умеет делать каждый из этих работников. Внедрение профессионального стандарта позволяет иметь общую шкалу оценок, от которой можно отталкиваться, определяя квалификацию бухгалтера.
  4. Разделение функций между бухгалтерами и работниками смежных специальностей. Например, по действующему сейчас профессиональному стандарту бухгалтер больше не обязан участвовать в кадровом учете и ведении личной документации на работников за пределами собственно бухгалтерской «первички».

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Положительная и отрицательная сторона одного качества

Да, есть определенные сложности у этого перехода. Но разве бывают сложности без чего-то хорошего и положительного? На примере нашей темы мы еще раз убеждаемся, что не бывает. К примеру, на тех же самых форумах бухгалтера рассказывают истории, где директора были готовы им «ноги целовать» только за то, что с их (бухгалтера) приходом в компании воцарил «финансово-документальный» порядок. Причем порядок такой, что с него можно только брать пример. Сфера, в которой все регламентировано и требует максимальной точности в действиях, не может не оказывать влияния на профессиональные качества сотрудника. С ними, как раз, и приходят бухгалтера-бюджетники в коммерцию, чем в действительности могут порадовать новое руководство. Кстати, начальники об этом далеко не всегда догадываются просто потому, что не разбираются в «бухгалтерской кухне». И все же у всего должна быть мера, в том числе у такого завидного педантизма. Может получиться так, что с воли авторитарного бухгалтера отдел закупок не сможет тратить деньги по своему усмотрению, а отдел продаж – реализовывать свою продукцию. Нет, конечно, смогут, но не так, как того хотят отделы и директор в том числе. Бывшему бюджетнику абсолютно все равно, какие в отделе продаж отношения с клиентами, главное, чтобы на товар не давали скидки, ретро-бонусы и прочие «плюшки» коммерческой жизни. Цена должна быть одна, если есть скидка, то она тоже должна быть единой и все в том же духе. Такой подход к работе может заставить сослуживцев изрядно «понервничать». Бюджетнику следует быть готовым к тому, что коммерческая сфера деятельности требует гибкости во всех отношениях, т.е. не только с клиентами и другими компаниями, но также и внутри коллектива.

Социальный фонд России

ПФР и ФСС объединились и образовали новую структуру — Социальный фонд России (СФР). Вот что изменилось в работе страхователей после объединения фондов:

  • Применяется единая предельная база для исчисления страховых взносов. Её будут ежегодно индексировать, в 2023 году база составляет 1 917 000 рублей.
  • Для всех плательщиков применяется единый тариф страховых взносов, который не делится по видам страхования. Новый тариф составляет 30% в пределах единой базы и 15,1% сверх базы. Пониженные тарифы для МСП, IT-компаний и других льготников сохранились.
  • За работников на ГПД и большинство временно пребывающих иностранцев теперь нужно платить взносы по тому же тарифу, что и за остальных работников.
  • Работники по ГПД теперь имеют право получать больничные и детские пособия. Но только в случае, если в 2022 году за работника заплатили не менее 4 833,72 рублей взносов на ВНиМ.
  • В связи с объединением фондов отчётность по персонифицированному учёту и взносам на травматизм тоже изменилась: теперь вместо отчётов 4-ФСС, СЗВ-ТД, СИоЗП (для бюджетников), СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3 нужно сдавать единую форму сведений — ЕФС-1.

Новый МРОТ и прожиточный минимум

С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне составляет 16 242 рублей. Работодателям нужно пересмотреть зарплату сотрудников и доплатить до МРОТ тем, у кого ЗП ниже федерального минимума. Кроме того, этот показатель влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. Региональный МРОТ может быть выше, чем федеральный, но не может быть ниже.

С 1 января 2023 года повысились суммы прожиточного минимума (Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ). В 2023 году он составляет:

  • на душу населения — 14 375 рублей;
  • для трудоспособного населения — 15 669 рублей;
  • для пенсионеров — 12 363 рубля;
  • для детей — 13 944 рубля.

Изменения, касающиеся каждого бухгалтера

Кроме достаточно глобальных изменений, которые будут рассмотрены чуть ниже, есть еще ряд нововведений, которые также повлияют на работу всей бухгалтерии.

Показатель Расшифровка
Повышение уровня МРОТ С 1 января 2023 года повышена минимальная оплата труда, до 11280 рублей. Это важный показатель, который влияет на множество других в сфере оплаты труда
Предпенсионеры В связи с желанием поддержать предпенсионеров, законодатель ввел ответственность за увольнение такого работника (если это сделано незаконно) или за отказ в трудоустройстве по объективным причинам
Диспансеризация Государство озаботилось здоровьем граждан и закрепило право трудоспособного работающего населения проходить диспансеризацию 1 раз в три года. При этом такой день оплачивается как обычный рабочий
Отчетность в орган статистики Одно из самых долгожданных нововведений – это отмена обязанности сдавать бухгалтерскую отчетность в статистику. Однако, следует помнить, что это правило действует с 2023 года. То есть отчетность за 2023 год нужно будет подать только в налоговую инспекцию

Какие выплаты полагаются главному бухгалтеру при увольнении

Как и для остального персонала, увольнение главного бухгалтера по сокращению штата сопровождается выплатой компенсаций:

  • при расчете выплачивается выходное пособие в размере месячного заработка;
  • после увольнения за работником сохраняется средний месячный заработок на время трудоустройства (но не более 2 месяцев);
  • в некоторых случаях служба занятости сохраняет за работником средний месячный заработок 3 месяца — если человек обратился туда в течение 2 недель после увольнения, но не был трудоустроен.

По Трудовому кодексу средний месячный заработок начисляется, исходя из размера заработной платы за последние 12 месяцев перед увольнением. Может применяться другая формула расчета, если это не ухудшает положение работника.

На момент расчета бывший главбух должен иметь на руках следующие документы:

  • приказ об увольнении из-за сокращения штатной единицы;
  • заполненную по правилам трудовую книжку;
  • справку о зарплате.

Кому положена индексация

Чтобы разобраться в том, кому именно должны прибавить зарплату в следующем году, стоит уточнить, что в России к бюджетникам относят педагогический и медицинский персонал, чиновников, госслужащих, работников социальной сферы, персонал муниципальных и государственных учреждений культуры и спорта, служащих силовых ведомств и, конечно, работников администраций и органов власти, не отнесённых к категории государственных или муниципальных служащих, и некоторых других работников.

При этом зарплаты силовиков и госслужащих регулируются в том числе и отдельным законодательством, поэтому для них реальная прибавка может быть больше, чем у тех, кто получает оплату труда из бюджета.

Например, в бюджете на 2023−2025 годы предусмотрена индексация с 1 октября 2023-го денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 10,5%. А ещё существенный процент надбавок составляют доплаты за чины, звания, ранги и т. д., но это касается только тех, кому они положены.

Повышение выплат медицинским работникам анонсировала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, которая заявила, что с 2023 года врачи центральных, а также районных больниц будут получать ежемесячную надбавку в размере 18 500 рублей; сотрудники первичного звена получат надбавку в размере 14 500 рублей, а медики скорой помощи — 11 500 рублей.

Фельдшеры скорой, принимающие вызовы, получат ежемесячную доплату в 4500 рублей.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году

У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:

  • В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
  • В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
  • В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Читайте также:  Сколько стоит оформление земельного участка в собственность – все случаи

Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.

Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.

Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).

Бухгалтеры-бюджетники могут остаться без работы

В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

  • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

  • избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по:

  • предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

  • передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

  • мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. При сокращении штата или численности следует соблюдать процедуру, предусмотренную для проведения данного мероприятия ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ.
  2. Размер выходного пособия по сокращению штата или численности должен определяться путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней и нерабочих праздничных дней, перечень которых приведен в ст. 112 ТК РФ.
  3. Расходы по выплате выходного пособия следует отражать по коду вида расходов 111 и подстатье 266 КОСГУ.
  4. Сумма выходного пособия не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами, если его размер не превышает в целом трехкратный (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – шестикратный) размер среднего месячного заработка.

Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении

Здесь речь идёт о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности и соблюдении организацией условий и обязательств, принятых при заключении соглашений о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени главного распорядителя средств федерального бюджета госконтрактов. В связи с чем организацией произведена оплата:

  • стоимости фактически не поставленного оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса;
  • стоимости климатического оборудования и отделочных материалов, не соответствующих утвержденной проектно-сметной документации;
  • фактически не выполненного объема работ (строительно-монтажные работы, работы при устройстве слоя дорожной одежды);
  • стоимости материалов с более высокими техническими характеристиками, чем фактически примененные и предусмотренные утвержденной проектно-сметной документации (бетон, камни бетонные стеновые, горячекатаная арматурная сталь);
  • стоимости работ по ведению авторского надзора при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих их стоимость;
  • стоимости строительных работ, выполненных на основании рабочей документации, не соответствующей утвержденной проектной документации.

А также в части оплаты:

  • не обеспечена консервация объектов капитального строительства, в связи с чем частично утрачены ранее принятые и оплаченные объемы работ;
  • затягивались сроки строительства, в результате чего морально и физически изношено приобретенное вентиляционное, медицинское и спортивное оборудование, неиспользуемое более 3-х лет и неучтенное в бюджетном учете организации;
  • не осуществлена приемка оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса (отсутствуют первичные документы: акты приема-передачи оборудования, товарные накладные на передачу заказчику оборудования), расходы на приобретение которого оплачены (возмещены) подрядчику;
  • возмещена подрядчику стоимость оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса при отсутствии на момент перечисления средств затрат у подрядчика на приобретение данного оборудования;
  • не приняты меры по истребованию неустойки с подрядчика за нарушение обязательств по вводу в эксплуатацию жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса, предусмотренные госконтрактами;
  • не обеспечено получение разрешения на строительство жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса (продление разрешения) и допущен подрядчик к выполнению работ по строительству при отсутствии данного разрешения.
Читайте также:  Как ИП и ООО переоформить бизнес на другого человека

В последнем случае:

  • выполнялись строительно-монтажные работы по вертикальной планировке участка, устройству дорожного покрытия и фундаментов, земляные работы,
  • выполнялись строительно-монтажные работы по армированию и монтажу опалубки стен, бетонированию плит перекрытия, устройству бетонной подготовки и армирование лестниц входов в подвал.

Проводимый строительный контроль за выполнением работ по строительству объекта не выявил:

  • нарушений строительно-технических норм и правил;
  • отклонений от проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

Ошибки при проведении такой оплаты в бухгалтерском бюджетном учете:

  • стоимость оплаченного оборудования, фактически не смонтированного и не установленного подрядчиком (вкл. стоимость фактически отсутствующего оборудования), отнесена на фактические затраты по строительству объектов, тогда как должна быть учтена в составе стоимости объектов основных средств;
  • не отражены обязательства, принятые при заключении госконтрактов на проведение экспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости объекта, а также фактические затраты, связанные с выполнением данных госконтрактов.

Годовой отчет (предварительный) о реализации государственной программы РФ содержит недостоверные сведения в части достижения показателей выполнения мероприятий ведомственной целевой программы. А именно, в отчете указано:

  • фактическое выполнение плана-графика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (2019 отчетный год) – 100 процентов;
  • фактический срок окончания реализации контрольной точки «Научно-исследовательское и опытно-конструкторское сопровождение работ, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки транспортной отрасли» – 31 декабря 2019 года;
  • при этом в 2019 году опытно-конструкторские работы по двум этапам не выполнены.

Проводились закупки товаров (работ, услуг), в отношении которых отсутствовало обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Либо в план-график закупок включены закупки товаров с начальной (максимальной) ценой контракта, не соответствующей документам по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на закупаемые товары (работы, услуги) (по закупкам до 2020 г.).

Отсутствовали обоснования применения иного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Это изменение условия контрактов, когда это не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Например:

  • введения условия авансирования;
  • увеличение размера аванса, изначально предусмотренного контрактом.

Несоблюдение требований об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта. Например, нарушение сроков поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг, предусмотренных контрактом, но меры ответственности к поставщику заказчик не применял.

Заказчиком допущены нарушения при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами. А именно:

  • расчет пени выполнен по ключевой ставке ЦБ, не действующей на дату выставления требования;
  • при расчете пени допущены арифметические ошибки.

Можно ли уволить главного бухгалтера без высшего образования

По сравнению со старым стандартом, в новом установлен расширенный перечень возможных наименований бухгалтерских должностей. Так, если в старом стандарте было только одно наименование «бухгалтер», то сейчас это три должности: «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории».

Если до начала применения работодателем (самостоятельно или в силу закона) профстандарта главный бухгалтер без высшего образования уже трудился и при внедрении стандартов было установлено, что его квалификация не соответствует требованиям стандарта, уволить его можно будет только по результатам аттестации. И то это можно будет сделать только после того, как работодатель предложит работнику пройти повышение квалификации, включив его в план профессиональной подготовки работников.

  • подготовить обоснования такого решения – на случай последующих споров и судебных разбирательств с работниками;
  • учесть размер расходов денежных средств, который будет потрачен на сокращаемых – на выплату им всех задолженностей, компенсаций, выходных пособий, расходов на суды и штрафы в случае нарушений (возможно, окажется, что сокращение в итоге не такой подходящий вариант, как казалось изначально);
  • издать приказ о сокращении.

Бухгалтеры-бюджетники могут остаться без работы

Тем временем премьер-министр РФ Михаил Мишустин заговорил о необходимости сокращений чиновничьего аппарата. В России много чиновников, которые получают миллионные зарплаты. Этого нельзя позволить в нынешних сложных условиях. Председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов акцентировал внимание на том, что институты развития имеют зарплатный бюджет миллион рублей в месяц, но результаты их работы не видны.

Заведующая кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ Татьяна Разумова в разговоре с Москвой 24 подчеркнула, что проблема с трудоустройством обострилась не только в России, но и в других странах. По мнению эксперта, к вопросу возможного сокращения штата бизнес будет подходить с точки зрения своего благополучия и состояния сферы деятельности в посткризисный период.

«Если компания испытывает временные трудности и рассчитывает в обозримом будущем восстановить деятельность, то она будет стремиться сохранить ключевых сотрудников. Если компания видит, что спрос есть, но мы не справляемся с затратами, возможно, дорогих сотрудников заменят на дешевых. Плюс сокращения и слияния отделов, сокращение управленческого персонала», – объясняет Разумова.

В свою очередь, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков в беседе с Москвой 24 отметил, что в оценках ожиданий от ситуации с работой в 2021 году нужно проявлять осторожность. По его словам, положение дел на рынке труда можно охарактеризовать как восстановление.

«В какой-то мере это позитивное движение. Но все-таки это не развитие отраслей, а восстановление утерянных позиций, и о прогрессе речь пока не идет. Поэтому у меня смешанные предположения на 2021 год», – подчеркнул Щербаков.

Найти работу в будущем году будет не легче, чем раньше. Многим предприятиям, особенно малым и бизнесу в сфере услуг, нужно находить средства на восстановление, а этот процесс пройдет, на мой взгляд, не очень оперативно. Рабочие места будут заполняться, но не больше, чем в прошлые периоды, и хорошо, если на том же уровне.
Александр Щербаковпрофессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС

Уже трудоустроенным в 2021 году не стоит беспокоиться за свои рабочие места, считает Щербаков. В процессе восстановления экономики условия для деятельности компаний будут улучшаться, предпосылки к оптимизации штатов отпадут.

«Но если попытаться уловить тенденцию, за счет кого могут произойти сокращения, если руководство компании примет такое решение, то, на мой взгляд, в первую очередь это коснется младшего обслуживающего персонала, который занимается уборкой помещений. Плюс сфер, связанных с бухгалтерским обслуживанием, так как эти услуги можно заменить с помощью информационных технологий», – поделился профессор.

С Щербаковым соглашается и руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.

В будущем году на рынок труда будет влиять цифровизация процессов. Она способна обеспечить рост эффективности за счет сокращения штата и практически всех операций в офисе. И вот, к примеру, убираться в офисах надо, но потребность в самих помещениях у компаний может отпасть. А значит, потребность в обслуживающем персонале сократится.
Константин Ордовруководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ

Кроме того, спрос в 2021 году может упасть на кассиров и охранников. Ситуация с первой профессией связана с тем, что во многих супермаркетах все чаще появляются автоматы самообслуживания. Охранников же успешно заменяют новейшие системы безопасности, сказал эксперт в беседе с Москвой 24.


В зависимости от того, по каким причинам осуществляется увольнение сотрудника и кто является его инициатором, процедура может незначительно изменяться. В общих ситуациях сокращение главного бухгалтера осуществляется в следующем порядке:

  • одна из сторон оповещает другую о своем намерении расторгнуть договор трудоустройства;

Работник должен подать заявление об увольнении, составленное на имя руководителя организации, если инициатором разрыва трудовых отношений является он сам.

Данный документ не имеет единой унифицированной формы, но он должен быть составлен в соответствии со всеми правилами:

  • для написания заявления работник может использовать простой лист А4:
  • документ может быть представлен, как в печатной, так и рукописной форме;
  • в заявление должно быть прямое обращение к руководителю фирмы с просьбой прекращения сотрудничества;
  • в конце документа обязательно ставится дата его написания и подпись сотрудника, без которой заявление признается недействительным.

Заявление составляется в двух экземплярах. При личной подаче документа в отдел кадров, гражданин должен удостовериться, что ответственно лицо поставит отметку о регистрации заявлении. Сделать это необходимо на экземпляре, который остается у заявителя.

Михаил Мишустин подчеркнул тот факт, что оптимизация проводится с благими намерениями. Вместо того чтобы штат был раздутым, его стараются укомплектовать максимально рационально. В состав должны входить специалисты, которые имеют достаточный уровень компетенции для выполнения возложенных на них обязанностей. Изменения помогут в создании четко очерченной сферы ответственности для каждого ведомства, относящегося к структуре исполнительной власти.

С финансовыми ресурсами, которые существовали до начала запланированной оптимизации, все будет по-прежнему.

Со сроками реализации программы постоянно возникала путаница, так как власти все время откладывали ее начало по ряду причин. После того как стало понятно, что затягивать с реализацией поставленной цели нельзя, чиновники все же определились с временным интервалом. Система заработает с начала года, а для ее реализации отведено всего 3 месяца. До апреля специалисты на местах должны успеть вложиться в выдвинутые нормативы.

В начале марта результаты опроса журнала «Главбух» показал, что только половина читателей-бухгалтеров была довольна своей работой и не думала ее сменить. Остальные либо хотели уйти сами, либо боялись, что их уволят.

Собираетесь менять работу в 2020 году?

  • 52% Нет, меня все устраивает.
  • 23% Да, найду, где больше платят.
  • 21% Да, подыщу место на ту же зарплату, но поспокойнее.
  • 4% Не хотелось бы, но, похоже, меня заменят.

Но найти новую хорошую работу бухгалтеру и до кризиса было непросто. На одну бухгалтерскую вакансию в доковидовские времена уже претендовали больше 7 человек. По подсчетам, в кризис сокращают порядка 20–30 процентов работников финансовой сферы. Соответственно, конкуренция на этом рынке вакансий подрастет. Хуже всех придется расчетчикам и бухгалтерам, которые не стремятся к профессиональному росту.

Читайте также:  ДАРЕНИЕ. Договор дарения жилого помещения

Еще до коронакризиса, на лекции в Финансовом университете при правительстве РФ, Антон Силуанов отнес бухгалтеров к отмирающим профессиям. Министр финансов объяснил это развитием цифровых технологий и искусственного интеллекта. Пандемия усилила эту тенденцию: бизнесу пришлось в сжатые сроки перестраиваться на обмен электронными документами с сотрудниками и контрагентами, переходить на онлайн-продажи. Но в случае с бухгалтерами скорее надо говорить не об отмирании профессии, а об ее изменении.

В 2021 году вступит в силу новый российский федеральный бухгалтерский стандарт «Учет запасов». Чиновники планировали ввести в действие в 2021 году и еще пять стандартов, но теперь, скорее всего, отложат на 2020 и последующие годы. Как следствие, в работе бухгалтера станет намного больше бухучета. Новые стандарты значительно сложнее действующих и сильно приближены к международным стандартам учета. Такое понятие как профессиональное суждение главбуха перестанет быть теорией.

Крупные корпорации смогут позволить себе дорогих квалифицированных бухгалтеров. Главбухов из малого бизнеса, которые успеют переучиться, возьмут к себе аутсорсинговые компании. Те бухгалтеры-расчетчики налогов, которые поленятся повышать квалификацию, останутся на линейных должностях.

Малые компании, которые в последние годы в связи с давлением со стороны ФНС отказались от обнала и других незаконных схем, все охотнее будут отдавать ведение учета на аутсорсинг в специализированные фирмы. Это дешевле, чем держать бухгалтеров в штате. До кризиса наш опрос показывал, что в 2020 году заменить бухгалтерию собираются только 11% директоров. Но в восторге от своего главбуха были только 23%. У остальных либо были дела поважнее, чем менять посредственного бухгалтера, либо в целом он их устраивал. В кризис, когда директору нужна была оперативная поддержка и свежие финансовые идеи, эти хорошисты и троечники могли оказаться «самым слабым звеном». Платить высококвалифицированным бухгалтерам малый бизнес не может, в кризис и так совсем нет денег. Поэтому идея перевести бизнес на аутсорс будет казаться директорам малых компаний более привлекательной, чем раньше.

Опрос для директоров. Планируете менять главбуха в 2020 году?

  • 58% Нет, меня устраивает главбух.
  • 23% Нет, у меня превосходный главбух.
  • 8% Нет, главбух так себе, но есть дела важнее.
  • 7% Да, возьму другого.
  • 4% Да, передам учет на аутсорсинг.

Данные опроса, который журнал «Главбух» проводил в начале марта 2020 года.

Если бы не ковид, конкуренция между корпорациями и аутсорсинговыми компаниями за бухгалтерские мозги, возможно, привела бы к росту зарплат. Но учитывая волну сокращений и возможности удаленки, которую перестали бояться так, как раньше, бизнес сможет позволить себе хорошего бухгалтера за такую же зарплату, которую раньше платил посредственному.

Сам по себе коронакризис не изменил работу бухгалтеров, но он стал драйвером ускоренного развития тех тенденций, которые наметились в профессии в последние годы. Какие нововведения могут затронуть бухгалтеров как крупных, так и малых предприятий в скором времени?

  • По предварительным оценкам, сокращения могут коснуться порядка 20–30 процентов бухгалтеров. Первыми уволят расчетчиков налогов из-за цифровизации налогового администрирования и новых бухгалтерских стандартов, приближенных к МСФО.
  • Главбухи крупных компаний будут работать, как работали. Средний бизнес начнет выбирать лучших из лучших — с IT-специализацией и пониманием бизнес-процессов, отказавшись от тех бухгалтеров, которые не справились с финансовыми вызовами кризиса. Вновь пришедшие в средний бизнес целеустремленные и продвинутые бухгалтеры смогут сделать отличные финансовые карьеры.
  • Малый бизнес отдаст учет на аутсорсинг. Те, кому нечего скрывать, найдут дешевую рабочую силу в регионах и возьмут на удаленку. Ипэшники, склонные к оптимизации, оставят при себе бухгалтера как личного консультанта.
  • Перед бухгалтерами встанет выбор: пробиваться на должность финдира, учиться налоговой оптимизации и антикризисному управлению компанией или пиарить себя как специалиста в социальных сетях.

Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.

В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с Приказом Минфина от 19.04.2019 г. № 61н при формировании отчетности за 2020 г. нужно использовать новую форму Отчета о финансовых результатах. Ранее она только рекомендовалась, а потому не все налогоплательщики использовали ее для сдачи в ИФНС. Теперь она будет иметь обязательный характер.

В новой форме отчета содержатся корректировки, связанные с изменениями в ПБУ 18/02.

Согласно Приказу Минфина от 04.12.2018 г. № 248н в балансе следует отражать информацию о величине полученной, использованной и оставшейся неиспользованной госпомощи. Сведения указываются по отдельным строкам баланса:

  • неиспользованная сумма полученных средств в составе целевого финансирования;
  • дебиторская задолженность по полученным средствам, отраженным в учете;
  • кредиторская задолженность по возврату полученных средств, отраженная в учете;
  • доходы будущих периодов, признанные краткосрочными обязательствами при получении госпомощи на финансирование текущих расходов.

По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.

Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.

Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.

Каких госслужащих будут сокращать в 2021 году

  • 2 октября 2019, 11:41

    Путин уволил главного следователя новосибирской полиции

  • 1 октября 2019, 12:35

    Источники сообщили о сокращениях в новосибирской полиции

  • 1 октября 2019, 09:00

    Спрашивали? Отвечаем! Как уволиться без скандала и что делать, если шеф лезет в личную жизнь

  • 30 сентября 2019, 20:00

    Вон из офиса: 1200 новосибирцев уволят с работы до конца года

  • 22 августа 2019, 00:00

    «Назад не приходи»: сибирячки стали реже уходить в декрет, но 80% компаний всё равно боятся их брать

В этом году госслужащих станет меньше. Михаил Мишустин подписал постановление, которое утверждает параметры кадровой реформы в госаппарате. В нём устанавливается предельное количество структурных единиц в ведомствах, а также число сотрудников в штате.

Как следует из документа, в центральных аппаратах ведомств исполнительной власти сократят 741 должность. Это затронет 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.

О реформе госаппарата Михаил Мишустин объявил в ноябре 2020 года. Её планируется завершить до 1 апреля 2021 года. Она предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов — на 10%. В целом более 32 тыс. единиц в основном за счёт имеющихся вакансий, — сообщается на сайте правительства.

Далее поясняется, что штат структурных подразделений в министерствах по новым требованиям будет составлять не меньше 40 единиц, служб и агентств — не менее 25, отделов в составе департамента или управления — не менее пяти, самостоятельного отдела — не менее 10. Для обеспечивающих подразделений появилось ограничение — не более 30% общей численности сотрудников.

Одна из задач массовых сокращений в госаппарате — оптимизировать работу. Сколько денег в результате сэкономит бюджет?

Пока ещё нет новых штатных расписаний по ведомствам, в которых объявлено сокращение. Так что сделать точные расчёты по всем ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) невозможно. Вместе с тем из опубликованных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по госслужащим, замещающим должности заместителей министров, руководителей служб и агентств, следует, что в среднем в год задекларированный доход у них составляет 8–9 млн рублей (в среднем, подчеркну). У руководителей, заместителей руководителей департаментов и управлений задекларированный доход — 5–6 млн рублей в год, — говорит Наталья Дмитриева, старший научный сотрудник отдела организационного проектирования центра анализа деятельности органов исполнительной власти НИУ ВШЭ.

Профессия бухгалтера довольно сложна, потому что есть профессиональные навыки, которые определены трудовым законодательством, и им должны соответствовать специалисты. Необходимо уметь ввести учёт доходов и расходов, знать все о хозяйственной деятельности или сотрудничать с проверяющими органами.

В любом случае должна обеспечиваться стабильная финансовая работа любой организации, за которую несёт ответственность бухгалтер. К основным обязанностям представителей данной профессии относят:

  • расчёт рыночной стоимости товаров;
  • составление рабочих смет;
  • расчёт таможенных пошлин, соотношение их с рабочим законодательством;
  • ведение финансовой документации и сотрудничество с внебюджетными фондами;
  • составление любой отчетной документации, умение работать со специальными программами.

И это далеко не полный список обязанностей, притом минимальный уровень окладов должностных лиц совсем небольшой. Именно поэтому повышение заработной платы бухгалтерам в России является очень важной миссией. В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина заработные платы бюджетников должны были вырасти, но практика показала, что этого не произошло. Возникает вопрос – можно ли рассчитывать на рост окладов сегодня?

На сегодняшний день уровень заработной платы обычного бухгалтера, в особенности если он находится на этапе начинающего специалиста, стартует от 15.000 рублей. В Москве и столичных окрестностях показатели намного выше – 25 – 30 тысяч рублей, но и уровень жизни в этих регионах тоже выше, что нужно учитывать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *