Студентам – о поступлении в аспирантуру

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Студентам – о поступлении в аспирантуру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Еще до 2013 года аспирантура была формой профессионального образования, которое получают после ВУЗа. Она предполагала подготовку работников, которые продолжают свою карьеру в научной деятельности. С 2013 года аспирантура развилась до 3-го уровня высшего профессионального образования.

Перспективы обучения в аспирантуре

В первую очередь, студент получает научную степень. Также ему открываются следующие важные перспективы:

  • навыки и умения научно-исследовательской деятельности;
  • получение доступа к ценным данным и ресурсам, знакомство с нужными людьми в процессе проведения исследований, экспериментов, тестов, экспедиций, испытаний и т. д.;
  • преподавать в учебных заведениях, в том числе высших, а также продолжать проводить научно-исследовательскую работу;
  • кандидаты наук – это «лакомый кусок» для крупных и международных организаций, которые подбирают в штат только усердных, талантливых и перспективных сотрудников (зарплата предлагается соответствующая);
  • отсрочка от армии для мужчин (если обучение проходит очно).

Студент всегда вправе решать, продолжать ли ему обучение и развитие как специалиста в аспирантуре или же выбрать активное построение карьеры. Важно помнить, что кандидат наук всегда находится на высоком профессиональном уровне и может сделать блестящую карьеру.

Предоставляется ли общежитие?

Обучающимся по очной форме может быть предоставлено общежитие, находящееся в распоряжении образовательного учреждения. Информацию о свободных местах и условия заселения следует уточнять непосредственно в высшем учебном заведении.

Можно ли поступить в аспирантуру без экзаменов?

При наличии конкурса поступление предполагает обязательное прохождение отбора – испытательной экзаменации. Однако возможны льготные условия. Вуз в праве установить упрощенные программы для зачисления магистрантов и перевода аспирантов из других заведений.

Освобождение от вступительных испытаний могут получить претенденты, отлично сдавшие философию и иностранный язык, а также предоставившие исследовательскую работу (реферат) по выбранной специальности. Упрощенные требования предъявляет соискательство, когда претенденты прикрепляются для подготовки диссертации к научному учреждению.

Есть ли возможность подать апелляцию по итогам испытаний?

Если, по мнению поступающего, были допущены нарушения порядка проведения или оценка не соответствует критериям оценивания (занижена), он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в апелляционную комиссию и присутствовать при рассмотрении апелляции.

Включается ли срок обучения в трудовой стаж?

Начиная с 2013 года – нет. Это распространяется как на заочников, так и на очников.

Что делать, если осенний призыв по срокам выпадает раньше, чем зачисление в аспирантуру? Положена ли отсрочка?

На период сдачи экзаменов лицам мужского пола предоставляется отсрочка. Справка выдается мужчинам, получившим от ученого совета вуза рекомендацию.

Надо ли заверять у нотариуса копию диплома?

Нет, достаточно обычной ксерокопии.

Окончание аспирантуры с последующей защитой диссертации дает возможность получения перспективной должности и надбавок к заработной плате (в зависимости от места трудоустройства). Иначе обучение приравнивается к курсам повышения квалификации. Это следует учесть всем, кто выбрал для себя стезю научной деятельности.

Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов

Институт обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее — поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).

В Институте созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать 6 человек при сдаче вступительного испытания в устной форме.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Института или привлеченных лиц (для инвалидов по слуху – переводчика жестового языка, для слепоглухих – тифлосурдопереводчика), оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительных испытаний по письменному заявлению поступающих с ограниченными возможностями здоровья, поданному до начала проведения вступительных испытаний, может быть увеличена по решению Института, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме инструкция по порядку проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Читайте также:  Как считать МРОТ и прожиточный минимум. Статья Андрея Исаева

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых: задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых или надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляются комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом, возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

д) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

е) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Условия, указанные в пунктах 7.1. – 7.7. Правил приёма, предоставляются поступающим на основании заявления о приёме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

Расписание вступительных испытаний (с указанием мест их проведения)

Наименование вступительного испытания Место проведения вступительного испытания Расписание вступительного испытания Информация о форме проведения вступительного испытания Информация о языке (языках), на котором осуществляется сдача вступительного испытания
специальная дисциплина, соответствующая научной специальности расписание вступительных испытаний экзамен в устной форме по билетам русский язык
философия расписание вступительных испытаний экзамен в устной форме по билетам русский язык
иностранный язык (английский, немецкий, французский) расписание вступительных испытаний пересказ, собеседование, перевод иностранный язык / русский язык

Вариант 2. Самостоятельный выбор вуза и аспирантуры

По этому варианту пошел автор данной статьи. Высшее образование я получил в Москве, а потом вернулся на родину – в Вологодскую область. Жизнь закружила – семья, работа – однако давняя мечта об аспирантуре не оставляла меня.

И тогда я просто пришел в вуз ближайшего к моему поселку города – Череповца – разузнать насчет аспирантуры. Ну, а дальше – меня тепло встретили, посоветовали отличного научного руководителя, мы познакомились, определили тему для реферата – и вскоре я поступил в аспирантуру. По этому пути тоже можно идти, правда, он несколько сложнее.

Поэтому, если у вас нет возможности поступить в аспирантуру в своем институте или имеются еще какие-то сложности, а учиться в аспирантуре хочется —

Совет: ищите удобный для вас в пространственном, финансовом плане вариант, но самое главное – обратите внимание на возможного научного руководителя, от него очень во многом зависит ваша научная судьба в ближайшие годы.

Оговоримся, что самостоятельно искать аспирантуру можно не только «методом наименьшего сопротивления» – поближе или подешевле. Можно идти как раз от обратного – искать самую лучшую кафедру или самого лучшего научного руководителя по выбранному вами направлению. Престиж – выше, но и конкуренция выше. Это такая «американская мечта» в действии – учиться у лучших ученых, чтобы самому попасть в их круг. Перед такими аспирантами – снимаю шляпу.

Выбор формы обучения

Форму обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел аспирантуры он только уточняет это в документах.

Существуют две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно. Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и заочной форме.

Очная форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении. Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием денег.

Поэтому прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность науке или финансовая независимость.

Экзамены в аспирантуру и их специфика

Вступительных экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык. Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.

Экзамен по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по ней он больше всего знает. Сложный – потому, что требования, предъявляемые аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант, безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки. К тому же по специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.

На экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и лишней она оказалась.

Кстати, в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки. Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над которой тоже придется основательно попотеть.

Читайте также:  Программа «Молодой специалист»

Впрочем, как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.

А вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь. Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:

  1. Перевод небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень близким к тексту. Практически «слово в слово».
  2. Второе задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
  3. Третье задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по большому счету это самое простое задание.

Если по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому – лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.

Поступающий в аспирантуру подает заявление о приеме на обучение с приложением необходимых документов.

Заявление о приеме должно предусматривать заверение личной подписью поступающего следующих фактов:

  1. ознакомление поступающего с информацией о необходимости указания в заявлении о приеме достоверных сведений и представления подлинных документов;
  2. ознакомление поступающего с правилами приема, утвержденными вузом, а также с другими необходимыми документами и информацией;
  3. при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр — отсутствие у поступающего диплома об окончании аспирантуры, диплома об окончании адъюнктуры, свидетельства об окончании аспирантуры, свидетельства об окончании адъюнктуры, диплома кандидата наук.

В заявлении о приеме поступающий указывает условия поступления, приоритетность зачисления по различным условиям поступления, а также страховой номер СНИЛС.

Одновременно с подачей заявления поступающий представляет следующие документы:

  1. паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, гражданство;
  2. документ об образовании;
  3. документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (при наличии);
  4. документ, подтверждающий инвалидность;
  5. документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение (представляются по усмотрению поступающего);
  6. иные документы (представляются по усмотрению поступающего);
  7. две фотографии поступающего (по решению вуза).

Документ установленного образца представляется (направляется) поступающим при подаче документов, необходимых для поступления, или в более поздний срок до дня завершения приема документов, включительно.

При подаче документов поступающие могут представлять оригиналы или копии (электронные образы) документов без представления их оригиналов. Заверения указанных копий (электронных образов) не требуется.

Если при подаче заявления о приеме используется суперсервис, то:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, гражданство поступающего, а также документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, считаются представленными, если информация об указанных документах подтверждена сведениями, имеющимися на ЕПГУ;
  • документ установленного образца считается представленным в копии, если информация о нем подтверждена сведениями, содержащимися в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». В дополнение к указанной информации поступающий может представить копию документа установленного образца для учета индивидуальных достижений и в иных случаях, требующих рассмотрения документа установленного образца.

В общем случае заявление о приеме подается на русском языке. Однако поступающий может представить заявление о приеме на языке республики РФ, на территории которой расположен вуз, или на иностранном языке, если вузом установлена такая возможность.

Документы можно представить в вуз одним из следующих способов:

  1. лично поступающим;
  2. по почте;
  3. в электронной форме посредством электронной информационной системы вуза, а также посредством суперсервиса (в случае его использования).

Вуз проверяет достоверность сведений, указанных в заявлении, и подлинность поданных документов, в том числе путем обращения в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.

Вуз возвращает поступающему, не принятому на обучение, поданные документы в части их оригиналов (при наличии) в самостоятельно установленный срок.

Особенности для инвалидов

При проведении вступительных экзаменов для поступающих из числа инвалидов вуз обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

При очном проведении экзаменов в вузе должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также возможность их пребывания в указанных помещениях.

Очные вступительные испытания для поступающих из числа инвалидов проводятся в отдельной аудитории.

Во время сдачи вступительного экзамена в аудитории может присутствовать ассистент из числа работников вуза или привлеченных лиц для оказания поступающим необходимой помощи с учетом их индивидуальных особенностей.

Продолжительность вступительного экзамена для поступающих из числа инвалидов может быть увеличена по решению вуза, но не более чем на полтора часа.

Вуз обязан предоставить поступающим из числа инвалидов информацию о порядке проведения вступительных экзаменов в доступной для них форме.

Поступающие из числа инвалидов могут в процессе сдачи экзамена пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

Специальные условия для инвалидов предоставляются на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания особых условий, и документа, подтверждающего инвалидность, в связи с наличием которой необходимо создание указанных условий.

Читайте также:  Расшифровка кодов ОКВЭД и их классификация 2023 год

Особенности приема на целевое обучение

Вуз устанавливает целевую квоту в соответствии с квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством РФ, субъектами РФ, органами местного самоуправления, или количеством мест для приема на целевое обучение, установленным учредителем.

При приеме на обучение на места в пределах целевой квоты проводится конкурс по каждой научной специальности.

Прием на целевое обучение проводится при наличии договора о целевом обучении, заключенного между поступающим и органом или организацией, являющейся заказчиком целевого обучения.

При подаче заявления о приеме на целевое обучение в аспирантуре поступающий представляет помимо основных документов договор о целевом обучении.

В случае если федеральный государственный орган детализировал целевую квоту по научной специальности путем установления количества мест с указанием заказчиков целевого обучения, то:

  • учебное заведение проводит отдельный конкурс по каждой детализированной целевой квоте;
  • поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной целевой квоте по данной научной специальности;
  • при наличии мест в пределах целевой квоты, в отношении которых не указаны заказчики, такие места являются детализированной целевой квотой, в конкурсе по которой участвуют поступающие, заключившие договор о целевом обучении с заказчиками, не указанными по другим детализированным целевым квотам.

Что делать, если нет индивидуальных достижений?

Не отчаиваться! Минимум, что вы можете успеть сделать – опубликовать статью в рецензируемом журнале ВАК. Темой статьи может стать тема вашей дипломной работы. Укажите цели и задачи вашей дипломной работы, обоснуйте актуальность исследования и его новизну, опишите полученные результаты.

Помните, что для учета вашей публикации ВАК как индивидуального достижения, статья должна быть опубликована. Справки о приеме статьи к публикации недостаточно.

Но даже если вы не успели подготовить научные публикации, не думайте, что вы не сможете поступить в аспирантуру на бюджет. Уделите большое внимание подготовке реферата и обоснованию своего профессионального выбора. Приемная комиссия обязательно спросит вас о том, почему вы выбрали именно эту специальность. Ответ на этот вопрос не менее важен, чем наличие любых индивидуальных достижений.

Желаем вам удачи на вступительных экзаменах и верим, что вы сможете поступить в аспирантуру на бюджет!

Что нужно иметь при себе при поступлении в аспирантуру – это:

  1. Заявление о приеме.
  2. Документ, удостоверяющий вашу личность ( как правило, это паспорт).
  3. Диплом (ы) о высшем образовании (специалист, бакалавр плюс магистр).
  4. Фото требуемого размера.
  5. Документы, подтверждающие наличие индивидуальных достижений, например:
    1. научные публикации (когда их нет, пишут реферат на тему своего научного направления);
    2. различные «корочки» об участии в конференциях и других научных мероприятиях;
    3. получение премий и наград за достижения в сфере своей деятельности.

Чем занимается аспирант?

Во время обучения аспирант обязан посещать лекции по дисциплинам, которые входят в экзамены обязательного кандидатского минимума. Аспиранту кафедры необходимо активно участвовать в исследованиях, научной и учебной жизни.

Индивидуальный план работы разрабатывается научным руководителем, утверждается советом кафедры. Им предусмотрены даты экзаменов, когда, в какие сроки будут предоставляться отдельные части диссертации. Аспиранту необходимо ежегодно (или в срок, определенный кафедрой) предоставлять отчеты о проделанной работе.

По окончании второго года необходимо сдать кандидатский минимум. Завершающий этап – написание диссертации. Обычно на заседании кафедры происходит предзащита, на которой указываются проблемы аспирантов, «тонкие места», недочеты.

В ходе обучения аспирант приобретает:

  1. опыт, который понадобится ему в определении будущего направления работы;
  2. опыт проведения, обоснования результатов эксперимента, исследований;
  3. навыки самостоятельной работы с литературой, способность обрабатывать, получать и анализировать информацию;
  4. способность обобщать, конкретизировать данные исследований, делать выводы.

Итак, несомненные плюсы аспирантуры были обозначены. Если вести речь про недостатки и минусы обучения на аспиранта, то они представлены в следующем:

  • Длительный срок. Чтобы завершить обучение и защитить кандидатскую диссертацию, придется учиться на протяжении 4 или 5 лет в вузе. Если студент завершил бакалавриат, то 2-3 года придется посвятить учебе в магистратуре. Следующие 3-5 лет отдается аспирантуре. Поэтому прежде чем получить заветную ученую степень, придется отдать 10 лет учебе.
  • Требуются высокие коммерческие вложения. Даже если при поступлении удастся получить бюджетное место, это не снизит финансовые затраты аспиранта. Во время обучения придется публиковать множество научных работ, что также требует достаточно серьезных денежных затрат.
  • Эмоциональное перенапряжение. Обучение в аспирантуре — это достаточно серьезный стресс. Написание дипломной работы или магистерской диссертации покажется «цветочками». Требования к созданию кандидатской диссертации намного выше и жестче, что может вызвать серьезный стресс у человека.
  • Сложно совмещать работу с учебой. На протяжении 10 лет учебы, начиная с вуза и заканчивая аспирантурой, придется рассчитывать на финансовую поддержку из вне. Совмещать работу с учебой самостоятельно сложно, так как научная деятельность требует массы свободного времени.

Сколько учиться в аспирантуре после специалитета

Диплом специалиста дает возможность продолжить обучение в аспирантуре, но никак не влияет на срок обучения. Обучение в аспирантуре после специалитета длится столько же, сколько и после окончания магистратуры и зависит от того очно ли будет осваиваться программа или заочно. При очной форме это три года, включая каникулы, которые предоставляются после успешного прохождения итоговой государственной аттестации. При получении образования в заочной форме обучение может длится от 3 лет 6 месяцев и дальше, но не более 4 лет. Срок устанавливается на усмотрение учебного учреждения, где проходит обучение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *