Оскорбление представителя власти наказуемо
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оскорбление представителя власти наказуемо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предложенный Думой вариант устанавливает, что оскорбление может выражаться не только в неприличной, но и в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме. При этом оно может относиться как к отдельному лицу, так и к группе лиц.
Освобождение от ответственности
- Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
- Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
- Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
- Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.
Комментарий к ст. 319 УК РФ
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную законную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.
Потерпевшими от преступления являются только представители власти (см. комментарий к ст. 318).
2. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении представителя власти . Специфичной для данного преступления является публичность оскорбления. Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме (явно не соответствуют общепринятым нормам поведения, грубо попирают человеческое достоинство ), становятся достоянием многих лиц, напр. из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из СМИ. Такие выступления могут быть перед аудиторией, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах .
———————————
БВС РФ. 1999. N 2. С. 22.
БВС РФ. 2002. N 3. С. 17 — 18.
БВС РФ. 2007. N 2. С. 24.
В законе подчеркнуто, что преступлением является публичное оскорбление как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и в связи с их исполнением (в том числе и в прошлом). Если оскорбление представителя власти связано с исполнением им иных обязанностей и уголовная ответственность за такое оскорбление установлена в УК РФ, содеянное может быть квалифицировано, напр., по ст. ст. 297, 336 УК РФ.
Оконченным преступление считается уже в момент высказывания слов оскорбительного характера или иных действий. Фактически наступившие в результате оскорбления последствия лежат за пределами данного состава преступления и могут быть учтены при назначении наказания. Если в содеянном дополнительно имеются признаки другого состава преступления, все совершенное образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и соответствующей статье УК РФ.
3. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер публичного оскорбления представителя власти, осознает, что оскорбляет представителя власти при исполнении или в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, и желает сделать это.
5. Данное преступление следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 213, 297, 336 УК РФ, и от мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП).
Комментарий к Ст. 319 Уголовного кодекса
1. Анализируемая норма предусматривает ответственность за оскорбление представителей власти, осуществляющих любую законную деятельность, в том числе и при отправлении правосудия или осуществлении предварительного расследования. Вместе с тем оскорбление судьи и ряда иных лиц в связи с проявлением неуважения к суду квалифицируется по ст. 297 УК.
2. Объективная сторона — действие — характеризуется: а) унижением чести и достоинства конкретного представителя власти; б) затрагивающим как личное, так и профессиональное (служебное) его достоинство. Оскорбление должно быть совершено при исполнении или в связи с исполнением представителем власти своих обязанностей; в) выраженным в неприличной форме, которая определяется судом в каждом конкретном случае на основе норм морали; г) многообразием внешних форм выражения оскорбления (оскорбление словами, действием, в письменном сообщении и др.); д) публичностью оскорбления. Публичность определяется или присутствием при оскорблении посторонних лиц, или доведением оскорбительного сообщения до сведения третьих лиц. Возможность признания посторонними коллег оскорбляемого представителя власти оценивается в литературе неоднозначно.
3. Если в действиях виновного содержатся признаки нескольких одновременно совершенных посягательств на нормальную деятельность представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей, например оскорбление и применение насилия, содеянное, по сложившемуся в судебной практике подходу, квалифицируется по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства.
Порядок расследования правонарушения по ст.319 УК РФ
Инициировать возбуждение уголовного дела должен сам сотрудник, подвергшийся оскорблению. Пишется рапорт на имя начальника пострадавшего, либо заявление в правоохранительные органы. При наличии признаков преступления, которые содержит статья 319 УК РФ – оскорбление при исполнении — дело расследуется в рамках дознания. Материалы всесторонне рассматриваются, исследуются доказательства. Доказательствами могут служить свидетельские показания, рапорта, объяснения очевидцев, видеозаписи, газеты, журналы и т.п. Основанием для привлечения к уголовной ответственности будет служить совокупность всех признаков данного вида преступления, подтвержденных должным образом.
Акт составляется по факту происшествия. Необходимо включить в текст сведения о подозреваемом, данные потерпевшего сотрудника, обстоятельства правонарушения, и просьбу о привлечении виновных к ответственности.
Субъект преступления и субъективная сторона
Субъект – лицо, свершившее незаконное деяние. Наказание за рассматриваемое преступление может быть назначено гражданину по достижении 16 лет. Обязательное требование – вменяемость виновного.
Субъективная сторона раскрывает отношение нарушителя к собственному поведению. Чтобы дело было возбуждено в рамках УК РФ, действия виновника должны быть умышленными. Правонарушитель должен преследовать конкретную цель – оскорбить представителя управленческого аппарата именно в связи с его деятельностью.
Еще одно обязательное условие – осознание неправомерности поступка и понимание того, что за окончанием преступления могут последовать соответствующие карательные санкции.
Особенности доказывания
Несмотря на то, что законодатель довольно четко формулирует признаки состава преступления по ст. 319 УК РФ, доказательственная база должна быть построена на объективных данных. Главными особенностями преступления является его латентный характер и пересечение ряда квалифицирующих признаков с иными составами, предусмотренными УК РФ. Поэтому для следствия важны следующие моменты:
- Наличие/отсутствие физического воздействия на представителя власти.
- Временные рамки совершения преступления (оскорбление при исполнении возложенных на него обязанностей или в период его отсутствия на службе, но при обязательном занятии должности).
- Публичность действий. На это прямо указал Верховный суд РФ в своем определении от 14 ноября 2006 г. N 11-Д05-103. По материалам уголовного дела Х. оскорбил сотрудника полиции при исполнении им своих полномочий в вытрезвителе в присутствии санитарки. Суд не усмотрел элемента публичности и потому квалифицировать действия Х. по ст. 319УК РФ отказался.
- Мотивы подозреваемого. Если речь идет о хулиганских мотивах, то квалификация производится либо по ст. 20.1 КоАП РФ, либо по ст. 213 УК РФ.
- Последствия совершенного оскорбления. Они должны заключаться в унижении чести и достоинства представителя власти.
Таким образом, оскорбление должностного лица при исполнении должно носить публичный характер и связано с осуществляемой им деятельностью. Несмотря на отсутствие в санкции такого наказания как лишение или ограничение свободы, относительно небольшие суммы штрафа, законодатель не декриминализует данное деяние, потому как защита интересов государственной власти, авторитета должностных лиц на сегодняшний день, является одной из приоритетных задач.
Если вам нужна консультация, вам поможет наш юрист по уголовным делам.
Объект преступления: органы власти и их состав
Незаконное деяние не может быть признано преступлением без наличия соответствующего состава. В него входят – объект, объективная сторона. А также, субъект и субъективная сторона.
Под объектом понимают лицо, в отношении которого свершается преступление. В рамках дел об оскорблении власти незаконное деяние направлено против конкретного представителя. Он же выступает пострадавшей стороной.
Если подробнее, то в состав органов власти входят должностные лица, исполняющие обязанности на базе всевозможных госструктур, и по совместительству наделенные полномочиями давать предписания обычным гражданам.
В частности, это:
- Сотрудники управленческого аппарата – федерального и регионального. Например, главы администраций местного уровня, депутаты. Также руководители подразделений различных направлений деятельности, если она включена в государственный аппарат.
- Контролирующие инстанции. Сюда входит ФНС РФ, противопожарная служба, ветеринарный надзор, органы санитарно-эпидемиологического контроля (Роспотребнадзор, ФМБА России), трудовая инспекция.
- Правоохранительные структуры. А именно – полиция, суд, прокуратура, ФСБ, таможня, ФССП. Деятельность указанных органов направлена на борьбу с нарушениями закона, на обеспечение гражданам РФ безопасности, на защиту их прав и интересов.
Также представителями органов считаются военные, привлеченные к надзору за соблюдением общественного порядка и к охране граждан.
При этом комментарий к ст. 319 УК поясняет, что в расширенном смысле объектом преступления в этом случае признается сама суть и результативность функционирования государственной системы. А также правоотношения в соответствующей сфере.
Варианты наказаний и взысканий
Разобраться, что будет за оскорбительные высказывания, озвученные в сторону сотрудника аппарата власти, поможет ст. 319 УК. Реального лишения свободы в этом случае не предусмотрено. Итоговые санкции будут зависеть от совокупности всех обстоятельств дела, включая личность виновника и последствия, наступившие за правонарушением.
Уголовное наказание может быть следующим:
- штраф – до 40 тыс. рублей либо в сумме дохода виновного лица за последние 3 месяца, но не больше;
- обязательные работы – на период, составляющий максимум 360 часов;
- труд исправительного характера – на срок, не превышающий 1 год.
Выполнение обязательных работ назначается на время, свободное от основной трудовой деятельности. Их разновидность и место определяется администрацией либо уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ).
Исправительные работы производятся по месту трудоустройства, при этом из заработной платы осужденного изымается сумма в размере от 5% до 20%. Если виновный не занят постоянной деятельностью, то место выполнения также назначается УИИ или администрацией.
Применение насилия в отношении представителя власти
В российском законодательстве есть отдельная статья, которая предусматривает наказание за применение насилия в отношении представителя власти — ст. 318 УК РФ. В данном случае рассматривается посягательство не только на само должностное лицо, но и на кого-либо из его родственников.
Если в отношении представителя власти или его родственников было применено насилие не опасное для жизни и здоровья, то нарушитель может получить:
- штраф до 200 000 рублей;
- штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- до 5 лет принудительных работ;
- до 6 месяцев ареста;
- до 5 лет лишения свободы.
Условия привлечения к ответственности
Гражданин, нанёсший оскорбление полицейскому привлекается к ответственности, если правоохранитель исполнял непосредственно свои служебные обязанности по охране порядка на вверенном ему участке. В случае, если гражданин допустил оскорбление состоящего на службе сотрудника правоохранительных органов в его нерабочее время, например, в выходной, то такую меру наказания применить невозможно.
Кроме того, существует ещё ряд условий, при которых можно привлечь к ответственности по статье 319 УК РФ:
- возраст лица, нанёсшего оскорбление сотруднику полиции, должен превышать 16 лет;
- у совершённого преступления должны иметься свидетели. Согласно законодательству от 2019 года оскорбление расценивается как публичное, если оно намеренно реализуется лицом в присутствии других граждан и мотивироваться желанием нарушить течение обычной деятельности работника полиции, затрагивая его авторитет перед гражданами и его сослуживцами как правоохранителя;
- оскорбление совершается непосредственно при исполнении сотрудником своих должностных обязанностей либо в связи с их исполнением, то есть состав преступления имеет место только тогда, когда полицейский выполняет деятельность по защите общественного порядка, а оскорбления препятствуют ему исполнять свой служебный долг;
- оскорбление представлено в непристойной форме, куда входит как нецензурные выражения, жестикуляция в отношении полицейского и прочие варианты, противоречащие общественным и моральным правилам поведения (например, подзатыльник, унижающее прозвище и пр.);
- обязательно наличие умысла и мотива, то есть должны присутствовать доказательства того, что нарушитель оскорбил сотрудника намеренно и далеко конструктивное замечание его деятельности, а руководствуясь исключительно эмоциональными мотивами (злоба, гнев, чувство мести);
- намеренность или ненамеренность совершения противоправного поступка. Часто оскорбительные действия в адрес полицейских отмечаются со стороны граждан, которые не имели чётких намерений или мотивов для оскорблений, так как находились в состоянии алкогольного или психотропного опьянения;
- словесное или письменное оскорбление (высказывание гражданином на словах всего того, что он думает непосредственно напрямую правоохранителю, либо в виде записки или публикации в СМИ).
Что грозит за оскорбление полицейского
Вся серьёзность нарушения состоит в разрушении авторитета не какого-то конкретного сотрудника, а всего правоохранительного органа за неспособность справиться с подобными инцидентами в нарушении порядка. Поэтому требует применения определённых мер наказания по отношению к нарушителю.
За оскорбление сотрудников Полиции злоумышленник в обязательном порядке привлекается к уголовной мере ответственности, которая предусматривает следующие санкции:
- выплата денежного штрафа в размере 40 тыс. руб.;
- исправительно-принудительные работы на 1 год;
- лишение зарплаты на период от одного до трёх мес.;
- обязательные работы до 360 часов;
- кроме всего вышеперечисленного, наказание за оскорбление в отношении личности полицейского при исполнении своего служебного долга предусматривает запрет на замещение определённых должностей и управленческих постов.
В зависимости от серьезности и глубины оскорбления, вышеперечисленные меры могут сочетаться между собой, поэтому наказание может оказаться более или менее суровым. Например, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде денежного штрафа и выход работы обязательного характера в размере 360 часов.
Комментарии к статье 319 УК РФ
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий.
Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, а равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
В этой связи Верховным Судом РФ было признано, что в действиях Г. отсутствует признак публичности, что исключает его ответственность по ст. 319 УК РФ. По делу было установлено, что Г. в адрес сотрудника милиции Х. в помещении медицинского вытрезвителя лишь в присутствии М. — санитарки медицинского вытрезвителя и Т. — фельдшера того же вытрезвителя, при отсутствии там других лиц, были высказаны оскорбления в виде грубой нецензурной брани. По мнению Верховного Суда РФ, объективные данные, свидетельствующие о том, что Г., высказывая оскорбления, унижающие честь и достоинство потерпевшего, желал сделать их достоянием многих лиц с указанной выше целью, в приговоре не приведены. Отсутствуют они и в материалах дела.
При таких обстоятельствах приговор в отношении Г. был отменен, а уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления .
——
Определение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2006 г. N 11-Д06-103 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 2.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Прокуратура Иркутской области: Уголовная ответственность по ст. 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти
Объектом данного преступления выступает нормальная деятельность органов власти. Вместе с тем само по себе оскорбление представителя власти затрагивает его честь и достоинство, которым также причиняется вред.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Правоохранительными являются государственные органы, на которые законом возложена функция борьбы с правонарушениями и обеспечения законности.
К ним относятся органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, таможенные.
К иным лицам относятся должностные лица, осуществляющие законодательную или исполнительную власть, наделенные властными полномочиями принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися у них в подчинении, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, состоящие на государственной службе аудиторы и др.).
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство – это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Особенностью объективной стороны данного преступления является то, что оскорбление представителя власти должно быть публичным и совершено при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Публичность оскорбления означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, явно не соответствуют общепринятым нормам поведения, грубо попирают человеческое достоинство, они становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из средств массовой информации. Такие выступления могут состояться перед аудиторией, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах.
В этой связи Верховным Судом РФ было признано, что в действиях Г. отсутствует признак публичности, что исключает его ответственность по ст. 319 УК РФ. По делу было установлено, что Г. высказал оскорбления в адрес сотрудника милиции Х. в помещении медицинского вытрезвителя лишь в присутствии М. – санитарки медицинского вытрезвителя и Т.– фельдшера того же вытрезвителя, при отсутствии там других лиц. По мнению Верховного Суда РФ, объективные данные, свидетельствующие о том, что Г., высказывая оскорбления, унижающие честь и достоинство потерпевшего, желал сделать их достоянием многих лиц с указанной выше целью в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах приговор в отношении Г. был отменен, а уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления
Состав преступления – формальный, и оконченным преступление считается уже в момент высказывания слов оскорбительного характера или иных действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер публичного оскорбления представителя власти, осознает, что оскорбляет представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, и желает сделать это.
Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей.
Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением.
Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.