Участок попал в зону санитарной охраны, что делать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участок попал в зону санитарной охраны, что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрывы обустраивают возле каждой железной дороги, автомобильной магистрали, автостоянки и гаража-стоянки, между сельскохозяйственными зданиями, газпроводами и пр. линейными объектами, которые может служить источником опасности для здоровья и жизни людей. Чтобы улучшить санитарные показатели, уменьшить вредное влияние на среду обитания человека, между такими объектами и ближайшими домами должна быть предусмотрена территория санитарного разрыва. Разрыв является обязательной частью каждого объекта, который выступает источником потенциального химического, физического или биологического воздействия на здоровье человека и его среду обитания.
Что представляет собой санитарно-защитная зона и санитарный разрыв
Санитарные разрывы учитываются в плане развития города и в обязательном порядке сопровождают все железные дороги, автомагистрали, нефтеперекачивающие станции и другие подобные объекты. В зависимости от типа объекта определяется размер, который должен иметь разрыв. Он указывается ориентировочно и учитывает минимальные требования к санитарным территориям. Точные характеристики, которые должны иметь разрывы, уточняются при создании проекта.
Проект санитарного разрыва должен учитывать расчетные параметры ожидаемого загрязнения и степень воздействия на воздух и подтверждаться измерениями и исследованиями. В зависимости от класса опасности, присвоенного объекту, выполняется расчет санитарных разрывов.
Для каждого объекта, являющегося источником санитарной опасности, проект санитарных зон обязателен. ЭП «ФлорЭко» поможет вам на всех этапах осуществления этого проекта. В результате вы сможете организовать санитарно -защитный разрыв, на внешних границах которого все показатели будут соответствовать нормативам.
На каком расстоянии от линий электропередачи могут находиться жилые дома?
Еще во второй половине прошлого столетия ученые решили проверить, как влияют электромагнитные поля на людей, работающих вблизи линий электропередачи (ЛЭП). Результаты оказались нерадостными. У тех, кому приходилось долгое время находиться в электромагнитном поле, были выявлены нарушения сна, проблемы с памятью, общая слабость, повышенная раздражительность и усталость.
Как оказалось, от этого воздействия страдают иммунная, нервная, сердечно-сосудистая и мочеполовая системы. Причем негативное влияние электрического и магнитного полей распространяется не только на землю под ЛЭП, но и на близлежащую территорию. На каком же расстоянии воздействие воздушных линий электропередачи (ВЛ) не превышает допустимых 1 кВ/м? Это зависит от напряжения ВЛ: чем оно больше, тем на большем расстоянии от ЛЭП следует строить дом. Например, если ВЛ имеют напряжение 1150 кВ, то безопасно себя можно чувствовать, только находясь в 50 м от объекта.
Напряжение воздушной линии электропередачи, кВ | Безопасное расстояние, м |
для ВЛ напряжением до 1 кВ | 2 |
для ВЛ 1-20 кВ | 10 |
для ВЛ 35 кВ | 15 |
для ВЛ напряжением 330 кВ | 20 |
для ВЛ напряжением 500 кВ | 30 |
для ВЛ напряжением 750 кВ | 40 |
для ВЛ напряжением 1150 кВ | 50 |
Интервал между всеми столбами должен быть одинаковым. Расстояние от электрического кабеля до земли в жилой местности – 7 м.
Размер санитарно-защитных зон до мусороперерабатывающих и иных объектов
К объектам, которые могут нанести вред человеку, относятся также мусороперерабатывающие предприятия и полигоны – сооружения, где размещаются промышленные и бытовые отходы. Рядом с ними также предусмотрены санитарно-защитные зоны.
Предприятия и сооружения | Площади земельных участков на 1000 т бытовых отходов, га |
Размеры санитарно- защитных зон, м |
Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные – до 100 – свыше 100 |
0,05 0,05 |
300 |
Склады компоста | 0,04 | 300 |
Полигоны | 0,02 | 500 |
Поля компостирования | 0,5-1,0 | 500 |
Мусороперегрузочные станции | 0,04 | 100 |
Сливные станции | 0,02 | 300 |
Поля складирования и захоронения обезвреженных осадков (по сухому веществу) | 0,3 | 1000 |
Питание и другие развлечения в дороге
Чай, кофе и другие вкусности проводник предлагает не менее трех раз в день, а также по требованию. По Вашей просьбе проводник заменит использованную посуду чистой (п. 6.5.2, п. 6.5.5 Стандарта).
Если поезд задерживается более чем на 4 часа, пассажиры обеспечиваются бесплатным питанием (п. 8.3.3 Стандарта).
Если Вам посчастливилось купить билет в вагон повышенной комфортности, то Вы вправе рассчитывать на питание: меню определяет перевозчик (п. 4 Порядка предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утв. приказом Минтранса РФ от 09.07.2007 № 89), но, например, если Вы – вегетарианец, то Вам обеспечат замену блюд на продукцию из фруктов и овощей. Вместе с едой доставят и печатную продукцию, причем ежедневные газеты и заменяться будут ежедневно Кроме того, Вам подарят набор санитарно-гигиенического назначения (п.п. 6, 7, 8, 9 указанного Порядка).
Проводник по Вашей просьбе бесплатно выдаст Вам шахматы (или шашки, или домино), а также щетки для одежды и обуви (п. 6.1.7 Стандарта).
Можно ли в поезде баловаться алкоголем? Непростой вопрос. С одной стороны, распивать спиртное прямо запрещено только в городском и пригородном транспорте, а поезда дальнего следования к нему не относятся (см. абз. 4 п. 2 и п. 3 ст. 16 Федерального закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ, п. 1 ст. 20.20 КоАП РФ). Да и лицензию на торговлю алкоголем вагону-ресторану власть выдала, значит, разрешает и «употребить». С другой стороны, вагон можно признать и общественным местом, а следовательно, распивать спиртные напитки в нем нельзя (см., например, решение Промышленного районного суда г. Смоленска Смоленской области от 13.01.2015 по делу № 12-7/2015). В этом правовом круговороте можно посоветовать лишь одно: ни в коем случае не злоупотреблять алкоголем – появление в вагоне в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет административный штраф до полутора тысяч рублей или административный арест до пятнадцати суток, для отбывания которого Вас могут снять с поезда (ст. 20.21 КоАП РФ).
А допускается ли в поезде петь песни под гитару? Если никто из других пассажиров не возражает (соблюдается общественный порядок) – то можно, но только днем. С 23.00 до 6.00 в вагоне должна соблюдаться тишина (п. 6.3.2 Стандарта).
К проводнику можно обратиться и с нестандартными просьбами (п. 8.1.1 Стандарта). Если Вы готовы оплатить услугу, о которой просите проводника, то услуга по возможности исполняется (п. 8.1.2 Стандарта). Например – погреть продукты в микроволновке (она обязана быть в купе проводника, см. п. 5.1.13 Санпина), погладить одежду и т.п. Отказать в просьбе Вам могут, если просимое не соответствует законодательству РФ, или в поезде нет соответствующей возможности, или по решению начальника поезда (п. 8.1.3 Стандарта).
Размер санитарно-защитных разрывов для железнодорожного транспорта
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина сан.зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади сан.-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
РАЗМЕЩЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
7.20*. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог; под тротуарами или разделительными полосами — инженерные сети в коллекторах, каналах или тоннелях; в разделительных полосах — тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализацию.
На полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации и диспетчеризации).
При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц.
7.21. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог с устройством дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары. При соответствующем обосновании допускаются под проезжими частями улиц сохранение существующих, а также прокладка в каналах и тоннелях новых сетей. На существующих улицах, не имеющих разделительных полос, допускается размещение новых инженерных сетей под проезжей частью при условии размещения их в тоннелях или каналах; при технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжими частями улиц.
7.22*. Прокладку подземных инженерных сетей следует, как правило, предусматривать: совмещенную в общих траншеях; в тоннелях — при необходимости одновременного размещения тепловых сетей диаметром от 500 до 900 мм, водопровода до 500 мм, свыше десяти кабелей связи и десяти силовых кабелей напряжением до 10 кВ, при реконструкции магистральных улиц и районов исторической застройки, при недостатке места в поперечном профиле улиц для размещения сетей в траншеях, на пересечениях с магистральными улицами и железнодорожными путями. В тоннелях допускается также прокладка воздуховодов, напорной канализации и других инженерных сетей. Совместная прокладка газо- и трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, с кабельными линиями не допускается.
В районах распространения вечномерзлых грунтов при осуществлении строительства инженерных сетей с сохранением грунтов в мерзлом состоянии следует предусматривать размещение теплопрободов в каналах или тоннелях независимо от их диаметра.
Примечания *: 1. На участках застройки в сложных грунтовых условиях (лёссовые просадочные) необходимо предусматривать прокладку водонесущих инженерных сетей, как правило, в проходных тоннелях. Тип просадочности грунта следует принимать в соответствии со СНиП 2.01.01-82; СНиП 2.04-02-84; СНиП 2.04.03-85 И СНиП 2.04.07-86.
2. На селитебных территориях в сложных планировочных условиях допускается прокладка наземных тепловых сетей при наличии разрешения местной администрации.
7.23*. Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по табл. 14.*
Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по табл. 15, а на вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений — не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в табл. 15, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки.
При пересечении инженерных сетей между собой расстояния по вертикали (в свету) следует принимать в соответствии с требованиями СНиП II-89-80.
Указанные в табл. 14 и 15 расстояния допускается уменьшать при выполнении соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих требования безопасности и надежности.
Функциональная организация территории
2.7. Территорию
населенного места по назначению следует делить на следующие зоны:
а) промышленную
(а в сельских населенных местах — производственную) — для размещения
промышленных, энергетических, сельскохозяйственных производственных предприятий
и связанных с ними транспортных и других объектов;
б) селитебную —
для размещения жилых районов, микрорайонов, общественных зданий и сооружений;
в)
коммунально-складскую — для размещения складов, гаражей, трамвайных и
автобусных парков, автобаз и т.п., предназначаемых для обслуживания населенных
мест;
г) внешнего
транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений, вокзалов,
станций, портов, пристаней и др.;
д) мест отдыха
населения, располагаемых в границах населенного места.
Кроме указанных
зон, следует предусматривать участки для размещения санитарно-технических
устройств, подсобных хозяйств, питомников, кладбищ и т.п.
В населенных
местах-курортах, кроме того, выделяется курортная зона, в которой размещают
лечебно-курортные учреждения, учреждения отдыха и туризма, детские здравницы и
учреждения обслуживания.
Примечания:
1. При размещении промышленных предприятий, не
оказывающих неблагоприятного воздействия на условия жизни и отдыха населения,
допускается создание комплексных селитебно-промышленных районов.
2. В сейсмических районах разделение территории на
зоны следует производить с учетом сейсмического микрорайонирования территории
при преимущественном использовании под застройку участков с меньшей
сейсмичностью.
2.8. Селитебную
зону не следует располагать с подветренной стороны для ветров преобладающего
направления, а также ниже по течению рек по отношению к промышленным
предприятиям, неблагоприятно воздействующим на санитарно-гигиенические условия
жизни населения. Преобладающее направление ветров следует принимать по средней
розе ветров летнего и зимнего периодов года на основе многолетних наблюдений
ближайших метеорологических станций с учетом указаний главы СНиП II-А.6-62
«Строительные климатология и геофизика. Основные положения проектирования».
2.9.
Промышленные районы (производственные зоны) следует располагать с учетом
организации удобных транспортных связей с местами расселения трудящихся,
занятых на предприятиях района, рациональных условий обслуживания предприятий
внешним и внутригородским транспортом (не расчленяя при этом промышленные
районы города транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами I и II
категории), обеспечения благоприятного развития прилегающих селитебных
территорий, свободного выхода к зеленым массивам и водоемам.
2.10.
Коммунально-складскую зону следует размещать вне селитебной территории
преимущественно на ограниченно пригодных для строительства землях, по
возможности приближая к городским промышленным районам.
2.11. Отдельные
примышленные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские
бюро и учебные заведения крупнейших и крупных городов при соответствующем
технико-экономическом обосновании допускается размещать в городах-спутниках.
Исходя из
численности населения основного города и его народнохозяйственного значения
численность населения города-спутника рекомендуется принимать не более 100 тыс.
чел.
При выборе
территории для размещения городов-спутников следует учитывать, что затраты
времени для связи с основным городом при современных видах общественного
транспорта не должны превышать 1 ч.
2.12. Баланс
территории населенных мест следует составлять по современному состоянию, на
первую очередь строительства и на перспективный срок (применительно к формам,
приведенным в приложениях
3 и 4).
2.13. В
планировке и застройке населенных мест надлежит учитывать памятники культуры,
имеющие научное, историческое или архитектурно-художественное значение и
состоящие под охраной государства. Вокруг памятника или группы памятников
культуры следует предусматривать по согласованию с органами охраны памятников
культуры охранную зону и зону регулирования застройки.
Возведение новых
зданий и сооружений в пределах охранной зоны без особого разрешения органов
охраны памятников культуры не допускается.
Сеть улиц, дорог и организация транспорта
2.14. Сеть улиц
и дорог, ее развитие и реконструкция, выбор необходимых видов общественного
транспорта и его организация должны обеспечивать быстрое, безопасное и удобное
передвижение населения при минимальной затрате времени для связи между жилыми
районами, местами приложения труда и местами отдыха.
Суммарные
затраты времени на передвижение от мест проживания большинства трудящихся до
мест приложения труда и других мест массового посещения, как правило, не должны
превышать в один конец:
40 мин — в
крупнейших и крупных городах, а также в других населенных местах, где места
приложения труда размещены на значительном расстоянии от жилых районов;
30 мин — в
остальных населенных местах.
2.15. Сеть улиц
и дорог должна представлять единую систему путей сообщения города и его
пригородной зоны, обеспечивающую удобные транспортные связи в пределах
населенного места и прилегающей территории зоны отдыха, а также с
автомобильными дорогами общей сети СССР.
Примечание. При расчете пропускной способности сети улиц,
дорог и транспортных узлов, а также открытых автомобильных стоянок количество
легковых автомобилей следует принимать на перспективу из расчета 150-180
автомобилей на 1000 человек.
2.16. Сеть
магистральных улиц и дорог должна быть возможно простой по их трассировке и
удобно связанной с внешними автомобильными дорогами, а также с устройствами
внешнего транспорта.
2.17.
Транспортное обслуживание населенных мест следует предусматривать исходя из
преимущественного использования пассажирского общественного транспорта.
Примечание. Для городов и поселков, располагаемых в I климатическом районе и во IIA климатическом подрайоне при расстояниях от
мест расселения трудящихся до мест приложения труда более 1 км, следует
предусматривать пассажирский общественный транспорт.
2.18. Выбор
видов пассажирского общественного транспорта и распределение объема перевозок
между ними следует осуществлять на основе технико-экономических расчетов и
сравнения вариантов исходя из ориентировочных показателей провозной способности
и скорости сообщения отдельными видами общественного транспорта, приведенных в табл.
2.
2.19.
Выбор видов массового общественного транспорта следует производить с учетом
размеров населенного места и характера пассажирских потоков:
в малых и
средних городах, а также в поселках в качестве основного вида массового
общественного транспорта следует принимать автобусный транспорт;
Таблица 2
Ориентировочные показатели провозной способности и скорости сообщения
отдельных видов общественного транспорта
Общественный транспорт |
Средняя скорость сообщения в км/ч |
Провозная способность одной линии или маршрута тыс. человек в час в одном |
1 Автобус |
20-25 |
3-4 |
2. Автобус-экспресс |
25-35 |
6-8 |
3. Троллейбус |
18-20 |
4-6 |
4. Трамвай |
18-20 |
10-12 |
5. Скоростной трамвай |
25-35 |
15-20 (при двухвагонных поездах большой |
6. Метрополитен |
35-50 |
25-50 (в зависимости от частоты движения, |
7. Электрифицированная линия железной дороги |
40-70 |
25-50 |
Территории железнодорожного транспорта
4.3.
Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной
территории, обеспечивая удобные транспортные связи с центром населенного места
и его жилыми и промышленными районами.
4.4.
Пассажирские станции следует проектировать преимущественно проходного типа.
Проектирование
тупиковых пассажирских станций допускается в отдельных случаях, в зависимости
от местных условий (расположение населенного места на берегу моря, в горных
районах и т.п.), при соответствующих технико-экономических обоснованиях.
4.5. На
железнодорожных линиях с пригородным и внутригородским пассажирским движением
следует предусматривать остановочные пункты вблизи крупных жилых районов,
крупных предприятий, мест массового отдыха, спортивных центров и других мест
массового посещения.
4.8. Пересадку
пассажиров метрополитена на железнодорожный транспорт следует предусматривать с
применением совмещенных платформ пли коротких пешеходных переходов между
платформами разного назначения.
4.7. Новые
сортировочные станции следует размещать за границами населенных мест с учетом
требований специальных норм. Расширение существующих сортировочных станций в
пределах селитебной территории не допускается.
В крупнейших и
крупных городах, расположенных на главных железнодорожных магистралях, следует
предусматривать обходные железнодорожные
линии для пропуска транзитных грузовых поездов без захода в город.
В указанных
городах не допускается размещать парки для резервного железнодорожного
подвижного состава.
4.8. Грузовые
станции и грузовые дворы для навалочных и пылящих грузов следует размещать вне
селитебной территории с приближением их к основным грузоотправителям и
грузополучателям.
4.9. Склады и
площадки для навалочных грузов долгосрочного хранения, находящиеся на
территории существующих грузовых станций, расположенных в пределах селитебных
территорий, подлежат постепенному перемещению в коммунально-складские районы.
Устройство новых складских зданий для долгосрочного хранения грузов на
территории грузовых станций, расположенных в пределах селитебной территории,
как правило, не допускается.
4.10.
Железнодорожные линии для грузовых перевозок и подъездные пути не допускается
размещать в пределах жилых районов, мест лечебно-оздоровительного назначения и
массового отдыха, если эти линии и пути не обслуживают указанные места.
4.11.
Железнодорожные линии и станции следует отделять от жилой застройки городов
защитной зоной шириной не менее 100 м, а поселков — 50 м, считая от оси
крайнего железнодорожного пути. Не менее 50% ширины защитной зоны должно быть
озеленено. В защитной зоне допускается размещать автомобильные дороги, транспортные
устройства и сооружения.
4.12.
Пересечения железных дорог общей сети со скоростными дорогами и магистральными
улицами следует осуществлять в разных уровнях.
Развязки
железнодорожных линий I, II и III категории между собой в
разных уровнях следует предусматривать за пределами населенных мест, а
железнодорожных линий IV категории — за пределами
селитебной территории.
Охранные зоны железных дорог
В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог. 3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса.
Если документов нет, ржд отбирает так, а если есть, то через суд — всё логично.
У вас документы на собственность есть? По-моему РЖД занимается самозахватом земли.
Так можно и ЖД пути захватить со словами «Ваша жд проходит в зоне отчуждения леса.
Звериный департамент принял решение о сносе пути для постройки склада бобровых брёвен с целью строительства будущих плотин.» и положить на рельсы бревно.
Необходимость ограничений
Внешняя схожесть понятий, связанных с охранной территорией железной дороги, привела к распространенному заблуждению о существовании единого норматива удаленности от железнодорожных путей.
Однако в реальности есть определенные расхождения в понятии охранной территории, обусловленные местом дислокации, количеством путей, необходимостью предотвращения потенциальных рисков.
Охранная зона железнодорожных путей, в любом обозначении, употребляемом в нормативных документах, – не что иное, как необходимые меры предосторожности. Они предпринимаются для беспроблемного параллельного существования специфического железнодорожного транспорта, сооружений и построек для его функционирования с другими зданиями и зонами, необходимыми человеку.
В таблице ниже можно увидеть, каким должно быть расстояние от различных объектов согласно нормам.
Постройки | Расстояние от ж/д |
Забор, дом, гараж | Не менее 100 м |
Автомобильные дороги, стоянки автомобилей, склады и учреждения коммунально-бытового назначения, садовые участки | Не менее 50 м |
Практика установления таких охранных зон на железной дороге – распространенное явление в правовом поле любого цивилизованного государства.
Строительные нормы действуют в соответствии с градацией проектируемого объекта по типу потенциально возможных рисков и опасностей. В этой классификации железная дорога относится к 4 классу. Он представляет наиболее вероятные неприятности в силу своего устройства и условий эксплуатации.
Отсюда и требование к дистанции до железнодорожных объектов, как основных, так и вспомогательных, – не менее 100 м. В объективной реальности цифра трактуется вариативно. Это можно увидеть на специальных форумах, обсуждающих насущные проблемы строительства, размещения производства, жилых домов и зданий специального назначения.
Стоит отметить следующее:
- норма СЗЗ для рекреационной зоны и специальных учреждений оздоровления и отдыха – не менее 300 метров;
- удаленность от СНТ и детских учреждений оздоровления и отдыха – не менее 500 м, как и требуемая к исполнению дистанция до общих автомагистралей с интенсивным движением;
- жилой дом гипотетически можно построить на расстоянии 50 м вместо положенной 100-метровой отметки, но для этого требуется дополнительная работа по обеспечению противошумовой и противовибрационной защиты, допустимые нормы воздействия указаны в специальных методичках.
Даже если железнодорожное полотно проходит по местности в рельефной выемке, ниже уровня зданий, при озеленении санитарной зоны на 50 % и со всеми предусмотренными защитными сооружениями, все равно учитывают определенное ограничение.
На каком расстоянии от линий электропередачи могут находиться жилые дома?
Еще во второй половине прошлого столетия ученые решили проверить, как влияют электромагнитные поля на людей, работающих вблизи линий электропередачи (ЛЭП). Результаты оказались нерадостными. У тех, кому приходилось долгое время находиться в электромагнитном поле, были выявлены нарушения сна, проблемы с памятью, общая слабость, повышенная раздражительность и усталость.
Как оказалось, от этого воздействия страдают иммунная, нервная, сердечно-сосудистая и мочеполовая системы. Причем негативное влияние электрического и магнитного полей распространяется не только на землю под ЛЭП, но и на близлежащую территорию. На каком же расстоянии воздействие воздушных линий электропередачи (ВЛ) не превышает допустимых 1 кВ/м? Это зависит от напряжения ВЛ: чем оно больше, тем на большем расстоянии от ЛЭП следует строить дом.
Например, если ВЛ имеют напряжение 1150 кВ, то безопасно себя можно чувствовать, только находясь в 50 м от объекта.
Напряжение воздушной линии электропередачи, кВ | Безопасное расстояние, м |
для ВЛ напряжением до 1 кВ | 2 |
для ВЛ 1-20 кВ | 10 |
для ВЛ 35 кВ | 15 |
для ВЛ напряжением 330 кВ | 20 |
для ВЛ напряжением 500 кВ | 30 |
для ВЛ напряжением 750 кВ | 40 |
для ВЛ напряжением 1150 кВ | 50 |
Интервал между всеми столбами должен быть одинаковым. Расстояние от электрического кабеля до земли в жилой местности – 7 м.
Как защититься от электромагнитного излучения
По мере удаления от линии электропередачи магнитное излучение уменьшается. В СанПиН указана дистанция, когда оно достигает допустимого значения, но не исчезает полностью. Специалисты утверждают, что совершенно безопасное расстояние в 10 раз превышает допустимое.
Дополнительно в доме имеются провода и электрические приборы. Они тоже при работе излучают электромагнитные волны на расстоянии до 2 метров от компрессора и нагревательных элементов.
Самыми опасными являются утюги и холодильники. Наибольшее излучение получают люди от телевизоров, поскольку длительное время находятся перед ними. В результате все излучения суммируются, и получается значение, превышающее безопасное для человека.
Дома, находящиеся на расстоянии ближе 100 метров от линий с бытовым напряжением и 200 м от высоковольтных линий, необходимо защищать от электромагнитных излучений.
На закате
Санитарно-охранные зоны
Охранные зоны рядом с ЛЭП фиксируются при согласовании с требованиями Ростехнадзора. Границы охранных территорий отмечают в Госкадастре. Приобретая землю или жилье, требуется тщательно изучать кадастровую документацию, чтобы впоследствии избежать неприятных факторов.
Маркировка территории осуществляется с применением табличек, устанавливаемых на опорных конструкциях линии электропередачи на расстоянии 250 метров друг от друга. На табличках указываются размер зоны, мощность линии в кВт и контактная информация хозяина ЛЭП.
Варианты столбов
На территории санитарно-охранной зоны запрещается:
- запускать посторонние предметы, к примеру, воздушные змеи или летательные объекты по направлению к ЛЭП;
- забираться на опорные конструкции;
- загораживать прохождение и подъезд к опорным конструкциям;
- производить слив в грунт разъедающих жидкостей или веществ, способствующих образованию коррозии, поскольку они отрицательно воздействуют на опоры;
- организовывать свалки;
- высаживать или вырубать кустарники и деревья;
- проводить взрывные работы;
- использовать сельскохозяйственную технику выше 4,5 метра;
- разводить костры.
На этих территориях запрещается устраивать мероприятия, требующие участия большого количества людей.