Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная дума может принять закон, который повышает штрафы за нарушение закона об автостраховании. На сегодняшний день отсутствие полиса ОСАГО позволяет инспектору ГИБДД наложить ответственность в 500 рублей. Количество штрафов за сутки ограничено одним.

Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти

Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.

«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.

В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.

По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.

Требуемые документы для покупки полиса ОСАГО физическим лицом

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ №40, обязанность по ОСАГО выполняется путем заключения договора. Для этого физическому лицу, заключающему страховой договор, нужно предоставить документы для полиса ОСАГО, указанные в ч. 3 ст. 15 ФЗ №40, а именно:

  • заявление (форма утверждена Приложением 2 к Положению Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года, далее);
  • общегражданский паспорт заявителя (или прочая бумага, идентифицирующая личность);
  • паспорт автотранспортного средства (ПТС), либо же свидетельство о регистрации ТС (СТС);
  • диагностическая карта, оформленная по форме, утвержденной Постановлением Правительства № 1008 от 5 декабря 2011 года (в отдельных случаях не требуется – например, если периодичность проведения техосмотра составляет 6 месяцев – см. п. 1 ч. 1 стат. 15 ФЗ № 170 от 1 июля 2011 года);
  • водительские удостоверения (или их копии) всех граждан, которые будут записаны в качестве допущенных к управлению (ВУ подаются только, если приобретается «ограниченный» полис, при «неограниченной» страховке ВУ не потребуются).
  • Читайте также:  Минимальный размер алиментов на ребенка

    Документы для покупки ОСАГО через интернет в 2023 году

    В п. 1.6. Положения ЦБ № 431 четко сказано — предоставление документов, указанных в ч. 3 ст. 15 ФЗ № 40 (кроме заявления), при оформлении е-ОСАГО не требуется.

    То есть страховщик самостоятельно истребует нужные сведения из документов путем:

    • межведомственного взаимодействия с различными органами или организациями;
    • обращения к АИС обязательного страхования.

    Тем не менее, страхователю нужно предоставить сведения из этих документов, то есть:

    • свое ФИО, паспортные данные, адрес места жительства;
    • данные из ПТС или СТС – марка, модель ТС, мощность двигателя, ВИН-код и др.;
    • реквизиты ВУ всех допущенных к управлению водителей (если оформляется “ограниченная” страховка);
    • данные о собственнике ТС (если оформляется “неограниченная” страховка);
    • номер диагностической карты;
    • другие сведения.

    Составляйте 3 экземпляра договора

    Итак, вы подыскали себе машину с безупречным пакетом документов и отсутствием юридических ограничений. Пришло время заключать сделку. Для этого придётся составить договор купли-продажи или заполнить шаблонный бланк. В нём необходимо обязательно прописать следующее:

    1. Дата и место покупки автомобиля.
    2. Марка, модель, тип кузова и год выпуска.
    3. Пробег ТС на момент передачи авто покупателю.
    4. Техническое состояние авто (рабочее или нерабочее).
    5. Идентификационные данные (номера кузова, агрегатов и документов).
    6. Полная стоимость автомобиля (цифрами и прописью).
    7. Персональные данные продавца и покупателя.

    Договор купли-продажи составляется в 3-х экземплярах:

    • продавцу;
    • покупателю;
    • в МРЭО ГИБДД.

    Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?

    Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.

    При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.

    В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

    Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

    Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

    Читайте также:  ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения»

    В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

    Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

    Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

    • получение и пересылку документов;
    • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

    Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

    Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

    Коэффициент «бонус-малус» (КБМ)

    Этот параметр указывает на количество страховых случаев по вине водителя, если они были. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Если водитель опытный и ранее не становился виновником ДТП, то у него будет низкий коэффициент. Если это начинающий водитель только из автошколы, показатель коэффициента будет наибольшим.

    Справочно

    Данные о ДТП и степени виновности водителя вносятся и содержатся в автоматизированной системе, созданной Российским союзом автостраховщиков (РСА). Она же содержит и данные о держателях полисов ОСАГО. Страховые компании сами вносят данные о страховых случаях в систему. Статус КБМ сохраняется, если водитель покупает полис ежегодно.

    Зависимость от запчастей

    Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.

    Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.

    Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.

    Особенности добровольной диагностики технического состояния. Как часто надо проходить ТО автомобилей? Можно ли получить полис без техосмотра?

    Оценка технического состояния транспортного средства — стандартная плановая процедура для всех видов автотранспорта. Если авто соответствует норме, его владельцу предоставляется специальный документ – диагностическая карта.

    Раньше её наряду со свидетельством о регистрации и ПТС было необходимо предоставлять страховой компании при оформлении ОСАГО, но в декабре 2021 года был подписан указ об отмене техосмотра для физических лиц (кроме некоторых случаев).

    Если авто транспортируется из-за границы и еще не зарегистрировано, то на срок до 20 дней оформляется транзитный страховой полис.

    Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

    Народный рейтинг страховщиков

    Народный рейтинг основан на отзывах потребителей — многие автовладельцы не знают, где лучше оформить полис, и смотрят на оценки других водителей. Такой выбор является субъективным, поскольку не учитывает финансовые показатели.

    Приведем народный рейтинг СК, где в скобках указаны положительные и отрицательные отзывы в %:

    • «ВСК» (69/31)»;
    • «РЕСО» (64/36)»;
    • «Согласие» (65/35)»;
    • «Альянс» (64/36)»;
    • «Ингосстрах» (61/39)»;
    • «Россгосстрах» (60/40)
    • «Мегарусс» (58/42)»;
    • «Наско» (60/40)»;
    • «ВТБ» (56/44)»;
    • «УралСиб» (58/42)»;
    • «Гута» (56/44)»;
    • «Альфа Страхование» (53/47)»;
    • «Ренессанс» (50/50).

    Черный список страховых компаний по ОСАГО

    В черный список попадают те СК, которые недобросовестно выполняют свои обязательства, имеет те или иные проблемы с отчетностью, выплатой средств. В него входят:

    • «Айболит»;
    • «АСТО-Гарантия»;
    • «Арбат»;
    • «Вест-Акрас»;
    • «Гармед»;
    • «Генеральная СК»;
    • «АСОЛЬ»;
    • «Авест»;
    • «АСОПО»;
    • «БОРК»;
    • «Генеральный Страхальянс»;
    • «Горстрах»;
    • «Доверие»;
    • «Евро-Азиатская СК»;
    • «ЖАСО-М»;
    • «Гранит»;
    • «ДЖЕНЕРАЛ-РЕЗЕРВ»;
    • «Западно-Сибирская Транспортная СК»;
    • «Инногранат»;
    • «КОНДА»;
    • «Континенталь»;
    • «Корона»;
    • «Зенит»;
    • «ИМПЕРИЯ страхования»;
    • «Инвестстрах-Агро»;
    • «Лидер»;
    • «Метрополис»;
    • «Наша Надежда»;
    • «Национальное качество»;
    • «Ника Плюс»;
    • «Пирамида»;
    • «Поддержка-Гарант»;
    • «Природа»;
    • «ЛК-Сити»;
    • «Межрегиональное Страховое Соглашение»;
    • «Промышленно-страховой альянс»;
    • «Росмедстрах»;
    • «Рострах»;
    • «РСТ»;
    • «ТПСО»;
    • «УНИКУМ»;
    • «Урал АИЛ»;
    • «Уралкооп-Полис»;
    • «Руксо»;
    • «Русская СК»;
    • «Русский мир»;
    • «РуссоБалт»;
    • «РАСО»;
    • «Рекон»;
    • «Север Полис»;
    • «СК КГ»;
    • «СКМ»;
    • «СОЛО РТ»;
    • «Росинвест»;
    • «СВОД»;
    • «Северо-Западная СК»;
    • «Спортстрахование»;
    • «Страховое общество СНГ»;
    • «Трансгарант»;
    • «УРАЛРОС»;
    • «Фиделити-Резерв»;
    • «Финист-МК»;
    • «Царица»;
    • «ЭСКО».

    Проблемные организации могут иметь лицензию или работать без нее, но проблемы с ними у страхователей возникают в разы чаще, чем с другими.

    Где пройти техосмотр

    Раньше проверкой технического состояния транспортного средства занимались сотрудники ГИБДД. Функция передана в частные организации и сервисы техобслуживания, официальным дилерам автомобильных марок и независимым центрам, которые ремонтируют автомобили и мотоциклы. Вступление в силу новых правил техосмотра предполагает наличие специализированных центров государственной аккредитации, поэтому не каждая станция техобслуживания может провести техосмотр и выдать диагностическую карту.

    Важно! Перед прохождением техосмотра водитель должен удостовериться в том, что техническая станция имеет официальную аккредитацию, а сотрудники обладают соответствующей компетенцией.

    Ознакомиться со списком сервисных станций можно на сайте российского Союза автостраховщиков. Перед прохождением техосмотра проверьте в пункте факт наличия аккредитации. Вы вправе потребовать предъявление документа, который её подтверждает.

    Правила возмещения по ОСАГО

    Главным законодательным регулятором в данной сфере является последняя редакция Федерального Закона от 25.04.2002 № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Изменения затронули следующие важные аспекты автогражданского страхования:

    • изменился временной период, за который страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль – 5 дней после подачи заявления о ДТП;
    • введен запрет на независимые экспертизы;
    • срок выставления претензии автовладельца в адрес страховой компании теперь составляет 10 дней;
    • начиная с августа 2017 года срок действия полиса должен быть не менее 1 года;
    • замена денежного возмещения убытков по полису автострахования на ремонт в автомастерских;
    • увеличение лимита выплат до 400 тысяч руб. на имущество, до 500 тысяч руб. – на физических лиц.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *