Социальные отчисления в Республике Казахстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальные отчисления в Республике Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Так, работодатели платят за работников 3% от размера заработной платы. Однако облагаемый доход не может превышать 10 МЗП (700 000 тенге), то есть максимально возможное отчисление работодателя составит 21 000 тенге в месяц.

Отчисления ОСМС с заработной платы. Как в 2023 году брать отчисления на вычет по КПН?

На общеустановленном порядке налогообложения, по итогу отчетного периода, бухгалтер организации собирает финансовую и бухгалтерскую отчетность, на основании которой необходимо предоставить декларацию в УГД о доходах и расходах. Далее, организация определяет свою прибыль и оплачивает КПН.

Помимо административных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, таких как аренда, техническое обслуживание и прочее, на расходы берутся налоговые отчисления с заработной платы сотрудников.

Налоги по заработной плате начисляются с суммы заработной платы в отработанный месяц, а уплачиваются до 25 числа следующего месяца.

Проектом поправок НК РК, с 1 января 2023 года предложено изменить статью 243 вычеты по отдельным видам расходов в части отчислений на обязательное медицинское страхование.

В текущей редакции НК РК п.12 статьи 243 изложен следующим образом: вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в Фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании. Соответственно, на вычет можно брать только ту сумму ОСМС, которая по факту была уплачена за сотрудников.

С 1 января 2023 года п.12 статьи 243 НК РК будет излагаться в следующей редакции: вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

То есть вычету будут подлежать начисленные суммы ОСМС.

Вывод: Изменения НК РК в основном затрагивает ситуации, когда заработная плата сотрудникам начислялась в декабре, а налог по факту уплачивался в январе следующего года. Налогоплательщик не мог взять на расходы сумму ОСМС с начисленной зарплаты в декабре, так как п.12 статьи 243 предусматривал возможность брать на расходы только те суммы ОСМС, которые были по факту оплачены. Расходы по ОСМС переносились на следующий год.

С начала 2023 года, чтобы взять на расходы отчисления на обязательное медицинское страхование, необходимо учитывать начисленные суммы ОСМС, не смотря на то, что оплата по факту не производилась.

История ставок МРП с 2012 по 2022 год

Месячный расчетный показатель (МРП) Основание
МРП с 1 января 2022 года — 3 063 тенге Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» от 2 декабря 2021 года № 77-VII
МРП с 1 января 2021 года — 2 917 тенге Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы» от 2 декабря 2020 года № 379-VI
МРП с 1 апреля 2020 года — 2 778 тенге Установлены Указом Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» от 8 апреля 2020 года № 299
МРП с 1 января 2020 года — 2 651 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2020 — 2022 годы» от 4 декабря 2019 года № 276-VI
МРП с 1 января 2019 года — 2 525 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2019 — 2021 годы» от 30 ноября 2018 года № 197-VI
МРП с 1 января 2018 года — 2 405 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2018 — 2020 годы» от 30 ноября 2017 года № 113-VI
МРП с 1 января 2017 года — 2 269 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2017 — 2019 годы» от 29 ноября 2016 года № 25-VI
МРП с 1 января 2016 года — 2 121 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2016 — 2018 годы» от 30 ноября 2015 года № 426-V
МРП с 1 января 2015 года — 1 982 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» от 28 ноября 2014 года № 259-V
МРП с 1 января 2014 года — 1 852 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы» от 03.12.13 г. № 148-V
МРП с 1 января 2013 года — 1 731 тенге Установлены Законом РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013 — 2015 годы»
МРП с 1 января 2012 года — 1 618 тенге Установлены Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»

Что делать, если нет официальной работы, но есть другой доход?

Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.

Чтобы стать самозанятым, не требуется регистрации, достаточно начать платить ЕПС. Прекращение деятельности самозанятого так же не требует подачи документов, прекращение оплаты ЕПС – это сигнал к утрате статуса самозанятого.

Из оплачиваемого ЕПС 20% будет переводиться в качестве соцотчислений. При этом физическому лицу никаких расчетов производить не нужно, система сама распределит средства. Размер ЕПС в 2022 году 3063 тенге для жителей городов, и 1531,5 тенге для сельчан.

Перенос 90% корректировки по ИПН в уменьшение облагаемого дохода

Это еще одно ожидаемое изменение, которое проходило в проекте закона «О внесении изменений по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», но так и не было принято в 2020 году.

Законом РК № 382-VI изменение по переносу 90% корректировки в уменьшение облагаемого дохода принято с вступлением в силу с 2021 года.

Текущая редакция НК РК

Планируемая редакция НК РК на 2021 год

1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

49) облагаемый доход работника – в размере 90 % от суммы такого дохода, определенного без учета корректировки, предусмотренной настоящим подпунктом.

Положение настоящего подпункта применяется к доходу работника, не превышающему 25-кратный размер МРП. ;

1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты

Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты

1-1. Сумма облагаемого дохода работника, определенная пунктом 1 настоящей статьи, уменьшается на 90 процентов если начисленный доход работника за налоговый период не превышает 25-кратный размер МРП

Давайте разберемся подробнее, на что влияет перенос 90% корректировки по ИПН из статьи 341 НК РК в уменьшение облагаемого дохода по статье 353 НК РК.

Второй аспект данного изменения – меняется техника определения 90% уменьшения.

В типовых решениях при обновлении на релизы, содержащие «новогодние» изменения, с 01.01.2021 года 90% уменьшение облагаемого дохода применяется только при расчете ИПН. Никакие дополнительные настройки для этого выполнять не требуется.

Как сумма ЕСП распределится по налогам?

Сумма единого совокупного платежа распределяется Государственной Корпорацией в следующей пропорции:

Вид платежа Доля в процентах Республиканский и админ. центр (1 МРП) Прочие города (0,5 МРП)
ИПН (индивидуальный подоходный налог) 10% 345 172,5
ЕНПФ (пенсионные взносы) 30% 1 035 517,5
ФСМС (обязательное медицинское страхование) 40% 1 380 690
ГФСС (социальные отчисления) 20% 690 345

Статус «ИП» или «самозанятые» в Казахстане, что лучше?

В принципе, в предыдущем разделе мы и ответили на этот вопрос. Условия в статусе «Самозанятый» специально сделаны так, чтобы были не выгодны для ведения бизнеса. Чтобы не было желания сменить ИП на статус «самозанятого». Либо не могли конкурировать с малым бизнесом.

  • вы не можете торговать на рынке, в ТЦ, арендовать коммерческое помещение, открывать точку, магазин. Только у себя на дому или на дому у частного лица;

  • вы не можете оказывать услуги, продавать товар юридическим лицам. Только частным лицам;

  • не имеете право нанимать работников, работаете только сами;

  • нельзя продавать абы-какие товары – только продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;

  • нельзя производить и продавать товары, какие вздумается – только производить и продавать продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;

  • нет возможности выставить счета, заключить договор, представить юридические документы и т.п. – этого в режиме «самозанятых» нет. Данный режим не предусматривает регистрацию и представление налоговой отчетности.

  • вы платите мизерный налог и социальные выплаты. Из-за этого нет возможности получать кредит, иметь хорошие пенсионные накопления, рассчитывать на хорошие социальные выплаты в случае беременности и родов, потери трудоспособности и т.п.

Ну а далее, когда нужно будет масштабировать бизнес, нанимать работников, выходить на другие рынки, товары, услуги – тогда можно будет получить статус ИП или ТОО.

МРП, МЗП, прожиточный минимум на 2023 год в Казахстане

  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 778 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 17 641 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 40 441 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 32 668​ тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 525 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 037 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 36 108 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 29 698 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2405 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 28 284 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 15 274 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 33 745 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 28 284 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 269 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 24 459 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 12 802 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 28 148 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 24 459 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 121 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 22 859 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 965 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 25 824 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 22 859 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 1 982 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 21 364 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 182 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 23 692 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 21 364 тенге.
Читайте также:  Кто из пенсионеров получит выплаты к юбилею в 2023 году

Согласно ЗАКОНУ № 379-VI Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы» МРП и МЗП в 2021 году в Казахстане составляет:

  • минимальный размер заработной платы в Казахстане (МЗП, МРЗП)42 500 тенге;
  • минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты в Казахстане – 18 524 тенге;
  • минимальный размер пенсии в Казахстане– 43 272 тенге;
  • месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан (МРП)2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат в Казахстане – 34 302 тенге.

Ставка отчислений на ОСМС вырастет в 2022 году

  • Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
  • В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
  • Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
  • Казахстан
  • налоги
  • налоговые изменения
  • ИПН
  • МЗП

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

В Декларацию вносятся следующие сведения:

  • данные для исчисления индивидуального подоходного налога и социального налога;
  • информация об обязательных пенсионных взносах, необходимая для их исчисления, удержания и перечисления;
  • о начислении и перечислении сумм социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.

Поможем собрать и сформировать отчетность в 1С. Звоните!

Приказом от 20 декабря 2020 года №1214 внесены изменения в действующий Приказ №39 от 20 января 2020 года «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».

Данные по корректировке до 2021 года отражались исключительно в суммовых выражениях, сейчас требуется расшифровка корректировок и налоговых вычетов для физических лиц. Внесенные изменения привели форму в соответствие со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Налоговый кодекс;
  • Закон РК «О пенсионном обеспечении»;
  • Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Перечисление ИПН, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и обязательных взносов зависит от размера уплаченных налогов, а социальный налог имеет прямую зависимость с исчисленными социальными отчислениями.

Исключены все строки и графы, которые предполагают отражение пенсионных взносов работодателя, начисленных согласно с законодательством РК. Это изменение объясняется смещением сроков введения в действия 25-1 статьи Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2023 года, согласно которой работодатели обязаны исчислять и перечислять обязательные пенсионные взносы работодателя.

В форме появились новые строки, предназначенные для отражения взносов на обязательное социальное медицинское страхование в свою пользу за каждый месяц отчетного квартала и итоговой суммы за квартал индивидуальными предпринимателями:

  • 00.012 I;
  • 00.012 II;
  • 00.012 III;
  • 00.012 IV.

В этот список не вошли специальные налоговые режимы для хозяйств – фермерских и крестьянских, а также на основе патента и упрощенной декларации.

Как вырастут зарплаты, пенсии и пособия в 2022 году

Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.

Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.

Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.

Рассчитать социальный налог в Казахстане в 2021 году довольно просто – налоговую ставку нужно умножить на налогооблагаемый объект. И полученную сумму необходимо оплатить государственную казну.

Для юридических лиц предусмотрено два довольно удобных способа исчисления:

  • по СНР – здесь принимается во внимание упрощенная декларация;
  • либо общепринятая схема.

Предприниматели также имеют два способа, которая повторяет предыдущие, но имеют некоторые отличия от стандартной схеме – для ИП предполагается использование коэффициентов минимального расчётного показателя. Лучше всего воспользоваться для получения более точных расчётов онлайн-калькулятором.

Калькулятор для расчета налогов по заработной плате в Казахстане

Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.

Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.

Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.

Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:

  • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
  • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента
Читайте также:  Как выкупить выморочное имущество?

Первый микрокредит без переплат!

Социальный налог в Казахстане. Кто, зачем и в каком размере обязан его платить?

Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

  1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
  2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
  3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
  4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

  • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

  • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

  • сегодня
  • неделя
  • месяц

Официальная ставка и расчет соцналога для ИП предполагает тот факт, что его обязательно нужно оплачивать. Никто не может отказаться это делать. Не перечисление налоговых выплат грозит штрафами и пеней. Причём пеня начисляется в достаточно большом размере и на всю сумму неоплаченного налога. А штраф составляет 20 % от суммы для представителей частной практике, 30 – для ИП, и 50 % для людей, которые занимаются крупным предпринимательством.

В некоторых случаях индивидуальные предприниматели могут не платить этот налог, но только в той ситуации, если они подтвердят, что доходов в текущем месяце у них не было.

Сотрудники не имеют никакого отношения к тому, если социальный налог за них не платится. Ответственность за это нарушение несёт исключительно работодатель.

Нельзя умолчать о том, что некоторые наши сограждане глубоко недовольны действующей социальной страховой «обязаловкой» и вычетами по соцналогу. Например, Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО Казахстана, президент Гражданского альянса Казахстана, в прошлом году высказала такое мнение: «Несмотря на то, что отчисление в Госфонд соцстрахования идет персональное, никакой персонификации в самом фонде не происходит. Средства попадают в общий котел и не влияют ни на что. Независимо от того, кто сколько в этом фонде накопил, социальные выплаты при страховом случае будут производиться по установленным ставкам». Вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в мае прошлого года заявил, что социальный налог «дышит предпринимателям в затылок», и что будет лучше « если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате».

Наконец, некоторые предприниматели откровенно признаются, что из-за специфики налогообложения в нашей стране, в том числе манипуляций с социальным налогом, они не заинтересованы в повышении оплаты труда. Экономист Мурат Алейбеков достаточно исчерпывающе прокомментировал и этот момент: «Неадекватный Налоговый кодекс трижды облагает налогом фонд зарплаты. Во-первых, у работника из оклада изымается часть денег в виде подоходного налога. Во-вторых, на зарплату начисляется социальный налог. В-третьих, вся сумма вместе с отчислениями в бюджет облагается еще налогом на добавленную стоимость. В том числе облагается налогом и социальный налог, который у нас, почему-то, считается частью добавленной стоимости». Поэтому неудивительно, что предпринимателю всегда выгоднее платить меньше. Это снижает себестоимость продукции или услуг, повышает его конкурентоспособность.

Как изменится для казахстанцев МРП и МЗП в 2023 году

В предстоящем году месячный расчетный показатель (МРП) вырастет примерно на 8% и поднимется до 3 450 тенге. Это значительное повышение по сравнению с показателем января 2022 года в 3 063 тенге.

Минимальная зарплата 70 000 тенге
Минимальный расчетный показатель 3 450 тенге
Минимальная базовая пенсия 24 341 тенге
Минимальный размер пенсии 53 076 тенге
Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат 40 567 тенге


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *