В Беларуси с 1 января вырос пенсионный возраст
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Беларуси с 1 января вырос пенсионный возраст». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Когда пора на пенсию?
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Кому достаточно 5 и 10 лет трудового стажа для выхода на пенсию?
В Минтруда также отметили, кто из белорусов может рассчитывать на пониженный страховой стаж для выхода на пенсию. 10 лет, например, достаточно матерям с четырьмя детьми. Также этим правом обладают те, кто ухаживал за малолетними детьми, инвалидами I группы или престарелыми. В числе льготников те, кто проходил военную службу в течение как минимум 10 лет, но не имеет права на «военную» пенсию.
Всего пять лет страхового стажа для выхода на заслуженный отдых нужно женщинам, родившим пять и более детей, инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, инвалидам войны, матерям военнослужащих, погибших при исполнением обязанностей, а также белорусам, которые до достижения пенсионного возраста официально были инвалидами 1 или 2 группы на протяжении как минимум 21 года.
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Размеры пенсионных выплат
Пенсионер, который отработал необходимое количество лет, получает ежемесячно выплаты в размере 55% среднемесячного заработка. Если его стаж больше требуемого, то и пенсия будет увеличиваться на 1% за каждый переработанный год. Таким образом, размер трудовой пенсии по возрасту в Белоруссии зависит от стажа и заработной платы.
- Выплаты по инвалидности назначаются в зависимости от присвоенной группы – 40, 65 и 75% среднего заработка.
- Иждивенцам умершего кормильца выплачивают 40% его среднего заработка.
- Размер начислений за выслугу лет составляет ежемесячно 55% средней заработной платы.
- Для тех, кто не заработал необходимого стажа, государство предусмотрело социальную пенсию – 50% прожиточного минимума.
Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
- до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
- с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
- с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
- с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
- с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
- с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
- с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Предусмотрено две категории выплат – это трудовые пенсии в Беларуси и социальные. Первые полагаются в следующих ситуациях:
- При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
- По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
- При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
- За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.
Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.
В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.
На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:
- Для граждан — 62 года.
- Для гражданок — 57 лет.
Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:
- Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
- Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
- Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.
Размер пенсии и пенсионный возраст в Беларуси
- 90 % скидки предоставляется на лекарства, которые приобретаются в государственных аптеках по рецепту лечащего врача.
- Протезирование в государственных клиниках также предоставляется бесплатно, но при применении недорогостоящих материалов.
- 50 % скидки предоставляется на оплату использования жилых помещений и стоимости техобслуживания.
- Бесплатно предоставляется и специальное медицинское оборудование, которое требуется для реабилитации и нормальной жизнедеятельности.
- В первую очередь предоставляется жилье пенсионерам-инвалидам, имеющим открытую форму туберкулеза.
- По врачебным показаниям может бесплатно предоставляться и санаторно-курортное лечение. При необходимости путевка может предоставляться и лицу, ухаживающему за больным.
- Гаражи и дачи, располагающие не по месту проживания пенсионера, не облагаются налогом.
- Не берется и плата за земельные участки, если на жилой площади не зарегистрированы граждане предпенсионного возраста.
- Для пенсионеров уменьшается и транспортный налог.
- Скидки в размере 50 % при приобретении билетов на электричку, а также на пригородный автомобильный и водный транспорт. Льгота предоставляется в период с мая и по конец сентября, для снижения расходов во время дачного сезона.
- Льготы при выплатах за ЖКХ услуги. В данном случае площадь не имеет значения, но важно, чтобы на территории пенсионер был зарегистрирован один.
- Не требуется платить налог на недвижимость по капитальному строительству.
Советы по повышению размера пенсий
Один из самых простых вариантов повышения – работать ещё пять лет после того, как назначены официальные выплаты со стороны государства. Нужно только документально подтвердить свой отказ от компенсаций. Тогда за каждые 2 месяца пенсию повышают на 1%.
Есть и другие способы обезопасить себя тем, кто ещё не достиг положенного возраста:
- Использование депозитов.
Банковские вклады в большинстве случаев остаются действительными на протяжении нескольких лет. Когда указанное время кончится – договор продлевается. Стоит обращать внимание не только на процентные ставки, но и на другие условия, в том числе – возможность досрочно разорвать контракт, наличие капитализации по процентам. Методика расчёта пенсии в Беларуси от этого не зависит.
- Вложения в облигации.
Облигациями называют ценные бумаги, при помощи которых у инвесторов берут в долг. А они получают дополнительный инструмент для увеличения прибыли. Банки и частные компании, Министерство финансов занимаются выпуском облигаций на территории Белоруссии. От рисков зависит то, насколько доходным будет тот или иной проект.
- Пенсионное страхование.
На протяжении определённого времени Правительство назначает прибавку к пенсии. Иногда допускают пожизненный вариант соглашений, с наследованием. За границей такой вид страхований стал достаточно развитым, на территории Белоруссии только получает распространение.