Как устроено высшее образование в США: основные отличия от росcийcкой системы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как устроено высшее образование в США: основные отличия от росcийcкой системы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Образование, полученное в США, всегда считалось очень престижным. Многоуровневая система образования, наличие большого количества профильных учебных заведений с разнообразием учебных программ и другие преимущества делают американское образование одним из лучших. Особенно считается, что эта страна — идеальный вариант для магистратуры и докторантуры. Но не будем забегать вперёд, а расскажем о системе образования в США по порядку.
Система образования в США
Начнём с того, что в основном обучением в Штатах занимается государство. Учебные заведения финансируются и контролируются на трёх уровнях: федеральные власти, власти штатов и местные власти. Каждый американский штат, будь то Аляска или Род-Айленд, имеет свои законодательные нормы касательно обучения. Однако основные тенденции и структуру выявить несложно.
Курсы во время обучения и перспективы трудоустройства
В период обучения студенты могут посещать и другие курсы по желанию. Главное, чтобы их посещение не сказывалось на основной учёбе.
Американское образование стоит дорого. Чтобы сократить расходы, многие студенты-американцы подрабатывают во время учёбы.
Работать могут и иностранные студенты. Учебная виза категории F1 даёт возможность работать первый год до 20 часов в течение недели на территории учебного заведения или по специальностям, соответствующим профилю учащегося и согласованным с руководством вуза. После первого года обучения студент может подать заявку в Ассоциацию по делам иностранцев (USCIS) и получить официальное разрешение на работу по специальностям, не связанным с профилем обучения. Получают такое разрешение не все молодые люди. Студенты магистратуры и последних курсов могут устроиться работать в подразделения вузов. Многие работодатели незаконно нанимают иностранных студентов. Работа не должна нарушать условий предоставления учебной визы. Их нарушение влечёт аннулирование визы и диплома.
После обучения студенты могут остаться в США в рамках программы OPT или получить рабочую визу. Виза категории F1 даёт право работать в течение 1–2 лет после окончания вуза по программе производственной практики OPT. Заявка на получение новых иммиграционных документов подаётся в вузе. Оформление рабочей визы происходит через работодателя, принявшего выпускника на работу. Если студент намерен навсегда остаться жить в США, в период работы нужно подать заявку на получение Грин-карты, через 5 лет можно претендовать на гражданство. Иммиграция через учёбу — это реальный шанс уехать и закрепиться в стране.
Популярные высшие учебные заведения
Вузы, которые предлагают только бакалаврские программы, занимаются исключительно обучением студентов, не практикуя научно-исследовательской деятельности, называются колледжами. Популярностью пользуются Ричард Бланд колледж (г. Питерсберг, штат Виргиния), Барух колледж (г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), Хантерский колледж (г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) и другие.
Гуманитарные колледжи известны еще как «колледжи свободных искусств». Среди самых популярных по рейтингу 2019 года:
- Уильямс (г. Уильямстаун, штат Массачусетс);
- Амхерст (г. Амхерст, штат Массачусетс);
- Суортмор (г. Суортмор, штат Пенсильвания) и Уэсли (Массачусетс).
Университеты – это высшие учебные заведения, в которых, кроме бакалавриата, есть магистратура и докторантура. В составе одного университета может быть несколько колледжей; к примеру, в Йельском университете их 14.
Различают частные вузы и университеты штатов. Среди первых наиболее авторитетными (не только в государственном, но и в мировом масштабе) считаются вузы, входящие в объединение “Лига плюща”. Это 8 университетов:
- Брауновский (г. Провиденс, штат Род-Айленд).
- Гарвардский (г. Кембридж, штат Массачусетс).
- Дартмутский (г. Ганновер, штат Нью-Гемпшир).
- Йельский (г. Нью-Хейвен, штат Коннектикут).
- Колумбийский (г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк).
- Корнеллский (г. Итака, штат Нью-Йорк).
- Пенсильванский (г. Филадельфия, штат Пенсильвания).
- Принстонский (г. Принстон, штат Нью-Джерси).
Среди популярных вузов частной формы собственности – университеты Нью-Йорка: Городской, Рокфеллеровский, Ешива и другие.
Перечислим плюсы и минусы американского образования. Итак, к его достоинствам можно отнести:
- большое внимание к формированию личности;
- игровое обучение;
- строгую конфиденциальность на всех уровнях образования;
- высокое качество образовательных услуг (к примеру, большинство преподавателей в университетах являются обладателями докторской степени);
- ориентацию на индивидуальные предпочтения, способности и навыки студентов и их будущую профессию;
- признание американских дипломов во всем мире;
- глубокую интеграцию с работодателями и широкие перспективы трудоустройства;
- наличие грантов и стипендий.
Среди главных недостатков следует назвать:
- высокие цены на обучение;
- высокий конкурс в престижные университеты;
- проблему отставания государственных вузов от частных по уровню качества образовательных услуг;
- значительную нагрузку на учащихся;
- дороговизну учебников.
Тем не менее количество людей, приезжающих из-за рубежа в США для получения образования, не уменьшается. Ведь диплом американского вуза позволяет рассчитывать на работу практически в любой стране.
Стоимость обучения в США
Практически все этапы обучения в США являются платными, поскольку большая часть образовательных учреждений финансируется частными лицами.
Стоимость получения среднего образования в частных школах — от 2000 до 50000 долларов в год. Стоимость дополнительных курсов начинается от 1000 долларов в неделю.
Обучение в высших учебных заведениях обходится студентам от 10000 долларов в год в зависимости от учреждения. Помимо этого, студентам необходимо оплачивать медицинскую страховку (около 2000 долларов в год) и проживание (около 10000 долларов в год).
Обучение может быть и бесплатным (в том числе для студентов из стран СНГ) в рамках программ студенческого обмена и системы грантов и стипендий.
Сравнительная характеристика образования в США и России
РОССИЯ |
АМЕРИКА |
Обеспечение равного объёма знаний для всех | Индивидуальное образование в пределах общего курса |
Система образования подчинена общим стандартам министерства | Каждый штат устанавливает свои требования и правила |
Все школы страны работают по единой программе и плану учебных часов | Учащиеся средней школы и студенты выбирают предметные курсы по своему усмотрению |
Полный курс обучения продолжается 11 лет | До получения школьного диплома нужно проучиться 12 лет |
Образование делится на три ступени – начальное, среднее и старшее | Ситуация аналогична |
Детей с младших классов приучают к усидчивости и дисциплине, со 2-го класса даются домашние задания | Учащиеся начальной школы свободно ведут себя на уроках, домашние задания отсутствуют |
Согласно общей предметной программе, ученики переходят из кабинета в кабинет вместе | Помимо обязательных предметов, часть программы ученики выбирают самостоятельно |
Особенности американского образования: отзывы учащихся
Система образования Соединённых Штатов выстроена на базе государственных и частных учебных заведений. Обязательным образованием считается учёба, соответствующая схеме «К-12». Схема «К-12» применяется не только в образовательной системе США, но также в других странах. Этот термин обозначает суммарную продолжительность обучения, куда включается начальное и среднее образование. «К-12» — это двенадцать лет обязательной школы.
Регулирование образовательной системы в рамках «К-12» осуществляется на уровне местных школьных советов, входящих в юрисдикцию американских штатов, округов, городов. Центральные органы власти устанавливают общие образовательные стандарты и стандартизированные экзамены. Контроль высшего образования со стороны государственных властей осуществляется через назначенных регентов. Такие регенты есть в каждом колледже, университете. Финансируется система образования США из фондов федеральных и муниципальных властей.
Слабые стороны образовательной сферы
Рассуждения о недочетах академической области Соединенных Штатов периодически появляются в прессе и других средствах массовой информации, однако большинство называемых недостатков далеко не так очевидны и однозначны, как например, лидирующие позиции американских вузов в международных рейтингах.
Среди слабых сторон учебного процесса чаще всего называют отсутствие всестороннего развития учащегося и невысокую креативность самого процесса изучения предметов. Дело в том, что в американской образовательной отрасли действительно присутствует ориентированность учебы на непосредственную подготовку учащегося к будущей работе. Академическая сфера больше направлена на получение профессиональной специализации и практических навыков предстоящей трудовой деятельности. Учеба ради учебы здесь не особо приветствуется.
Здравое зерно в этой критике, безусловно, присутствует, особенно, когда речь идет о среднем звене. Школьникам не хватает креативности обучения, и они еще в этом возрасте не могут однозначно определить область своей будущей специализации, поэтому профильное образование в среднем звене в ущерб другим дисциплинам не всегда идет на пользу ученикам.
Инновационные идеи и всесторонне развитие учеников больше приветствуется в частных школах, старающихся максимально учесть и ликвидировать все недостатки традиционного обучения. Однако такие модернизированные академические программы пока доступны лишь в платных учебных заведениях среднего звена, поэтому в Штатах время от времени встает вопрос о пересмотре и некоторой доработке школьной государственной системы образования.
В то же время вышеназванный недостаток высокой профессиональной ориентированности и узкой специализации образовательной сферы Америки в высшей школе нередко превращается в очевидное достоинство. Выпускники вузов в Штатах, в сравнении со студентами нашей страны, более подготовлены к предстоящей работе, что позволяет им быстрее найти подходящее рабочее место с достойной оплатой труда. Это дает выпускникам американских вузов несомненное профессиональное преимущество перед учащимися институтов из многих других стран. Вспомним хотя бы выпускников украинских вузов, которые выходят после учебы в высшем учебном заведении с огромным багажом теоретических знаний и не сразу понимают, как можно применить эти знания на практике.
К тому же узкопрофильная специализация обеспечивает более индивидуализированный подход к учащимся, чем, например, в нашей стране, где студенты и школьники поголовно изучают единый комплекс предметов. Учащиеся старшей школы и вузов в Соединенных Штатах могут подбирать себе индивидуальный набор учебных предметов, а также преподавателей, у которых они желают учиться.
Для многих иностранных студентов недостатком является также ограниченная возможность трудоустройства по студенческой визе. Допускается лишь работа иностранных студентов непосредственно в университетском городке (кампусе), то есть на самой территории высшего учебного заведения, не больше 20 часов в неделю. И несмотря на обширную структуру подобных кампусов, найти работу бывает не всегда просто.
Но опять же этот недостаток имеет и обратную, положительную, сторону. Учащиеся, приехавшие из других государств с целью получить качественное образование, могут полноценно сосредоточиться на учебном процессе, не отвлекаясь на посторонние факторы. Зато по окончанию университета они смогут быстро найти достойную работу и компенсировать финансовые затраты на учебу.
Таким образом, образовательная сфера Соединенных Штатов имеет множество преимуществ, привлекающих учащихся со всего мира. И некоторые недостатки системы, касающиеся преимущественно средней школы, полностью нивелируются высоким качеством, перспективностью и престижностью обучения.
Виды обучающих программ, реализуемых в дошкольных учреждениях США
Дошкольное образование в Америке включает следующие направления:
- Развитие природных способностей детей в возрасте до 6 лет, а также формирование трудовых навыков.
- Физическое и интеллектуальное развитие.
- Гармоничное развитие психики и эмоционального фона.
- Развитие социальных навыков, которые позволят легко адаптироваться в современном обществе.
Именно комплекс вышеперечисленных направлений дает возможность развить у ребенка устойчивый интерес к учебе и приобретению новых навыков.
Американская система образования в дошкольных учреждениях базируется на игровой деятельности. Задача воспитателя заключается в создании гармоничных переходов от игры к учебе, в рамках которой дети получают новые знания и практические навыки, готовятся к учебе в школе.
Американская система среднего образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитую личность с активной жизненной позицией. Именно поэтому акцент делается на внеклассной деятельности студентов.
Как правило, дети приходят в школу утром и покидают ее лишь вечером. И речь здесь идет вовсе не о загруженности уроками. У них есть и другие важные дела. К примеру, спортивные занятия по интересам: баскетбол, гимнастика, единоборства, теннис. Спортивные залы в американских школах оснащены для этого всем необходимым. Кстати, стоит отметить, что последние уроки физкультуры как дисциплины проводятся в middle school, затем уже студент сам решает, хочет ли он заниматься спортом дополнительно.
Есть и другие сверхкомплектные занятия: театральные кружки, клуб дебатов, изобразительное искусство.
Система школьного образование в США
В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы.
Школьное образование в США делится на три этапа:
- начальное (1-5 классы) – дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.
- среднее: Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) – помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.
- старшие классы: High School (9-12) или Senior High School (11-12) – сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test).
Высшее образование: типы учебных заведений и степени
Иностранцев в основном интересует получение высшего образования в США. Такую возможность предоставляют следующие учебные заведения:
- Community Colleges — государственные двухлетние учебные заведенияя с двухгодичными программами. Поступать можно сразу после школы, а после получения степени (Associate of Arts/Associate of Science) продолжить обучение еще два года на программе бакалавриата в 4-х летнем колледже или университете для получения степени бакалавра;
- 4-х летние колледжи (4-years Colleges) — государственные или частные высшие учебные заведения;
- Университеты (Universities) — государственные или частные высшие учебные заведения, предлагающие также обучение на магистерских и докторских программах.
Государственные вузы отличаются от частных формой собственности и организацией внутренней финансовой системы. Они финансируются правительством штата, в котором расположены. Это является одной из причин более низкой стоимости обучения в государственных вузах относительно частных, которые опираются в основном на доходы от студентов и частных спонсоров.
Система высшего образования
В США высшими учебными заведениями по умолчанию называются все колледжи и университеты, куда можно поступить для продолжения обучения после получения диплома в средней школе. Каждое заведение, способное гарантировать подготовку ученика после окончания школы, может называться высшим. На практике под эту категорию попадают как колледжи, так и университеты или высшие школы. Получить высшее образование в Америке дорого как для американцев, так и для иностранцев.
Чем престижнее ВУЗ, тем серьезнее процедура отбора будущих студентов. Это могут быть конкурсные экзамены, тестирования, собеседования, но главное требование — наличие диплома о среднем образование. Впрочем, в двухгодичные колледжи одного диплома для поступления уже достаточно.
Некоторые американские университеты и колледжи принимают студентов на основании дипломов и итоговых оценок по предметам. Но это не касается престижных ВУЗов. Поступить туда можно только по итогам успешно пройденного конкурса.
Студенты из СНГ чаще всего отмечают возможность познакомиться с людьми со всего мира и большим диапазоном возможностей.
Елена, Россия: Учителя явно заинтересованы в нашем успехе и обучении. Наверное, это из-за достойной оплаты и уважения в обществе — учитель в Солт-Лейк-Сити не просто название профессии, это больше титул, призвание. В США программу обучения до определенного предела формирует сам ученик, поэтому из университета каждый берет столько, сколько сможет унести.
Николай, Казахстан: Подход к обучению в Астане и Нью-Йорке практически несопоставим. Если у нас высшее образование — скорее обязанность, без которой сложнее будет устроиться в жизни, то в США это инструмент, который поможет работать эффективнее. За четыре года помимо учебы я познакомился с несколькими будущими коллегами, постажировался в двух крупных компаниях и поучаствовал в стартапе, что прямо или косвенно поощрялось преподавателями.
Даниил, Россия: Вокруг много оптимизма и позитива окружающих. Универ — не место для стрессов или проблем, здесь получают интересные знания и заводят друзей. Хочется жить в два раза быстрее, чтобы успеть за остальными вокруг.
Учебная американская система максимально насыщена и практична. Диплом о высшем образовании, полученный в США, станет отличным трамплином в успешную карьеру в любой точке мира.