Порядок и правила доставления гражданина для составления протокола

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и правила доставления гражданина для составления протокола». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Кто имеет право заниматься доставлением

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

На какой срок может произойти задержание сотрудником полиции?

Если представитель органов правопорядка сообщает, что задерживаемый гражданин подозревается в административном злодеянии, срок, на который его просят пройти в отделение, не может быть более 3 часов, о чем сказано в ст. 27.5 КоАП РФ. Если преступление является административным, но подразумевает посягательство на режим госграницы, порядок пребывания на территории госструктуры – не более 48 часов. Если речь идет о подозрении в уголовном деянии, человек может попасть в правоохранительные органы на базе судебного решения.

Если оно отсутствует, подозреваемое лицо также может быть задержано, но только в определенных ситуациях:

  • он был замечен на месте, в котором произошло событие;
  • задержание случилось после преступления, но у подозреваемого сохранились его следы.

Куда можно обратиться в случае незаконного задержания?

С жалобой на конкретного работника правоохранительных структур можно пойти в следующие инстанции:

  • отделение полиции, в котором работает обвиняемая сторона – на имя его начальника;
  • в Министерство внутренних дел, работающее на местном уровне, или же в главное отделение;
  • в управление, специализирующееся на решении вопросов безопасности (для начала можно обратиться на горячую линию);
  • в прокуратуру (если в вышестоящих структурах так и не был получен ответ), в данном случае проблема будет устранена с вероятностью 100%;
  • в судебном порядке незаконные действия полицейских также могут быть обжалованы, более того, потерпевшая сторона может рассчитывать на получение компенсации.

Подача жалобы осуществляется в письменной форме. Унифицированного шаблона письма на законодательном уровне нет, однако в любом случае оно должно включать в себя такую информацию:

  • наименование адресата, которому подается жалоба;
  • данные адресанта – ФИО и телефонный номер;
  • подробное описание обстоятельств – строго по делу (порядок и условия задержания);
  • сведения о работнике правоохранительных структур, ФИО, звание, подразделение, автотранспортное средство;
  • просительная часть о применении в отношении нарушителя соответствующих мер;
  • дата оформления жалобы;
  • подпись, принадлежащая заявителю.

Это далеко не весь перечень данных, в зависимости от индивидуальных особенностей ситуации могут прописываться иные сведения. Однако такой набор является минимальным и стандартным, поэтому приведенная информация должна присутствовать в документе в обязательном порядке.

Порядок назначения ареста по «административке»

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Порядок административного задержания

Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:

  1. Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
    • Дату и место составления.
    • Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
    • Данные задержанного.
    • Дату и место задержания.
    • Мотивы произведенного задержания.
    • Подписи составившего и задержанного.
  2. Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
  3. По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).

Права и обязанности административно задержанного лица

Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:

  1. Право получить копию протокола.
  2. Право отказаться от подписания протокола.
  3. Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
  4. Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
  5. Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.
Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

Если вы считаете, что задержаны незаконно, необходимо обжаловать действия полицейских:

  • руководителю отдела полиции или начальнику ГИБДД по области. Насколько результативной будет такая жалоба, сказать трудно. Исходя из практики, начальство может наказать подчиненного, но все же чаще гражданину приходят ответы об отсутствии в действиях сотрудника полиции каких-либо нарушений. Чтобы не терять время на рассмотрение обращения с вероятно отрицательным итогом, лучше просить помощи в других ведомствах;
  • в суд. Довольно действенный метод восстановления своих нарушенных прав. Судебная практика показывает, что нередко задержанные добиваются признания незаконными действий должностных лиц. Вместе с тем, наблюдается нежелание граждан участвовать в каких-либо судебных разбирательствах, поэтому случаев обращения в порядке судебного производства немного. Причина может быть и в общем недоверии населения к судебной системе;
  • в прокуратуру. Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», прокурор района вправе собственным постановлением немедленно освободить лиц, подвергнутых незаконному задержанию и помещению в камеру в том случае, если основанием для этого было решение несудебного органа (то есть полиции). Путь обращения в прокуратуру является наиболее предпочтительным, поскольку исключает участие в судебном заседании, освобождает заявителя от предоставления каких-либо доказательств – сотрудник прокуратуры самостоятельно проведет полную проверку.

Что делать, если вас незаконно задерживают?

Если к вам подходит сотрудник полиции и просит пройти с ним в отделение полиции, а вы понимаете, что ни в чем не виноваты, тогда нужно:

  1. Попросить служителя порядка представиться. Он должен показать свое удостоверение. Желательно записать контактные данные полицейского.
  2. Выяснить причину задержания. Сотрудник полиции обычно говорит, что он задерживает человека по подозрению в совершении административного или уголовного преступления. Очень важно в этот момент проявить стойкость характера. Не нужно проявлять агрессию по отношению к стражу порядка, пытаться отбиваться, защищаться. Даже если вас незаконно задерживают, то впоследствии этот факт будет установлен. Но на человека, пытавшегося оказать сопротивление сотруднику полиции, могут повесить новое правонарушение. Необходимо спокойно и аргументировано изложить свою позицию.
  3. Сообщить сотруднику полиции, что вы хотите получить доступ к адвокату (по закону каждый человек имеет право на адвоката).
  4. Уведомить своих близких о задержании.
  5. Детально ознакомиться с протоколом задержания. Желательно написать свои комментарии по поводу задержания (с чем вы не согласны, почему вам не разрешили позвонить родственникам и т. д.). Только после детального ознакомления с протоколом человек может его подписать. Отказываться подписывать протокол нельзя, это не по правилам. Если сотрудник полиции просит пройти с ним в отделение для составления протокола, тогда нужно настаивать на том, чтобы документ был составлен на месте.
  6. Желательно записать процесс задержания на камеру или произвести аудиозапись.
  7. Запомнить или зафиксировать время задержания, потому что от этого зависит дальнейший ход действий.

Наказание за незаконное задержание человека

В УК РФ есть статья 301, обозначенная как незаконное задержание. Санкция этой статьи предусматривает такое наказание:

  • ограничение свободы сроком до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 2 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

Дополнительно судья может вынести решение в отношении должностного лица, виновного в незаконном задержании гражданина – лишить его права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если человека незаконно арестовали и заключили под стражу, тогда виновному может грозить одно из следующих наказаний:

  • принудительные работы сроком до 4 лет;
  • лишение свободы сроком до 4 лет.

Если при незаконном задержании человека ему были причинены тяжкие последствия (например, причинение тяжкого вреда здоровью, лишение жизни человека), тогда виновному грозит такое наказание:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • тюремное заключение сроком 3-8 лет.

Права задержанного полицией

При задержании Вас без имеющихся на то оснований или без соблюдения необходимой процедуры задержание является незаконным. Вы имеете право в таком случае направить жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции. В момент задержания Вам необходимо позвонить по номеру 102 в Главное управление собственной безопасности МВД либо по телефону, представиться полностью (ФИО, паспортные данные, контактные данные) и сообщить о незаконном действии сотрудников полиции максимально подробно, четко и полно.
Рассмотрим ситуацию в которой к вам на улице подходят сотрудники полиции, они могут быть одеты по форме или нет и далее просят вас пройти с ними в машину или проехать в направлении отделения правоохранительных органов, прокуратуры или отделения полиции.

В таком случае в первую очередь требуйте названных сотрудников полиции представиться и четко назвать свои фамилию, имя и отчество, далее по закону сотрудник полиции обязательно должен назвать свою должность, а так же орган или подразделение где он проходит службу.

Требуйте сотрудников полиции предъявить вам свои служебные удостоверения и вы имеете полное прав записать данные служебного удостоверения (номер, ФИО сотрудника, подразделение где он проходит службу). Очень важно обратить внимание на дату до которой действует служебное удостоверение, так как если оно просрочено, то вы или имеете дело с мошенником или сотрудник полиции ранее был уволен со службы и в данный момент просто пользуется тем, что не сдал свое служебное удостоверение в корыстных целях и в таком случае вы имеете право вообще не выполнять никакие требования, так как просроченное служебное удостоверение не имеет никакой силы.

Не является причиной для задержания якобы имеющаяся у сотрудников полиции информация, о том, что вы похожи на лицо совершившее преступление. Если все же задержание происходит, то обязательно уточняйте, в качестве кого вас задерживают, свидетеля, обвиняемого или подозреваемого.

Читайте также:  Когда работодатель обязан выплатить декретные?

На основании УПК (Уголовно-процессуального Кодекса) у органа дознания есть полномочия провести задержание гражданина которые подозревается в совершении преступления, за которое назначается наказание в виде лишения свободы, только при наличии следующих оснований:

  1. В случае если на подозреваемом гражданине или на его одежде, а так же при нем или в его жилом помещении будут обнаружены следы преступления;
  2. В случае если свидетели или потерпевшие явно указывают на конкретное лицо, как на виновное в совершении преступления;
  3. В случае если лицо застигнуто при совершении преступления или сразу после его совершения.

При попытке вашего задержания, даже если вы ни в чем не виноваты, я крайне не рекомендую вам убегать, ведь в случае имеющихся у сотрудников полиции данных дающих основание подозревать вас в совершении преступления, лицо может быть задержано только в случае покушения на побег или когда лицо не имеет постоянного места жительства, либо когда личность не может быть установлена.

После того как вам сообщили информацию о том, что вас задерживают, свяжитесь с вашими родственниками и сообщите им по какой причине вас задерживают и если вам не назвали причину, то все равно по возможности свяжитесь с родственниками и сообщите им хотя бы данные и сведения из служебных удостоверений сотрудников задержавших вас.

Как только вас доставили в орган дознания, сразу же уточните по какой причине вас задержали и потребуйте предоставить вам материалы на основании которых произошло задержание.

Я вам советую сразу же пригласить вашего адвоката или попросить близких найти вам хорошего адвоката, не советую пользоваться услугами бесплатных адвокатов которых вам могут предложить в отделении, ведь на данном этапе помощь специалиста особенно важна.

Так же требуйте, что бы вам предоставили протокол вашего задержания, где указано время задержания, то есть с того самого момента когда вас остановили сотрудники полиции, а если в протоколе указано время его составления, то укажите ваши замечания ведь нередко в протоколе указывается время через несколько часов после вашего задержания.

Любые незаконные действия сотрудников полиции вы вправе обжаловать в судебном порядке.

У вас есть право на совершение одного телефонного звонка, ведь у вас должна быть возможность сообщить о произошедшем и о том, где вы в данный момент находитесь. Совершить звонок вы имеете право в течении 3 часов с момента задержания и об этом делается отметка в протоколе.

Отказать в телефонном звонке могут только в следующих случаях:

  • Если вы совершили побег с целью избежать наказания;
  • Если вы уклоняетесь от административного ареста;
  • Если вы совершили побег из медицинского учреждения;
  • Если вы находитесь в розыске.

Я вам крайне рекомендую совершить телефонный звонок, так как тем самым вы привлечете к ситуации других лиц, которым смогут вам оказать помощь, а если вы не воспользуетесь данным правом, то это будет только плюсом сотрудникам полиции, так как вас банально могут запутать и использовать это в своих целях.

Вы имеете право ознакомиться с сутью обвинения, ведь вы имеете право знать, по каким основаниям вас задержали и обязательно требуйте соответствующие документы.

Предлагаем ознакомиться: Жалоба на действия должностного лица: куда обращаться, что учитывать при составлении, варианты обжалования

Так же вы имеете право отказаться от дачи каких либо пояснений, так как на основании Конституции РФ вы можете не свидетельствовать против себя и своих родственников и по данному основанию вы можете отказаться от дачи каких либо объяснений, можете вообще нечего не объяснять.

Вы имеете право на заявление ходатайств, заявлений и отводов, так же вы можете смело обращаться к уполномоченным лицам с просьбами совершения определенных процессуальных действий. В случае если у вас есть подозрения в непредвзятости сотрудника полиции то вы вправе заявить отвод конкретных сотрудников полиции, подав соответствующее заявление.

  • доследственная проверка;
  • возбужденное уголовное дело, дознание и предварительное следствие;
  • судебное разбирательство по уголовному делу.

Доследственная проверка или проверка по сообщению о совершенном преступлении по закону может длиться до одного месяца, но на практике существуют способы, с помощью которых этот срок может быть продлен неограниченно.

Задержание не является мерой ответственности. Осуществляется оно по решению органа или должностного лица, ведущего предварительное расследование по уголовному делу или административное производство.

УПК РФ и КоАП РФ содержат список лиц, которым позволено принимать решение о задержании.

По ст. 91 УК РФ таким правом обладают:

  1. Орган дознания.
  2. Дознаватель.
  3. Следователь.
  4. Руководитель органа следствия.

Согласно ст. 27.3 КоАП РФ задержание могут проводить:

  1. Полиция.
  2. Пограничники.
  3. Таможенные органы.
  4. Органы УИС (Уголовно-исполнительной системы).
  5. Должностные лица военной автоинспекции.
  6. Вневедомственная охрана МВД.
  7. Органы, осуществляющие борьбу с нелегальным оборотом наркотиков.
  8. Лица, ведущие контртеррористическую операцию.

Чтобы задержание происходило строго по закону, основания для него должны быть прямо перечислены в нём. УК РФ (ст. 91) выделяет следующие:

  • при совершении (или сразу после него) лицо было обнаружено на месте преступления;
  • на человека указали (сделали заявление) потерпевшие или очевидцы;
  • следы преступления имеются на самом лице (одежда, руки и т.д.), в его жилье.

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

  1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
    1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
    2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
    3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
    4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
    5) утратил силу.
    6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
    7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
    8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
    (п. 8 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
    9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;
    10) судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).
  2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
    4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
    4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
  5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Читайте также:  Увольнение при ликвидации организации

Статья 27.9 КоАП РФ. Досмотр транспортного средства

  1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
  2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
  3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
  4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
  5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
  7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
  8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

Наказание за незаконное задержание человека

В УК РФ есть статья 301, обозначенная как незаконное задержание. Санкция этой статьи предусматривает такое наказание:

  • ограничение свободы сроком до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 2 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

Дополнительно судья может вынести решение в отношении должностного лица, виновного в незаконном задержании гражданина – лишить его права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если человека незаконно арестовали и заключили под стражу, тогда виновному может грозить одно из следующих наказаний:

  • принудительные работы сроком до 4 лет;
  • лишение свободы сроком до 4 лет.

Если при незаконном задержании человека ему были причинены тяжкие последствия (например, причинение тяжкого вреда здоровью, лишение жизни человека), тогда виновному грозит такое наказание:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • тюремное заключение сроком 3-8 лет.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *