Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
Взносы по дополнительному тарифу на ОПС за работников с льготной пенсией
Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.
При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:
УРОВЕНЬ УСЛОВИЙ ТРУДА | ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ |
Опасный | 4 | 8% |
Вредный | 3,4 | 7% |
3,3 | 6% | |
3,2 | 4% | |
3,1 | 2% | |
Допустимый | 2 | 0% |
Оптимальный | 1 | 0% |
«Первая сетка» (пп. 1, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400); |
Профессии особо вредные и опасные. К ним относятся работы под землей, в горячих цехах, на вредных производствах, на АЭС, на флоте, в фармакологии и т.д. К ним не причисляются периоды работы по категориям «второй сетки» и «малых» списков. |
«Вторая сетка» (пп. 2, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400) |
Вредные профессии, связанные с тяжелыми условиями труда: горнорудные, металлургия, пищевая промышленности, ж/д, система здравоохранения. Для получения досрочной пенсии разрешено суммировать трудовые периоды по 1 и 2 списку. |
Списки не постоянны, регулярно корректируются с учетом экономических показателей. Главным отличием между перечнями 1 и 2 по указанию Министерства труда является особая тяжесть и опасность деятельности. Списки перечислены в Постановлении от 16.07.2014 № 665.
Тарификация дополнительных взносов в ПФР
В 2023 году нормативы по взносам за осложненные трудовые условия зависят от того, проводилась ли специальная оценка.
При отсутствии оценки | После оценочных мероприятий тариф дифференцируется по классам опасности |
|
8% — 4 класс; 7% — 3 класс, подкласс 4 (3.4); 6% — 3.3; 4% — 3.2; 2% — 3.1. |
Величина тарифа для работодателя устанавливается в зависимости от степени опасности условий. По 1 и 2 классам дополнительные взносы не начисляются. Работодатель, вносящий платежи за вредные условия, не имеет право на ограничения по предельной облагаемой взносами базе.
Таким образом, если аттестация рабочих мест, экспертиза условий труда не была проведена или прошла до 1 января 2014 года (несмотря на то, что рабочие места были признаны неопасными), то применяется 6% тариф. Процент взимается с общей суммы выплат, начисляемой в пользу физических лиц. Если специальная проверка трудовых условий проведена по новым правилам, применяется тариф 2-8%.
КБК для уплаты страховых взносов в ПФР за работников
НАЛОГ | КБК |
---|---|
Страховые взносы на пенсионное страхование в ПФР за работников на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии | 182 1 02 02010 06 1010 160 |
Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых во вредных условиях по списку 1, на выплату страховой части трудовой пенсии | 182 1 02 02131 06 1010 160 |
Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на тяжелых видах работ по списку 2, на выплату страховой части трудовой пенсии | 182 1 02 02132 06 1010 160 |
КБК для уплаты пени по страховым взносам в ФСС за работников
ПЕНИ, ШТРАФЫ | КБК | |
---|---|---|
Пени, штрафы по страховым взносам в ФСС за работников на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | пени | 182 1 02 02090 07 2110 160 |
штрафы | 182 1 02 02090 07 3010 160 | Пени, штрафы по страховым взносам в ФСС за работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | пени | 393 1 02 02050 07 2100 160 |
штрафы | 393 1 02 02050 07 3000 160 |
Первый этап реформирования пенсионной системы
Преодоление этой негативной тенденции стало первоочередной задачей Стратегии реформирования пенсионной системы. И первым ее этапом стало принятие Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым, начиная с 1 января 2013 г., были установлены для работодателей дополнительные тарифы ежегодных страховых взносов в ПФР. В отношении рабочих мест работников, профессии и должности которых работ включены в Списки № 1 и 2 (Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости), а также видов работ, выполнение которых в течение «льготного» стажа дает право на досрочное пенсионное обеспечение (ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Указанное требование на другие категории работников не распространяется.
Итак, с 1 января 2013 г. работодатели, у которых имеются рабочие места, на которых заняты работники, профессии которых включены в Списки № 1 и 2, а также перечисленные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» должны были ежегодно выплачивать в отношении указанных работников дополнительные страховые взносы в ПФР в следующих размерах: в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 4 %, на 2014 г. — 6 %, на 2015 г. и далее — 9 %; в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 2 %, на 2014 г. — 4 %, на 2015 г. и далее — 6 %. Еще одной заслуживающей внимание особенностью поправок, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», явилось законодательное закрепление возможности освобождения работодателей от указанных дополнительных страховых взносов по результатам СОУТ.
Специальная оценка места работы
Подобная работа осуществляется на основе ст. 3 ФЗ № 426. Оценка представлена следующими действиями:
- Предприятие составляет штатное расписание для работников, определяет места работы, которые необходимо обследовать.
- К работе по оценке привлекается лицензированная организация, с которой заключается соглашение.
- Специалисты исследуют документы, составляют план оценки трудовых условий.
- Каждый этап работы протоколируется, чтобы невозможно было предъявить претензии по завершении деятельности комиссии.
- К оценке привлекаются сотрудники исследуемых рабочих мест, благодаря чему все стороны согласуют результаты.
Оценка осуществляется не менее 1 раза каждые 5 лет. Если старые рабочие места переквалифицируются или создаются новые, назначается внеочередная проверка.
По итогу оценки создается заключение, в котором делаются выводы по классу опасности каждого места работы. Например, при оценке сложности условий труда в условиях шахты заключение должно содержать характеристики в отношении следующих лиц:
- Работников забоя;
- Прораба смены и остальных лиц, работающих в этих условиях;
- Водителя кара, который работает в подземных условиях.
Выделяют следующие классы опасности на различных видах работ:
- К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.
- Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.
- К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
- К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.
Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности
Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно и ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста — т.е. снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет).
Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:
- наличии не менее половины установленного специального стажа (см. );
- наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК.
Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год:
- при работе — за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
- при работе вредных профессий — за каждые:
-
- 2,5 года вредной работы для мужчин;
- 2 года специального стажа — для женщин.
С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы:
По | По | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | ||||
СЛС | ПВ | СЛС | ПВ | СЛС | ПВ | СЛС | ПВ |
3,75 | 52 | 5 | 55 | 5 | 53 | 6,25 | 58 |
4 | 51 | 6 | 54 | 6 | 52 | 7,5 | 57 |
5 | 50 | 7 | 53 | ||||
6 | 49 | 8 | 52 | 8 | 51 | 10 | 56 |
7 | 48 | 9 | 51 | ||||
7,5 | 45 | 10 | 50 | 10 | 50 | 12,5 | 55 |
Примечание: СЛС — специальный льготный стаж в годах; ПВ — пенсионный возраст в годах.
Нулевой тариф страховых взносов
В число плательщиков, имеющих право на уплату страховых взносов по общему тарифу 0% с 2023 года, вошли (п. 2.3 ст. 427 НК РФ):
- организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах);
- международные организации, получившие статус участника специального административного района на территориях Калининградской области или Приморского края и производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.
Льготная ставка страховых взносов 0% может применяться указанными компаниями исключительно в отношении выплат членам экипажей судов. Данный тариф страховых взносов установлен на период с 2023 по 2027 год включительно.
Льготные тарифы страховых взносов с 2023 года
Совокупная ставка страховых взносов |
Период действия льготной ставки страховых взносов |
Кто сможет применять |
7,6% |
Бессрочно |
|
7,6% |
В течение 2023-2024 годов |
|
15% |
Бессрочно |
|
0% |
В течение 2023-2027 годов |
|
Как внести средства в рамках программы софинансирования?
Не смотря на то, что присоединиться к программе финансирования уже невозможно, если не подано заявление, пополнение пенсий в 2018 году продолжается.
Пособие в рамках госпрограммы увеличивают те, кто подавал заявления до 31.12.2014.
Для подтверждения заявки участники должны были внести минимальный платеж до 31.01.2015 года.
Перевод дополнительных средств на накопительный пенсионный счет осуществляется одноразово или равными платежами в течение всего года. Минимальный размер добровольного взноса – 2000 руб., максимальный платеж ничем не ограничен.
Денежные средства перечисляются участником программы любым их трех способов:
- самостоятельно через банковское отделение;
- удаленно через сайт Пенсионного фонда с формированием платежного документа;
- через организацию-работодателя.
О перечислении денежных средств необходимо сообщать в ПФ после произведения оплаты до 20-х чисел. Для этого надо передать банковские квитанции или другие платежные документы в отделение.
Для граждан, пришедших в программу до 31.01.2015, предложенный государством порядок перечисления, индексирования сбережений сохранится в течение 10 лет со дня подачи заявления и внесения первого платежа. Создание накопительных долей продолжится через ПФР или НПФ. На индексацию пенсионных сбережений не могут рассчитывать граждане, направившие заявления после 31 января 2015 года. Но они имеют право отчислять платежи для увеличения накопительной пенсии.
Спецоценка и аттестация, как основания для установления дополнительных тарифов на страховые взносы в ПФР
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года условий труда является обязательной практически для всех работодателей и заменяет собой действующую до недавнего времени норму об обязательной аттестации рабочих мест. Одна из целей спецоценки — пополнение бюджета ПФР посредством установления дополнительных тарифов на взносы на основе результатов оценки (см. п. 7 ст. 7 «Закона о спецоценке»). Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 27 «Закона о спецоценке» и ч. 5 ст. 15 ФЗ № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. при установлении размера дополнительного тарифа могут быть использованы результаты аттестации, проведенной ранее и оформленные не позднее 1 января 2014 года.
Результаты специальной оценки условий труда (далее спецоценки) могу служить основанием для применения работодателем более низких дополнительных тарифов в ПФР или получения права на освобождение от уплаты социальных взносов по этим тарифам. Однако, с тем, как и в каких случаях на практике реализуются эти права знают далеко не все работодатели. Попробуем разобраться, как результаты спецоценки влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам.
Свои разъяснения по вопросам формирования дополнительных тарифов взносов в ПФР на основании спецоценки было дано Министерством Труда России в письме 17-3/В-113 от 13.03. 2014 года.
Доплата за вредность и дополнительные страховые взносы
В бюджетном учреждении (техникуме) в 2012 году была проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой по некоторым должностям установлен класс вредности 3.1.
Нужно платить по этим должностям 4 процента как доплату за вредность и еще 2 процента дополнительных страховых взносов? Эти 2 процента дополнительных страховых взносов начисляются на всю заработную плату сотрудника или только на доплату за вредность?
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном:
При этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, действительно составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Дополнительные тарифы страховых взносов за вредность
В зависимости от класса опасности условий труда на предприятии работодатель обязан уплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а работники вредных производств – получать дополнительные льготы и надбавки.
Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Методика специальной оценки условий труда предусматривает идентификацию опасных факторов, их исследование и измерение, отнесение условий труда к этим классам по степени опасности.
На то, к какому классу будут отнесены условия труда на том или ином предприятии влияют химические, биологические, микроклиматические факторы, отнесение труда к классу или подклассу по тяжести трудового процесса.
Такие изменения введены для унификации процедуры оценки условий труда на рабочих местах, и предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций для рабочих, а также формирования комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
В связи с этим были приняты и поправки в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в зависимости от того, к какому классу будет отнесено рабочее место, устанавливаются дополнительные тарифы отчислений.
Величина допвзносов в пенсионный фонд за вредные условия труда в 2019 году определяется по итогам СОУТ. Разберем, как правильно рассчитать величину этой надбавки.
Бесплатно по России
В старости граждане могут получить материальное обеспечение как только в страховой части, так и в страховой и накопительной одновременно.
Первая разновидность пенсии – это денежная выплата компенсационного характера. Граждане получают её в связи с тем, что утрачивают способность к труду. Такая часть перечисления обязательна для формирования у каждого гражданина. Учитывают страховые взносы, которые работодатель платит за своих подчинённых по стандартной процедуре.
Денежные средства аккумулируются в ПФР, потом их переводят в пенсионные баллы, за счёт чего формируется индивидуальный пенсионный коэффициент. В результате получается объём прав, которым обладает тот или иной гражданин.
Накопительная пенсия – отдельный вид перечислений для материального обеспечения граждан. Здесь формирование связано с волеизъявлением обычного гражданина.
Дополнительные тарифы по взносам для пенсионного страхового обеспечения – явление, заслуживающее отдельного рассмотрения. Руководитель обязан платить за тех, у кого трудовые обязанности связаны с вредными и опасными условиями труда.
В этом случае гарантирован выход на пенсию раньше по сравнению с другими категориями граждан. Размер взносов может составлять до 8% от общей заработной платы для сотрудников в том или ином случае. Точные цифры зависят от того, какие результаты дала специальная оценка труда. До 9% составляет тариф для тех, кто не проводил оценку.
Работа по ученическому договору и дополнительные страховые взносы
Должен ли работодатель начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работнику, который трудится в особых условиях труда в соответствии с ученическим договором?
Согласно пункту 11 Правил период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что в статье 27 Закона № 173-ФЗ или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрена определенная работа без указания наименований профессий или должностей.
В этом случае работодатель уплачивает за такого работника страховые взносы по дополнительному тарифу
⭐ Определение Московского областного суда от 31.08.2010 по делу № 33-15966
Работник в учебном отпуске — начислять дополнительные страховые взносы ?
А нужно ли начислять страховые взносы по доптарифу на выплаты работнику, обучающемуся с отрывом от работы?
В период обучения работник не выполняет своих трудовых обязанностей, а значит, на него не воздействуют вредные или опасные факторы, связанные с профессиональной деятельностью. В связи с этим период обучения не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, работодатель не должен уплачивать за работника страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам в период учебного отпуска.
По основной работе – вредные условия труда, по совместительству – обычные как начислять дополнительные страховые взносы ?
Должен ли работодатель начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работнику, который по основной работе трудится во вредных условиях, а по совместительству в этой же организации вредных условий труда у него нет?
Если работник занят на видах работ, включенных в Список № 1 или Список № 2, и результатами аттестации подтверждается, что условия труда по основному месту работы признаны вредными, опасными или тяжелыми, на выплаты работнику нужно начислять страховые взносы по дополнительному тарифу. На выплаты за работу по совместительству указанные взносы начислять не нужно.