Единый таможенный союз страны участники в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый таможенный союз страны участники в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Технического регулирования.
- Таможенного администрирования.
- Статистики торговли.
- Закупок.
- Валютной политики.
- Макроэкономической политики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Финансовых рынков.
- Миграционной политики.
- Торгового режима с третьими странами.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Соблюдения авторского права.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Естественной монополии и других областей.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Экономические эффекты
Таможенный союз зародился в Европе и является одной из организационных форм экономической интеграции . Таможенный союз имеет два экономических эффекта: статический и динамический.
Статический эффект
Есть эффекты создания торговли и эффекты отклонения торговли. Эффект создания торговли относится к выгодам, создаваемым продуктами отечественного производства с более высокими производственными затратами для производства стран таможенного союза с более низкими затратами. Эффект отклонения торговли относится к убыткам, возникающим при импорте продукта из страны, не являющейся членом, с более низкими производственными затратами, в страну-член с более высокой стоимостью. Это цена вступления в Таможенный союз. Когда эффект создания торговли превышает трансфертный эффект, совокупный эффект от присоединения к Таможенному союзу для стран-членов представляет собой чистую прибыль, что означает повышение уровня экономического благосостояния стран-членов; в противном случае это чистый убыток и снижение уровня экономического благосостояния.
Эффект создания торговли обычно рассматривается как положительный эффект. Это связано с тем, что себестоимость внутреннего производства в стране А выше, чем стоимость производства страны А, импортируемой из страны Б. Таможенный союз заставил страну А отказаться от внутреннего производства некоторых товаров и заменить его на страну Б для производства этих товаров. . В мировом масштабе такое преобразование производства повышает эффективность распределения ресурсов .
Зона свободной торговли ЕАЭС
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была создана Зона свободной торговли (ЗСТ). Эта зона представляет собой территорию, где товары и услуги могут перемещаться без таможенных пошлин и препятствий. В ЗСТ находятся страны-члены ЕАЭС, включая Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию.
ЗСТ ЕАЭС способствует развитию внешнеторговых отношений между странами-участницами. Это создает благоприятные условия для бизнеса, стимулирует экономический рост и привлекает инвестиции. Отмена таможенных пошлин помогает снизить стоимость товаров и увеличить их доступность для потребителей.
Основной инструмент ЗСТ ЕАЭС — перечень общих правил и процедур, установленных Регламентом ЕАЭС. Он определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, принципы таможенного и неотъемлемого контроля, а также правила происхождения товаров и их классификации.
В рамках ЗСТ ЕАЭС существуют особые преимущества для предпринимателей, такие как упрощенные процедуры таможенного оформления, одобрение стандартов соответствия и увеличение объемов торговли. Также ЗСТ ЕАЭС предусматривает защиту прав интеллектуальной собственности и взаимную поддержку между странами-участницами.
В целом, Зона свободной торговли ЕАЭС является важным инструментом экономической интеграции участников союза. Она способствует установлению единого экономического пространства, развитию взаимовыгодных торговых отношений и укреплению сотрудничества между странами-членами ЕАЭС.
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Страны Таможенного союза: список
- Российская Федерация
- Республика Беларусь
- Казахстан
- Армения
- Киргизия
Каждая из этих стран вносит свой вклад в развитие экономического и таможенного сотрудничества в рамках Таможенного союза. Внутри союза действуют единые правила и нормы, регулирующие взаимные отношения между участниками. Одним из ключевых преимуществ членства в Таможенном союзе является свободный обмен товарами без пошлин и ограничений на территории союзных стран.
Страна | Площадь | Население | ВВП |
---|---|---|---|
Российская Федерация | 17 098 242 км² | 146,6 млн человек | $1,46 трлн (2020) |
Республика Беларусь | 207 595 км² | 9,4 млн человек | $60,6 млрд (2020) |
Казахстан | 2 724 900 км² | 18,7 млн человек | $180,1 млрд (2020) |
Армения | 29 743 км² | 2,9 млн человек | $13,6 млрд (2020) |
Киргизия | 199 951 км² | 6,6 млн человек | $8,4 млрд (2020) |
ЕАЭС страны-участники
Изначально экономический союз был создан тремя странами — Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном. Предшественником Евразийского экономического союза было евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), существовавшее в первые полтора десятка лет этого века.
В 2015 году к организации-сообществу присоединились Кыргызстан и Армения. Сообщество было преобразовано в союз в связи с расширением географии и укреплением его экономического влияния.
Таким образом, в настоящее время за столом переговоров в ЕАЭС в качестве постоянных участников присутствуют:
- Армения
- Белоруссия
- Казахстан
- Кыргызстан
- Россия
На основе подписанных соглашений о свободной торговле и сотрудничестве организация взаимодействует с другими странами, такими как Куба, Молдова, Таджикистан, Узбекистан.
История развития Таможенного кодекса таможенного союза
Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС) представляет собой нормативно-правовой акт, который регулирует таможенные отношения в рамках таможенного союза. История создания и развития ТК ТС начинается с момента формирования таможенного союза.
Таможенный союз был создан 1 января 2010 года с целью обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках территории таможенного союза. Сначала в качестве основного регулирующего акта использовался ТК Таможенного союза (ТК ТС), который был принят 27 ноября 2009 года и вступил в силу с момента создания таможенного союза.
С течением времени возникла необходимость в пересмотре и усовершенствовании ТК ТС, чтобы он мог более полно учитывать изменения в мировой экономике и таможенном праве. В результате, 18 апреля 2017 года главы государств-членов таможенного союза решили приступить к работе над новой редакцией ТК ТС.
Новая редакция ТК ТС была разработана с учетом международных стандартов таможенного права и передовых практик. Она включает в себя такие важные аспекты, как упрощение процедур таможенного оформления, внедрение электронных систем обмена информацией и автоматизации таможенных процессов, а также усиление контроля за таможенными правонарушениями.
Новая редакция ТК ТС вступила в силу 1 января 2018 года. Однако, с течением времени стало ясно, что некоторые положения ТК ТС требуют дальнейшей доработки и совершенствования, так как не позволяют достичь полной интеграции таможенных органов государств-членов таможенного союза и эффективно решать возникающие проблемы.
Основные изменения Таможенного кодекса таможенного союза в 2024 году
В 2024 году вступают в силу значительные изменения в Таможенный кодекс таможенного союза, которые направлены на улучшение и упрощение процедур таможенного контроля и регулирования внешней торговли. Одно из важных изменений заключается в расширении использования электронных таможенных деклараций, что существенно ускорит процесс прохождения границы и снизит бюрократическую нагрузку на участников внешнеторговой деятельности.
Другим важным изменением является упрощение процедуры оформления и предоставления документов для таможенного декларирования товаров. Теперь предприниматели смогут сократить время на оформление нужной документации и получения разрешений, что позволит им быстрее выпустить товары на рынок и поддержать экономическую активность.
Основные изменения Таможенного кодекса таможенного союза в 2024 году
- Расширение использования электронных таможенных деклараций
- Упрощение процедуры оформления и предоставления документов
Кроме того, в новом Таможенном кодексе также предусмотрены меры для улучшения контроля за перемещением товаров внутри территории таможенного союза. Введение новых технологий позволит эффективно отслеживать перемещение товаров и предупреждать незаконную деятельность. Это повысит безопасность транзита товаров и снизит риски, связанные с контрабандой и незаконной деятельностью.
В целом, основные изменения Таможенного кодекса таможенного союза в 2024 году направлены на упрощение таможенных процедур, сокращение времени на оформление документов и улучшение контроля за перемещением товаров. Это будет способствовать стимулированию внешнеторговой деятельности и развитию экономики стран-участниц таможенного союза.
Основные задачи комиссии таможенного союза
Деятельность Комиссии заключается в издании различных нормативно-правовых актов, подписываемых всеми членами Комиссии. Состав Комиссии таможенного союза включает в себя председателя и двух членов. Председателем Комиссии является Шувалов Игорь Иванович, первый заместитель Председателя Правительства РФ. Членами Комиссии таможенного союза стали Румас Сергей Николаевич, заместитель премьер-министра Республики Беларусь, и Шукеев Умирзак Естаевич, первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан. Рабочим органом Комиссии таможенного союза является Секретариат, который занимается организацией работы Межгосударственного совета ЕврАзЭС, высшего органа таможенного союза. Кроме того, Секретариат решает проблемы информационно-технического обеспечения Комиссии. Работа секретариата осуществляется под руководством Ответственного секретаря Комиссии таможенного союза.
Структура Секретариата включает в себя целый ряд департаментов, а именно:
— Департамент таможенного администрирования;
— Административный департамент;
— Департамент торговой политики;
— Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
— Департамент финансовой политики;
— Правовой департамент;
— Департамент политики в области санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер и технического регулирования;
— Научно-экспертный совет.
Единый Таможенный союз в том виде, в каком он был основан в 1995 году Россией, Казахстаном и Белоруссией, явился по сути первой успешной попыткой создать хоть какое-то объединение постсоветских стран после нескольких провальных. Залог успеха заключался в том, что при его учреждении были оставлены претензии на глобальное экономическое объединение. Осталась лишь базовая идея “торговли без границ”, которая позднее оформилась в принцип четырех свобод: торговли, рабочей силы, капитала и услуг. На территории Таможенного союза в первую очередь были отменены таможенные пошлины. Это и послужило толчком к развитию безбарьерных торговых отношений.
Изначально членство в Евразийском экономическом сообществе, предшественнике ЕАЭС, не означало обязательное участие в Таможенном союзе. С 2015 года все изменилось: после создания Евразийского экономического союза страны, входящие в его состав, автоматически принадлежат и к ТС.
Молдавия: подготовка к присоединению к Таможенному союзу
Молдавия активно ведет подготовку к присоединению к Таможенному союзу, который сформирован из России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Присоединение к Таможенному союзу позволит Молдавии получить ряд экономических преимуществ и укрепить торговые связи с другими странами.
Одним из главных этапов подготовки к присоединению является гармонизация молдавского законодательства с законами Таможенного союза. Молдавская сторона активно работает над этим процессом, чтобы обеспечить соответствие своих законов и норм с таможенными требованиями союза.
Также Молдавия активно осуществляет переговоры со странами Таможенного союза для установления торговых условий и соглашений. Это включает в себя обсуждение тарифов, квот и других вопросов, которые регулируются правилами Таможенного союза.
Помимо этого, Молдавия проводит работы по модернизации своей таможенной системы и усиливает контроль за перемещением товаров и грузов через свои границы. Это направлено на обеспечение соответствия молдавских таможенных процедур и стандартов требованиям Таможенного союза.
Успешное присоединение Молдавии к Таможенному союзу позволит стране расширить свой экономический потенциал и увеличить объемы торговли с другими членами союза. Это создаст новые возможности для молдавских предприятий, повысит уровень жизни населения и способствует укреплению политических и экономических связей в регионе.