Как организации списать расходы на автозапчасти

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организации списать расходы на автозапчасти». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как уже было отмечено выше, в программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» аналитический учет по счету 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» ведется в разрезе центров материальной ответственности (материально ответственное лицо и подразделение). При смене материально ответственного лица, например, при увольнении водителя следует ввести документ Внутреннее перемещение материалов (забалансовый учет), в котором указываются старый (Отправитель) и новый (Получатель) водители. Табличную часть документа удобно заполнять с помощью кнопки Подбор. В обработке подбора будут указаны все запасные части, учитываемые на счете 09 по выбранному МОЛ (центру материальной ответственности — отправителю).

Действующие коды в 2017 году

В текущем году используются следующие коды для отражения вида совершаемых операций:

  • 1011410 – продажа продукции через экспорт;
  • Код операции 1010274 в декларации по НДС – продажа лома, остатков цвет. металлов и чермета;
  • 1010421 – продажа продукции в государства ЕАЭС;
  • 1010447 – корректирование размера вычетов и базы по налогу;
  • 1010204 – реализация отечественных и ин. мед. товаров по следующему списку:
  • Лекарства, необходимые для жизни в первую очередь;
  • Очки и линзы, предназначением которых является исправление зрения;
  • Протезы;
  • Материалы для производства мед. изделий.
  • Код операции 1010410 в декларации по НДС – реализация продукции на экспорт, в том числе в оффшоры;
  • 1010806 – операции, которые не являются объектом обложения НДС, в том числе продажа участков земли;
  • 1010211 – мед. услуги, кроме услуг ветеринарного, косметического и санитарно-эпидемиологического характера;
  • 1010292 – заем денежными средствами или ценными бумаги, включая начисляемые проценты по нему;
  • Код операции 1010256 в декларации по НДС – реализация прав пользования на различные базы данных, уникальные изобретения, ноу-хау, ПО для ЭВМ, образцы промышленного характера;
  • 1011711 – продажа продукции ин. лиц, которые не зарегистрированы в налоговой службе в качестве плательщиков;
  • 1010243 – реализация:
  • Долей в УК;
  • Паев в фондах корпоративного и инвестиционного характера;
  • Ценных бумаг;
  • 1011703 – предоставление имущественных объектов во временное использование органами власти и управления;
  • Код операции 1010245 в декларации по НДС – услуги образовательного характера, предоставляемые некоммерческими фирмами, за исключением услуг консультационного характера;
  • 1010425 – услуги транспортно-экспедиционного характера, которые осуществляются на основании соответствующих контрактов;
  • 1011422 – продажа сырьевых товаров посредством экспорта;
  • Код операции 1010288 в декларации по НДС – передача продукции или исполнение работ на безвозмездной основе в рамках деятельности благотворительного характера.

Бухучет запасных частей для авто

Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:

  • приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
  • могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему. Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Покупаем, собираем, приходуем объект основных средств по частям

Однако некоторые нюансы этой процедуры все же урегулированы.

Ситуация, когда учреждению потребуется купить объект основных средств по частям, может сложиться как в условиях недостаточного финансирования, так и в условиях большого количества остатков запчастей от списанных объектов, которые могли бы составить отдельный объект основных средств. законченное устройство со всеми приспособлениями и приборами к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, приборы, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, контро­лируемая учреждением.

Основные правила и принципы списания запчастей

1. Учет и классификация запчастей: Перед началом процесса списания запчастей необходимо провести учет и классификацию всех имеющихся на складе деталей. Запчасти должны быть укомплектованы и помечены соответствующими идентификационными кодами, чтобы обеспечить их однозначную идентификацию при списании.

2. Проверка состояния и исправности запчастей: Перед списанием запчасти необходимо внимательно проверить их состояние и исправность. Если запчасть повреждена или неисправна, то она должна быть заменена или отремонтирована, а ее списание должно быть документально подтверждено.

3. Соблюдение правил складского учета: При списании запчастей необходимо строго соблюдать все правила и процедуры складского учета. С данными запчастями должны быть связаны соответствующие записи в учетной системе, которые должны быть актуализированы сразу после процесса списания.

Читайте также:  Выплаты по 1 группе инвалидности в 2024 в Москве

4. Фиксация информации о списании: При списании запчастей необходимо фиксировать всю необходимую информацию о процессе: дату и время списания, причину списания, сумму и количество списываемых запчастей, а также ответственного сотрудника.

5. Проведение периодической инвентаризации: Для поддержания актуальности данных и предотвращения возможных потерь, необходимо периодически проводить инвентаризацию запасов. В результате инвентаризации должны быть выявлены все недостачи и излишки запчастей, которые должны быть подвергнуты коррекции.

6. Соблюдение правил экономии и оптимизации: При списании запчастей необходимо соблюдать принципы эффективного управления запасами и стремиться к экономии и оптимизации. Неиспользуемые или устаревшие запчасти должны быть списаны, чтобы освободить место на складе и избежать излишних затрат. При необходимости можно применять методы прогнозирования спроса и оптимизации заказов, чтобы обеспечить оптимальное количество запасов и минимизировать затраты на их хранение.

Процедура фиксации и подтверждения списания

Процедура фиксации и подтверждения списания запчастей на автомобиль является важной частью эффективного управления запасами. Она позволяет контролировать расход ресурсов и обеспечить точность учета.

В начале процедуры необходимо проверить наличие необходимых документов, таких как заявка на списание запчастей и акт выполненных работ. Эти документы должны быть подписаны ответственным лицом и содержать подробную информацию о списываемых запчастях.

Далее следует фиксация факта списания запчастей. Для этого составляется специальный акт списания. В акте указываются детали списываемых запчастей, их количество и стоимость. Также акт должен содержать подписи лиц, ответственных за списание и подтверждающие факт выполненных работ.

После составления акта списания необходимо провести проверку фактического наличия запчастей и сравнить их с данными в акте. Если возникают расхождения, необходимо провести расследование и выяснить причину расхождений.

Затем следует завершающий этап процедуры — подтверждение списания. Для этого подписывается акт списания ответственным лицом и проводится проверка соответствующих документов. После подтверждения списания запчастей, информация о списании вносится в учетную систему, чтобы обеспечить актуальность информации о наличии запасов.

Мониторинг и контроль списания запчастей

Мониторинг и контроль списания запчастей – важный этап эффективного управления запасами автомобиля. Чтобы предотвратить потери и избыточное списание запчастей, необходимо осуществлять постоянное наблюдение за процессом.

Для этого рекомендуется разработать систему контроля, которая позволит отслеживать каждое списание запчасти и хранить информацию о нем. Важно указывать дату списания, наименование запчасти, причину списания и ответственного сотрудника.

Одним из эффективных инструментов мониторинга является внедрение автоматизированной системы учета. Такая система позволит в режиме реального времени получать информацию о каждом списании, контролировать остатки запчастей на складе и оптимизировать процесс заказа новых запасных частей.

Кроме того, необходимо регулярно проводить инвентаризацию запасов. Это позволит установить фактические остатки запчастей и сравнить их с данными, полученными в результате мониторинга. Если обнаружены расхождения, возможно обнаружение ошибок в системе учета или необоснованное списание запчастей.

Важно также установить ответственность за ненадлежащее списание запчастей. В случае выявления фактов хищения или злоупотребления, необходимо принять меры по привлечению виновных к ответственности. Это поможет предотвратить неправомерное списание и повысить эффективность управления запасами.

Первоначальная стоимость

В бухгалтерском и налоговом учете автомобиль относят к основным средствам. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля складывается из фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) . Расходы, включаемые в первоначальную стоимость приобретенного основного средства, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение основных средств»). В налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).

В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ), а также суммовые разницы (пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами. Вопрос о включении в первоначальную стоимость автомобиля платы за регистрацию в ГИБДД будет рассмотрен ниже.

Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства».

Добровольное страхование

Многие организации, имеющие в собственности автомобиль, не считают условия ОСАГО удовлетворительными и оформляют добровольную страховку по различным рискам (угону, ущербу), а также дополнительную гражданскую ответственность. Как правило, такие договоры представляют собой смешанные договоры страхования и предусматривают страхование не только ответственности, но и самого имущества. Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при покупке полиса ОСАГО транспортных средств. Данные расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой.

В налоговом учете в расходы по налогу на прибыль по добровольному страхованию можно включить:

Минфин РФ и налоговые органы придерживаются той точки зрения, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности (кроме страхования, являющегося условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями), не признаются расходами для целей налогообложения прибыли .

Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.

Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой. Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования.

Включение затрат на сигнализацию в первоначальную стоимость основного средства или отнесение их на текущие расходы в бухгалтерском и налоговом учете зависит прежде всего от времени и условий приобретения и установки на автомобиль дополнительного оборудования. 1. Если сигнализация входит в базовую комплектацию приобретаемой машины, то в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется с учетом стоимости сигнализации.

2. Наиболее распространен случай, когда при реализации машины продавец за отдельную плату сам устанавливает выбранную покупателем сигнализацию. Ее продажа осуществляется по другому договору, либо стоимость данного оборудования выделена отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. Покупатель автотранспортного средства отдельно платит и за установку сигнализации на машину.

Официальных разъяснений по вопросу включения цены сигнализации в первоначальную стоимость машины или же отнесения таких затрат сразу на текущие расходы не существует.

При проведении проверок налоговые органы настаивают, чтобы стоимость дополнительного оборудования включалась в первоначальную стоимость основного средства.

Какие аргументы можно привести при возникновении разногласий с налоговиками? В бухгалтерском учете единицей учета автомобиля является инвентарный объект. Однако, если он состоит из нескольких частей с существенно разным сроком полезного использования, то каждую из них нужно учитывать отдельно . Тем более что в дальнейшем сигнализация может быть снята с автомашины без причинения для нее вреда и установлена на другую.

Соответственно активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списываться в состав расходов по обычным видам деятельности сразу после установки.

Когда стоимость сигнализации выше, чем лимит, установленный в учетной политике, и организация своим внутренним документом установила для сигнализации существенно меньший или больший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер может учесть сигнализацию как отдельный инвентарный объект.

Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора – включать или нет в первоначальную стоимость автомашины стоимость сигнализации и затраты по ее установке.

В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как уже говорилось выше, в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Автомобиль может эксплуатироваться и без сигнализации, следовательно, как считает автор, она не должна включаться в налоговом учете в первоначальную стоимость автотранспортного средства.

Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, превышающей 10 000 руб. Срок же полезного использования сигнализации составляет больше 12 мес., и при условии, что ее стоимость более 10 000 руб., сигнализация в налоговом учете признается амортизируемым имуществом.

Согласно Классификации сигнализацию можно отнести к 4-й амортизационной группе «Прочее электрооборудование» со сроком полезного использования 5–7 лет. Сигнализация подлежит амортизации в общеустановленном порядке. И при условии, что стоимость сигнализации и ее установки без НДС не превышает 10 000 руб., такие расходы можно сразу признать в составе материальных (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в бухгалтерском учете организация признает расходы на сигнализацию в составе первоначальной стоимости автомобиля, то возникают постоянные разницы (см. ПБУ 18/02). Поэтому в бухгалтерском учете сигнализацию (в случае соответствия критериям для учета в качестве отдельного инвентарного объекта) целесообразнее учитывать отдельно от автомобиля, установив срок полезного использования аналогично сроку использования в налоговом учете.

3. В случае, когда сигнализация была приобретена и установлена на транспортное средство после начала эксплуатации автомобиля, расходы по установке сигнализации не станут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 № А56-47890/04.

Изменять первоначальную стоимость основного средства можно при модернизации, дооборудовании, достройке, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке. Установка сигнализации ни к одному из вышеназванных случаев не относится .

Таким образом, в бухгалтерском учете при установке сигнализации на автомобиль ее можно учесть как отдельный инвентарный объект или признать в составе МПЗ, как было изложено выше.

В налоговом учете первоначальная стоимость также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Как отразить в учете продажу автомобиля, если по налоговому учету начислена амортизация полностью, в бухгалтерском учете амортизация начисляется?

При поступлении на склад купленные детали на основании полученной накладной приходуются материально ответственным лицом в Книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042) по наименованию и количеству.В бухгалтерском учете запчасти приходуются по фактической стоимости с учетом НДС, предъявленного учреждению поставщиком, если запчасти предполагается использовать в деятельности, не подпадающей под обложение НДС. Об этом сказано в п. 52 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г.

Читайте также:  Проезд на запрещающий сигнал светофора штраф 2024 с камеры

N 148н (далее — Инструкция N 148н). Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются в том числе суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, а также за доставку материальных запасов до места их использования.

Особенности акта на списание запчастей автомобиля в россии

Сначала запчасть ставится на учет на 105.00 счете и находится там до момента установки ее на транспортное средство.В момент установки этой запчасти на транспортное средство необходимо ввести документ «Списание материалов» с видом операции «Списание запчастей к транспорту (поступление на забалансовый счет 09)».

Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти (п. 9 ПБУ 5/01). При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку: Дебет 10-5 Кредит 91-1 – оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11). Иногда, чтобы привести замененные запчасти в пригодное состояние, организации ремонтируют их.

При составлении акта списания запчастей учтите основные правила и рекомендации:

  • Укажите основные данные автомобиля, на котором был проведен ремонт, включая его марку, модель и государственный регистрационный номер.
  • Укажите все запасные и автомобильные ободки, которые были сняты и списаны при ремонте. Не забудьте указать их наименование, количество и стоимость. Также укажите дату и причину списания.
  • Заполняйте акт списания в соответствии с учетными правилами и инструкциями вашей организации. Ос-4а (основное средство поставки запасных частей) может содержать дополнительные требования к учету и списанию.
  • Не забудьте подписать акт списания и приложить к нему документальное подтверждение, такое как счет-фактура или накладная на запчасти.

Учет поступления на хранение запасных частей: проводки

Аналитический учет запчастей ведется в рамках номенклатуры (однородных групп) по стоимости приобретения. Основанием для получения учетных данных служит накладная.

Пример поступления запчастей

ООО «Планер» имеет на балансе автомобиль, используемый для служебных целей. Для проведения среднего ремонта требуется приобретение редуктора в сумме 25 700 рублей, включая НДС 3920,34 рубля. В учете предприятия вносятся записи:

  1. Отражена поставка запчасти: Дт 10/5 Кт 60 на сумму 21 779,66 рублей;
  2. Учтен НДС, предъявленный поставщиком: Дт 19 Кт 60 на сумму 3 920,34 рублей;
  3. Учтена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 на сумму 25 700 рублей.

Складской учет осуществляется с использованием карточек учета материалов № М-17 в ручном или электронном виде. Особая необходимость ведения карточек возникает при использовании в организации обменного фонда запчастей, ремонтируемых и устанавливаемых в дальнейшем на ОС.

В бухучете затраты на ремонт автомобиля отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01, подп. 5, 7 ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44. ) Кредит 10-5

– списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Такой порядок предусмотрен пунктом 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит. Поэтому в учете заказчика передачу материалов отразите проводкой:

Дебет 10-7 Кредит 10-5

– переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44. ) Кредит 10-7

– списаны запчасти, израсходованные на ремонт автомобиля (на основании отчета подрядчика).

Если запчасти, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они должны быть возвращены. Возврат оформите накладной (формы № М-11, № М-15). Об этом сказано в пункте 112 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44. ), 10-7

– оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом.

Стоимость запчастей, по которой они списываются на затраты, определите одним из способов их оценки, закрепленных в учетной политике организации (ФИФО, по стоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости). Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Подробнее об этом см. Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство) .

Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *