Порядок оформления полиса ОСАГО в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок оформления полиса ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная дума может принять закон, который повышает штрафы за нарушение закона об автостраховании. На сегодняшний день отсутствие полиса ОСАГО позволяет инспектору ГИБДД наложить ответственность в 500 рублей. Количество штрафов за сутки ограничено одним.
Главные особенности новых правил ОСАГО в 2022 году
Поступают инициативы повысить ответственность за отсутствие автогражданки. К тому же поступило предложение проверять наличие ОСАГО не только инспекторами, но и специальными камерами регистрации. Устройства будут подключены к базе данных и смогут автоматически сверять госномер авто с наличием оформленной на него страховки. В случае прохождения инициативы за каждый день эксплуатации транспортного средства без ОСАГО водителю придётся оплачивать штраф.
Такие меры ставят целью побуждать водителей заблаговременно оформлять автогражданку. Сделать это просто, при желании можно воспользоваться интернетом.
После покупки нового автомобиля его владельцу отводится 10 суток на приобретение автогражданки. В течение этого срока водитель не может быть оштрафован.
Важно! Каждый водитель имеет реальную возможность экономить на оплате штрафа за страховку. Если произвести платёж в течение 20 суток с момента выписки административной ответственности, тогда можно заплатить лишь половину необходимой суммы.
Итак, мы подробно рассмотрели, какие изменения в ОСАГО стали действовать в 2022 году. Обязательно их учитывайте при расчёте стоимости полиса. Лучше проверить расчёты страховщика, потому что некоторые компании допускают просчёты, а расплачиваются за это доверчивые водители.
Оформление полиса в офисе страховой компании
Этот традиционный способ ежегодно выбирают сотни тысяч автомобилистов. Частные владельцы автотранспорта составляют большую часть клиентуры страховых компаний, и преобладающая часть договоров ОСАГО заключается именно с физическими лицами.
В 2022 году перечень необходимых для оформления «автогражданки» документов изменен не будет. Для заключения договора ОСАГО страхователь должен принести в офис компании следующее:
- Общегражданский паспорт. Если страхователь не является владельцем транспортного средства, нужно предоставить 2 паспорта: и страхователя, и хозяина автомобиля.
- Водительское удостоверение. Если автомобилем будут управлять несколько человек, нужно принести водительские права каждого. В случае оформления неограниченной страховки разрешается предоставить только документы самого страхователя.
- ПТС/СТС транспортного средства. В 2022 году техпаспорта на новые автомобили будут оформляться в электронном виде. Для получения полиса ОСАГО вам нужно заранее получить выписку и предоставить эту бумагу страховщику.
- Диагностическая карта. Документ должен быть действующим и предоставляется страховщику на листе бумаги форматом А4. Карта диагностики – это замена свидетельства ТО. В ней указывается состояние проверенных специалистом агрегатов и узлов транспортного средства. Без наличия данного документа полис вам не выдадут. Поэтому надо заблаговременно пройти техосмотр и позаботиться о том, чтобы вам выдали новую диагностическую карту.
- Заявление. Его вы будете заполнять на месте. Бланк выдаст сотрудник компании в офисе.
Можно ли заранее оформить полис ОСАГО
Некоторые автовладельцы предпочитают оформлять полис заранее, т. к. это поможет избежать его просрочки. Несмотря на отсутствие каких-либо ограничений в законодательстве, не все страховые компании идут навстречу клиентам.
В любом случае, стоит знать, что каждый автовладелец имеет право оформить новый договор ОСАГО за 30 дней до окончания срока полиса. А многие компании могут увеличивать этот период самостоятельно примерно в два раза. Поэтому актуальную информацию о досрочном оформлении полиса следует уточнять непосредственно в офисе страховщика.
Помимо этого, страховые компании предлагают услугу автопродления полиса, что также достаточно удобно. В этом случае срок действия полиса продлевается на месяц, в течение которого необходимо в обязательном порядке оформить новый договор страхования.
Для заключения договора ОСАГО вам придется представить выбранному страховщику следующие документы:
- Пройденный и актуальный технический осмотр машины. Оформляется техосмотр диагностической картой, выданной аккредитованным оператором технического осмотра (ОТО). Вариантов прохождения техосмотра несколько. Во-первых, можно пройти его самостоятельно на любом ПТО, оказывающей подобные услуги. Во-вторых, провести техосмотр на пункте ТО, с которым сотрудничает ваш страховщик. Отметим, что если страховая настаивает на прохождении техосмотра в конкретной фирме, то это запрещено законодательством, даже существуют санкции за понуждение потребителей к заключению дополнительных контрактов , без которых отказывают в продаже полиса ОСАГО.
Если вы приобрели автомобиль только что, то на прохождение техосмотра и оформление полиса ОСАГО вы имеете лишь 10 дней, на протяжении которых вам разрешено пользоваться автомобилем без страховки. По истечении указанного времени к вам могут применить установленные законодательством санкции за езду без «автогражданки».
Также, следует помнить, что полис ОСАГО не будет действовать, если на момент ДТП Ваша диагностическая карта будет просрочена или удалена из базы ЕАИСТО.
Требуемые документы для покупки полиса ОСАГО физическим лицом
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ №40, обязанность по ОСАГО выполняется путем заключения договора. Для этого физическому лицу, заключающему страховой договор, нужно предоставить документы для полиса ОСАГО, указанные в ч. 3 ст. 15 ФЗ №40, а именно:
Требуемые документы для оформления ОСАГО для юридических лиц в 2023 году
Юридические лица-собственники ТС предоставляют несколько другой пакет документации для оформления ОСАГО, отличный от того, который предоставляют собственники-физлица:
- заявление (форма та же, что и для физлиц);
- свидетельство о государственной регистрации организации или предприятия;
- документ, который выдан ведомством, производящим регистрацию автомобиля (ПТС, СТС, техпаспорт, техталон либо аналогичные документы);
- водительские права в отношении каждого лица, которое будет записано в полис ОСАГО (предоставляются только, если страховка оформляется в отношении ограниченного круга граждан, которые допущены к вождению);
- диагностическая карта (предоставляется не во всех случаях – например, она не нужна в первые 36 мес. с момента производства ТС в отношении легковых машин и грузовых с весом до 3500 кг).
Как купить полис ОСАГО
До 22 августа, до вступления в силу новых правил, полис ОСАГО можно купить с предъявлением действующей диагностической карты. Если её срок действия не истек, и она не просрочена, все данные вносятся в полис ОСАГО, и владелец автомобиля может спокойно пользоваться своим транспортным средством. Исключением являются автомобили, которые ещё ни разу не проходили техосмотр, и у которых ещё не была выпущена диагностическая карта на 2023 год. Это автомобили 2017 года выпуска. Таким машинам полис ОСАГО не оформляют без диагностической карты, поэтому, отправляясь за страховкой, сперва необходимо пройти техосмотр, и после этого с диагностической картой можно ехать в страховую компанию.
Предложение получения ОСАГО без техосмотра позволяет избежать мошеннических схем, которые были с этим связаны. Например, многие, воспользовавшись последним днем действия диагностической карты, покупали полис ОСАГО и продолжали ездить на своём автомобиле без техосмотра, но зато со страховкой. Также по стране станции техобслуживания не соответствуют по большей части требованиям закона. Граждане, вынужденные покупать диагностические карты, поддерживают коррупцию своими действиями. Отвязка полиса ОСАГО от техосмотра поможет искоренить этот недостаток в обществе.
Где пройти техосмотр
Раньше проверкой технического состояния транспортного средства занимались сотрудники ГИБДД. Функция передана в частные организации и сервисы техобслуживания, официальным дилерам автомобильных марок и независимым центрам, которые ремонтируют автомобили и мотоциклы. Вступление в силу новых правил техосмотра предполагает наличие специализированных центров государственной аккредитации, поэтому не каждая станция техобслуживания может провести техосмотр и выдать диагностическую карту.
Важно! Перед прохождением техосмотра водитель должен удостовериться в том, что техническая станция имеет официальную аккредитацию, а сотрудники обладают соответствующей компетенцией.
Ознакомиться со списком сервисных станций можно на сайте российского Союза автостраховщиков. Перед прохождением техосмотра проверьте в пункте факт наличия аккредитации. Вы вправе потребовать предъявление документа, который её подтверждает.
Документы для получения выплаты
Одно из основных условий получения возмещения — это полный пакет документов, который включает:
- заверенную нотариально копию документа, удостоверяющего личность;
- заявление на компенсацию ущерба;
- извещение о ДТП с указанием всех обстоятельств аварии и подписями обеих сторон в комплекте с договором;
- протокол об административном правонарушении (АП), постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела по таковому (для ДТП, оформленных с вызовом сотрудников ГИБДД, не по Европротоколу);
- документы, свидетельствующие о праве собственности на ТС;
- по необходимости: доверенность на того, кто в момент аварии был за рулем;
- счет для перечисления перевода выплаты. Если выгодоприобретатель — лицо, не достигшее совершеннолетия, то нужно разрешение органов социальной защиты;
- иные документы, предусмотренные Правилами ОСАГО.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Кому положены льготы по ОСАГО
Как уже выяснила, в рамках Закона «Об ОСАГО» предусмотрены только ежегодные скидки. Однако на законодательном уровне определена категория граждан, которая может получить 50% от размера оплаченной премии обратно.
К этой категории относят:
- инвалиды любой группы;
- законные представители инвалидов;
- дети-инвалиды.
Что касается ветеранов труда, то данной категории граждан могут быть предоставлены льготы, в виде возврата части денег, только по решению местной или региональной власти. Для получения возврата необходимо будет обратиться в компетентные органы, написать заявление и предъявить полный пакет документов. Что касается практики, то региональные власти готовы идти навстречу данной категории водителей и возвращать до 50% от стоимости ОСАГО.
Что касается выплаты, то также в законе есть уточнения:
- Получить выплату водитель с ограниченными возможностями сможет только в том случае, если сможет официально доказать, что машина необходимо по медицинским показаниям, а не для личных целей.
- Машина должна быть специально оборудована, для граждан с ограниченными возможностями.
- Если речь идет про ребенка в возрасте до 18 лет, то получить компенсацию в размере 50% сможет только законный представитель. При этом, как и в первом случае, вам потребуется доказать, что перевозить ребенка на машине нужно исключительно по медицинским показаниям.
Льготы для оформления ОСАГО для пенсионеров и ветеранов боевых действий, к сожалению не предусмотрены. Такая категория водителей может только ежегодно безаварийно управлять машиной и получать ежегодную скидку в размере 5%.
Особенности добровольной диагностики технического состояния. Как часто надо проходить ТО автомобилей? Можно ли получить полис без техосмотра?
Оценка технического состояния транспортного средства — стандартная плановая процедура для всех видов автотранспорта. Если авто соответствует норме, его владельцу предоставляется специальный документ – диагностическая карта.
Раньше её наряду со свидетельством о регистрации и ПТС было необходимо предоставлять страховой компании при оформлении ОСАГО, но в декабре 2021 года был подписан указ об отмене техосмотра для физических лиц (кроме некоторых случаев).
Если авто транспортируется из-за границы и еще не зарегистрировано, то на срок до 20 дней оформляется транзитный страховой полис.
Правила возмещения по ОСАГО
Главным законодательным регулятором в данной сфере является последняя редакция Федерального Закона от 25.04.2002 № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Изменения затронули следующие важные аспекты автогражданского страхования:
- изменился временной период, за который страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль – 5 дней после подачи заявления о ДТП;
- введен запрет на независимые экспертизы;
- срок выставления претензии автовладельца в адрес страховой компании теперь составляет 10 дней;
- начиная с августа 2017 года срок действия полиса должен быть не менее 1 года;
- замена денежного возмещения убытков по полису автострахования на ремонт в автомастерских;
- увеличение лимита выплат до 400 тысяч руб. на имущество, до 500 тысяч руб. – на физических лиц.
Почему нужны изменения
По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.
— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.
Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).
— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.
В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:
— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.
Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.
— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.
Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:
— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.
- Повышение лимитов и отмена учета износа
Как только автомобиль забирают из салона, он начинает стареть, рассказал Воропаев. Если человек через условное время попал в ДТП, то этот амортизационный износ рассчитывается как стоимость выплаты за аварию, если вы выбираете деньги. Отмена износа важна в том случае, когда гражданин в качестве компенсации выбирает денежную выплату.
— В этом случае нужно считать выплату без учета износа. То есть ту же стоимость, которую компания должна была бы выплатить деньги за ремонт в салоне, — объяснил он.
Автоюрист обратил внимание, что стоимость компенсации по ОСАГО не может превышать 50 процентов от износа машины.
— Кроме того, пострадавший получает сумму за повреждения автомобиля, которая рассчитывается по единой методике. Она предполагает выплаты в два-три раза меньше, чем ему необходимо для ремонта, — уверен Воропаев.
- Штрафы с камер и ДТП без справок
Александр Баклушин рассказал, что особенность этого нововведения в том, что часть водителей не защищены от ситуации, когда в них врезается водитель без полиса ОСАГО.
— В этом случае потерпевшему приходится обратиться в суд. А учитывая то, что у виновного не было средств для оплаты ОСАГО, скорее всего, компенсация, назначенная судом, будет невысокой, — предположил Баклушин.