Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Через какой срок должны расселить по закону, если дом признали аварийным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Какие документы нужны для переселения
По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:
- заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Что такое аварийное жилье
Расселению подлежат дома, которые признаны непригодными для проживания. То есть те, что представляют опасность для жизни и здоровья жильцов. Полный перечень домов, подпадающих под категорию непригодных, прописан в постановлении правительства № 47 (от 28.01.2006). Однако чаще всего в контексте расселения речь идет об аварийных домах.
Дом считается аварийным, если более 50 процентов его квартир и основных несущих конструкций (фундамент и стены) признаны опасными для проживания людей. В таком случае объект должны расселить.
По данным Минстроя за 2019 год (более свежих нет), в аварийных домах живут около миллиона россиян. В ноябре этого года президент Владимир Путин заявил о необходимости «расселять людей из трущоб». По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, за 11 месяцев текущего года из аварийных домов переехали более 152 тысяч человек.
Что можно получить при расселении
Есть два основных варианта компенсации при расселении — получение нового жилья или денежной компенсации.
В первом случае, согласно 32-й статье Жилищного кодекса РФ, переселенцам предоставят новую квартиру такой же площади, как прежняя, но не менее шести квадратных метров на человека.
Во втором — проведут оценку выкупной цены аварийного жилья и выплатят данную сумму собственникам. Выкупная цена складывается из четырех параметров:
- рыночная стоимость жилья;
- стоимость доли собственника в общем имуществе;
- стоимость доли собственника в праве на земельный участок;
- убытки собственника.
По словам Крохина, переселенцы редко выбирают денежную компенсацию, так как во многих регионах стоимость жилья рассчитывается не по рыночной ставке.
Как действует программа
Во многом предложенные варианты зависят от оснований, приведенных государственными служащими для выселения. Какое решение может быть принято:
- Изъятие сооружения в пользу государственного субъекта. В этом случае новым собственником станет муниципалитет. Текущий хозяин получит денежную компенсацию из бюджета.
- Предоставление нового жилья. По программе переселения из аварийного жилья 2019-2025 года обратившемуся могут предложить новое помещение. Этот процесс регулируется 32 статьей Жилищного кодекса России. Если владелец согласиться, то с ним заключают соглашение, где прописаны все детали.
Как работает переселение из аварийного жилья
В России в 2019 году стартовал нацпроект «Жилье и городская среда», в рамках которого обитатели аварийных домов переселяют в благоустроенные квадратные метры. Финансирование программы осуществляется из нескольких источников, в том числе и за счет средств федерального бюджета. В общей сложности по стране сейчас более 9 млн квадратных метров признаны аварийными.
Все расселение осуществляется в порядке очереди и в приоритете оказываются те дома, где существует наибольшая вероятность обрушения конструкции. Следовательно, если фундамент вашего дома дал трещину, а несущие стены покосились, то вы вправе потребовать переселение из аварийного жилья в первую очередь. Реализация данного нацпроекта запланирована до 2025 года включительно.
Согласно условиям нацпроекта, переселение осуществляется в несколько этапов:
- Регистрация заявления и подтверждающих документов с просьбой о переселении в межведомственной комиссии.
- Официальный ответ о признании дома аварийным вместе с принятым решением о переселении.
- Добавление адреса объекта в единый реестр аварийного жилья и автоматическое включение в программу расселения.
- Уведомление об изъятии аварийного объекта недвижимости и варианты соглашений о материальной компенсации или полном переселении.
- Согласование вариантов и подписание наиболее приемлемого для всех сторон. Законом отведено 90 дней на то, чтобы администрация и жильцы аварийного дома достигли договоренностей;
- Переселение в благоустроенную жилплощадь с подписанием акта;
- Оформление права собственности в Росреестре или подписание договора о временном социальном найме. Кроме того, на этом этапе также возможна полная денежная компенсация за изъятые авариные квадратные метры.
Расчет стоимости ветхого жилья
Как мы уже знаем, программа переселения из ветхого жилья после 2023 года предусматривает (по желанию собственника) денежную компенсацию, срок выплаты которой назначается в индивидуальном порядке по согласию сторон.
Выкупная цена квартиры, попавшей под снос, а также ветхого и аварийного жилья, исчисляется с учетом нескольких факторов:
- стоимость выкупаемого помещения с учетом степени износа;
- издержки владельца квартиры, связанные с процессом;
- затраты на переезд и поиск нового жилья с целью его предстоящего оформления;
- расходы собственника при досрочном прекращении обязательств с учетом необходимости возмещения потерянной выгоды.
Особенности расселения
После последних поправок в законодательстве, условия переселения из аварийного жилья изменились:
- правила расселения будут регулироваться федеральным законодательством и станут едиными для всех регионов;
- право на новое жилье, соответствующее старому, получают проживающие по договору социального найма;
- жильцы, имеющие право собственности на квартиру, могут вместо нового дома получить денежную компенсацию в размере, соответствующем рыночной стоимости имеющейся недвижимости;
- увеличение жилой площади возможно только в том случае, если размеры старой квартиры были существенны ниже стандартов;
- претендовать на квартиру с увеличенной площадью могут определенные категории граждан – обладающие ученой степенью или наградами, инвалиды и лица, проживающие с родственником, страдающим тяжелым заболеванием.
Что понимать под равнозначным жильем
Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади.
При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).
И еще один момент! Когда семья в аварийном доме живет в стесненных условиях — 30 кв.м общей площади на 5-6 проживающих человек (при этом семья стоит на очереди для получения квартиры большей площади) и им предоставляют по программе переселения квартиру такой же площади — это нормальная практика. (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.
Причины признания дома аварийным
Условия признания жилых помещений аварийными разработаны минстроем еще в 2006 году. Они закреплены Постановлением Правительства РФ от 2006 года № 47.
№ п/п | Условия | Комментарии |
---|---|---|
1 | Плохое состояние объекта | Высокий уровень физического износа отрицательно повлиял на надежность несущих конструкций. Вследствие чего дальнейшее проживание в доме опасно для жизни. |
2 | Негативное влияние окружающей среды | Особенности окружающей среды по месту расположения объекта отрицательно влияют на здоровье граждан или сохранность здания. |
- Оформление заявки в письменном виде. В заявительном бланке обязательно указать данные заявителя, точный адрес расположения объекта, описание разрушений и повреждений, перечень доказательных документов. Заявитель обязательно должен поставить подпись. Если обращение коллективное, то все заявители подписывают письменное обращение.
- Создание комиссии, которая определит статус объекта и оформит акт о проведении экспертизы. Заключение оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается заявителям. На принятие решения отводится пять суток.
- Признанные аварийными объекты подлежат расселению в течение четырнадцати суток. В реальности эта процедура растягивается до нескольких месяцев.
Что такое аварийное и ветхое жилье
Ваш старый дом должны расселить или только отремонтировать? Чтобы знать, на что вам рассчитывать, необходимо разобраться в понятиях «ветхое» и «аварийное» жилье.
Ветхое жилье
Ветхое жилье (ветхое состояние здания) — жилое здание, которое из-за высокого износа перестает отвечать эксплуатационным требованиям. Ваш дом должен быть признан ветхим жильем, если, к примеру, его фасад обваливается, крыша течет, а все коммуникации требуют ремонта. При этом несущие конструкции здания устойчивы и не грозят обрушением.
Показатели ветхости по Методическому пособию жилфонда МКД 2-04.2004:
— износ для каменных домов — свыше 70%;
— износ для деревянных домов и мансард со стенами из местных материалов — свыше 65%;
— несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания.
Аварийное жилье
Аварийное жилье (аварийное состояние здания) — жилой дом, в котором основные несущие конструкции изношены до состояния, представляющего опасность для жизни. К примеру, если фундамент вашего дома начал разрушаться, а в несущих стенах появились трещины — есть все основания для признания здание аварийным.
Также существует такое понятие, как «предаварийное состояние здания». В этом случае сверхнормативные повреждения имеет только часть конструкции дома. Обрушение этой части не повлияет на условия эксплуатации, но со временем может привести к риску проживания в таком здании. То есть даже значительный износ жилого дома (70%) не значит, что жилье аварийное.
Типичные признаки аварийного и ветхого жилья:
Ветхий дом
Осыпается штукатурка
Прогнил пол
Протекают трубы
Коммуникации требуют ремонта
Канализационная система требует полной замены
Гнилые балки, протекает крыша
Аварийный дом
Трещины в корпусе здания
Разрушается фундамент
Несущие стены в движении
Перекрытия под угрозой провала
Дом отклоняется от уровня
Как рассчитывается компенсация (выкупная стоимость)
Чтобы выбрать для себя оптимальный вариант возмещения за аварийное жилье, стоит разобраться, как складывается сумма компенсации. Особенности и порядок выплаты возмещения регламентируются ст. 32 ЖК РФ.
Что входит в выкупную цену:
— рыночная стоимость квартиры;
— стоимость доли общедомового имущества;
— стоимость доли земельного участка;
— средства, которые перечислялись на капремонт, если он не проводился;
— средства, потраченные собственником на переезд (аренда жилья, перевозка вещей, транспортные услуги);
— расходы на оплату госпошлин (при регистрации права собственности на новую квартиру и т. д.);
— компенсация упущенной выгоды (если собственник сдавал квартиру и досрочно расторг договор найма);
— траты на независимую оценочную экспертизу дома.
Важно! Собственник аварийного жилья может сам выбирать вариант возмещения — компенсацию или новую квартиру. Если муниципалитет ограничивает это право, то нужно обращаться в суд.
Формула расчета выкупной цены
СЖ + СДОИ + СДПЗУ + У, где
СЖ – рыночная стоимость жилья,
СДОИ – стоимость доли в общем имуществе,
СДПЗУ – стоимость доли в праве на земельный участок,
У – убытки собственника.
Пример
Елене принадлежит «двушка» в доме, который признали аварийным. Квартира сдавалась в аренду за 15 тыс. руб. в месяц. Когда муниципалитет приступил к расселению жильцов, до конца срока действия договора найма оставалось 5 месяцев.
Рыночная стоимость жилья Елены составила 3 млн руб., доли в общем имуществе — 200 тыс. руб., в праве на землю — 400 тыс. руб., досрочное расторжение договора аренды — 75 тыс. руб. Складываем все суммы, и получается, что Елена должна получить на руки по соглашению с муниципалитетом 3 млн 675 тыс. руб.
Что делать, если выкупная стоимость занижена
Судебная практика показывает, что администрация часто намерено занижает рыночную стоимость аварийного дома, чтобы заплатить меньше. В такой ситуации юристы рекомендуют заказать независимую экспертизу жилья.
Отчет нужно представить в муниципалитет для согласования новой цены, которая будет устраивать обе стороны. Если у вас не получится договориться с чиновниками, обращайтесь в суд с исковым заявлением о признании выкупной цены жилого помещения заниженной.
Важно! Если суд удовлетворит иск владельца аварийного жилья, то размер компенсации будет определен на основании независимой экспертизы. Муниципалитет обяжут заключить соглашение на условиях собственника.
В чем суть программы и ее цели
Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:
- степень износа и деформации несущих конструкций;
- риск обрушения здания, стен и плит;
- степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.
Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.
Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.
Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.
Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:
- Степень износа несущих конструкций признана критической.
- Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
- Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
- Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
- Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.
В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.
Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:
- Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
- Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
- Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
- Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.
Наименование Программы |
– |
областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 – 2023 годах» (далее – Программа) |
Основание для принятия Программы |
– |
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ), постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 604 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (признано утратившим силу 31 декабря 2018 г.), постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 642 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» |
Государственный заказчик Программы |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основной разработчик |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Главный распорядитель бюджетных средств |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основная цель и задачи Программы |
– |
основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан путем расселения жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 г. по 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды (за исключением мероприятий, реализуемых в рамках Указа). Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи: разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (до 13 декабря 2022 г., далее публично-правовой компании «Фонд развития территорий») (далее – Фонд) |
Сроки и этапы реализации Программы |
– |
в 2017 – 2018 годах формирование перечня домов, подлежащих расселению; средства, предусмотренные Программой, запланировано освоить в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.; переселение граждан запланировано в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.: этап 2018 – 2019 годов (срок реализации 2018 – 2019 годы); этап 2019 – 2020 годов (срок реализации 2019 – 2020 годы); этап 2020 – 2021 годов (срок реализации 2020 – 2021 годы); этап 2021 – 2022 годов (срок реализации 2021 – 2022 годы); этап 2022 – 2023 годов (срок реализации 2022 – 2023 годы) |
Основные направления реализации Программы |
– |
принятие муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; проведение организационных мероприятий по реализации Программы; разработка предложений по внесению изменений в областное законодательство по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда; сбор и обобщение информации о сносе расселенных аварийных домов |
Исполнитель Программы |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Соисполнители Программы |
– |
органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, на территории которых расположены дома, признанные аварийными до 1 января 2017 г. (далее – органы местного самоуправления): город Гуково; город Донецк; город Зверево; город Каменск-Шахтинский; город Новочеркасск; город Новошахтинск; город Ростов-на-Дону; город Таганрог; город Шахты; Азовский район: Александровское сельское поселение; Аксайский район: Аксайское городское поселение; Багаевский район: Манычское сельское поселение; Белокалитвинский район: Белокалитвинское городское поселение; Богураевское сельское поселение; Горняцкое сельское поселение; Коксовское сельское поселение; Синегорское сельское поселение; Шолоховское городское поселение; Каменский район: Глубокинское городское поселение; Красносулинский район: Долотинское сельское поселение; Ковалевское сельское поселение; Красносулинское городское поселение; Октябрьский район: Персиановское сельское поселение; Мартыновский район: Большеорловское сельское поселение; Малоорловское сельское поселение; Миллеровский район: Ольхово-Рогское сельское поселение; Миллеровское городское поселение; Мальчевское сельское поселение; Сальский район: Сальское городское поселение; Тацинский район: Тацинское сельское поселение; Углегорское сельское поселение; Жирновское сельское поселение; Михайловское сельское поселение; Усть-Донецкий район: Усть-Донецкое городское поселение; Цимлянский район: Цимлянское городское поселение; Саркеловское сельское поселение |
Объемы и источники финансирования Программы |
– |
общий объем финансирования Программы составляет 6 656 535 026,92 рубля, из них: 4 423 672 038,70 рубля – средства Фонда; 1 794 544 089,00 рубля – средства областного бюджета; 438 318 899,22 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 33,54 процента от общей суммы средств, направленных на реализацию мероприятий); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, составляет 5 840 330 093,53 рубля, из них: 4 423 672 038,70 рубля – средства Фонда; 1 115 722 321,72 рубля – средства областного бюджета; 300 935 733,11 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 24,26 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 816 204 933,39 рубля, из них: 678 821 767,28 рубля – средства областного бюджета; 137 383 166,11 рубля – средства местных бюджетов. Распределение средств с разбивкой по этапам: общий объем финансирования по этапу 2018 – 2019 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 768 288 146,72 рубля, в том числе: 637 532 454,89 рубля – средства областного бюджета; 130 755 691,83 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2019 – 2020 годов составляет 1 106 858 168,41 рубля, в том числе: 498 094 930,51 рубля – средства Фонда; 489 754 468,72 рубля – средства областного бюджета; 119 008 769,18 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 55,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2019 –2020 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, 1 101 901 468,41 рубля, в том числе: 498 094 930,51 рубля – средства Фонда; 485 422 639,83 рубля – средства областного бюджета; 118 383 898,07 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 54,80 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2019 – 2020 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 4 956 700,00 рубля, в том числе: 4 331 828,89 рубля – средства областного бюджета; 624 871,11 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов составляет 999 964 850,95 рубля, в том числе: 618 736 276,92 рубля – средства Фонда; 274 701 527,60 рубля – средства областного бюджета; 106 527 046,43 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 38,12 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 988 105 740,53 рубля, в том числе: 618 736 276,92 рубля – средства Фонда; 264 597 421,97 рубля – средства областного бюджета; 104 772 041,64 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 37,38 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 11 859 110,42 рубля, в том числе: 10 104 105,63 рубля – средства областного бюджета; 1 755 004,79 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов составляет 1 393 210 970,65 рубля, в том числе: 1 010 742 429,43 рубля – средства Фонда; 321 477 977,51 рубля – средства областного бюджета; 60 990 563,71 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 27,45 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 1 372 514 863,56 рубля, в том числе: 1 010 742 429,43 рубля – средства Фонда; 303 447 928,69 рубля – средства областного бюджета; 58 324 505,44 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 26,36 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 20 696 107,09 рубля, в том числе: 18 030 048,82 рубля – средства областного бюджета; 2 666 058,27 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов составляет 2 388 212 890,19 рубля, в том числе: 2 296 098 401,84 рубля – средства Фонда; 71 077 660,28 рубля – средства областного бюджета; 21 036 828,07 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 3,86 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 2 377 808 021,03 рубля, в том числе: 2 296 098 401,84 рубля – средства Фонда; 62 254 331,23 рубля – средства областного бюджета; 19 455 287,96 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 3,44 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 10 404 869,16 рубля, в том числе: 8 823 329,05 рубля – средства областного бюджета; 1 581 540,11 рубля – средства местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
– |
выполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.; обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан; ликвидация 165 614,79 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 9137 жителей из жилых помещений, в том числе: по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, 137 021,78 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 7 405 жителей из жилых помещений, которые расположены в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, 21 445,47 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 1248 жителей из жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды; в рамках иных мероприятий 7 147,54 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 484 жителей из жилых помещений, которые расположены в аварийных и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, многоквартирных домах |
Оценка эффективности реализации Программы |
– |
реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания; снижение доли населения Ростовской области, проживающего в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет общее руководство и координацию деятельности соисполнителей Программы, представляет отчеты о ходе реализации Программы в Правительство Ростовской области, Фонд; контроль за ходом реализации Программы осуществляют Фонд, Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством |