Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство в обязательном порядке, при осуществлении нормативного регулирования трудовых и прочих отношений, которые имеют непосредственную связь с упомянутыми, должно руководствоваться именно принципами социального партнерства.
Различают следующие формы СП:
- Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
- Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
- Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
- Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.
Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.
Базовые принципы СП:
- Каждый из участников имеет право начать переговоры.
- Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
- Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
- Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
- Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
- Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
- Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
- Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
- Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.
Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.
Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.
Статьями 54, 55 ТК установлено что: 1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения; 2) лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров; 3) лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением — подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Данная ответственность конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП.
Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Следовательно, нормами ст. 5.28-5.31 КоАП установлена ответственность лишь для одной стороны социального партнерства — работодателя или его представителей и только при заключении и исполнении коллективного договора.
Кроме того, поскольку ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить.
Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.
Можно выделить такие основные формы социального партнерства:
- Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
- Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
- Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
- Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.
Закон всегда регулирует взаимоотношения сотрудников с работодателями. Представители закона отслеживают, нет ли у какой-либо из сторон ограничений в правах, которые являются неправомерными. С этой целью была создана система, которая разрешает эффективно взаимодействовать всем сторонам социального партнёрства с целью достижения определённых задач. И осуществляется сразу в нескольких формах, предусмотренных законодательством.
Формы социального партнёрства:
- переговоры по поводу составления и заключение различных соглашений, коллективных договоров;
- консультации, касающиеся управления трудовыми отношениями;
- участие работников, их представителей в управлении компанией;
- участие представителей сотрудников и работодателей в улаживании разногласий, которые могли возникнуть в связи с трудовыми отношениями.
Стороны — это работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Понятие стороны социального партнерства имеется в большинстве законов субъектов РФ, в ряде из них различаются понятия «стороны» и «субъекты». В других они отождествляются, или определяется только одно из них. Встречаются законы, где определены понятия «участники», «социальные партнеры» и др.
Прежде чем анализировать различные варианты определений понятия «стороны социального партнерства» в региональном законодательстве, необходимо сделать ряд предварительных замечаний. Данное понятие определено через другие, причем абсолютно определенные и центральные понятия трудового права: «работник» и «работодатель», имеющиеся практически в законе каждого субъекта РФ. Но если определение «работодатель» повторяет дефиницию ст. 20 ТК, то определения понятия «работник» отличаются известным разнообразием по сравнению со ст. 20 ТК. Их варианты можно классифицировать по четырем группам:
Группа 1:
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК, законы Архангельской (ст. 1), Белгородской (ст. 1), Владимирской (ст. 1), Калининградской (ст. 1), Новосибирской (ст. 1), Орловской (ст. 1), Томской (ст. 4) областей, Алтайского (ст. 1), Краснодарского (ст. 1) и Красноярского (ст. 1) краев).
Статьи 54, 55 ТК предусматривают меры административной ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве. В соответствующих статьях КоАП упоминается только работодатель, на основании чего можно сделать вывод, что работники не могут быть привлечены по упомянутым нормам:
- По стат. 5.28 КоАП – штраф в 1000-3000 руб. за уклонение от участия в обсуждении колдоговора или за срыв сроков его подписания.
- По стат. 5.29 КоАП – штраф в 1000-3000 руб. за непредставление необходимых сведений для проведения переговоров или осуществления контрольных мер за соблюдением действующего колдоговора/соглашения.
- По стат. 5.30 КоАП – штраф в 3000-5000 руб. за немотивированный отказ в подписании колдоговора/соглашения.
- По стат. 5.31 КоАП – штраф в 3000-5000 руб. за невыполнение или нарушение принятых колдоговором/соглашением обязательств.
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Социальное партнерство » Формы социального партнерства
Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.
Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда.
Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному.
Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.
Комментарий к статье 24 ТК РФ
Принципы социального партнерства — это основополагающие идеи, на базе которых возникает, существует и реализуется система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающая достижение согласия и сотрудничества в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В этих идеях отражены цивилизованные правила вступления в коллективно-договорные взаимоотношения, процедура ведения коллективных переговоров, порядок разрешения возможных разногласий, оформление достигнутых соглашений, обязательность их выполнения и ответственность за нарушение обязательств, принятых на себя сторонами социального партнерства.
Впервые принципы социального партнерства были закреплены в Уставе МОТ (1919 г.) и в Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944 г.) с последующим развитием их в конвенциях и рекомендациях МОТ и в национальном законодательстве, а также в коллективно-договорной практике.
Принципы, сформулированные в ст. 24 ТК, лежат в основе взаимоотношений, возникающих не только при заключении коллективных договоров и соглашений, но и в других аспектах социального партнерства, связанных, в частности, с реализацией права работников на участие в управлении организацией (см. ст. 53 ТК и коммент. к ней).
Важно понимать, что основные принципы социального партнерства органически взаимосвязаны и взаимообусловлены, их необходимо учитывать на всех уровнях социального партнерства (ст. 26 ТК) и при любых формах его реализации (ст. 27 ТК).
Первоочередное место среди принципов социального партнерства занимает равноправие сторон (работников и работодателей).
Этот принцип обеспечивает каждой из сторон возможность выступить инициатором заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения; сформулировать и обосновать свои предложения; на равноправной основе участвовать в создании комиссии (путем выделения равного числа представителей, обладающих одинаковыми правами, свободами и обязанностями) для ведения коллективных переговоров; образовывать из представителей сторон на равноправной основе примирительные комиссии для разрешения коллективного трудового спора.
Участие в сложных взаимоотношениях по урегулированию вопросов в сфере труда невозможно без уважения и учета интересов каждой из сторон социального партнерства. Поэтому в ст. 24 ТК выделен отдельно второй принцип — уважение и учет интересов сторон. Действие этого принципа должно обеспечиваться на всех стадиях переговорного процесса по заключению коллективных договоров и соглашений, а также и при реализации других форм социального партнерства, например при обеспечении участия работников в управлении организацией.
Третий принцип — заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Важнейшей формой достижения необходимого уровня условий труда и его оплаты является заинтересованное участие сторон социального партнерства в договорных отношениях. В процессе ведения переговоров затрагивается достаточно широкий круг важных вопросов, связанных с организацией труда и уровнем его оплаты, управлением трудовым процессом, обеспечением стабильности трудовых отношений и др.
Обычно более заинтересованной стороной в ведении переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений выступают работники. Но иногда их инициаторами бывают и работодатели, заботящиеся об обеспечении нормального ритма работы на своем производстве, о соблюдении договорных условий труда работников, исключающих возможность их забастовок в период действия коллективного договора.
Четвертый принцип — содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Реализация этого принципа осуществляется органами исполнительной власти государства, в функции которых входит формирование социальной и экономической политики государства; гарантированное соблюдение законодательных норм о правах и свободах граждан в сфере труда; развитие и повышение эффективности социального партнерства.
Социальное партнерство в России стало важнейшей составляющей государственной политики, создана законодательная база, обеспечивающая регулирование социально-трудовых отношений, на всех уровнях сформированы трех- или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Эти важнейшие меры государства по повышению эффективности социального партнерства призваны содействовать созданию эффективной экономики, социально устойчивому обществу, стабильному развитию человеческого потенциала страны.
Пятый принцип — соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов — обеспечивает законность взаимоотношений между социальными партнерами и их представителями при строгом соблюдении ими правил и процедур, установленных в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах. Это одно из важных условий предупреждения возможных разногласий в процессе коллективных переговоров между социальными партнерами, которые негативно влияют на заключение коллективных договоров и соглашений.
Шестой принцип — полномочность представителей сторон. Одним из необходимых условий признания коллективного договора или соглашения в качестве правового акта является правомочность сторон на его заключение. Поэтому независимо от уровня переговоров по подготовке указанных правовых актов необходима обязательная проверка в установленном порядке легитимности (законности) каждой из сторон в лице уполномоченных представителей.
Проверка легитимности стороны работодателей, собирающихся вступить в коллективные переговоры по заключению соглашений, должна основываться на изучении уставов объединений работодателей, положений об их участии в системе социального партнерства, о порядке наделения их полномочиями представителей на ведение коллективных переговоров по заключению соглашений и осуществления ими других полномочий, связанных, в частности, с участием в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.
При проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора на уровне организации, от имени которой выступает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, важно перед их началом проверить наличие локальных актов, в которых закреплено полномочие конкретного лица представлять работодателя (если этот вопрос не решен в учредительных документах).
Легитимность представителей работников подтверждается уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации. Работники, не состоящие членами профсоюза, должны подтвердить своими заявлениями факт обращения в профком с просьбой представлять их интересы в процессе коллективных переговоров.
Иные представители работников полномочия на представительство получают на общем собрании (конференции), что подтверждается представленным решением (протоколом) общего собрания (конференции).
Формирование профсоюзной стороны для ведения коллективных переговоров осложняется тем, что на различных уровнях социального партнерства, а в их переговорной деятельности участвуют несколько профсоюзов, каждому из которых предоставлено право на представительство в составе единого представительного органа, создание этого единого органа осуществляется на принципах пропорционального представительства, зависящего от численности членов профсоюза.
При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа на уровне Российской Федерации, отрасли, территории право на ведение переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза. На уровне предприятия, если такой орган не создан в течение пяти дней, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):
- помещением, подходящим для офисной работы в нем;
- необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
- возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.
Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):
- освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;
- сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;
- компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;
- привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.
О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».
ТК РФ предусматривает административную ответственность для представителей обеих сторон, участвующих в соцпартнерстве (ст. 54, 55 ТК РФ). Однако в текстах соответствующих пунктов КоАП РФ речь идет только о представителях работодателя, которому в нижеперечисленных случаях грозит либо предупреждение, либо штраф, который может составить:
- при уклонении от участия в переговорах по коллективному договору или срыве сроков его заключения — до 3 000 руб. (ст. 5.28 КоАП РФ);
- при неправомерном отказе от подписания разработанного в результате переговоров документа — до 5 000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ);
- при непредставлении необходимой для переговоров или контроля за выполнением принятого коллективного документа информации — до 3 000 руб. (ст. 5.29 КоАП РФ);
- при нарушении обязательств, возложенных на представителей принятым коллективным документом, — до 5 000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ).
Таким образом, фактически к ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве может быть привлечен только работодатель.
Различают следующие формы СП:
- Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
- Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
- Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
- Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.
Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.
Базовые принципы СП:
- Каждый из участников имеет право начать переговоры.
- Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
- Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
- Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
- Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
- Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
- Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
- Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
- Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.
Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.
Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:
- Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
- Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.
Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.
Общие сведения
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 23 Трудового кодекса Российской Федерации).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которой на паритетной основе представлены представители профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.
Во всех субъектах Российской Федерации действуют региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Обязательства сторон социального партнерства на федеральном уровне по ключевым направлениям социально-экономической политики зафиксированы в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы.
На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства также заключаются соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения.
Соглашения, заключенные на федеральном уровне, проходят уведомительную регистрацию в Роструде и публикуются на официальных сайтах Минтруда России, Роструда, а также в журнале «Бизнес России», газете «Солидарность».
На уровне организаций социально-трудовые отношения регулируются коллективными договорами, заключаемыми работниками и работодателем в лице их представителей.
Серьезное внимание уделяется анализу причин, профилактике и – в случае возникновения – урегулированию коллективных трудовых споров – неурегулированных разногласий между работниками и работодателями в лице их представителей.
К урегулированию коллективных трудовых споров в установленном порядке привлекаются органы государственной власти.
Трудовой договор является одним из основных институтов трудового права, поскольку он охватывает вопросы возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений Трудовому договору посвящены гл. 10–14, ст. 56–90 ТК. Применительно к отдельным категориям работников вопросы трудового договора регламентируются разделом XII (гл. 40–55) ТК.
Трудовой договор имеет большое правовое значение.
Прежде всего трудовой договор является основанием возникновения трудового отношения между работником и работодателем. Трудовые отношения в России в современный период не могут возникать без заключения трудового договора. Договорный метод привлечения к труду в полной мере соответствует конституционному принципу свободы труда, свободы выбора рода деятельности и места работы. В трудовом договоре всегда выражается воля гражданина, направленная на вступление в трудовое отношение с конкретным работодателем.
С момента заключения трудового договора возникает трудовое отношение и работник подпадает под действие норм трудового права, под его защиту. Работа без заключения трудового договора, что, к сожалению, практикуется в настоящее время, лишает работника такой защиты и освобождает работодателя от обязанностей соблюдать в отношении работника трудовое законодательство.
Трудовой договор является базой существования трудового отношения. Пока трудовой договор не расторгнут, трудовое отношение существует со всеми вытекающими из него правовыми последствиями.
Значение трудового договора обусловливается также тем, что он в значительной степени является регулятором условий труда работника, поскольку многие условия труда устанавливаются именно в договоре по соглашению сторон (трудовая санкция, размер заработной платы, срок договора и др.). В трудовом договоре могут быть установлены любые условия, но только не противоречащие законодательству и не ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде (ст. 57 ТК). Такие условия недействительны, даже если работник дал на них согласие.
Условия труда, согласованные сторонами и включенные в трудовой договор, по юридической силе приравниваются к условиям, установленным законодательством.
Понятие трудового договора дано в ст. 56 ТК.
Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Работодателем может быть любое юридическое лицо, а также физическое лицо, в том числе гражданин-предприниматель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, работодателем может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем, органами управления юридического лица или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законодательством, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами (ст. 30 ТК).
Работником всегда является физическое лицо, обладающее трудовой правосубъектностью. Трудовой договор характеризуется следующими признаками.
По общему правилу (кроме случаев, когда работодателем выступает физическое лицо) заключение трудового договора сопровождается включением работника в трудовой коллектив организации, членом которого он становится, внося свой вклад в общее дело коллектива. Когда работник трудится вне коллектива (у физического лица), труд протекает под руководством работодателя. Обязанности по организации труда всегда лежат на работодателе.
Трудовой договор предполагает личное выполнение работником обусловленной трудовой функции, которая, как правило, определяется специальностью, квалификацией или должностью либо определенным в договоре кругом обязанностей, возлагаемых на работника. Значит, трудовой договор, в отличие от гражданско-правовых договоров подряда, поручения, предполагает выполнение не индивидуально-определенного задания, а регулярное выполнение работы определенного рода.
Работник, работающий по трудовому договору, обязан в процессе труда подчиняться внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда, т. е. труд протекает в рамках определенного режима, являющегося обязательным для работника.
Трудовой договор возлагает на работодателя обязанности по предоставлению работнику обусловленной работы, по организации его труда, своевременной и в полном объеме выплате заработной платы и обеспечению всех необходимых условий труда.
Участие работников в управлении организацией
Основными формами такого участия являются:
— учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашениями;
— проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
— получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
— обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
— обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
— участие в разработке и принятии коллективных договоров;
— иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
На наш взгляд, следует понимать под представительным органом работников как любую организацию, представляющую интересы более половины работников (например, Совет работников ОАО «Метиз»), так и выборный орган первичной профсоюзной организации. При этом в случае, когда законом установлена необходимость учета мотивированного мнении выборного органа первичной профсоюзной организации, порядок учета определяется соответствующей статьей Трудового кодекса РФ, в остальных случаях порядок учета такого мнения определяется по соглашению сторон.
Учет мнения представительного органа работников требуется в случаях, если локальным нормативным актом:
1. устанавливается порядок проведения аттестации в организации (часть 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ),
2. устанавливается перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (статья 101 Трудового кодекса РФ),
3. устанавливается система оплаты труда (часть 4 статьи 135 Трудового кодекса РФ),
4. устанавливаются правила внутреннего трудового распорядка (часть 1 статьи 190 Трудового кодекса РФ),
5. правила и инструкции по охране труда для работников (абзац 22 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ),
6. устанавливаются нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (часть 2 статьи 221 Трудового кодекса РФ).
Также учет мнения представительного органа работников необходим при установлении:
1) графика сменности (часть 3 статьи 103 Трудового кодекса РФ),
2) формы расчетного листка (часть 2 статьи 136 Трудового кодекса РФ),
3) размеров повышения заработной платы работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ),
4) размеров оплаты труда за работу в выходные и праздничные дни (часть 2 статьи 153 Трудового кодекса РФ), в ночное время (часть 3 статьи 154 Трудового кодекса РФ),
5) а также при введении, замене и пересмотре норм труда (статья 162 Трудового кодекса РФ),
6) при определении форм подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечня необходимых профессий и специальностей (часть 3 статьи 196 трудового кодекса РФ).
В ряде случаев работодателю требуется принимать решения с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В ним относят:
1) ведение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (часть 5 статьи 74 Трудового кодекса РФ);
2) привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (часть 4 статьи 99 Трудового кодекса РФ);
3) разделение рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (статья 105 Трудового кодекса РФ);
4) определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (часть 3 статьи 112 Трудового кодекса РФ);
5) привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (часть 3 статьи 113 Трудового кодекса РФ);
6) установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников (часть 2 статьи 116 Трудового кодекса РФ);
7) утверждение графика отпусков (часть 1 статьи 123 Трудового кодекса РФ);
8) установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 Трудового кодекса РФ);
9) введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников (часть 4 статьи 180 Трудового кодекса РФ);
10) утверждение правил и инструкций по охране труда для работников правила и инструкции по охране труда для работников (абзац 22 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ);
11) установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (часть 2 статьи 221 Трудового кодекса РФ);
12) утверждение порядка применения вахтового метода (часть 4 статьи 297 Трудового кодекса РФ);
13) увеличение продолжительности вахты до 3 месяцев (часть 2 статьи 299 Трудового кодекса РФ);
14) утверждение графика работы на вахте (часть 1 статьи 301 Трудового кодекса РФ);
15) установление надбавки за вахтовый метод работы (часть 4 статьи 302 Трудового кодекса РФ);
16) определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (часть 8 статьи 325 Трудового кодекса РФ);
17) определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (часть 5 статьи 326 Трудового кодекса РФ).
Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации также требуется при принятии ряда локальных актов и решений, распространяющихся на отдельные категории работников. К таким случаям относятся:
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих особенности регулирования труда спортсменов, тренеров (часть 3 статьи 348.1 Трудового кодекса РФ).