С 1 марта 2023 года вступят в силу изменения правил начисления оплаты за ОДН
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 марта 2023 года вступят в силу изменения правил начисления оплаты за ОДН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Кто может менять счётчик на лестничной площадке с 2019 года
Во МКД квартирные электросчётчики помещены в щитовые шкафы на лестничных площадках. Со временем приборы учёта расхода электроэнергии могут ломаться. Замену такого счётчика производит электромонтёр управляющей администрации. Специалист обладает правами проверять, устанавливать и ремонтировать контролирующее электрооборудование.
Хозяин жилья, заметив поломку счётчика или повреждённую пломбу, обязан в срочном порядке сообщить об этом управляющей компании. Мастер этой организации демонтирует старый прибор, установит новый электросчётчик и опломбирует его.
Электромонтёр должен быть аттестован, иметь допуск на проведение ремонтных работ электрического оборудования МКД. Об этом свидетельствует наличие у электрика соответствующего удостоверения.
Обратите внимание! Если счётчик считается прибором индивидуального пользования, то все расходы по восстановлению электроснабжения квартиры несёт её владелец. Если жильё числится муниципальной собственностью, то замена электросчётчика производится за счёт муниципалитета.
Почему существует проблема оплаты сверхнормативных ОДН?
Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.
Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2023 году
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.
Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.
Изменения в Правилах противопожарного режима
Вступает в силу Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885.
Многие изменения актуальны и для многоквартирных домов, например:
- В подпункте «г» пункта 16 Правил уточнено, что требование о запрете глухих решёток касается не просто окон, а окон подвалов.
- Изменяются запреты при эксплуатации газовых приборов. В первоначальной редакции запрещалось пользоваться газовым оборудованием, не прошедшим технического обслуживания в установленном порядке (п. 40); в новой редакции этот запрет исключается.
- Добавлен пункт 85.1: в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели.
Сверхнорматив Одн Электроэнергии Для Управляющих Компаний С 1 Октября 2021 Года
Ответственность за неуплату стоимости ОДН не отличается от схемы взыскания задолженности за иные виды услуг на обслуживание квартиры собственника. Разграничения между этими понятиями в законодательстве не существует.
Вопрос о том, как не платить общедомовые нужды, не должен даже возникать, поскольку оплата ОДН, как и прочих коммунальных услуг, – законодательно регламентированная обязанность каждого собственника или арендатора.
В случае возникновения задолженности применяются меры административного воздействия:
- начисление пени;
- взыскание долга через суд с оплатой судебных издержек за счет должника.
Раньше поставщики ресурса могли приостановить или полностью прекратить предоставление услуги потребителю. Однако на основании изменений в законодательстве Верховный Суд внес ясность в вопрос правомочности подобных действий.
Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери.
В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.
Сверхнорматив Одн Электроэнергии Для Управляющих Компаний С 1 Октября 2020 Года
Если прибор общедомового учета электроэнергии отсутствует, расчет производится по установленным нормативам. Формула расчета электроэнергии в этом случае будет иметь следующий вид:
Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об)
При этом:
- N одн — норматив потребления, который установлен властями субъекта РФ, имеющими право его регулировать;
- S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества с учетом того, какие площади входят в общедомовые нужды по электроэнергии;
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь жилых и нежилых квартир в доме.
После вычисления доли электроэнергии, потребленной на ОДН каждым собственником жилья, УК суммирует ее с показаниями ИПУ (при их наличии) или с установленным нормативом. Полученная сумма указывается в квитанции за услуги.
Хотя алгоритм расчета ОДН по электричеству довольно прост, часто фактический размер начисления ОДН бывает завышен. Нормативы допускают некоторое превышение этой суммы в пределах нескольких процентов от общего расхода ресурса, но иногда его объем достигает 30%.
Чтобы сократить этот показатель, нужно системно устранить слабые звенья, которые приводят к потерям ресурса и нецелевым расходам. Рассмотрим в примерах, что можно отнести к этим негативным факторам:
- неисправность индивидуальных приборов учета;
- некачественная система общедомовой проводки;
- несанкционированные подключения;
- недобросовестность жильцов и так далее.
Устранив эти недостатки, УК оптимизирует расход и, соответственно, минимизирует размер оплаты на ОДН за электричество.
Оплата сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на ОДН волнует не только шадринцев. Недавно в Кургане прошла встреча городских властей с руководителями управкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, старшими домов, общественниками.
Директора УК приводили поистине астрономические цифры, например, в прошлом году одной компании за горячую воду ресурсники предъявили к оплате на 262 тысячи рублей больше, чем начислено собственникам жилья. За холодную воду начислено 150 тысяч рублей, а поставщик потребовал 347 тысяч.
Решение от 9 января 2019 г. по делу № А42-404/2017
Есть протокол собрания МКД, о том что, собственники согласны оплачивать ОДН сверх норматива. В Жилищной инспекции сказали что этот протокол недействительный, т.к. в нем нет ссылки на нормативный документ (№,ст., п.).Выдали протокол о невыполнении предписания и отправили дело в суд. Права ли Жилищная инспекция?
Статья 14.23. Нарушение правил перевозки людей
1. Каждому гарантируется право на получение субсидии, выданного в связи с ухода за плату установленных субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом» О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлен перечень таких поданных в архив соответствующих военных комиссариатов при осуществлении прокурорского надзора (с изменениями и дополнениями) и государственных гражданских служащих (сервитут).
. — все консультации платные, стоимость обговаривается индивидуально.
На горячую линию Энергонадзора за последний месяц поступило много звонков от возмущенных жильцов, проживающих в многоквартирном доме – по итогу за январь оплата по ОДН относительно потребления электроэнергии возросла в 4, а то и в 6 раз. Отличия в оплате существенные, в одном регионе больше, в другом меньше, и это понятно – нормативы устанавливает областная администрация каждого отдельного субъекта РФ.
- освещение лестничных площадок, тамбуров, подъездов;
- электричество, необходимое для бесперебойной работы домофонов;
- электроэнергия, которую потребляют лифтовые кабины;
- электричество для видеокамер, если они установлены в доме;
- технологические потери, фиксированные во внутридомовых сетях.
В 2021 году государственной жилищной инспекцией рассмотрено 10452 обращения граждан, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2021 годом. Этот показатель не снижается: за 5 месяцев текущего года поступило 3772 обращения.
Государственная жилищная инспекция в рамках нового полномочия осуществляет надзор за формированием фондов капитального ремонта. Сотрудники приняли участие в 475 собраниях на территории региона. Начальник государственной жилищной инспекции сообщила, что в настоящее время в инспекцию предоставлено 16 уведомлений от ТСЖ и уведомление по 57 домам от Регионального оператора по формированию фонда. Самыми активными стали жители Арсеньевского, Воловского, Плавского, Тепло-Огаревского, Чернского районов, г. Тулы и Новомосковска, где процент принятых законных решений выше, чем средний по области.
В-третьих, из постановления № 306, которым утверждены “Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, исключена табличка, распределяющая начисление повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. Нет, сами коэффициенты никуда не исчезли, но теперь они включены в формулы, которые содержатся в приложениях к “Правилам предоставления коммунальных услуг” (постановление № 354), с пометкой: “Повышающий коэффициент, величина которого в 2021 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2021 года — 1,5”. Да-да, размер коэффициента изменился, и хотя сейчас в Новокузнецке ресурсоснабжающие организации его не начисляют, “потолок” повышения норматива потребления определен в 1,5, а не в 1,6, как раньше.
Как изменить норматив потребления ОДН
По новым правилам в принципе нельзя будет оплачивать ресурсы на ОДН по старым нормативам. Есть только вариант оплаты по фактическому потреблению. Но что делать, если общего прибора учета нет, а платить за ОДН как-то нужно? Здесь есть два варианта:
1. Платить по нормативам с учетом аналогичных домов. Суть в том, что при расчете будет применяться информация о фактическом расходе ресурсов у аналогичных домов. При этом в доме с аналогичной конструкцией, техническими характеристиками и в том же районе, должен стоять общедомовой счетчик. Это будет работать только для того дома, который решил производить такой расчет данным методом (а жильцы вместе с управляющей организацией должны принять решение о переходе на такую систему). То есть, нормативы останутся, но станут гораздо ближе к фактическому потреблению.
2. Другой метод более затратный – собственникам нужно будет купить и установить общедомовые счетчики. При этом платить за сами приборы и их установку жильцам придется самостоятельно. Несмотря на затраты, это хороший способ изменить нормативы потребления, ведь после установки приборов жильцы начнут сразу платить по факту, сколько они потребляют.
Таким образом, если в доме нельзя поставить счетчик или жильцы этого не хотят, им придется инициировать переход на расчет расхода ресурсов на ОДН по методу аналогов.
Старый и новый нормативы: в чём отличия?
Предыдущий норматив был весьма убог, потому что имел всего лишь четыре позиции: так, дифференциация по категориям домов учитывала лишь дома с лифтами или без, а также в документе были прописаны нормативы потребления электроэнергии за осветительные приборы и «дверные запирающие устройства, антенные усилители и насосное оборудование». На деле получалась уравниловка.
— В качестве примера я возьму мой дом. У нас крайние подъезды с окнами, то есть лампочки горят на этажах только ночью. А средний подъезд без окон, там светильники работают круглосуточно. Значит, жители должны платить больше. А по факту они платят меньше, потому что в крайних подъездах большие по площади квартиры, а в середине дома — маленькие. И это только один пример по одному показателю. А их десятки. Даже внутри одного дома есть перекос и уравниловка, при которой кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, — говорит эксперт ОП Тверской области.
Новый норматив учитывает гораздо больше «источников» потребления электроэнергии на ОДН, что позволит подойти к этому вопросу более дифференцированно или детализировано.
Члены Общественной Палаты Тверской области вместе с экспертами работали с регуляторами регионов ЦФО, запросили их данные по расчетам нормативов. Многие ответили, поделились опытом. Полученные материалы были предоставлены в РЭК и прокуратуру Тверской области.
Сейчас в нормативе есть градация по категориям домов: без лифтов, домов с двумя лифтами, домов с лифтами разной грузоподъёмностью и мощностью двигателя. И для каждой из категорий приняты нормативы потребления по нескольким показателям: освещение (лампы накаливания или светодиодные), домофоны, антенные усилители, насосы систем холодного и горячего водоснабжения, системы противопожарного оборудования и телефонные/интернет кабели.
ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ ЖКХ В 2022 ГОДУ (ТАБЛИЦА ПО РЕГИОНАМ)
Далее публикуем единую таблицу с коэффициентами повышению тарифов ЖКХ по всем регионам России в 2022 году. Заметим, что повышением варьируется от 2,9% до 6,5%.
Меньше всего повысят “коммуналку” в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Самый большой рост тарифов будет в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (6%).
Наименование субъекта Российской Федерации | Средний индекс по субъекту РФ на второе полугодие 2022 г. (процентов) |
Республика Адыгея | 4,6 |
Республика Алтай | 3,4 |
Республика Башкортостан | 4,4 |
Республика Бурятия | 4 |
Республика Дагестан | 6 |
Республика Ингушетия | 4,7 |
Кабардино-Балкарская Республика | 5,4 |
Республика Калмыкия | 4,2 |
Карачаево-Черкесская Республика | 4,6 |
Республика Карелия | 4,2 |
Республика Коми | 4,1 |
Республика Крым | 6,2 |
Республика Марий Эл | 3,2 |
Республика Мордовия | 5 |
Республика Саха (Якутия) | 6 |
Республика Северная Осетия – Алания | 4,7 |
Республика Татарстан | 6,2 |
Республика Тыва | 4 |
Удмуртская Республика | 3,4 |
Республика Хакасия | 4 |
Чеченская Республика | 6,5 |
Чувашская Республика | 3,4 |
Алтайский край | 3,8 |
Забайкальский край | 5 |
Камчатский край | 3,8 |
Краснодарский край | 4,2 |
Красноярский край | 4 |
Пермский край | 4,4 |
Приморский край | 4,5 |
Ставропольский край | 3,4 |
Хабаровский край | 3,8 |
Амурская область | 4,5 |
Архангельская область | 4,2 |
Астраханская область | 5 |
Белгородская область | 4 |
Брянская область | 4 |
Владимирская область | 3,4 |
Волгоградская область | 4 |
Вологодская область | 3,4 |
Воронежская область | 5,3 |
Ивановская область | 3,4 |
Иркутская область | 3,7 |
Калининградская область | 3,4 |
Калужская область | 3,4 |
Кемеровская область – Кузбасс | 4,5 |
Кировская область | 4 |
Костромская область | 3,4 |
Курганская область | 4 |
Курская область | 4,5 |
Ленинградская область | 3,4 |
Липецкая область | 4,9 |
Магаданская область | 4 |
Московская область | 4,5 |
Мурманская область | 4,5 |
Нижегородская область | 4,4 |
Новгородская область | 5 |
Новосибирская область | 5,2 |
Омская область | 5,3 |
Оренбургская область | 5,4 |
Орловская область | 4 |
Пензенская область | 3,4 |
Псковская область | 4 |
Ростовская область | 3,8 |
Рязанская область | 3,9 |
Самарская область | 3,8 |
Саратовская область | 5 |
Сахалинская область | 3,9 |
Свердловская область | 2,9 |
Смоленская область | 4,6 |
Тамбовская область | 4,5 |
Тверская область | 3,4 |
Томская область | 5,2 |
Тульская область | 4,9 |
Тюменская область | 3,4 |
Ульяновская область | 3,4 |
Челябинская область | 3,4 |
Ярославская область | 4,5 |
Город Москва | 6 |
Город Санкт-Петербург | 6,3 |
Город Севастополь | 6,2 |
Еврейская автономная область | 4,2 |
Ненецкий автономный округ | 3,8 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 3,4 |
Чукотский автономный округ | 3,3 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 3,4 |
Такие коэффициенты повышения тарифов ЖКХ по регионам с 1 июля 2022 года зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 30.10.2021 № 3073-р.