ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО И ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО И ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.
Административная ответственность юридических лиц
Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.
Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф. При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.
Статья 557. Лицо, привлекаемое к административной ответственности
Статья 557. Лицо, привлекаемое к административной ответственности
2. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности судьей лицо, привлекаемое к административной ответственности, выступает на стороне защиты.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать устные и письменные объяснения по делу, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, участвовать в рассмотрении дела, приводить свои доводы по существу дела, возражать против доводов других лиц, участвующих в производстве по делу, обжаловать итоговый процессуальный акт по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
4. Дело о привлечении к административной ответственности рассматривается с участием лица, привлекаемого к административной ответственности и (или) его законного представителя, защитника. В отсутствие указанного лица или его законного представителя (защитника) дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении указанных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, о чем судьей, органом или должностным лицом, рассматривающим дело, должно быть вынесено соответствующее определение.
5. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о привлечении к административной ответственности, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности, и (или) его законного представителя, защитника.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, влекущего назначение административного наказания в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательных работ (услуг), присутствие физического лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным.
6. Несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, исследование которых способно оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарии к ст. 168 УПК РФ
1. Привлекать лицо для участия в уголовном процессе в качестве специалиста вправе не только следователь, но и дознаватель, начальник подразделения дознания, орган дознания, представитель органа дознания, исполняющего поручение (указание) органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело, руководитель (член) следственной группы (группы дознавателей), руководитель следственного органа и защитник .
———————————
В дальнейшем для краткости о праве защитника привлекать лицо к участию в процессуальном действии в качестве специалиста будет умалчиваться. Однако следует иметь в виду наличие этого права и у указанного участника уголовного процесса.
2. Перечисленные же в ч. 2 коммент. ст. действия должен осуществить тот, кто производит само следственное действие с участием специалиста.
3. Субъект, обладающий специальными знаниями, привлекается к производству следственного действия в качестве специалиста путем его вызова (приглашения). Причем специалистом он становится сразу же после приглашения его следователем (дознавателем и др.) для участия в этом качестве при производстве осмотра, обыска, выемки, проверки показаний на месте или иного процессуального действия.
4. Форма указанного «привлечения» законом не определена. Она может быть как письменной, так и устной. Поэтому требование о привлечении лица к участию в следственном действии в качестве специалиста обязательно для последнего вне зависимости от формы его выражения (изречения). Порядок привлечения специалиста может быть аналогичен процедуре вызова свидетеля или же осуществлен в более простой форме.
5. Решение следователя (дознавателя и др.) о привлечении лица к участию в следственном действии в качестве специалиста обязательно для данного лица. Следователю (дознавателю и др.) предоставлена обеспеченная государственным принуждением возможность заставить лицо, которое обладает определенными, выходящими за пределы общеизвестных для следователя (дознавателя и др.) знаниями, принять участие в уголовном процессе в качестве специалиста.
6. Согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. В случае же неисполнения лицом, приглашаемым в качестве специалиста, рассматриваемой обязанности к нему могут быть применены меры принуждения: обязательство о явке, привод (ч. 2 ст. 111 УПК), вплоть до наложения на него денежного взыскания в размере до 2500 руб. (ст. 117 УПК).
7. Следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в компетентности специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК, не «перед началом следственного действия», как указано в ч. 2 коммент. ст., а в ходе его осуществления или, более точно, в начале производства следственного действия. К такому выводу приводит анализ некоторых норм уголовно-процессуального права, и в частности ст. 166 УПК.
8. Согласно ч. 10 ст. 166 УПК протокол следственного действия должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий. В ч. 4 той же статьи закреплено требование описывать в протоколе следственного действия составляющие его процессуальные действия в том порядке, в каком они производились. Данные положения позволяют нам заявить, что коль в протоколе следственного действия отражается факт разъяснения участникам следственных действий их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, то данное разъяснение имеет место в ходе следственного действия не перед его началом, а в начале такового.
9. Удостовериться в компетентности «специалиста» значит убедиться, что лицо, приглашенное для участия в следственном действии в качестве специалиста, обладает теми специальными знаниями и опытом применения таковых, которые необходимо использовать при производстве данного конкретного следственного действия.
10. Если исходить из вышеприведенных посылок, то «компетентность», о которой идет речь в ч. 2 ст. 168 УПК, — это такое свойство личности, которое позволяет его отнести к числу тех, кто является по крайней мере знающим или достаточно осведомленным в той области знаний, которая необходима для оказания содействия следователю (дознавателю и др.) в обнаружении, закреплении и (или) изъятии предметов (иных объектов), применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, а также в постановке вопросов эксперту.
11. Компетентен или нет специалист (лицо, обладающее специальными знаниями), решает сам следователь (дознаватель и др.) по основанному на совокупности доказательств (обычно иных документов) своему внутреннему убеждению. Его мнение может расходиться с суждениями подозреваемого, обвиняемого, защитника, а также потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и др. Тем не менее именно следователю (дознавателю и др.) придется принимать решение по поводу того, компетентен или же нет специалист.
12. Специалисту по основанию обнаружения его некомпетентности может быть заявлен отвод. Но и заявленный отвод следователь (дознаватель и др.) вправе не удовлетворить. Однако, отказывая в удовлетворении заявления об отводе специалиста, он должен мотивировать свое решение и аргументировать свое несогласие с мнением лица, заявившего отвод.
13. В начале следственного действия специалисту должен быть задан вопрос, знаком ли он с подозреваемым, обвиняемым и потерпевшим, и, если знаком, то в каких отношениях он с каждым из таковых находится? Причем подобного рода вопрос может быть задан и в отношении лиц, пока еще не привлеченных в качестве обвиняемых (не признанных потерпевшими).
14. Исходя из требований ч. 1 ст. 11 УПК, специалисту должны быть разъяснены все его права, а не только те, которые закреплены в ст. 58 УПК.
15. См. также комментарий к ст. ст. 58, 164 УПК.
Привлекаемое лицо в суде это кто такой
УПК РФ Статья 54. Гражданский ответчик
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Гражданский ответчик вправе:
1) знать сущность исковых требований и обстоятельства, на которых они основаны;
2) возражать против предъявленного гражданского иска;
3) давать объяснения и показания по существу предъявленного иска;
4) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии гражданского ответчика дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
5) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика бесплатно;
6) иметь представителя;
7) собирать и представлять доказательства;
8) заявлять ходатайства и отводы;
9) знакомиться по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному гражданскому иску, и делать из уголовного дела соответствующие выписки, снимать за свой счет копии с тех материалов уголовного дела, которые касаются гражданского иска, в том числе с использованием технических средств;
10) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;
(в ред. Федеральных законов от 09.01.2006 N 13-ФЗ, от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) выступать в судебных прениях;
12) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора, суда в части, касающейся гражданского иска, и принимать участие в их рассмотрении судом;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать замечания на них;
(п. 13 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) обжаловать приговор, определение или постановление суда в части, касающейся гражданского иска, и участвовать в рассмотрении жалобы вышестоящим судом;
15) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения, если они затрагивают его интересы.
3. Гражданский ответчик не вправе:
1) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования гражданский ответчик несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В каких делах нужен представитель?
Закон это не регламентирует. Нет обозначенного перечня гражданских дел, в которых обязательно должны участвовать представители. Это означает, что абсолютно любой человек, в любом гражданском деле может лично себя защищать. Вопрос в другом, — будет ли такая защита эффективной, если дело непростое?
При рассмотрении самых обычных типовых дел услуги представителя вряд ли потребуются. Например, можно самому подать в суд исковое заявление о разводе и при этом не приглашать в суд представителя. Исход такого дела практически предрешен, с ведением такого дела в суде справится любой гражданин.
Но есть дела сложные, когда нужно доказывать наличие или отсутствие самых различных фактов и обстоятельств, когда нужно знать, как сформировать правовую позицию по делу, какие доказательства представить и как их добыть. Такую работу лучше доверить специалисту.
Комментарий к ст. 27.15 КоАП
1. Привод представляет собой принудительное перемещение физического лица к месту рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела. Комментируемая часть определяет, что привод может применяться в случае, если отсутствие физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
2. Инструкция о порядке осуществления привода утверждена Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. N 438. В соответствии с данной Инструкцией поступившее постановление (определение) о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности.
При получении постановления (определения) о приводе руководитель организует проверку указанных в нем сведений о лице, подлежащем приводу, а также принимает меры к установлению его фактического местонахождения. При необходимости лицо, подлежащее приводу, в установленном порядке проверяется по имеющимся учетам органов внутренних дел.
В том случае, когда лицо либо его представитель, указанные в постановлении (определении) о приводе, находятся на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с инициатором привода может принять решение:
о направлении для исполнения постановления (определения) о приводе по территориальности;
об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел с предварительным его уведомлением.
Для осуществления привода руководитель выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников милиции общественной безопасности или криминальной милиции с учетом подследственности уголовного дела либо вида административного правонарушения, по которому вынесено постановление (определение) о приводе. Состав и численность группы (наряда) сотрудников милиции определяются руководителем исходя из конкретных условий, необходимых для исполнения постановления (определения) о приводе.
Руководитель в обязательном порядке проводит инструктаж сотрудника милиции либо старшего группы (наряда) сотрудников милиции, вручает ему постановление (определение) о приводе, выделяет в случае необходимости автотранспорт и другие технические средства для обеспечения привода.
Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учебы лица, а также законные представители несовершеннолетних, подлежащих приводу.
Сотрудники милиции, осуществляющие привод, обязаны достоверно установить личность лица, подвергаемого приводу, на основании имеющихся в постановлении (определении) о приводе сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место нахождения). Если в постановлении (определении) о приводе отсутствуют отдельные данные, позволяющие установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представилось возможным, орган внутренних дел немедленно извещает об этом инициатора привода.
По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет ему под расписку постановление (определение) о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником милиции либо старшим группы (наряда) сотрудников милиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись.
Сотрудники милиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем, чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.
По исполнении постановления (определения) о приводе сотрудник милиции, его осуществивший, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения.
О результатах осуществления привода сотрудник милиции, которому поручено исполнение постановления (определения) о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе. При наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению привода, к рапорту прилагаются копии документов, подтверждающие указанные обстоятельства.
При невозможности осуществления привода в указанные в постановлении (определении) о приводе сроки, а также в случае отсутствия лица либо его представителя, подлежащих приводу, руководитель немедленно извещает об этом инициатора привода с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению постановления (определения) о приводе.
Понятие третьих лиц в гражданском процессе
Обычно в гражданском процессе выступают две стороны с противоположными интересами — истец и ответчик, каждая из которых отстаивает свою правоту. Однако в ряде случаев процесс усложняется, и помимо сторон в него вступают по своей инициативе или привлекаются граждане и юридические лица, заинтересованные в разрешении гражданского дела.
Интересы привлекаемых в процесс лиц не всегда совпадают с интересами сторон, поэтому они называются третьими лицами.
Третьи лица — лица, вступающие в уже возникший между истцом и ответчиком процесс в связи с заинтересованностью в разрешении спора наряду со сторонами.
Что можно сделать с помощью третьих лиц?
С помощью третьих лиц можно склонить суд на свою сторону и облегчить последующие споры с контрагентами. Есть четыре варианта, как использовать этих участников процесса. Отложить судебное разбирательство.
Если третье лицо вступило в спор после начала судебного разбирательства, то суду придется рассмотреть дело с самого начала. Этим пользуются стороны, которые хотят затянуть процесс. Даже если суд откажет в привлечении третьего лица к делу, это тоже на руку недобросовестной стороне.
Такое третье лицо может обжаловать отказ в апелляции. Из-за этого первой инстанции придется отложить разбирательство до рассмотрения апелляционной жалобы. К Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, заключена в г.
Гааге 15.11.65 Еще один случай затягивания процесса: когда сторона заявляет ходатайство о привлечении третьего лица — иностранца. Если суд его удовлетворит, потребуется провести долгую процедуру, чтобы известить иностранное лицо. Суд отложит сначала предварительное, а потом основное судебное заседание на срок до шести месяцев.
К Более короткий срок может быть установлен в договоре о правовой помощи с иностранным государством. Суды критично подходят к таким ходатайствам. Особенно если их заявляют уже после нескольких судебных заседаний.
Суды часто отказывают в привлечении третьих лиц, если нет серьезных оснований. Отменить решение. Если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, которых не привлек к участию в деле, это безусловное основание для отмены решения.270 АПК Формально даже не нужна жалоба третьего лица, поскольку апелляционный суд обязан устранить такое нарушение закона вне зависимости от доводов жалобы.268 АПК Раньше на это основание часто ссылалась сторона, которая была заинтересована в отмене решения.
Но сейчас суды считают, что жалобу обязано подать именно непривлеченное третье лицо. Если лицо подало такую жалобу, значит оно действительно полагает, что его права и законные интересы нарушены. Только в этом случае можно отменить решение.
Например, в деле по иску о сносе самовольной постройки суд первой инстанции не привлек арендаторов в качестве третьих лиц, хотя был обязан это сделать. Апелляционный суд указал, что спор о сносе затрагивает права и законные интересы арендаторов спорного здания в случае удовлетворения иска. Освободиться от доказывания обстоятельств в последующем споре.
Это выгодно ответчику, который может привлечь своего контрагента как третье лицо. Если ответчик проиграет спор, он сможет перевыставить требования к контрагенту. Тогда в споре с ним не придется доказывать обстоятельства, которые суд уже установил в первом деле.61 АПК Сторона может ходатайствовать об исключении третьего лица, хотя АПК РФ это не регулирует.
Суд исключит третье лицо, если решение не затронет его права. Аналогичный интерес в участии в таком процессе имеет и третье лицо. Если оно поможет ответчику защититься от иска, ответчик не сможет предъявить к третьему лицу никаких требований.
Пример: покупатель предъявляет продавцу претензию по качеству. Производитель — третье лицо убежден, что товар был качественный и, скорее всего, испортился в процессе хранения у поставщика. В такой ситуации производитель заинтересован участвовать в споре, чтобы суд установил причины дефектов, которые не связаны с производителем.
Это исключит последующий иск от поставщика к производителю. Усилить позицию. Когда в процесс входит третье лицо, заинтересованное в том же исходе, что и одна из сторон, это дополнительный бонус для стороны.
Он позволяет донести суду позицию от нескольких лиц. Причем с разных точек зрения. Это также увеличивает риски оппонента.
Ведь в случае ее проигрыша к размеру взыскания по иску добавятся еще издержки третьего лица, которое выступало на стороне победителя. Суд взыщет издержки, если фактическое поведение третьего лица способствовало принятию судебного акта. При этом возможность взыскать судебные издержки не зависит от того, по своей инициативе, инициативе суда или по ходатайству стороны третьи лица вступили в процесс.
В суде зачастую происходит столкновение различных интересов двух сторон, но если процедура усложняется, то привлекают людей, которые могут предоставить важные сведения суду, и именуются третьими лицами. Они могут выступать и по личной инициативе. Почему именно такое название им дали? Потому что они не имеют общих интересов со сторонами.
3-е лицо — это человек, защищающий собственные личные интересы в том деле, которое было открыто благодаря жалобам посторонних людей. В судопроизводстве различают два типа подобных участников:
- которые прямо говорят о своем собственном интересе к предмету разногласий;
- которые относятся к спору без личного интереса и не получают выгоды от решения судьи.
Первый тип вливается в разбирательство уже после начала и предъявляет иск к какой-либо стороне (или двум сразу). Такие лица сразу же принимают права и обязанности ущемленной стороны.
А вот второй тип принимает непосредственное участие на одной позиции, и не могут ее менять.
Их привлекает сам суд, они могут выступать из личных соображений или по ходатайству любой из сторон уже в середине процесса, если их сведения могут оказать влияние на итоговое решение.
Привлекаемое лицо в суде это кто
Естественно, что истец имеет личную заинтересованность в итогах судебных заседаний, поскольку положительное судебное решение позволит ему восстановить нарушенные права, а отрицательное решение оставит ситуацию без изменений. В ГПК РФ личная заинтересованность гражданина является поводом для написания искового заявления по поводу восстановления прав. Истцом могут быть и не физические лица.
По делам о банкротстве выделяют три группы участников:
- По отношению к должнику юридическому лицу — дочерние и материнские предприятия, люди, которые исполняя свои должностные обязанности, могут участвовать в управлении, принимать решения и заключать сделки от имени фирмы-должника, их близкие родственники.
- По отношению физическому лицу, в отношении которого судом выносится определение о банкротстве — близкие родственники самого должника и их супругов.
- По отношению к арбитражному управляющему в деле о банкротстве — близкие родственники и лица, входящие в одну группу с управляющим либо аффилированные с ним.
Меня вызывают в качестве привлекаемого лица по делу 5-505/2021 что это такое?
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.
Написать комментарий
1. Главным принципом, положенным в основу системы коллективного управления правами в Российской Федерации, является действие таких организаций на основании договоров, заключаемых ими с правообладателями (п. 3 ст. 1242 ГК). Это в значительной мере изменяет ситуацию, существовавшую в этой сфере ранее, когда на основании п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве существовала возможность бездоговорного, т.н. расширенного коллективного управления, которая допускалась применительно к любым случаям такого управления правами. Хотя в настоящее время, к сожалению, не удалось полностью отказаться от системы расширенного коллективного управления, все же в части 4 ГК возможности бездоговорного представительства правообладателей резко ограничены и поставлены под государственный контроль.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 1244 организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести перечисленных Кодексом сферах коллективного управления, и только такая аккредитованная организация может наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК, управлять правами и собирать вознаграждение также и для тех правообладателей, с которыми у нее подобные договоры не заключены.
2. В пункте 1 статьи названы шесть сфер расширенного коллективного управления, в которых представительство правообладателей исключительно на договорной основе на практике является затруднительным. При этом в четырех из этих сфер (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК) задачей аккредитованных организаций является только сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав. В случае с управлением правом следования согласно ст. 1293 ГК функции аккредитованной организации также сводятся лишь к сбору вознаграждения за публичную перепродажу оригиналов произведений изобразительного искусства. И только в случае, предусмотренном в подп. 1 п. 1 ст. 1244, аккредитованные организации должны осуществлять распоряжение исключительными правами, предоставляя пользователям право использовать музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений путем публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю (в т.ч. путем ретрансляции) и собирать вознаграждение за такое использование (подп. 6 — 8 п. 2 ст. 1270 ГК). Следует подчеркнуть, что управление правом следования и осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение по ст. 1245 ГК являются новыми, ранее не осуществлявшимися, сферами коллективного управления.
Возражение на ходатайство о привлечении третьего лица
Если кто-то из участников процесса заявит о привлечении третьего лица, другие участники при обсуждении указанного ходатайства вправе выразить свое несогласие с ним. В качестве возражений участники могут указывать, что рассматриваемое дело никаким образом не затрагивает права третьего лица, которое просят привлечь к делу, ходатайство о привлечении является немотивированным, какой-либо материально-правовой заинтересованности у третьего лица не имеется и т.д.
Если участник процесса заблаговременно был уведомлен о заявлении такого ходатайство другим участником, то он может подготовить возражения в письменном виде. Но, как правило, соответствующие ходатайства заявляются непосредственно в судебном заседании, в связи с чем выразить свои возражения вторая сторона должна сразу.
Судья нарушает нормы права и этики. Как реагировать на такое поведение
Если свидетель имеет собственные взгляды и интересы относительно предмета разногласия, то в суде появляется третья сторона, обладающая своими правами и обязанностями, которые соответствуют тем же, что и у человека, подающего изначальную жалобу. Он обладает возможностью:
- Обладать доступом ко всем материалам и изучать их, фотографировать документы и снимать с них копии;
- Предъявлять следствию улики;
- Задавать возможные вопросы всем участникам и тем, кто оказывает помощь в ходе следствия;
- Заявлять о ходатайствах;
- Иметь диалог с судом;
- Предоставлять аргументы в свою поддержку;
- Не соглашаться с противоположными мнениями и участниками;
- Подавать апелляции при несогласии с вердиктом судьи;
Права третьих лиц в гражданском процессе отличаются единым, но самым значимым пунктом – они не имеют возможности изменить изначальное заявление о нарушении прав или вовсе отозвать его. Когда свидетель не выдвигает своих требований на предмет спора, права его ограничиваются правами обычных участников процесса.
Понятия участников, имеющих юридический интерес, в гражданском и административном процессе похожи. Различие состоит в том, что заявить о своем интересе в исходе административного дела они могут только до вынесения решения судом первой инстанции.
Основанием для участия в судебном разбирательстве может быть личная или судебная инициатива, ходатайство сторон. Самостоятельно инициировать начало или прекращение административного процесса заинтересованные лица не имеют права. Они могут заявлять обращение в суд на стороне административного истца или ответчика.
Ярким примером третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, может быть дело о ДТП с участием 3 транспортных средств (о возмещении ущерба в ДТП). При обращении одного из потерпевших с иском к причинителю вреда и страховой компании, второй потерпевший может вступить в дело с самостоятельными требованиями в качестве третьего лица.
Третьи лица должны иметь отличный от истца юридический интерес – удовлетворив требования одного из них, суд вынужден будет в этой части истцу отказать. Поэтому для защиты интересов и прав третьего лица закон наделяет такого участника процесса всеми правами стороны спора в полном объеме.
Судебный процесс начинается с обращения в суд заинтересованного лица (заявителя), чьи права нарушены и принятия судьей дела к рассмотрению. Заявление в суд должно содержать сведения о нарушении прав и интерес в их восстановлении.
Участников судебного разбирательства много, но не у всех из них есть юридический интерес в гражданском процессе, в том или ином его исходе.
Кто является заинтересованным лицом по гражданскому законодательству? Это истец (заявитель) и ответчик, прокурор, представитель общественной или государственной организации, представители сторон в споре, третьи лица, т. е. все те, кого, так или иначе, затрагивает результат рассмотрения спора в суде.
Кроме них, в судебном заседании могут участвовать приглашенные специалисты, эксперты, свидетели, переводчики, которые не являются заинтересованными в том или ином результате судебного разбирательства.
Условно заинтересованных в исходе дела можно разделить:
- заинтересованные лично в исходе дела истец и ответчик, любой человек, участвующий в процессе, чьи права затрагивает результат судебного разбирательства;
- представители сторон в судебном разбирательстве, чей юридический интерес носит процессуальный характер;
- прокурор, представители общественных и государственных учреждений профессионально заинтересованы в ходе выполнения своих служебных обязанностей в рамках судебного заседания;
- стороны процесса по делам, затрагивающим публичные отношения (например, оспаривающие нормативный акт местного органа власти).
Процессуальный интерес — это заинтересованность в конкретном исходе дела, представителя истца и ответчика, основанная на выполнении поручения или служебных обязанностей в рамках трудового договора. Представители сторон не являются самостоятельными участниками процесса, их юридический интерес в результате рассмотрения дела ограничен рамками поручения. При прекращении договора у них исчезает и заинтересованность в исходе судебного разбирательства.
Это дает возможность установить обстоятельства и причины пропуска срока исковой давности и при наличии законных оснований защитить нарушенное право. Установление сроков исковой давности преследует цель дисциплинировать участников гражданских правоотношений . Наличие определенных временных границ для осуществления нарушенного права стимулирует своевременное предъявление исков и разрешение возникающих споров. Во взаимоотношениях между организациями исковая давность содействует укреплению платежной дисциплины .
Естественно, что истец имеет личную заинтересованность в итогах судебных заседаний, поскольку положительное судебное решение позволит ему восстановить нарушенные права, а отрицательное решение оставит ситуацию без изменений. В ГПК РФ личная заинтересованность гражданина является поводом для написания искового заявления по поводу восстановления прав. Истцом могут быть и не физические лица.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора
Лицо, которое считает, что ему принадлежит право, по поводу которого возник спор, в гражданском процессе существует два способа защиты:
- предъявление самостоятельного иска;
- вступление в качестве третьего лица в уже начатый процесс и заявляющий самостоятельные требования на предмет спора.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора – это лицо, которое вступает уже в возникший процесс между истцом и ответчиком для того, чтобы защитить свои права на предмет спора.
Третье лицо с самостоятельными требованиями является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения. Как правило, ответчиком по заявленному им иску являются обе стороны. В соответствии с ч.1 ст. 42 ГПК РФ, третья сторона имеет право предъявлять иск только к одной стороне. Третьи лица, которые считают, что спорное право принадлежит им, а не ответчику или истцу, вступают в процесс. К примеру, С. предъявила иск к Н. об истребовании имущества из незаконного владения. Узнав о споре, в качестве третьего лица в процесс вступила М, которая свои требования одновременно предъявила и к ответчику и к истцу, а именно, иск о признании за ней права собственности на имущество, которое является предметом спора между сторонами.
Предъявляя иск, третье лицо, таким образом, ставит под сомнение наличие права на предмет спора, как у ответчика, так и у истца.
Когда третье лицо вступает в процесс с самостоятельными требованиями, то суд должен одновременно рассмотреть два иска:
- иск первоначального истца;
- иск третьего лица.
Третье лицо имеет право заявлять самостоятельное требование, как на часть, так и на весь предмет спора. Но если же требование третьего лица направляется не на предмет спора между сторонами, то в данном случае, оно не может рассматриваться как требование.
Третьи лица в гражданском процессе– это лица, участвующие в деле, которые вступают в уже возникший процесс для защиты своего права на предмет спора или когда решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
В зависимости от основания вступления в процесс третьи лица делятся на два вида: с самостоятельными требованиями и без таковых.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, — лицо, участвующее в деле на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон (ст. 43 ГПК РФ).
Основанием вступления в процесс третьего лица без самостоятельных требований может быть и иная юридическая заинтересованность в исходе дела, указанная в законе (см., например, ст. 462, 399 ГК РФ).
Пример
Так, если при обращении в суд с требованием о взыскании алиментов на детей будет установлено, что с ответчика уже взыскиваются алименты на детей от другого брака, то заинтересованные лица, в пользу которых взыскиваются алименты, должны быть привлечены к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Наиболее распространенным основанием разрешения споров с участием третьих лиц является возможность предъявления регрессного иска к третьему лицу (ст. 461, 462, 1068, 1080 ГК РФ).