Программа «Доступная среда» для инвалидов в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа «Доступная среда» для инвалидов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.
Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.
В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.
В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:
- повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
- формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
- оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
- увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
- повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
- оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.
Предназначение программы
Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.
Задачами государственной программы являются:
- разработка новейших технологий для инвалидов;
- оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
- обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
- повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
- как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
- создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
- внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.
Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.
Создание доступной среды для инвалидов
На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.
Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.
Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».
Особенности исполнения в регионах
В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.
В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». Для создания собственной программы было переработано немало нормативных документов, регламентов на международном уровне. За время существования программы было сделано достаточно много, включая разработку законов, которые регламентируют порядок реализации программы.
При реализации программы за основу берутся следующие нормативные акты:
- СП 59.13330.2020. Это свод правил, на основе которых выполняется оснащение помещений и прилегающей к организации территории.
- Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Главный закон, содержащий нормы и требования к социальным объектам. Он предусматривает вид и порядок действий, которые нужно осуществить в рамках реализации программы.
- Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Содержит перечень правил, необходимых для создания безопасной городской среды для инвалидов.
- Федеральные законы Российской Федерации в области безбарьерной среды предусматривают обеспечение доступности предпочтительных объектов и услуг для активной жизненной позиции людей с ОВЗ.
Условия адаптации зданий и территорий
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.
Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Кто отвечает за реализацию программы «Доступная среда»
Следует понимать, что программа «Безбарьерная среда» реализуется не только за счет государственной поддержки. Помимо Минтруда, Росстата, Минобрнауки, Минпросвещения, Минспорта, Росстандарта, Минкультуры России в программу вовлечено большое количество коммерческих организаций.
Приоритетными поставщиками оборудования в рамках глобального проекта являются российские производители сегмента малого и среднего бизнеса. Речь идет о поставках актуальных, инновационных средств реабилитации, о выполнении ряда работ, необходимых для организации безбарьерной среды города.
Сегодня товары для инвалидов покупать в интернете — это просто и легко. Например, наш онлайн магазин «Доступная среда». Здесь вы найдете более двух тысяч наименований специализированных товаров, предназначенных для взрослых и детей, частично или полностью потерявших слух, зрение и имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата.
Если вам нужна развернутая консультация по средствам доступности, обращайтесь по нашим контактным данным. Наши консультанты окажут помощь в выборе подходящего именно вам ТСР.
В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Как реализуется программа?
Главными задачами программы является создание информации, связи и транспорта такого рода, чтобы ограниченный в своих возможностях человек мог ими пользоваться наравне со здоровыми людьми и не считал себя неполноценным.
На первом шаге необходимо было сделать доступными учреждения лечебного и социального уровня. Они должны иметь доступные для инвалида входную группу, весь путь движения, регистратуру, санитарную комнату или лифт.
Реализация программы доступная среда для инвалидов осуществляется следующим образом:
- Обеспечение инвалидов рабочими местами и создание на них доступной среды для такого рода людей;
- Улучшение качества медицинских услуг для инвалидов, создание центров реабилитации;
- Работа с населением таким образом, чтобы инвалиды чувствовали себя свободнее на массовых мероприятиях и не стеснялись своих недостатков;
- Установка в городе графического и звукового оборудования для инвалидов по зрению и слуху;
- Внедрение процедуры сурдоперевода при трансляции телепрограмм;
- Доступность для инвалидов-колясочников городского транспорта — автобусов, троллейбусов, метро и т. д.
- Оборудование городского транспорта звуковым оповещением о маршрутах и остановках.,
- Библиотеки оснащаются книгами, созданными шрифтом Брайля, а также оборудованием для прослушивания аудио-книг.
Какие результаты были достигнуты благодаря реализации программных мероприятий?
Реализация проекта, предполагающего повышение уровня жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья – сложная задача. Поэтому в действующие правовые акты вносится большое количество корректировок. Благодаря оперативным действиям госструктур удалось добиться следующих положительных результатов:
- Стабильное функционирование организаций-нанимателей, в которых заняты люди с ограниченными возможностями здоровья.
- Рост числа реабилитационных центров в стране.
- Привлечение в штат крупных организации инвалидов, реализующих себя в обществе.
- Улучшение городской среды, повышающее комфорт инвалидов со зрением и колясочников.
- Развитие телевизионных каналов с сурдопереводом.
Особое внимание уделяется детям. Несовершеннолетние не могут полноценно общаться со сверстниками, что усложняет их вовлечение в общественную деятельность и затрудняет развитие. К сожалению, попытки организации смешанного обучения полностью здоровых детей и детей-инвалидов не показали результатов.
Несмотря на наличие мероприятий в федеральной госпрограмме особое внимание стоит уделить региональной практике, например:
- в Тамбове местная программа предполагает создание безбарьерного инклюзивного образования. В мероприятиях участвуют более 30 учебных заведений.
- в ряде субъектов местные власти направили средства на приобретение для школ дорогостоящего специализированного оборудования и подготовку высококвалифицированных специалистов по направлениям логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и др.
Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, указанное направление деятельности признается приоритетным во всей программе «Доступная среда». Успешная реализация мероприятий позволит не только адаптировать несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья к существующим реалиям, но и подготовить высококвалифицированные кадры.
Региональные особенности «Доступной среды»
Данная госпрограмма реализуется в любом округе Российской Федерации.
Наиболее серьезным примером программы доступной среды определенно является «Теннис парк», локализующийся в столице на Рязанском проспекте. Данная постройка является примером спортивного безбарьерного пространства, на котором могут заниматься граждане с ограниченными способностями.
Именно здесь тренируются паралимпийские теннисисты, занимающиеся в колясках. Здесь находятся адаптированные гигиенические комнаты, парковка, а также здание оборудовано тактильными схемами для передвижения по комплексу.
С две тысячи двенадцатого года, детсады, школьные учреждения, а также психологические, медицинские и социальные центры оборудуются специализированными средствами для передвижения и комфорта инвалидов.
Многие образовательные учреждения обзавелись электронными табло, подъёмными пандусами, мобильными лестничными подъемниками и информационными терминалами. Именно при помощи этих средств, обучение детей с ограниченными способностями становится в разы проще.
Наименование государственной программы Ростовской области |
– |
государственная программа Ростовской области «Доступная среда» (далее также – государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
– |
министерство труда и социального развития Ростовской области |
Соисполнители государственной программы |
– |
отсутствуют |
Участники государственной программы |
– |
министерство здравоохранения Ростовской области; министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; министерство транспорта Ростовской области; министерство культуры Ростовской области; управление государственной службы занятости населения Ростовской области; Правительство Ростовской области (управление информационной политики Правительства Ростовской области); министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области |
Подпрограммы государственной программы |
– |
1 «Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения». 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» |
Программно-целевые инструменты государственной программы |
– |
отсутствуют |
Цель государственной программы |
– |
создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни |
Задачи государственной программы |
– |
формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество |
Целевые показатели государственной программы |
– |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ростовской области; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа обратившихся инвалидов; доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые); доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
– |
реализация государственной программы запланирована на 2019 – 2030 годы в 2 этапа: 2019 – 2021 годы; 2022 – 2030 годы |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
– |
общий объем финансирования государственной программы составляет 1 528 768,0 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 175 333,2 тыс. рублей; в 2020 году – 192 044,9 тыс. рублей; в 2021 году – 145 741,2 тыс. рублей; в 2022 году – 183 790,2 тыс. рублей; в 2023 году – 156 849,2 тыс. рублей; в 2024 году – 211 980,6 тыс. рублей; в 2025 году – 201 527,2 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; средства областного бюджета: всего – 1 524 046,3 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 174 261,1 тыс. рублей; в 2020 году – 189 649,2 тыс. рублей; в 2021 году – 145 741,2 тыс. рублей; в 2022 году – 182 536,3 тыс. рублей; в 2023 году – 156 849,2 тыс. рублей; в 2024 году – 211 980,6 тыс. рублей; в 2025 году – 201 527,2 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; из них безвозмездные поступления в областной бюджет – 139 823,1 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 680,9 тыс. рублей; в 2024 году – 58 850,5 тыс. рублей; в 2025 году – 52 576,4 тыс. рублей; в том числе средства федерального бюджета – 139 823,1 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 680,9 тыс. рублей; в 2024 году – 58 850,5 тыс. рублей; в 2025 году – 52 576,4 тыс. рублей; средства местных бюджетов: всего – 4 721,7 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 1 072,1 тыс. рублей; в 2020 году – 2 395,7 тыс. рублей; в 2022 году – 1 253,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
– |
увеличение количества инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; увеличение количества доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры; увеличение количества инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации; увеличение количества инвалидов и детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов и детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации |