Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

Что включает в себя рабочее время водителей

Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

  • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
  • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
  • время простоев не по вине водителя.

Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году

Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

  • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Читайте также:  Регистрация соглашения о расторжении аренды

Правила расчёта рабочего времени водителя

Согласно приказу 2021 года, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.

Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Стало: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.

Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.

Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

Если водитель работает не более 8 часов в день с часовым перерывом на обед, специальные перерывы для него не предусматриваются.

В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.

Работодатели нередко заставляют своих сотрудников перерабатывать, и это касается и водителей, которые для того, чтобы быстрее довезти груз, вынуждены не спать днями.

Между тем, именно по причине усталости происходит большинство аварий, которые влекут за собой самые непредсказуемые последствия.

Для отслеживания режима работы водителей было введено обязательное требование наличия тахографа, который может отслеживать информацию о водителе и фиксировать нарушения.

Чтобы не получать штрафов и не становиться виновником ДТП, следует рассмотреть, какой режим работы будет оптимальным для водителей.

Все требования к нормативам труда и отдыха прописаны в законодательных актах, включая количество часов в зависимости от режима работы водителя, а также учитывая перерывы в работе.

Если будет выявлено, что тахограф зафиксировал нарушение, то штраф будут платить как водители, так и их начальники, ведь безопасность на дорогах — одна из главных проблем России.

Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?

Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.

Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:

  • Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
  • После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
  • Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
  • Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
  • Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
  • То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.

Сколько длится рабочая смена

По нормам трудового законодательства в неделю водитель имеет сорок рабочих часов. Однако в документах от Минтранса нет четких инструкций, какого графика должен придерживаться водитель – с одним или двумя выходными в неделю. Работодатель в этом случае сам устанавливает количество рабочих часов в смене, но не более восьми в день.

Когда требуется перевозка грузов между городами, то водитель работает дольше установленной смены. В этом случае отработанное время суммируется и учитывается за один месяц. Такой учет времени можно продлить до трех месяцев, если это будет указано в трудовом договоре.

При вводе суммирования учета рабочего времени водителю устанавливается рабочая смена продолжительностью десять часов. Если есть необходимость окончить рейс или добраться до места отдыха, то смену можно увеличить до двенадцати часов. Кроме этих случаев, двенадцать рабочих часов в смене могут получать водители муниципальных автобусов, бригад скорой помощи, коммунальщиков и служб аварийного спасения, организаций связи (почта), бригад с вахтовым методом работы, руководителей предприятий и другие.

Читайте также:  Размеры пособия по безработице

Среди изменений в учете рабочего времени можно отметить то, что все сотрудники, управляющие колесным транспортом, имеют право делить свое рабочее время на две части. Раньше это разрешалось только водителям автобусов, перевозивших пассажиров регулярными рейсами внутри населенных пунктов и в пригороде. Минтранс не дал пояснений относительно того, на сколько частей можно разделить рабочую смену. Принятие решения по этому вопросу осуществляется представителем профсоюза на предприятии.

Важно! Когда смена у водителя длится больше восьми часов, и ее нужно делить на части, то водитель обязан до перерыва отработать пять часов. Все оставшееся время допускается делить на части. Стоит помнить, что перерыв в течение одной смены не может быть больше трех часов для водителей городского и пригородного транспорта, и пяти часов – для всех остальных водителей.

Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.

При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.

Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.

Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.

Виды карт, используемых с тахографом

Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.

Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:

  • для контролёров – нужны при проверках;
  • карты сервис. центров. Они позволяют на законных основаниях вмешиваться в работу прибора – выполнять ремонт, калибровку и т.д.;
  • карты предприятия – открывают доступ к данным, хранящимся в памяти тахографа, их анализа и дешифровки.

Перерывы для отдыха или обеда питания

Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

  • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
  • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
  • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Читайте также:  «А квартиру оставьте»: можно ли сохранить ипотечное жилье при банкротстве?

Не только длительность времени, проведенного за рулем, но и перерывы должны быть тщательно продуманы и организованы в соответствии с приказом министерства.

В отношении длительности и периодичности отдыха, транспортное предприятие должно учитывать следующие требования законодательные нормы:

  • обеденное время и перерывы не могут длиться меньше получаса и не превышают 2 часов;
  • между сменами длительность перерыва должна учитывать продолжительность рабочего дня (например, при 8-часовом графике, отдыхать водитель обязан не менее 16 часов;
  • суммированный рабочий график в пределах 1 недели предполагает право на двухсменный 12-часовой отдых, как обязательный минимум по закону.

Меньшая продолжительность отдыха между сменами возможна в следующих ситуациях:

  • если грузоперевозка осуществляется в пределах 1 населенного пункта или его пригороде, рабочий график предполагает 9-часовую смену, однако после второго выхода на смену по закону положен 48-часовой перерыв;
  • когда выполняется междугородний рейс, продолжительность отдыха может составлять 11 часов с возможным уменьшением до 9 часов не чаще 3 раз в неделю;
  • в случае необходимости, при поездках на дальние расстояния межсменный перерыв может быть разбит на части с обязательной общей продолжительностью от 12 часов, из которых основной отдых длится, по меньшей мере, 8 часов подряд.

Помимо отдыха между двумя рабочими сменами, водитель грузового автотранспорта, как и любой наемный работник по трудовому законодательству, вправе рассчитывать на еженедельный выходной, с длительностью отдыха от 42 часов, без учета времени, отводимого на отдых между сменами в течение рабочей недели.

Как разрешат делить смены водителей

С 01.01.2021 при разрешении водителя его рабочий день допускается делить на смены:

Условия Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Начало первого междусменного перерыва Не позднее, чем через 5 часов с момента начала работы
Время междусменных перерывов за день
  • 3 часа — при регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
  • 5 часов — в остальных случаях
  • 5 часов;
  • один из перерывов — не менее 2 часов
Разделение смен на части разрешалось только при перевозках автобусами на регулярных рейсах и при передвижении госслужащих на служебных машинах
Где предоставляется междусменный перерыв В местах, дающих водителю возможность использовать время отдыха по своему усмотрению
Место должно было соответствовать расписанию движения

Как проверить время управления автомобилем

Для контроля времени нахождения за рулем и отдыха водителя используются специальные устройства — тахографы.

С 01.01.2021 вступают новые требования к таким приборам — согласно Приказу Минтранса от 28.10.2020 № 440. Установка тахографа на транспортное средство обязательна, если оно относится к категории:

Категория Уточнение Какие ТС относятся к категории (согласно Регламенту ТР ТС 018/2011, принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877)
N2 При эксплуатации организациями и ИП ТС для перевозки грузов Технически допустимая максимальная масса — свыше 3,5 т до 12 т включительно
N3 Технически допустимая максимальная масса — более 12 т
M2 При эксплуатации организациями и ИП, в т. ч. осуществляющие регулярные перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более 8 мест для сидения, Технически допустимая максимальная масса — не более 5 т
M3 Технически допустимая максимальная масса — свыше 5 т
При эксплуатации гражданами Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, и автобусы

Подробнее о правилах эксплуатации тахографов читайте статью.

Ответственность за нарушение режима труда водителей

Санкции вводит ст. 11.23 КоАП РФ, последние изменения в которую были внесены 01.11.2019:

Нарушение Кого накажут Санкция
  • Управление ТС без тахографа, если он обязателен;
  • неправильное использование тахографа водителем;
  • выпуск работодателем ТС на линию с неисправным тахографом
Водителя Штраф от 3 000 до 5 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.
Несоблюдение норм времени управления автомобилем и времени отдыха Водителя Штраф от 1 500 до 2 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *