8 методов недобросовестной конкуренции, применяемых на практике
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 методов недобросовестной конкуренции, применяемых на практике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конкуренция – борьба предпринимателей за заказчиков. Но не все бизнесмены готовы соревноваться честно. Недобросовестная конкуренция – борьба между компаниями с нарушением норм действующего законодательства. Она попирает интересы других участников рынка. Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен официально. Отношения регулируются Федеральном законом «О защите конкуренции». Там раскрываются разные стороны этого явления.
Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
Недобросовестные участники рынка, используя известные широкому кругу лиц фирменные наименования известных компаний, их товарные знаки и знаки обслуживания, надеются привлечь как можно больше потребителей. Отсюда огромное количество спортивной одежды с логотипом, похожим на известный бренд, кафе, стилизованные под сеть без заключения договора франшизы, использование на сайте успешного стиля конкурента.
Размещение на своем сайте предложения о продаже товара, созданного с использованием формулы патента, зарегистрированного конкурентом, также будет являться нарушением антимонопольного законодательства.
Использование чужой деловой репутации, которая формировалась в течение нескольких лет, средств индивидуализации или иной интеллектуальной собственности, на создание которой было потрачено много сил и денег, позволяет получить необоснованное преимущество перед другими участниками рынка – конкурентами. Поэтому закон «О защите конкуренции» запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным использованием средств индивидуализации, а именно введение в оборот товаров (продажу, обмен, производство, демонстрацию на выставках, предложения к продаже), если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие другому лицу.
Также в качестве нарушения следует рассматривать и действия, способные вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с его товарами или услугами. Примером создания смешения будет выпуск товара в упаковке, которая по внешним признакам (расположение отдельных изобразительных элементов и деталей) практически идентична упаковке товара конкурента.
Составляем жалобу в ФАС
Одним из самых эффективных и законных видов борьбы с нечестными конкурентами выступает обращение в антимонопольную службу. Для этих целей необходимо составить заявление.
Оно может быть отправлено в свободном формате, но с соблюдением обязательных требований:
- Документ имеет письменную форму;
- Адресатом заявления является управляющий регионального подразделения службы (необходимо обратиться в орган по месту жительства);
- К документу прикреплены доказательства факта нечестной конкуренции (без подтверждения ФАС вправе не рассматривать ваше заявление).
Заявление содержит следующие сведения:
- Дату;
- Описание произошедшего события с точными подробностями;
- Причины для обращения в службу;
- Пункты из законодательных актов, которые были нарушены;
- Информацию о преступнике;
- Данные заявителя (ФИО, контактные данные, включая юридический адрес);
- Подпись заявителя.
В течение 30 дней на указанный вами адрес будет направлен ответ с принятым решением. При этом срок может быть продлён до 60 дней, если по вашему вопросу требуются дополнительные расследования.
В некоторых случаях из ФАС может прийти уведомление об отказе рассмотрения вашего заявления.
Причин тому может быть несколько:
- В составленных вами фразах имеются нецензурные выражения, оскорбления или угрозы руководителю отдела антимонопольной службы;
- Текст составлен неграмотно (существенными ошибками считаются отсутствие точек между предложениями и заполнение слов только заглавными буквами);
- Если ответ на ваше обращение приведёт к нарушению законодательства или раскрытию государственных тайн;
- Заявление составлено непонятным почерком, что не даёт возможности прочитать его (поэтому лучше составляйте вариант, распечатанный с компьютера);
- Если письмо вы отправили анонимно (такие заявления не принимаются во внимание);
- Если ранее вы уже получали ответ на свой вопрос (в ФАС обычно обращаются единожды, а не ведут переписку на постоянной основе. Постарайтесь все возможные вопросы уместить в одном письме);
- Если заявление содержит не все требующиеся данные о составителе.
Чтобы ФАС принял ваше заявление с первого раза, необходимо указать в нём как можно больше сведений (по делу). Текст должен быть читаемым и грамотным. Если вы составите обращение, учитывая все указанные требования, то ответ о решении в отношении нарушителя не заставит себя ждать.
Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК
Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела. Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:
- Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
- Незначительность проступка.
- Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.
К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет. Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:
- Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
- ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
- Стороны дела являются партнерами.
Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена законодательством Российской Федерации. Обычно она ограничивается штрафами. Но дело может дойти и до уголовного преследования. Рассмотрим оба варианта более подробно.
Административная ответственность. Жалобы по этим делам рассматривает антимонопольная служба ФАС. Узнать контакты отделения в вашем городе можно на ее официальном сайте. Наказание назначается на основании ст. 14.33 КоАП РФ:
- для должностных лиц штраф составляет от 12 тыс. до 20 тыс. рублей, для юрлиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
- при использовании плодов чужой интеллектуальной деятельности на должностных лиц накладывается штраф 20 тыс. рублей. Вместо этого возможна дисквалификация до трех лет;
- юридические лица платят 1–15 % от размера полученной выручки (но не менее 100 тыс. рублей).
Помимо этого, предприниматели могут пойти в суд и взыскать с нарушителя и упущенную прибыль.
Уголовная ответственность. Наказание в этом случае назначается по статье 178 УК РФ. К уголовной ответственности могут привести следующие отягощающие события:
- причинение крупного ущерба или извлечение большого дохода;
- повреждение чужого имущества;
- применение насилия или угрозы сделать это.
Судебная защита от недобросовестной конкуренции
Оспаривание актов, вынесенных антимонопольными органами, осуществляется в арбитражном суде по месту нахождения соответствующего антимонопольного органа в порядке главы 24 АПК РФ.
Следующие акты антимонопольных органов могут оспариваться:
- Решение антимонопольного органа.
- Предписание антимонопольного органа.
- Решение коллегиального органа, принятое по жалобе, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде по существу, если оно представляет собой новое решение. Решение коллегиального органа также может оспариваться отдельно от решения соответствующего территориального антимонопольного органа по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода коллегиального органа за пределы своих полномочий.
- Приказ антимонопольного органа о назначении проверки, приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не являются актами, которыми разрешается вопрос о наличии в действиях лица соответствующих нарушений. В связи с этим при оспаривании указанных актов арбитражный суд должен проверить только основания, исключающие в силу закона возможность их вынесения, в частности, например, такими основаниями могут являться: выход предмета проверки за пределы полномочий антимонопольного органа, нарушение допустимой периодичности проведения плановых проверок, назначение внеплановой проверки в отсутствие установленных законом оснований, без необходимого в определенных случаях согласования с органом прокуратуры.
- Решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорено в арбитражном суде лицами, выступавшими заявителями при обращении в антимонопольный орган и обладающими заинтересованностью в возбуждении дела.
Показательный пример недобросовестной конкуренции в России
Недобросовестная конкуренция, примеры которой на слуху и весьма показательны, ведется и в нашей стране. Речь идет о знаменитых перипетиях между крупными поисковыми сетями: «Яндексом» и Google.
Причиной разбирательств стали следующие обстоятельства: для доступа к любой функции операционной системы Android необходимо установить все сервисы Google. Причем вначале заявлялось, что пользователи Android смогут выбирать программное обеспечение (ПО) в соответствии со своими предпочтениями. Google не захотел сотрудничать с другими разработчиками программного обеспечения и ограничил выбор потребителей только своим ПО. Люди были вынуждены пользоваться услугами Google, в результате чего положение этой компании на рынке резко выросло. «Яндекс» не остался в долгу: результатом стала жалоба на недобросовестную конкуренцию в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Дискредитация (от фр. discréditer “подрывают уверенность”) — намеренные действия, направленные к подрыву власти, изображения и доверия.
Несправедливая (вредная) налоговая конкуренция (налоговый демпинг) (английский язык Вредная налоговая конкуренция, фр. Согласие La fiscale dommageable) — юридический термин, примененный национальными и международными регулирующими органами к особенности налоговой политики государств, касающихся оффшорных юрисдикций. С обвинением во “вредной налоговой политике” началась Организация экономического сотрудничества и развития кампании (OECD) против оффшорных юрисдикций в борьбе с уклонением от налогов.
Глобализация экономики привела к радикальному увеличению влияния налоговой системы каждой страны в налоговых системах других стран. Современный финансовый капитал купил мобильность, беспрецедентную ранее, и способен, чтобы переместиться легко от одной страны до другого, идя туда, где для него самые выгодные условия созданы. Этого размер средней ставки налогообложения и преимуществ суммы налога стал одним из наиболее важных факторов конкуренции между странами для привлекательности собственного капитала, генерировав такое явление как налоговая конкуренция.
Обвинения на несправедливой налоговой конкуренции оффшорным странам состоят в том что оффшорные юрисдикции, устанавливающие для международных (оффшорных) компаний, созданных в них слишком предпочтительный режим налогообложения, таким образом “соблазните” финансовые ресурсы из береговых стран. Отток финансовых ресурсов, в свою очередь, приводит к острому сужению налоговой базы, уклонению от налогов и наконец к существенному сокращению налоговых поступлений в государственных бюджетах береговых государств. Поэтому оффшорные страны получают обвинения в “грабеже налоговой базы” в береговых государствах. Сумма этих “грабежей” оценена по-другому: стоимость актива, сохраненная на оффшорных счетах во всем мире, это оценено в пределах от от 1,7 триллионов до 11,5 триллионов долларов, тогда как США оценивают налоговые убытки от операций оффшорных юрисдикций на уровне 100 миллиардов долларов ежегодно.
С другой стороны, все это приводит также к факту, что структура экономических стимулов экономических систем береговых стран искажена, и налоговая политика теряет регулирующий потенциал. Поэтому с точки зрения противников оффшорного моделирования, оффшорные зоны являются некоторыми “иждивенцами” мировой экономики, которые необоснованно используют общественные блага, созданные не, за границей заявляет.
Как происходит на практике
Чтобы реализовать вышеозначенные и прочие моменты, характеризующие недобросовестную конкуренцию, разрабатываются настоящие методы. Их реализация зависит о цели, которую преследует конкурирующая фирма, от масштабов организаций и материальных возможностей. Рассмотрим наиболее распространенные способы устранения конкурентов с рынка:
- Снижение цены на предоставляемый товар или услугу (демпинг). Давно известный способ. Используется, чаще всего, если в сегменте имеются две конкурирующие фирмы. Он предполагает, что какая-то компания начинает снижать цену на свой товар, конкуренты же не могут себе этого позволить, а значит, оставляют цены на прежнем уровне. Как следствие клиенты уходят туда, где более дешево. Перед применением такого метода, конечно, стараются максимально собрать сведения об активах компании – конкурента, чтобы быть точно уверенным, что у нее нет возможностей также снизить стоимость и продержать ее на должном уровне необходимый период времени. Известен такой случай, произошедший в Америке в 30х годах ХХ века. На реке две независимые компании решили организовать переправу на паромах. Чтобы переманить к себе пассажиров, одна из организаций снизила цены на билеты. Вторая последовала ее примеру. Так несколько раз, пока одна из компаний и вовсе не сделала перевозку бесплатной. Вторая же на это ответила тем, что не просто прекратила брать деньги за билеты, но и стала выдавать каждому из пассажиров обычную булку. Все клиенты переметнулись к ней. В итоге конкуренты разорились, и победившая компания стала диктовать дальше свои цены за перевозку.
- Распространение ложных слухов. Если в жизни простого человека сплетни и наговоры могут привести к его гибели, то в коммерческой сфере таковые могут закончиться крахом компании. Для этого достаточно запустить «утку» в СМИ. Наверняка, потом будет подан иск, опубликовано опровержение, но часть клиентов окажется потерянной.
- Применение физического и психологического насилия. Да, конечно, сейчас не 90-ые годы прошлого века, но методы давления и запугивания используются и поныне. Таким образом, конкурента заставляют отказаться от ведения собственного бизнеса. По статистике чаще применяется в глубинке, где круговая порука и личностное взаимодействие с силовыми структурами более тесное.
- Внедрение своего агента в конкурирующую компанию. Такой метод, чаще всего, используется, если фирмы занимаются разработкой новых технологий, компьютерных программ и т.п. Главная задача такого внедренного человека – передача информации по ведущимся разработкам. Именно поэтому у подобных компаний система службы безопасности как можно более тщательно проверяет всех поступающих на работу. Но таким же способом могут передаваться не только ноу-хау, но и все планы фирмы. Например, касающиеся скупки или продажи акций, расширение региона охвата и пр.
- Сговор нескольких участников рынка. Сложней всего противостоять нападкам, если для их осуществления объединяются сразу несколько структур, чтобы вытеснить наиболее перспективного участника рынка. В таком случае каждый из них может использовать свой метод недобросовестной конкуренции.
Сможет или нет компания противостоять нападкам зависит от многих факторов. В первую очередь, как быстро ее владельцы сумеют распознать опасность.
Неправомочное применение интеллектуальной собственности сторонней организации
Понятие и виды недобросовестной конкуренции Закон продолжает рассматривать своем четвертом пункте первой части 14 статьи. Здесь речь идет о недопущении реализации, обмена, а также прочего введения на рынок товара, если в данном случае применялись средства, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности юридического лица. Подобная форма недобросовестной конкуренции способна вызвать смешение товаров конкурента и его деятельности, возникающее в результате нарушения прав на итоги интеллектуальной деятельности, которыми являются:
— базы данных;
— произведения искусства, литературы и науки;
— фонограммы;
— исполнения;
— программы, написанные для ЭВМ;
— фирменные наименования;
— промышленные образцы;
— изобретения;
— полезные модели;
— сообщения в телепередачах, в эфире или по кабелю;
— ноу-хау;
— селекционные достижения;
— знаки, как обслуживания, так и и товарные;
— коммерческие обозначения;
— фирменные наименования.
Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
В настоящий момент в отечественном законодательстве установлены два легальных определения недобросовестной конкуренции и, следовательно, два генеральных запрета подобного типа поведения.
В ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности в качестве недобросовестной конкуренции запрещаются акты конкуренции, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.
То есть, по своей сути, подлежкат запрету любые деяния участников предпринимательской деятельности, совершенные в конкурентной борьбе и противоречащие добропорядочности, которая сформировалась в обычных условиях функционирования соответствующего товарного рынка.
Как предотвратить недобросовестную конкуренцию
Предотвратить недобросовестную конкуренцию очень сложно, а иногда и вовсе невозможно. Максимум, что можно сделать, – это зарубить операцию на корню еще в момент ее становления, пока действие не распространилось на широкую публику. С этим может справиться собственная служба безопасности. Сложность заключается в том, что нельзя заранее предугадать, какие меры предпримет конкурент.
Никогда не относитесь к таким деяниям со стороны «спустя рукава». Если инцидент незаконной конкуренции имел место быть – доводите дело до логического завершения, подав в суд на участников процесса. Это позволит снизить процент вероятности повторного зарождения войн со стороны других компаний.
Согласно опыту и наблюдениям, в России недобросовестная конкуренция начинает набирать обороты вслед за Западом. Там маркетинговые войны идут уже давно. Но в России и закон намного жестче. К примеру, на территории нашей страны в рекламе любого рода недопустимо упоминать марки конкурентов. В других странах такого запрета нет.
Недобросовестная конкуренция и ее противоправность
К числу нарушений российского конкурентного законодательства относится недобросовестная конкуренция. Термин «недобросовестная конкуренция» используется в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965 г. к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., имеющей силу и для Российской Федерации, ставшей правопреемником бывшего СССР в области заключенных им международных договоров.
Актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст. Ю-Ыз Парижской конвенции).
Законодательство России соответствует обязательным требованиям по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской конвенции.
Согласно Закону о защите конкуренции
недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Все эти обстоятельства неизбежно угрожают последствиями, отрицательными для предпринимателя. Одновременно вторая ситуация, когда пресса действует с материалами, которые скорее точно отражают некоторые факты, является самой опасной для делового мира, но вследствие различных причин дают им неточную оценку и восток к неправильным, нежелательным заключениям.
Ситуация драматизирована фактом, что газета и публикации журнала часто воспринимаются структурами власти как проявление общественного мнения и довольно часто становятся толчком к принятию необоснованных решений ими который чрезвычайно вредная жизнь влияния делового мира.
В целом в условиях конкуренции, реальной жизни на рынке, чрезвычайная важность взята переходом от хаотических, близоруких действий предпринимателей, имеющих место к сбалансированным операциям участников рынка, стабилизирующего прогрессивные тенденции в экономике государства. Это требует знания законов рынка их взаимодействия со структурами бизнеса, идентификацией причины и следствия и другими формами коммуникаций в экономических процессах, определениях тенденций их развития, которое невозможно без экономического анализа.
В случае рыночных отношений задачи анализа становятся основным принципом, поскольку конкуренция вынуждает предпринимателей более активно изучить самую различную информацию для предотвращения возможных ошибок, делая сделки риска. Несмотря на то, что конкурентоспособные действия действуют как специальные методы внедрения деловой активности, они не должны быть идентифицированы с последним. Деловая активность не всегда принимает доступность конкуренции.
Контроль над экономической концентрацией
Одной из значимых функций антимонопольных органов можно назвать государственный контроль над экономической концентрацией. Законодательно определяется экономическая концентрация как сделки либо же прочие действия, осуществление коих влияет на состояние конкуренции.
Базовыми видами контроля со стороны государства, который осуществляется антимонопольными органами, можно назвать:
- Контроль над созданием, а также дальнейшей реорганизаций коммерческих организаций.
С предварительно полученного согласия антимонопольного органа производятся:
- слияние коммерческих организаций (кроме финансовых) либо же присоединение коммерческой организации (помимо финансовой) к другой коммерческой организации (помимо финансовой) в том случае, когда суммарная стоимость активов (либо же активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию строго на последнюю отчетную дату, которая предшествует дате представления ходатайства, свыше трех миллиардов рублей, либо если общая выручка подобных организаций (или же групп лиц) от реализации товаров за один календарный год, который предшествует году слияния, свыше шести миллиардов рублей, или в том случае, когда одна из подобных организаций входит в реестр хозяйствующих субъектов, которые обладают долей на рынке конкретного товара не менее тридцати пяти процентов;
- создание коммерческой организации в том случае, когда ее уставной капитал оплачивается акциями (или же долями) и (либо) имуществом иной коммерческой организации (кроме финансовой) и в том случае, если создаваемая коммерческая организация получает в отношении этих акций (или же долей) и (либо) имущества, определенные права; в случае, если общая стоимость активов по последнему балансу учредителей такой организации (их групп лиц), а также лиц, акции (или же доли) и (либо) имущество которых вносится в виде вклада в уставный капитал, свыше трех миллиардов рублей, или если общая выручка учредителей данной организации (или же их групп лиц), а также лиц, акции (или же доли) и (либо) имущество которых вносятся в виде вклада в уставный капитал, от реализации товаров за один последний календарный год свыше шести миллиардов рублей, или если организация, акции (или же доли) и (либо) имущество которой вносится в виде вклада в уставный капитал, входит в реестр.
Коммерческой организации необходимо уведомить антимонопольный орган касательно ее создания в результате произошедшего слияния коммерческих организаций (помимо финансовых) либо же о присоединении к ней иной коммерческой организации (помимо финансовой) в том случае, когда общая стоимость активов данных организаций по последним балансам либо же их общая выручка от реализации товаров за один календарный год, который идет перед годом слияния (или же присоединения), более чем двести миллионов рублей. Уведомление нужно осуществить в срок сорока пяти дней с момента государственной регистрации созданного либо же реорганизованного юрлица.
- Контроль над сделками с акциями (либо же долями), правами и (либо) имуществом коммерческих организаций.
В той ситуации, когда общая стоимость активов по последним балансам лиц (или же групп лиц), которые покупают акции (или же доли), права и (либо) имущество, и лица (группы лиц), акции (или же доли) и (или) имущество которого и (либо) права в отношении которого покупаются, свыше трех миллиардов рублей, либо если их общая выручка от реализации товаров за один последний календарный год свыше шести миллиардов рублей, и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (или же группы лиц), акции (или же доли) и (либо) имущество которого и (либо) права в отношении которого покупаются, свыше ста пятидесяти миллионов рублей, или если одно из перечисленных лиц входит в реестр хозяйствующих субъектов, нужно получение предварительного согласия антимонопольного органа для проведения таких сделок с акциями (или же долями), правами и (либо) имуществом):
- приобретение лицом (либо же группой лиц) голосующих акций акционерного общества, в том случае, когда такое лицо (либо же группа лиц) затем получает право распоряжаться свыше, чем двадцатью пятью процентами данных акций в ситуации, когда до этого приобретения подобное лицо (либо же группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями либо же распоряжалось меньше, нежели двадцатью пятью процентами голосующих акций этого акционерного общества. Данное требование не распространяется на учредителей акционерного общества во время его создания;
- приобретение лицом (либо же группой лиц) в уставном капитале ООО в случае, когда данное лицо (либо же группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третьей доли в уставном капитале этого общества в ситуации, что до данного приобретения это лицо (или же группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале или же распоряжалось меньше, нежели одной третьей долей в уставном капитале этого общества. Данное требование не имеет распространения на учредителей акционерного общества во время его создания;
- приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (или же группой лиц), распоряжающимся не меньше, нежели одной третью доли и не больше, нежели двумя третями долей (не менее трех четвертых и не более двух третьих) в уставном капитале данного общества, если данное лицо (или же группа лиц) получает право распоряжаться больше, нежели одной второй долей в уставном капитале данного общества;
- приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (или же группой лиц), распоряжающимся не меньше, нежели двадцатью пятью процентами и не больше, нежели пятьюдесятью (не меньше пятидесяти и не больше семидесяти пяти) голосующих акций общества, если данной лицо (или же группа лиц) получает полное право распоряжаться больше, чем пятьюдесятью (семьюдесятью пятью) процентами голосующих акций этого акционерного общества;
- получение в непосредственную собственность, пользование либо же во владение хозяйствующим субъектом (или же группой лиц) основных производственных средств и (либо) нематериальных активов прочего хозяйствующего субъекта (кроме финансовых организаций) в том случае, когда балансовая стоимость имущества, которое является предметом сделки или же сделок, взаимосвязанных между собой, свыше двадцати процентов балансовой стоимости основных производственных средств, а также нематериальных активов хозяйствующего субъекта, который осуществляет отчуждение либо передачу имущества;
- приобретение лицом (или же группой лиц) в результате единственной или нескольких сделок (в частности, на основании договора доверительного управления имуществом, договора касательно совместной деятельности либо же договора поручения) прав, которые позволяют определять условия осуществления хозяйствующим субъектом (кроме финансовой организации) предпринимательской деятельности либо же осуществлять функции его исполнительного органа.
Антимонопольный орган необходимо уведомить лицам, которые приобретают акции (или же доли), права и (либо) имущество коммерческих организаций (помимо финансовых организаций), об осуществлении определенных сделок и прочих действий в том случае, когда общая стоимость активов по последнему балансу либо же общая выручка от реализации товаров лиц (или же групп лиц), которые принимают участие в сделках (действиях), за один календарный год, который предшествует году совершения подобных сделок (действий), свыше двухсот миллионов рублей и при этом общая стоимость активов по последнему балансу лица (или же группы лиц), акции (или же доли) и (либо) имущество которого приобретается либо в отношении которого покупаются права, свыше тридцати миллионов рублей, или если одно из данных лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов. Уведомление необходимо сделать в срок сорока пяти дней после момента осуществления сделок (действий).
Создание и реорганизация коммерческих организаций, сделки, а также прочие действия осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с дальнейшим уведомлением касательно их осуществления, если соблюдены такие условия:
- сделки и прочие действия осуществляются лицами, которые состоят в одной группе лиц;список лиц, которые входят в одну группу, с указанием оснований, по которым данные лица состоят в этой группе, был предоставлен одним из входящих в данную группу лиц (то есть заявителем) в федеральный антимонопольный орган строго в утвержденной форме не позже, нежели за один месяц до совершения сделок либо иных действий;
- список лиц, состоящих в данной группе, на момент совершения сделки или другого действия не претерпел изменений по сравнению с представленным в официальный орган списком.
- Контроль над ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов.
Хозяйствующие субъекты, которые имеют намерение добиться соглашения, которое способно признаваться допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции (есть вероятность, что подобное соглашение будет ограничивать конкуренцию), могут обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проведении проверки соответствия проекта соглашения актуальным требованиям антимонопольного законодательства.
Основаниями для принятия решения касательно несоответствий проекта соглашения актуальным требованиям могут послужить:
- имеющиеся условия, которые способны ограничивать конкуренцию на рынке товаров;
- неправдивость сведений, которые содержатся в документации, предоставленной в официальный орган и имеющих значение для принятия решения;
- непредставление документации и сведений, которые предусмотрены списком, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Введение в заблуждение
Положениями ст. 14.2 ФЗ № 135 устанавливается запрет на недобросовестную конкуренцию, в ходе которой предприятие осуществляет деятельность, направленную на введение потребителей в заблуждение. При этом производитель товара или поставщик услуги, так же как и в случае дискредитации, предоставляет потребителю заведомо ложные сведения, однако касаются они при этом характеристик продукции, которую предлагает он сам, а не его конкуренты.
Законодатель же запрещает вводить покупателей в заблуждение в отношении:
- качества и характеристик товара, а также места и условий его изготовления;
- количества товара, возможности его приобретения и наличия спроса на него на рынке;
- объема и продолжительности гарантийных обязательств, которые принимает на себя производитель или изготовитель;
- условий, на которых товар может быть приобретен.