ГлавнаяПедагогическая копилкаРисование «В мастерской гжельских художников» Подготовила и провела: Н.С. Волынкина

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; Smarty has a deprecated constructor in /home/aqq15386/public_html/MBDOU-44/includes/smarty/libs/Smarty.class.php on line 64

Рисование «В мастерской гжельских художников» Подготовила и провела: Н.С. Волынкина

8 апреля 2017 - Редактор
Рисование «В мастерской гжельских художников» Подготовила и провела: Н.С. Волынкина

«В мастерской гжельских художников»

Декоративное рисование в старшей группе

Цель:  Продолжать приобщать детей к народной культуре через знакомство с изделиями народно-прикладного искусства;

Задачи:

 1. Образовательные:

·       Закреплять знания об элементах гжельской росписи (роза, цветы, завитки, сеточка, прямые и волнистые линии);

      • упражнять в составлении узора на готовой форме;

      • упражнять в смешивании цветов краски (синий и белый, получая разные оттенки голубого цвета;

        • закреплять знания о других видах декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка; хохломская роспись).

2. Развивающие:

       • развивать творчество, фантазию, воображение, художественный и эстетический вкус; умение видеть неповторимую красоту изделий мастеров гжельской росписи;

3. Воспитательные:

·       Приобщать детей к истоком русской народной культуры, уважение к рукотворному труду.

                                                         

Предварительная работа:

• беседы, рассматривание иллюстраций и предметов народных промыслов;

• знакомство с историей возникновения художественных промыслов.

 

Оборудование и материалы:

• изделия народно-прикладного искусства;

• гуашь белого и синего цвета, кисти разных размеров. Баночки для воды, тряпочки, палитра для смешивания красок;

• вырезанные силуэты посуды и предметов.

 

Ход занятия

        Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату и обращает внимание на необычную обстановку. В группе оформлены декоративные столики с изделиями народных мастеров.

 

Воспитатель: ребята, издавна на Руси трудились народные умельцы и пользовались доброй славой. Перед вами изделия народных мастеров, вам знакомы они?

 

Дети: да.

 

Воспитатель: я сейчас это проверю. Я буду вам загадывать загадки и читать стихи, а вы будете внимательно слушать и угадывать, про какую роспись я читаю или о каком изделии.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и бараны смешные,

Табун разноцветных коней.

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд.

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка – распушенные бока,

Для кого-то глина стала вдруг павлином!

 

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: а как называется роспись?

Дети: Дымковская.

Воспитатель: молодцы, правильно ответили.

- Откуда пришла к нам эта игрушка?

Дети: Из села Дымково.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А ложки солнцем залитые.

 

Дети: хохлома!

Воспитатель: молодцы! Снова верно ответили.

-Как называется роспись?

Дети: хохломская.

 

А вот еще висят предметы –

Не красивы, не приметны,

Белые, нерасписные,

Но немного голубые?

- Как вы думаете, про какую роспись эта загадка?

Дети: гжельскую.

- Сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».

           Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

         Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Решили лепить такие изделия, которых свет не видывал.

Стали думу-думать. Как бы украсить позатейливей?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева.

         Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда и игрушки людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

 На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжель

- Воспитатель: А кто мне скажет, чем гжельская роспись отличается от других, ведь ее элементами являются и цветы, и завитки, и кружки, и полоски, и ягодки?  

Дети: её расписывают голубой и синей краской.

- Да прежде всего синим  цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

 

Так давайте же сегодня представим себя гжельскими художниками, а это наша мастерская. Чтобы и этот уголок стал красивым, давайте распишем эти белые предметы гжельской росписью. Выберете себе тот предмет, который вы хотите расписать и садитесь на свое рабочее место.

 

       Воспитатель уточняет у детей, для чего нужна палитра и кисти разных размеров. В помощь детям на мольберт выставляется плакат с элементами гжельской росписи.

 

 

Пальчиковая гимнастика

     Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

 Завтра утром все цветки

 Вновь распустят лепестки.

Воспитатель: ну, гжельские художники, можете приступать к работе.

Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.

Воспитатель направляет и помогает затрудняющимся.

 

 

 

 

 

         Затем дети выставляют свои работы на вертикальную полку и рассматривают вместе с воспитателем.

Воспитатель:

Вы не просто детвора,

Вы ребята – мастера.

Взяли кисти, краски взяли,

И узор нарисовали

Ярко-синий, голубой.

Узор гжельский, вот какой!

- Скажите, кому тяжело было расписывать заготовку?

- У кого получилась самая нарядная работа?

- Кто правильно расположил рисунок на своём изделии? А кто нет?

- Покажите самую аккуратную работу.

Спасибо за хорошо выполненное задание!

 

Используемая литература: Н. С. Сурьянова «Синие цветы Гжели», В. Н. Крупин «Дымка», К. Назаров «Городецкие узоры», О. Хренова «Городец»; стихи В. Василенко, В. Фофанов.