ГлавнаяПедагогическая копилкаРазвитие речи в старшей группе по теме «Посуда». Подготовила и провела: Фомичева Т.Т.

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; Smarty has a deprecated constructor in /home/aqq15386/public_html/MBDOU-44/includes/smarty/libs/Smarty.class.php on line 64

Развитие речи в старшей группе по теме «Посуда». Подготовила и провела: Фомичева Т.Т.

16 марта 2017 - Редактор
Развитие речи в старшей группе по теме «Посуда». Подготовила и провела: Фомичева Т.Т.

 НОД по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности по теме «Посуда».

Задачи:

-связная речь: учить отвечать на вопросы по стихотворению и составлять описательный рассказ о предметах посуды;

-словарь и грамматика: активизировать словарь по теме «Посуда»; активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов); учить пониманию многозначных слов (глубокий-мелкий);закреплять умение классифицировать предметы посуды по назначению; закреплять умение подбирать к существительным прилагательные , согласовывать их в роде; учить образовывать названия предметов посуды по аналогии;

-развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.

Материал: тарелки (глубокая и мелкая),вилка и ложка, кружка, картинки с изображением предметов посуды, мяч.

 

Ход занятия:

1.    Речевая разминка. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Пустая чашка-полная чашка

Горячая сковорода-холодная сковорода;

Глубокая тарелка-мелкая тарелка;

Высокий стакан-низкий стакан;

Широкая кастрюля-узкая кастрюля;

Большая ложка- маленькая ложка;

Острый нож- тупой нож;

Длинная ручка (у сковородки)- короткая ручка;

2.Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»

       ...Никому отказа нет,

          Подан каждому обед.

          Собачке-в миске,

          В блюдечке-киске,

          Курочке-несушке-

          Пшена в черепушке.

         А Машеньке в тарелке.

        В глубокой, не в мелкой.

Вопросы:

-О чем говорится в стихотворении?

-В чем подают обед собачке, киске, курочке-несушке?

-А из чего обедает Машенька?

-Как это можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

 

 

3.Упражнение «Назови посуду».

 Как называется посуда, в которой готовят на кухне?(Кухонная)

Как называется посуда, которую ставят на стол?(столовая)

Как называется посуда, которую подают к чаю? (чайная)

Игра «Скажи какая?» (работа в подгруппах)

Перед детьми картинка предмета посуды, им надо назвать признак , не повторяя ответы друг друга.

В-ль: А теперь я накрою стол, а вы скажете, что будет делать Маша. Как называется действие, когда накрывают на стол? (Сервировка)

(В-ль выставляет мелкую и глубокую тарелки, кружку, ложку и вилку.)

Дети : Маша будет обедать.

4. Работа с многозначными словами.

В-ль: Правильно. Посмотрите, у нас на столе две тарелки. Сравните, чем они похожи. Чем отличаются?

Ответы детей.

В-ль: Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), мелкая река ( неглубокая), мелкий дождик (несильный), глубокое чувство (сильное), мелкий песок (некрупный).

5. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни -разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

 

6. Упражнение «Во что кладут? Наливают»

Кроме тех предметов посуды, которые мы с вами называли, есть еще предметы, которые часто стоят на столе и в них что –нибудь  кладут или наливают.

Сахар кладут в сахарницу.(образец дает педагог)

Хлеб , салат, конфеты, масло, соль, сухари.

Молоко, суп, сливки, соус, чай, кофе.

7.Составление описательного рассказа по плану. «Магазин посуды»

План:

-Что за посуда?

-Из чего сделана?

-Форма, цвет. Дополнительные детали.

-Для чего нужна?

Например: это кухонная посуда. Она металлическая. Круглой формы, синего цвета. У нее есть ручка и крышка. На ней жарят мясо. Картошку, рыбу.

Дети должны угадать, что это за посуда и показать картинку.

8. Итог занятия.

 

  Задачи:

-связная речь: учить отвечать на вопросы по стихотворению и составлять описательный рассказ о предметах посуды;

-словарь и грамматика: активизировать словарь по теме «Посуда»; активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов); учить пониманию многозначных слов (глубокий-мелкий);закреплять умение классифицировать предметы посуды по назначению; закреплять умение подбирать к существительным прилагательные , согласовывать их в роде; учить образовывать названия предметов посуды по аналогии;

-развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.

 

Материал: тарелки (глубокая и мелкая),вилка и ложка, кружка, картинки с изображением предметов посуды, мяч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1.    Речевая разминка. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Пустая чашка-полная чашка

Горячая сковорода-холодная сковорода;

Глубокая тарелка-мелкая тарелка;

Высокий стакан-низкий стакан;

Широкая кастрюля-узкая кастрюля;

Большая ложка- маленькая ложка;

Острый нож- тупой нож;

Длинная ручка (у сковородки)- короткая ручка;

2.Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»

       ...Никому отказа нет,

          Подан каждому обед.

          Собачке-в миске,

          В блюдечке-киске,

          Курочке-несушке-

          Пшена в черепушке.

         А Машеньке в тарелке.

        В глубокой, не в мелкой.

Вопросы:

-О чем говорится в стихотворении?

-В чем подают обед собачке, киске, курочке-несушке?

-А из чего обедает Машенька?

-Как это можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

 

 

3.Упражнение «Назови посуду».

 Как называется посуда, в которой готовят на кухне?(Кухонная)

Как называется посуда, которую ставят на стол?(столовая)

Как называется посуда, которую подают к чаю? (чайная)

Игра «Скажи какая?» (работа в подгруппах)

Перед детьми картинка предмета посуды, им надо назвать признак , не повторяя ответы друг друга.

В-ль: А теперь я накрою стол, а вы скажете, что будет делать Маша. Как называется действие, когда накрывают на стол? (Сервировка)

(В-ль выставляет мелкую и глубокую тарелки, кружку, ложку и вилку.)

Дети : Маша будет обедать.

4. Работа с многозначными словами.

В-ль: Правильно. Посмотрите, у нас на столе две тарелки. Сравните, чем они похожи. Чем отличаются?

Ответы детей.

В-ль: Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), мелкая река ( неглубокая), мелкий дождик (несильный), глубокое чувство (сильное), мелкий песок (некрупный).

5. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни -разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

 

6. Упражнение «Во что кладут? Наливают»

Кроме тех предметов посуды, которые мы с вами называли, есть еще предметы, которые часто стоят на столе и в них что –нибудь  кладут или наливают.

Сахар кладут в сахарницу.(образец дает педагог)

Хлеб , салат, конфеты, масло, соль, сухари.

Молоко, суп, сливки, соус, чай, кофе.

7.Составление описательного рассказа по плану. «Магазин посуды»

План:

-Что за посуда?

-Из чего сделана?

-Форма, цвет. Дополнительные детали.

-Для чего нужна?

Например: это кухонная посуда. Она металлическая. Круглой формы, синего цвета. У нее есть ручка и крышка. На ней жарят мясо. Картошку, рыбу.

Дети должны угадать, что это за посуда и показать картинку.

8. Итог занятия.