ГлавнаяПедагогическая копилкаРазвитие речи детей в Древней Руси. Подготовила: учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; Smarty has a deprecated constructor in /home/aqq15386/public_html/MBDOU-44/includes/smarty/libs/Smarty.class.php on line 64

Развитие речи детей в Древней Руси. Подготовила: учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

10 апреля 2018 - Редактор
Развитие речи детей  в Древней Руси. Подготовила:  учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

Развитие речи детей в Древней Руси.

 

Почему наши дети так плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Очень часто сейчас можно встретить детские сказки, переделанные на новый лад, в которых теряется педагогическая мысль древнерусской культуры. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть – разрешения любого конфликта. Давайте вернемся к истокам древности и посмотрим, как все начиналось.

                 Колыбельные песни – первые поэтические произведения, обращенные к ребенку. Под их влиянием малыш познает звуки речи, начинает понимать обращенную к нему речь матери.

               Пестушки и потешки – короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.
                         «Потягушки, потягушки!
                         А в ножки ходонушки,
                         А в ручки хватанушки,
                         А в роток говорок,
                         А в горовку разумок»
Пестушки способствуют развитию у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств.

                                   

              
 Сказки – способствуют усвоению ребенком особенностей народной речи, приводят в движение воображение, душевные силы, развивают предметно-образное мышление.

               Загадки – средство умственного и речевого развития ребенка. Подбор загадок соответствовал возрасту детей. Постепенно загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять функцию источника знаний. Загадки использовались древнерусскими учителями в процессе обучения детей. На стенах Киевского и Новгородского соборов Софии были обнаружены записи загадок ХII века.  Содержание их основано на тексте Псалтыри – основной для того времени учебной книги в школах грамоты.  
         

               Скороговорки – короткие речения с повторением отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. Скороговорки издавна использовались в «народной» логопедии для исправления у детей нарушения речевой артикуляции, картавости, «проглатывания» окончания слов, гугнивости (произношения в нос).


Нарушения речи у детей в Древней Руси болбанием. Наиболее распространенным методом исправления речи было повторение вслед за взрослым правильного произношения звуков животных и птиц. С ростом ребенка родители переходили на скороговорки.

«Летят три печужки через три пустые избушки»

              
               Пословицы и поговорки – выполняли функцию стимулов к учению, наставлений о пользе знаний. 
«От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет»
«В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»

Подобные поговорки имеются в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Учтивость, внимательность, уважение другого человека как обычай славян отмечали путешественники Х – ХIII вв.

        

Таким образом, на ряду с современным словарем необходимо использовать опыт многих поколений, оставивших нам в наследство духовное и языковое богатство, которое мы должны беречь и приумножать для наших потомков.