ГлавнаяПедагогическая копилкаЧто такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает. Подготовила учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; Smarty has a deprecated constructor in /home/aqq15386/public_html/MBDOU-44/includes/smarty/libs/Smarty.class.php on line 64

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает. Подготовила учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

9 апреля 2018 - Редактор
Что такое  «познавательная деятельность» или  почему ребенок медленно думает. Подготовила учитель-дефектолог, логопед Соловьева М.П.

Что такое  «познавательная деятельность» или  почему ребенок медленно думает.

Почему одни люди все схватывают на лету,

а другим необходимо многократное повторение

одного и того же?

Это зависит:

§  от способности  центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира;

§  от заинтересованности слушающего;

§  от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук);

§  от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию.

Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения ребенка с окружающим миром. Особенно это резко выражено у детей с проблемами в развитии.

Незрелость нервной системы не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит, слышит, чувствует каждый день.

Теряя ощущение нового, но не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает ее. Кажется, что ребенок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого. Запомнив целостную картину окружающего мира, ребенок не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул и т. д.).

 

 

 

 

Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д.

С одной стороны ребенок не может выполнить простых для нас заданий:

  •  повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке)
  •   подпрыгнуть на одной ноге;
  •  закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается);
  •   пнуть точно мяч.

 С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят.

И самое непонятное для нас, взрослых, - не может сделать как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делай как я!» для ребенка с проблемами в развитии становится недосягаемым. Почему? По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребенка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут.  Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.

Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира, ребенку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать.

Чтобы запомнить, как называется что-то, ребенок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают

В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых.

Однако, когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребенка, тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий ребенка для концентрации внимания на каком-то одном предмете.                                                                         

Энергии и возможностей ребенка не хватает    
 для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает.

Именно эти сложности скрываются за

выражением «медленно думает», когда говорят
о ребенке с проблемами в развитии.

Чем старше становится малыш, тем больше информации  и

опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает.

И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что

незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот  материал, который знают его сверстники, даже не посещающие детский сад.

Каждый ребенок с проблемами в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения.

Но родителям необходимо знать, что ни одно даже "самое лучшее" лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с малышом.

Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагогов, с обязательным и ведущим участием родителей.